Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии»
Технологическая карта урока № 28 ДАТА _____________________________
Тема
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Цель
Сформировать представление о землетрясениях, причинах их возникновения.
Задачи
- обучающие: обучить учащихся правилам основам безопасности жизнедеятельности в зонах возникновения стихийных бедствий: землетрясений.
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, развитие умений находить нужную информацию в учебнике, географической карте и на основе этого делать соответствующие выводы;
- воспитательные: воспитание любознательности; формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими. Воспитывать чувство сострадания, необходимости оказания помощи и поддержки, людям, оказавшимся в зоне землетрясений.
Основноесодержаниетемы,терминыипонятия
Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Землетрясение; очаг и эпицентр землетрясения; пояса землетрясений; сейсмограф;
Планируемыйрезультат
Предметные
УУД
Называть и показывать крупнейшие пояса землетрясений Земли ; приводить примеры воздействия землетрясений разной силы на людей и строения, описывать процесс возникновения землетрясения; объяснять закономерности географического распространения землетрясений.
Личностные:осознать необходимость изучения данной темы и её практическое значение.
Регулятивные:принимать и формулировать учебную проблему, умение организовать своё рабочее место, время.
Коммуникативные:умение общаться и взаимодействовать друг с другом
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений
Общеучебные:выделение и структурирование необходимой информации
Логические:выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Межпредметныесвязи
Учебныйпредмет,курс
Формыработы
Ресурсы
математика, природоведение, история.
коллективная, групповая, работа в парах
Ноутбук, проектор, атласы по географии 5 класс, учебники.
Структура и ход урока
№
п/п
Деятельность
учителя
ученика
Этап 1. «Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа», «Движение земной коры».
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
1.Что такое рельеф и форма рельефа? 2. Как разделяют формы рельефа по размерам? Приведите примеры. 3. Под воздействием каких сил формируется рельеф? Почему рельеф на Земле очень разнообразен? 4. В чём проявляется действие внутренних сил Земли? 5. Какие виды движения земной коры бывают? Приведите примеры.
Приветствие учителя, готовность к уроку.
Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, поставленные учителем. (П).
Исправляют ошибки, допущенные при ответах одноклассниками. (Р)
Этап 2. Создание проблемной ситуации
1.Создание проблемной ситуации. Учитель зачитывает фрагмент из литературного произведения, описывающее землетрясение: «Земля вздрогнула; её судорога длилась почти 10 секунд, треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц разбудил спящих….Как бумажный, разрывался потолок.. В темноте всё казалось падало. Земля гудела.. Вздрогнув и пошатываясь, здания наклонились,,,,.. по их белым стенам, как молнии, змеились трещины и стены рассыпались, заваливая улицы и людей среди них тяжёлыми грудами острых кусков камня». О каком грозном явлении природы идёт речь?
Побуждает учащихся на решение проблемной ситуации. Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует
Вступают в диалог, обсуждают, находят решение поставленной проблемы. (К, Р)
Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)
Этап 3. Целеполагания:
Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.
(Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.)
Что же такое землетрясение? Как оно возникает? Какой силы бывают землетрясения?
Цель записывается на доске и обсуждается (Р).
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод(П., Р., К)
Этап 4. «Открытие» нового знания
Побуждает учащихся к «открытию» новых знаний, предлагая выполнить задания по группам.
Задание 1. Группа № 1. Провести анализ текста стр. 94-95, провести анализ рис. 76 стр.95,ответить на вопросы: 1.Что такое землетрясение? 2.Причина возникновения землетрясений. 3.Какие составные части имеет землетрясение?
Задание 1. Группа № 2. Провести анализ текста учебника стр.96, рис. 77 стр. 96. Ответить на вопросы: 1. Как измеряют силу землетрясения? 2. Как землетрясения изменяют рельеф? 3.Где происходят землетрясения?
Задание 1. Группа № 3. Где происходят землетрясения? Проведите анализ рис. 69 стр. 87, рис. 78 стр. 97 и сравните с физической картой полушарий. Сделайте вывод. 2. Какие два пояса землетрясений существуют? Покажите их на карте полушарий.3. Как часто бывают землетрясения?
Задание 1. Группа № 4. Как и зачем изучают землетрясения?
Провести анализ текста учебника стр.97-98 и ответить на вопросы: 1.Чем опасны землетрясения? 2. Какой прибор используют для изучения землетрясений? 3. В чём заключается главная задача изучения землетрясений?
(П, Р) работают с текстом учебника и рисунками, составляют описание последствий землетрясений разной силы по 77 стр.96. (П, К). Проводят анализ рис. 78 стр.97 и сравните с физической картой полушарий. Делают вывод: на Земле образуется два пояса землетрясений – Тихоокеанский Средиземноморско-Азиатский.
Проводят анализ текста стр. 97-98, выполняют предложенные задания.
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. В эфире прозвучал сигнал международной тревоги: «SOS» Окажите помощь пострадавшим. По географическим координатам, определите место тревоги и расскажите о событиях, которые там происходят. Группа № 1. Задание 2. Землетрясение в Чили 2010 г. Географические координаты: 32º ю. ш. 70º з. д. В каких горах произошло землетрясение? 2.На территории какого государства? Группа № 2. Здание 2. Землетрясение в Гаити 2010 г. Географические координаты: 20º с. ш. 70º-80º з. д. 1. На каких островах произошло землетрясение? 2. На территории какого государства? Группа № 3. Задание 2. Землетрясение в Японии. Географически координаты: 35º с. ш. 140º в. д. 1. На каких островах произошло землетрясение? 2. На территории какого государства? Группа № 4. Задание 2. Землетрясение в Юго-Восточной Азии. Географические координаты: 20 с. ш. 80 в. д. и 15 с. ш. 100 в. д. 1. На каких полуостровах произошло землетрясение? 2. На территории каких государств?
А можно ли предсказать землетрясение, если нет сейсмографа? В Японии практически в каждом доме имеется аквариум с рыбками. Зачем? Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при решении поставленных задач.
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Работают в парах с картами атласа и находят названные объекты, индивидуально и парах работают с настенной картой у доски.
( Р, К, П) Выполняют предложенные задания в составе групп.
Этап 6. Рефлексия
(итог урока)
Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.
ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------
МНЕ КОМФОРТНО_____
Я испытываю проблемы--------.
Приложения к уроку.
Приложение № 1. Землетрясение в Чили 2010 г. Географические координаты: 32º ю. ш. 70º з. д.
Группа № 1. Задание 2. 1. В каких горах произошло землетрясение? 2.На территории какого государства?
Землетрясение в Чили 22 мая 1960 года, считается сильнейшим землетрясением в истории сейсмологии, сила толчков составила 9.5 баллов по шкале Рихтера. Землетрясение было настолько мощным, что вызвало волны цунами высотой более 10 метров, накрывшие не только побережье Чили, но и причинившие огромный ущерб городу Хило на Гавайях, а часть волн достигла побережья Японии и Филиппин. Погибло более 6.000 человек, большинство из которых попали под удар цунами, разрушения были немыслимые. Без жилья и крова остались 2 миллиона человек.
Приложение № 2. Землетрясение в Гаити 2010 г. Географические координаты: 20º с. ш. 70º-80º з. д.
Группа № 2. Задание 2. 1. На каких островах произошло землетрясение? 2. На территории какого государства?
12 января 2010 года на Гаити произошло землетрясение силой 7 баллов по шкале Рихтера. Основной удар пришелся на столицу государства – город Порт-о-Пренс. Последствия были ужасны: практически 3 миллиона человек остались без крова, были разрушены все больницы и тысячи жилых зданий. Количество жертв было просто огромным, по различным оценкам от 160 до 230.000 человек.
В город хлынули преступники, сбежавшие из уничтоженной стихией тюрьмы, на улицах стали нередки случаи мародерства, грабежей и разбоев. Материальный ущерб от землетрясения оценивается в 5, 6 миллиардов долларов.
Приложение № 3 Землетрясение в Японии. Географически координаты: 35º с. ш. 140º в. д
Группа № 3. Задание 2. 1. На каких островах произошло землетрясение? 2. На территории какого государства?
11 марта 2011 года произошло сильнейшее землетрясение в истории Японии. Эпицентр находился восточнее острова Хонсю и сила подземных толчков составила 9,1 баллов по шкале Рихтера. В результате удара стихии, была сильно повреждена АЭС в городе Фукусима и разрушены энергоблоки на реакторах 1, 2, и 3. Многие районы стали непригодными для жизни в результате радиоактивного излучения.
После подводных толчков, огромная волна цунами накрыла побережье и уничтожила тысячи административных и жилых зданий. Погибло более 16.000 человек, 2.500 до сих пор считаются пропавшими без вести.
Приложение № 4. Землетрясение в Юго-Восточной Азии. Географические координаты: 20 с. ш. 80 в. д. и 15 с. ш. 100 в. д.
Группа № 4. Задание 2 1. На каких полуостровах произошло землетрясение? 2. На территории каких государств?
26 декабря 2004 года, сильнейшее цунами, обрушившееся на берега Таиланда, Индонезии, Шри-Ланки и другие страны, было вызвано разрушительным землетрясением силой в 9,1 балла по шкале Рихтера. Эпицентр подземных толчков находился в Индийском океане, недалеко от острова северо-западного побережья Суматры. Землетрясение было необычайно масштабным, произошел сдвиг земной коры на расстоянии 1200 км.
Высота волн цунами достигала 15 -30 метров и жертвами стихии по различным оценкам стали от 230 до 300.000 человек, хотя точное количество погибших подсчитать невозможно. Многих людей просто смыло в океан.