О?ыту мен т?рбиелеуді? міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:
- Познакомить с учебником как предметом изучения экономической и социальной географии Казахстана
- Показать е связь с другими направлениями в географии, истории и другими общественными науками
- Выделить основные этапы в развитии хозяйства Казахстана
- Познакомить с экономической ситуацией в настоящее время
- Развивать умение давать характеристику экономико-географического положения государства
Ма?сат / Цель:Сформировать знания учащихся об экономико-географическом положении Казахстана на политической карте мира и о значении природных условий и природных ресурсов для развития хозяйства;
?діс – т?сілдері / Методы:беседа,рассказ, работа с учебником
Саба? Т?рі / Тип урока: комбинированный, проблемное обучение
??рал – жабды?тар, к?рнекті ??ралдар /Оборудование, наглядные пособия:
- Физическая карта Казахстана
- Политическая карта мира
Саба? барысы / Ход урока:
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.Раздать ученикам тесты с целью проверки прочности усвоения знаний за предыдущий курс обучения.
III.Всесторонняя проверка знаний.
1.Каких топливных полезных ископаемых разведано больше (по массе)?(уголь)
2.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)
4. Дата объявления Казахстаном независимости (16.12.1991г)
5. «Пятым океаном» называют (атмосферу)
6. Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)
7. Последнее катастрофическое землетрясение в Алматы произошло в (1911г)
8. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
9. Заморозки на юге Казахстана бывают в (начале осени и поздне-весенний период)
10. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)
IV.Подготовка к объяснению новой темы.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. На каком материке расположена наша республика? Проблемный вопрос:Выгодно ли экономико-географическое положение Казахстана?
V.Объяснение новой темы.
1.Беседа о содержании курса ее связь с другими науками
2.Знакомство с учебником
3.1. ЭГП РК (площадь 2 724,9 тыс.кв. км – 2% Земли или 6,1% Азии; протяженность границ 13 311 км, из них12 711 по суше; разведанные запасы угля 176,6 млрд. т; 51 аэропорт, из них 13 международных)
4.2. Природные условия (рельеф, почва, климат, солнечное тепло, водный режим)
5.3. Природные ресурсы (полезные ископаемые, почва, вода, атмосферный воздух, растительный и животный мир)
6.4. Минеральные ресурсы (из 109 элементов таблицы Менделеева разведаны 99, используются 60; по запасам на 6 месте в мире, по запасам вольфрама -1 место, хромита и фосфора -2, марганца -3, свинца и молибдена – 4, золота – 6, железа – 8, урана -9, нефти – 11)
7.5. Земельные ресурсы (270,1 млн. га, из них 82% пригодны для с/х; по площади распаханных земель на 6 месте в мире)
8.6. Водные ресурсы (объем поверхностных вод 115,3 млрд. куб. м; 85 тыс. рек, 48 тыс. озер общей площадью 45 тыс. кв. км; 4 тыс. водохранилищ)
9.7. Биологические ресурсы (5700 видов растительности, из них 14% эндемиков, 279 видов занесены в Красную Книгу РК; леса занимают 4% общей площади территории страны; 155 видов млекопитающих, 480 – рептилий, 150 – рыб; в Каспии 90% всех осетровых рыб; 10 заповедников)