kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Водные ресурсы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сформирует умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов водными ресурсами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Водные ресурсы"»

География

10 класс

Урок по теме «Водные ресурсы»



Цель урока: формирование умений давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов водными ресурсами.


Тип урока: формирование новых знаний.


Оборудование: компьютер, проектор, СD с презентацией урока, карта мира, проекты обучающихся, учебники, карточки с дифференцированными заданиями.

Методы урока:

  • Практический: поисковый, исследовательский.


Организация начала урока: приветствие учителя, краткое сообщение целей и задач урока.


Конспект урока


1. Вступление учителя.

- Какой раздел мы с вами изучаем?

- Какой вид ресурсов уже нам известен?

- Проверим насколько хорошо вы разбираетесь в ископаемых ресурсах. Тест приложение.

«Велика роль воды в исторической судьбе народов. У славян реки служили источником воды, пищи, преградой от кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот неписанный закон нашел отражение в поговорке «Как пить дать». С водой связаны поверья, приметы, гаданья, заговоры, а также сказки, былины, эпосы.

Ремесло лоцмана было почетным на Руси. С IX века стали использовать энергию текучей воды: строили водяные мельницы. С помощью водяных колёс приводили в движение станки и другие механизмы.

В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности».

Итак, тема нашего урока «Водные ресурсы мира». Какие задачи поставим перед собой?


Задачи урока:

- как распределена вода на Земле?
- мировое водопотребление
- проблемы нехватки пресных вод и пути их решения
- гидроэнергоресурсы


Итак, сегодня на уроке мы дадим оценку обеспеченности мира и отдельных регионов водными ресурсами.


Предлагаю весь изученный на уроке материал представить с помощью схемы «Водные ресурсы и их использование» у вас на столах.



Чтобы работа была интересной, познавательной и содержательной предлагаю организовать нашу деятельность группами. Мобильно работая в группах, вы из предложенной информации выберите ту, которая необходима для построения схемы.


Для того чтобы успешно провести урок, я предлагаю разделиться на четыре группы: «Гидрологи», «Экономисты», «Прогнозисты», «Информатики». В каждой группе мы должны выбрать своего модератора, то есть человека, который направляет работу группы, следит за временем, привлекает своих товарищей к активной деятельности.




Итак, у нас сформированы четыре группы, выбраны их руководители, и нам необходимо перейти к основному этапу нашей работы – выполнению заданий.


1 группа « Гидрологи»: 2 человека

1. Анализ текста учебника Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина «География 10-11», п.6

А) Как распределена вода на Земле? От каких причин зависит распределение воды на планете?

Б) Дополните предложение: водные ресурсы делятся по типу …?

В) Водные ресурсы – это ресурсы исчерпаемые или неисчерпаемые, возобновимые или невозобновимые?

1 группа 2 человека

Г) Рассмотрите таблицу характеризующую водообеспечение различных стран и регионов . Проанализируйте её: сравните водообеспечение стран и регионов и водообеспечение на душу населения. Сделайте вывод и назовите причину данного факта. Запишите данный вывод в тетрадь.

Распределение ресурсов пресной воды по регионам мира


Регионы мира

Ресурсы (тыс.куб. км)

На душу населения (тыс.куб. км)

Весь мир

Европа

Азия

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Австралия и Океания

41,0

6,2

13,2

4,0

6,4

9,6

1,6

6,8

8,6

3,6

5,2

15,2

29,0

53,3



Вывод:

1. Неравномерность распределения запасов пресных вод.
2. Подверженность речного стока резким сезонным колебаниям.
3. Различие в плотности населения.
4. Большая амплитуда колебания потребности в воде населения в зависимости от местных климатических условий.
5. Специализация местной экономики, связанная с этим водоёмкости  имеющихся отраслей.


2 группа « Экономисты»

  1. Составьте схему «В каких областях своей деятельности человек использует воду»

  2. Кто является крупнейшим потребителем воды?




















3 группа «Прогнозисты» Как восполнить недостаток пресных вод?


  1. Как решить водную проблему? Что значит «оборотное водоснабжение»?

  2. Известно, что в пустынной зоне мало воды. Представьте, что вы специалист по водоснабжению. Как бы вы предложили обеспечить водой город в пустыне? (подсказку смотрите учебник Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина «География 10-11», п.6)


4 группа «Информатики» или «Статисты»


1.Выберите из предложенных материалов наиболее интересную и полезную информацию о ежедневном расходе воды во всём мире. ( Работа со статистическим материалом из различных источников информации).

2. Проанализируйте информацию гидроэнергетического потенциала Земли, используя текст учебника Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина «География 10-11», п.6 (составить диаграмму гидроэнергетического потенциала Земли).


Учитель:

Итак, приступаем к работе. Время работы в группах 10 минут.

(В течение 10 минут учитель оказывает помощь модераторам групп, даёт направляющие действия, старается отметить активность и работоспособность обучающихся. На компьютере заставка «Водные объекты мира»).


Отчет групп о проделанной работе – выступления детей:

1 группа:

Вода на Земле распределена неравномерно, распределение зависит от климатических условий, быстрого роста городов, развития промышленности, транспорта, с/х. Всё это загрязняет пресную воду, приводит к дефициту воды. Водные ресурсы подразделяются на солёные и пресные. Круговорот воды делает её возобновимым ресурсом.

Составление схемы:

1 группа:


Наиболее обеспечены ресурсами пресной воды страны – Канада, Венесуэла, Боливия, Норвегия, Исландия, Лаос, Новая Гвинея.

Наименее обеспечены страны: Марокко, Алжир, Ливия, Саудовская Аравия, Оман, Египет.

Продолжение составления схемы:

2 группа:





Бытовые нужды

Промышленность


Сельское хозяйство

отдых



Санитарно-гигиенические

мероприятия







3 группа:


Проблема – дефицит воды. Решение:


1.Транспортировка пресной воды с помощью трубопроводов, водного, наземного транспорта)

2. Переброска стока в пустынные районы с территорий, обеспеченных водными ресурсами

3. Опреснение морской воды

4. Буксировка айсбергов


2. В целом затраты на такие сооружения делают опреснённую воду слишком дорогой. Но совершенные технологии в ближайшие десятилетия получат широкое применение.


Продолжение составления схемы:

4 группа

- Давайте посмотрим схему ежедневного расхода воды:

Запасы пресной воды ограничены. 2003 год был объявлен годом пресной воды. 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды. К 2005 году 2/3 населения Земли будут жить в странах, испытывающих серьёзную нехватку воды.

- Неубывающий источник энергии – энергия рек и морей, хотя есть и негативные последствия: нарушаются миграции рыбы, теряются ценные с\х угодья, нарушается гидрологический режим

Итак, решение проблемы:

3. Итог урока

Сегодня мы изучили тему «Водные ресурсы мира», актуальную для каждого человека, живущего на земле. Давайте все вместе заботиться о чистоте пресной воды, сохранять свою жизнь и здоровье.

Тест на первичное закрепление


1.Водные ресурсы являются

А)исчерпаемыми; Б)неисчерпаемыми; В)возобновимыми; Г)невозобновимыми.

2.Объём пресных вод Земли составляет

А)100%; Б) 2,5 %; В) 50%; Г) 30%.

3.Избыточное водообеспечение у государства

А) Конго; Б) США; В) ОАЭ.

4. Недостаточное водообеспечение у государства

А) Саудовская Аравия; Б) Бразилия; В) Россия.

5. Основной проблемой водных ресурсов является

А)дефицит ; Б) переизбыток; В) отсутствие вообще.


А теперь возьмите в руки листы «Выражение своего мнения» и поставьте знак в той клетке, где по вашему отражена ваша работа на уроке.

Спасибо всем за работу.



















Водные ресурсы




Солёные Пресные

Распределены на Земле в горных и покровных

крайне неравномерно ледниках 85 %



Зависит от:

Климатических условий

Быстрого роста городов

Развитие промышленности

Транспорта, с/х

Наиболее обеспечены пресной водой Наименее обеспечены пресной водой


Канада, Венесуэла, Боливия, Норвегия, Марокко, Алжир, Ливия, Саудовская Исландия, Лаос, Новая Гвинея. Аравия, Оман, Египет.






Бытовые нужды

Промышленность


Сельское хозяйство

отдых



Санитарно-гигиенические

мероприятия








Загрязнение гидросферы


Дефицит пресной воды Решение проблемы


  1. Экономное расходование пресной воды на промышленных предприятиях, при орошении полей.

  2. Замкнутый цикл водоснабжения в производстве.

  3. Использование талых вод.

  4. Использование подземных вод.

  5. Транспортировка айсбергов.

  6. Опреснение морской вод

Выражение своего мнения



Оценка

Выборы группы

Оценка дела



Все активно работали, дело готовили тщательно, поработали на пользу.

Дело творческое и интересное, все поработали активно.


Не все готовили , если бы все готовили и постарались, то было бы больше пользы и удовольствия.

Дело готовили не всей группой, поняли свои недочеты, дело попытались подготовить творчески.

Шумели, отвлекались, дело делали для галочки.

Дело не очень понравилось, ни полезное, ни интересное.


Все были пассивны, поручения не распределены, ни пользы, ни радости.

Сделали кое-как, было не интересно, без пользы.


Группа не участвовала.

Дело не выполнено.





Выражение своего мнения



Оценка

Выборы группы

Оценка дела



Все активно работали, дело готовили тщательно, поработали на пользу.

Дело творческое и интересное, все поработали активно.


Не все готовили , если бы все готовили и постарались, то было бы больше пользы и удовольствия.

Дело готовили не всей группой, поняли свои недочеты, дело попытались подготовить творчески.

Шумели, отвлекались, дело делали для галочки.

Дело не очень понравилось, ни полезное, ни интересное.


Все были пассивны, поручения не распределены, ни пользы, ни радости.

Сделали кое-как, было не интересно, без пользы.


Группа не участвовала.

Дело не выполнено.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока по теме "Водные ресурсы"

Автор: Клейнос Елена Александровна

Дата: 19.06.2016

Номер свидетельства: 335301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разработка урока по теме "Водные ресурсы России""
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka_uroka_po_teme_vodnye_resursy_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "622141"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1672559564"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Разработка  урока  географии "
    ["seo_title"] => string(29) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "164081"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422580703"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка открытого урока на тему:Экономическая оценка водных ресурсов Казахстана"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_otkrytogo_uroka_na_temu_ekonomicheskaia_otsenka_vodnykh_resursov_kaza"
    ["file_id"] => string(6) "642186"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702471836"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока и разработка урока для  познания мира"
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-i-razrabotka-uroka-dlia-poznaniia-mira"
    ["file_id"] => string(6) "248743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446779610"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства