Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Водные ресурсы"»
География
10 класс
Урок по теме «Водные ресурсы»
Цель урока: формирование умений давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов водными ресурсами.
Тип урока: формирование новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, СD с презентацией урока, карта мира, проекты обучающихся, учебники, карточки с дифференцированными заданиями.
Методы урока:
Практический: поисковый, исследовательский.
Организация начала урока: приветствие учителя, краткое сообщение целей и задач урока.
Конспект урока
1. Вступление учителя.
- Какой раздел мы с вами изучаем?
- Какой вид ресурсов уже нам известен?
- Проверим насколько хорошо вы разбираетесь в ископаемых ресурсах. Тест приложение.
«Велика роль воды в исторической судьбе народов. У славян реки служили источником воды, пищи, преградой от кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот неписанный закон нашел отражение в поговорке «Как пить дать». С водой связаны поверья, приметы, гаданья, заговоры, а также сказки, былины, эпосы.
Ремесло лоцмана было почетным на Руси. С IX века стали использовать энергию текучей воды: строили водяные мельницы. С помощью водяных колёс приводили в движение станки и другие механизмы.
В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности».
Итак, тема нашего урока «Водные ресурсы мира». Какие задачи поставим перед собой?
Задачи урока:
- как распределена вода на Земле? - мировое водопотребление - проблемы нехватки пресных вод и пути их решения - гидроэнергоресурсы
Итак, сегодня на уроке мы дадим оценку обеспеченности мира и отдельных регионов водными ресурсами.
Предлагаю весь изученный на уроке материал представить с помощью схемы «Водные ресурсы и их использование» у вас на столах.
Чтобы работа была интересной, познавательной и содержательной предлагаю организовать нашу деятельность группами. Мобильно работая в группах, вы из предложенной информации выберите ту, которая необходима для построения схемы.
Для того чтобы успешно провести урок, я предлагаю разделиться на четыре группы: «Гидрологи», «Экономисты», «Прогнозисты», «Информатики». В каждой группе мы должны выбрать своего модератора, то есть человека, который направляет работу группы, следит за временем, привлекает своих товарищей к активной деятельности.
Итак, у нас сформированы четыре группы, выбраны их руководители, и нам необходимо перейти к основному этапу нашей работы – выполнению заданий.
1 группа « Гидрологи»: 2 человека
1. Анализ текста учебника Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина «География 10-11», п.6
А) Как распределена вода на Земле? От каких причин зависит распределение воды на планете?
Б) Дополните предложение: водные ресурсы делятся по типу …?
В) Водные ресурсы – это ресурсы исчерпаемые или неисчерпаемые, возобновимые или невозобновимые?
1 группа 2 человека
Г) Рассмотрите таблицу характеризующую водообеспечение различных стран и регионов . Проанализируйте её: сравните водообеспечение стран и регионов и водообеспечение на душу населения. Сделайте вывод и назовите причину данного факта. Запишите данный вывод в тетрадь.
Распределение ресурсов пресной воды по регионам мира
Регионы мира
Ресурсы (тыс.куб. км)
На душу населения (тыс.куб. км)
Весь мир
Европа
Азия
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия и Океания
41,0
6,2
13,2
4,0
6,4
9,6
1,6
6,8
8,6
3,6
5,2
15,2
29,0
53,3
Вывод:
1. Неравномерность распределения запасов пресных вод. 2. Подверженность речного стока резким сезонным колебаниям. 3. Различие в плотности населения. 4. Большая амплитуда колебания потребности в воде населения в зависимости от местных климатических условий. 5. Специализация местной экономики, связанная с этим водоёмкости имеющихся отраслей.
2 группа « Экономисты»
Составьте схему «В каких областях своей деятельности человек использует воду»
Кто является крупнейшим потребителем воды?
3 группа «Прогнозисты» Как восполнить недостаток пресных вод?
Как решить водную проблему? Что значит «оборотное водоснабжение»?
Известно, что в пустынной зоне мало воды. Представьте, что вы специалист по водоснабжению. Как бы вы предложили обеспечить водой город в пустыне? (подсказку смотрите учебник Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина «География 10-11», п.6)
4 группа «Информатики» или «Статисты»
1.Выберите из предложенных материалов наиболее интересную и полезную информацию о ежедневном расходе воды во всём мире. ( Работа со статистическим материалом из различных источников информации).
2. Проанализируйте информацию гидроэнергетического потенциала Земли, используя текст учебника Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина «География 10-11», п.6 (составить диаграмму гидроэнергетического потенциала Земли).
Учитель:
Итак, приступаем к работе. Время работы в группах 10 минут.
(В течение 10 минут учитель оказывает помощь модераторам групп, даёт направляющие действия, старается отметить активность и работоспособность обучающихся. На компьютере заставка «Водные объекты мира»).
Отчет групп о проделанной работе – выступления детей:
1 группа:
Вода на Земле распределена неравномерно, распределение зависит от климатических условий, быстрого роста городов, развития промышленности, транспорта, с/х. Всё это загрязняет пресную воду, приводит к дефициту воды. Водные ресурсы подразделяются на солёные и пресные. Круговорот воды делает её возобновимым ресурсом.
Составление схемы:
1 группа:
Наиболее обеспечены ресурсами пресной воды страны – Канада, Венесуэла, Боливия, Норвегия, Исландия, Лаос, Новая Гвинея.
1.Транспортировка пресной воды с помощью трубопроводов, водного, наземного транспорта)
2. Переброска стока в пустынные районы с территорий, обеспеченных водными ресурсами
3. Опреснение морской воды
4. Буксировка айсбергов
2. В целом затраты на такие сооружения делают опреснённую воду слишком дорогой. Но совершенные технологии в ближайшие десятилетия получат широкое применение.
Запасы пресной воды ограничены. 2003 год был объявлен годом пресной воды. 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды. К 2005 году 2/3 населения Земли будут жить в странах, испытывающих серьёзную нехватку воды.
- Неубывающий источник энергии – энергия рек и морей, хотя есть и негативные последствия: нарушаются миграции рыбы, теряются ценные с\х угодья, нарушается гидрологический режим
Итак, решение проблемы:
3. Итог урока
Сегодня мы изучили тему «Водные ресурсы мира», актуальную для каждого человека, живущего на земле. Давайте все вместе заботиться о чистоте пресной воды, сохранять свою жизнь и здоровье.