1слайд. Определение озера по очертанию: в тетради – 1 к доске. 1 – Ладожское
2 – Ханка
3 – Таймыр
4 – Чудское
5 – Онежское /проверка/
.2 слайд. Форма озер. /рисунки- схемы/
Вопросы классу:
1 - Каково происхождение котловины на рисунке А? /ледниково-тектоническое
1.1 Где преобладают озера, имеющие такое происхождение котловины /Северо-Запад/.
2 - Каково происхождение котловины на рисунке Б? /термокарстовое
2.2 Где преобладают озера, имеющие такой тип котловины? /Якутия/
3слайд. Архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля.
Вопросы классу:
1- На каком архипелаге наиболее благоприятные условия для развития оледенения:
/Земля Франца-Иосифа/
1.1 Почему? /Более северное г.п./
4 слайд. Кавказ.
Вопрос классу: 1. Занимая самое южное положение, Кавказ, тем не менее имеет наибольшую площадь оледенения. Почему? /высота гор/
2. Перечислите факторы, способствующие развитию оледенения: /высота гор, положение снеговой линии, влажность/
2.2 На каком склоне Кавказа Ледники расположены ниже? /На западном. Более влажном/.
Мы рассмотрели озера и ледники, какие другие виды внутренних вод вы назовете? /болота, многолетняя мерзлота, подземные воды/
II. Объявление темы. Мы продолжаем знакомиться с внутренними водами, сегодня рассмотрим, как человек использует воду, к каким последствиям это приводит.
5 слайд. Тема : Водные ресурсы. Охрана вод.
План:
1.Водные ресурсы и их использование.
2. Водный кадастр.
3. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
4. Охрана вод. /Запись/
Прежде чем приступить к новой теме ответьте на вопрос:
1 - Какую воду пресную или соленую использует человек? /пресную/
2 – Как образуется пресная вода? /В результате круговорота/
3 – Какова доля пресной воды в природе? /2 %
4 - Нам известно понятие ресурсы, что оно означает? /компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности/
5 - Составьте определение, понятия «Водные ресурсы» /ответы детей/
6 слайд. Водные ресурсы –
Воды суши во всем их многообразии, пригодные для хозяйственного использования.
Вопрос классу:
1-где используется вода? /ответы детей/
7 слайд. Водные ресурсы:
1 – Промышленность и сельское хозяйство
2 – Водные пути
3 – Энергия рек, приливов /ГЭС, ПЭС/
4 – Использование в пищу и бытовые нужды.
/Работа с учебником стр.126; чтение вслух/
Вопрос классу:
1 – Сколь требуется воды для бытовых нужд?
2 – Какое количество потребляет производство?
/ответы детей/
Откройте в атласах карту «Водные ресурсы».
1 - Покажите на карте крупнейшие реки России /Обь с Иртышом,Лена, Енисей, Амур, Волга/.
2 – В какой части страны преобладают реки? /в азиатской, в восточной/
8 слайд. Водный кадастр: Свод сведений о водных ресурсах России.
Европейская часть
Азиатская часть
Население - 80 %
> в 4 раза
Население - 20 %
Обеспеченность 8500 м3
в год на человека
< в 12 раз
Обеспеченность100 000м3
в год на человека
Говоря об использовании воды, различают 2 процесса.
9 слайд. Использование воды
Водопользование /без изъятия/
Водопотребление /с изъятием/
1.Рыбное хозяйство
1.Промышленность
2. Гидроэнергетика /ГЭС, ПЭС/
2. Сельское хозяйство
3. Речной транспорт
3. Коммунальное хозяйство
4 .Купание в реке
5. Рыбная ловля
Каковы последствия влияния человека?
10 слайд. Последствия хозяйственной деятельности человека
Водопользование
Водопотребление
Загрязнение воды,
ухудшение качества воды
Уменьшение количества воды,
Ухудшение качества из-за стоков
Возникает проблема охраны вод от загрязнения. Предлагаю вам поучаствовать в разработке предложений по решению этой проблемы. Прочитайте в учебнике стр.129 и обсудите в группах по 4 человека ваши предложения. Для обсуждения можно повернуться назад, поговорить негромко. /Ответы детей/.
1 слайд. Система оборотного водопотребления.
Многократное использование воды. Вода повторно используется после очистки.
12 слайд. Вид поселка.
1. Сообщения детей о водных ресурсах Марий Эл .
Вопросы:
1
III. Итоги урока. Оценки за урок.
Д/з п.21, вопросы викторины «Реки России» /распечатка/
Примечание: Выделенное курсивом, предназначается для записи в тетрадь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1слайд. Определение озера по очертанию: в тетради – 1 к доске. 1 – Ладожское
2 – Ханка
3 – Таймыр
4 – Чудское
5 – Онежское /проверка/
.2 слайд. Форма озер. /рисунки- схемы/
Вопросы классу:
1 - Каково происхождение котловины на рисунке А? /ледниково-тектоническое
1.1 Где преобладают озера, имеющие такое происхождение котловины /Северо-Запад/.
2 - Каково происхождение котловины на рисунке Б? /термокарстовое
2.2 Где преобладают озера, имеющие такой тип котловины? /Якутия/
3слайд. Архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля.
Вопросы классу:
1- На каком архипелаге наиболее благоприятные условия для развития оледенения:
/Земля Франца-Иосифа/
1.1 Почему? /Более северное г.п./
4 слайд. Кавказ.
Вопрос классу: 1. Занимая самое южное положение, Кавказ, тем не менее имеет наибольшую площадь оледенения. Почему? /высота гор/
2. Перечислите факторы, способствующие развитию оледенения: /высота гор, положение снеговой линии, влажность/
2.2 На каком склоне Кавказа Ледники расположены ниже? /На западном. Более влажном/.
Мы рассмотрели озера и ледники, какие другие виды внутренних вод вы назовете? /болота, многолетняя мерзлота, подземные воды/
II. Объявление темы. Мы продолжаем знакомиться с внутренними водами, сегодня рассмотрим, как человек использует воду, к каким последствиям это приводит.
5 слайд. Тема : Водные ресурсы. Охрана вод.
План:
1.Водные ресурсы и их использование.
2. Водный кадастр.
3. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
4. Охрана вод. /Запись/
Прежде чем приступить к новой теме ответьте на вопрос:
1 - Какую воду пресную или соленую использует человек? /пресную/
2 – Как образуется пресная вода? /В результате круговорота/
3 – Какова доля пресной воды в природе? /2 %
4 - Нам известно понятие ресурсы, что оно означает? /компоненты природы, которые человек использует в хозяйственной деятельности/
5 - Составьте определение, понятия «Водные ресурсы» /ответы детей/
6 слайд. Водные ресурсы –
Воды суши во всем их многообразии, пригодные для хозяйственного использования.
Вопрос классу:
1-где используется вода? /ответы детей/
7 слайд. Водные ресурсы:
1 – Промышленность и сельское хозяйство
2 – Водные пути
3 – Энергия рек, приливов /ГЭС, ПЭС/
4 – Использование в пищу и бытовые нужды.
/Работа с учебником стр.126; чтение вслух/
Вопрос классу:
1 – Сколь требуется воды для бытовых нужд?
2 – Какое количество потребляет производство?
/ответы детей/
Откройте в атласах карту «Водные ресурсы».
1 - Покажите на карте крупнейшие реки России /Обь с Иртышом,Лена, Енисей, Амур, Волга/.
2 – В какой части страны преобладают реки? /в азиатской, в восточной/
8 слайд. Водный кадастр: Свод сведений о водных ресурсах России.
Европейская часть
Азиатская часть
Население - 80 %
в 4 раза
Население - 20 %
Обеспеченность 8500 м3
в год на человека
в 12 раз
Обеспеченность100 000м3
в год на человека
Говоря об использовании воды, различают 2 процесса.
9 слайд. Использование воды
Водопользование /без изъятия/
Водопотребление /с изъятием/
1.Рыбное хозяйство
1.Промышленность
2. Гидроэнергетика /ГЭС, ПЭС/
2. Сельское хозяйство
3. Речной транспорт
3. Коммунальное хозяйство
4 .Купание в реке
5. Рыбная ловля
Каковы последствия влияния человека?
10 слайд. Последствия хозяйственной деятельности человека
Водопользование
Водопотребление
Загрязнение воды,
ухудшение качества воды
Уменьшение количества воды,
Ухудшение качества из-за стоков
Возникает проблема охраны вод от загрязнения. Предлагаю вам поучаствовать в разработке предложений по решению этой проблемы. Прочитайте в учебнике стр.129 и обсудите в группах по 4 человека ваши предложения. Для обсуждения можно повернуться назад, поговорить негромко. /Ответы детей/.
1 слайд. Система оборотного водопотребления.
Многократное использование воды. Вода повторно используется после очистки.
12 слайд. Вид поселка.
1. Сообщения детей о водных ресурсах Марий Эл .
Вопросы:
1
III. Итоги урока. Оценки за урок.
Д/з п.21, вопросы викторины «Реки России» /распечатка/
Примечание: Выделенное курсивом, предназначается для записи в тетрадь.