kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Водные ресурсы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "водные ресурсы России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Водные ресурсы России"»

водные ресурсы России

Цель: 1. Обобщить и закрепить знания по изученной теме. 

Цель исследовательской работы: 1. Применение теоретических знаний по изученной теме при исследовании местной речки .

2. Выявить уровень экологического загрязнения речки Салманка.
Задачи урока:
Образовательные: повторить основные термины, понятия по теме; главные особенности внутренних вод России; особенности размещения вод по территории страны; взаимосвязи между внутренними водами и рельефом, климатом; экологические проблемы, связанные с внутренними водами.
Развивающие: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач максимально используя творческие способности детей; развивать географическое мышление школьников.
Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества; умение работать в коллективе.

Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях в природе, осуществлять патриотическое воспитание, экологическое воспитание.


План урока:

I Организационный момент. Вступление к уроку.

II Работа по обобщению пройденного материала.

  1. Лирическая. По описанию определить о какой реке идёт речь. Дать краткую характеристику, показать на карте.

  2. Обсуждение темы «Озера»

  3. Игра «Третий лишний», «Белая ворона».

  4. Тест-матрица. Самостоятельная работа.

  5. Найди ошибки в тексте.

III Выступление учащихся с исследовательской работой «Судьба родного края в наших руках». Выступление учащихся.

IV Итог урока, Оценки.

«Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было»

Академик А.А.Карпинский.

«Вода является самым важным минералом на Земле,

без которого нет жизни».

Геохимик А.Е. Ферсман


Ход урока:

I Организационный момент. Вступление к уроку.

Друзья, мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений

И вместе сочиним урок!

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют  в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от   выхода при обвале. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.

II. Работа по обобщению пройденного материала.

  1. Лирическая. Определите по описанию название реки, покажите на карте и дайте краткую характеристику.

  1. Эту реку нашей страны называли «красавицей», «матушкой», «главной улицей России». Её бассейн занимает 1/3 часть Восточно-Европейской равнины. В настоящее время по реке и её главных притоков сооружены плотины, мощные ГЭС, созданы огромные водохранилища. Устье этой реки находится ниже уровня океана на 28м. Прежние названия данной реки – Ра, Итиль или Этиль. (Волга)

  2. Чехов так сказал об этой реке: «Я не видел реки великолепнее. Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свою молодость»

Поэт И. Конарев посвятил ей стихи:

Тебе кипучее начало

Дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в гордый океан.

И режешь горы и долины
Водой алмазною своей...»
-   Титулы реки: «брат океана», «ось Сибири».
-   Эвенки - коренные жители на берегах реки, называли её с давних пор «Большая вода» - Ионессу, Иоанессии. А русские, которые здесь поселились позже, переиначили ее название в бо­лее простое, понятное и созвучное имя. (Енисей)

  1. Коварная, лихая, сумасбродная

Родная дочь Байкала-старика,

Ты по тайге и меж гор течёшь свободная

Могучая сибирская река! (Ангара)

  1. Эта река, текущая на восток, образуется при слиянии двух рек на территории России (длина 4 тыс. км), относится к бассейну Тихого океана, на реке проходит участок пограничной дороги.

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят. (Амур)

-Какие страны считают Амур «своей» рекой?


  1. Эта река – живая история, древняя и самая современная. Не сказать, что эта река очень широка или глубока, нет, является притоком крупной европейской реки, но в ней есть что-то особенное, что навсегда привязывает сердце. Писатель Пришвин очень верно заметил, что она самая русская река из всех русских рек. (Ока)

- Каким притоком реки является Ока?

6) Чем дальше мы плывём на север, тем короче и светлее становятся ночи, тем реже населённые пункты. В среднем течении реки расположены знаменитые Столбы. За тысячелетия ветер, вода и мороз разрушили прибрежные горы. Часами можно смотреть на столбы и не устанешь восхищаться беспредельной фантазией природы!

Перед Якутском она образует целую систему островов, разбившись на притоки. За Якутском ширина реки исчисляется километрами, а там где в ней впадает Алдан, река разлилась до 60 км. (Лена)

По своему названию она девочкой бывает и могучей сибирской рекой протекает. Истоки ее расположены на высоте 1 километра над уровнем моря, на склонах хребта, окаймляющего глубочайшее озеро мира. При впадении в море река образует дельту. (Лена)

    1. Рождается она при слиянии двух рек, берущие своё начало в горах (Алтая), одна река со знаменитого озера (Телецкого), другая с талых ледников (Белухи) и горных вершин. В горах эти реки стремительны и шумны. На степных просторах (Алтая) смиряют нрав, изгибаясь отыскивают друг друга, чтобы слиться неподалёку Бийска. Тут и начинается река, сразу просторная и сильная. (Обь)

    2. Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
      Летом – вся блестя, зимой – белея,
      Верная подруга Иртышу,

Ты течёшь на север смело. (Обь)

    1. Главная река Дальнего Востока. Резко отличается по своему режиму от других рек нашей страны. Весеннего половодья фактически не бывает. Зато сильные наводнения бывают летом в связи с выпадением дождей во время летнего муссона. (Амур)

    2. В переводе с эвенкийского – большая вода. Этот гидроним - «брат океана», «ось Сибири», воспетый и прославленный писателями и живописцами. В верхнем течении типично горная река. В русле реки встречаются многочисленные перекаты и пороги. Весной на этой сибирской реке грохочет грозный ледоход. Льдины, движущиеся с верховьев, наталкиваются на ещё не вскрывшийся ледяной панцирь нижних плёсов. Возникают ледяные заторы. Великое богатство Сибири вода и гидроэнергия. Эта река - важнейшая транспортная артерия, судоходный и лесосплавный путь Сибири, принимающий морские суда. На её берегах расположен краевой центр - главный перекрёсток водного и железнодорожного путей. Река отличается многоводностью и богата рыбой, а живописные берега – прекрасное место отдыха. (Енисей)

    3. Она бежит промеж корней,
      Сквозь рощи ивняковые,
      Города стоят на ней
      Старинные и новые.
      Свой не меняя цвет и вкус,
      Все дальше пробивается,
      Её встречает белорус,
      И говорит – красавица!
      На Украине широка
      И кругами оправлена…
      Международная река
      Россией в путь отправленная. (Днепр)

  1. Обсуждение темы «Озера».
     - Озер в России тоже очень много – около 3 млн. Знаете ли вы их?

  1. Это озеро самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, вытекает – одна река. У озера славная история. В годы Великой Отечественной войны по его льду проходила дорога. Эту дорогу называли «дорогой жизни», т.к. она была единственной связью между осажденным Ленинградом и страной (Ладожское озеро).

  2. Это озеро – море, самое крупное по площади в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими живыми организмами морского происхождения (Каспийское море – озеро).

  3. Озеро находится на юго – востоке европейской части России. Вода в озере соленая, в этом озере добывается соль (Эльтон).


  1. Еще при Петре I проложили русские люди «государеву дорогу» от сту­деного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладо­гу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свиръ. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское)

  2.   Одна из героических страниц истории Руси - борьба про­тив тевтонских рыцарей. Летописи сообщают, что большая часть их войска провалилась под лед озера в битве, которая про­изошла в 1242 году. На дно озера опускались археологи-подводники, чтобы восстановить детали исторической битвы. Котловина озера ледникового происхождения (Чудское озеро.)

  3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби – река Бия. (Телецкое)

  4. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки. (Таймыр)

  5. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зелёные беспанцирные черепахи.( Ханка)

  6. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн лет, а также самое прозрачное. Народ, живущий по берегам озера, называет его морем. Озеро изучали: И.Д.Черский, В.А.Обручев, Л.С.Берг, Жак Ив Кусто. В этом озере содержится 1/10 пресных вод планеты. Объём воды в нём можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. Озеро является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Уникален органический мир озера: около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде. Берега заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы. (озеро Байкал).


3. Игра «Третий лишний»

1. Волга, Печора, Байкал.

2. Зея, Бурея, Вилюй.

3. Амур, Индигирка, Анадырь.

4. Чаны, Ханка, Селигер.

5. Кама, Вятка, Ока.


4. Игра « Белая ворона»


  1. Онежское, Чудское, Байкал, Ладожское.

  2. Волга, Дон, Печора, Обь.

  3. Енисей, Волга, Лена, Обь.

  4. Северная Двина, Волга, Мезень, Печора.

  5. Куйбышевское, Саратовское, Братское, Волгоградское.


III. Самостоятельная работа.

1. Тест-матрица.

Рядом с понятиями выпиши номера подходящих им характеристик и определений. (из таблицы)


Многолетняя

мерзлота -

Снеговая

линия -

Подземные

воды -

Ледники -

Годовой сток -

Режим реки -

Болото -

Наводнение -

Меандра -

Река -

Питание реки -

Эстуарий -

Озеро -

Дельта -

Речная долина -



1. Расход воды за год.

2. Устье реки Обь.

3. Изгиб русла реки.

4. Устье реки Волга.

5. Пополнение вод реки притоками, подземными водами.

6. Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.

7. Изменение состояния реки во времени.

8. Понижение рельефа, в котором течёт река.

9. Стихийное бедствие, вызванное внезапным сильным поднятием уровня воды в реке.

10. Устье реки, разделённое на рукава под воздействием твёрдого стока.

11. Горные породы в верхней части земной коры и грунта, содержащие воду в мёрзлом состоянии.

12. Они бывают грунтовые и межпластовые, пресные и минерализованные.

13. Постоянный водоток, текущий в выработанном им углублении рельефа.

14. Она осложняет строительство, но и является естественным холодильником.

15. Образуются, если количество твёрдых атмосферных осадков на протяжении многих лет превышает то количество осадков, которое может растаять или испариться.

16. Образуются в районах с избыточным увлажнением, т. е. в тайге и тундре, они преимущественно верховые. В степях России при недостаточном увлажнении – низинные.

17. Условная линия, располагающаяся на различной высоте (в зависимости от широты места), выше которой снег не тает.

18.Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа не менее 0,3 м.

19. Замкнутое природное углубление на суше, заполненное водой.

20. Линия, выше которой происходит накапливание снега и льда

21.Эльтон, Таймыр, Ханка, Чаны.

22. Скопление атмосферного льда на суше.

23. Анадырь, Мезень, Вилюй, Ангара.

24. Богдановича, Безенги.


  1. Тест для слабых учащихся.


Внутренние воды России. Тест.

Выбери правильный ответ.

1. Превышение истока реки над устьем – это

Н. падение Е. режим В. уклон А. бассейн


  1. Внезапный подъём уровня воды в реке:

О. половодье К. наводнение А. паводок


  1. Большинство рек России имеют питание:

В. смешанное Я. ледниковое Т. снеговое К.дождевое А. грунтовые

воды


  1. Самая полноводная река России:

В. Лена О. Енисей Л. Амур Г. Волга А. Обь


  1. Пограничной рекой является:

Д. Амур Н. Волга Е. Енисей П. Кубань Р. Нева


  1. Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря:

Н. эстуарий Б. дельта


  1. Наиболее сильная заболоченность характерна для:

Л. Среднерусской возвышенности Н. Прикаспийской низменности

Е. Западно-Сибирской равнины А. Среднесибирского плоскогорья


  1. Котловины большинства озёр в северо-западной части России имеют происхождение:

Д. вулканическое О. запрудное Н. ледниковое


  1. Самые большие площади горное оледенение занимает:

В. на Алтае И. на Кавказе Л. в Саянах Ю. на Урале Й. на Камчатке


  1. Наиболее эффективным способом защиты вод от промышленного загрязнения является:

З. строительство очистных сооружений;

Е. перевод предприятий на замкнутый водооборот;

Я. лесопосадки.


( Ответ: наводнение)


  1. Найди ошибки в тексте.

Памятка

  • Внимательно прочти текст

  • Подумай, какие ошибки допущены

  • Выпиши ошибки


Текст «Озеро»

Среди озёр России самое большое море-озеро – Каспийское и самое глубокое пресноводное озеро Ханка. Размещение озёр по территории страны весьма неравномерно и зависит от многих причин: геологического строения и рельефа местности, климатических условий, особенностей залегания грунтовых вод, высотной поясности. Количество озёр значительно увеличивается к югу в связи с ростом засушливости климата. Озера – это источники солёной воды, регуляторы стока, места отдыха. В отличие от рек озёра – водоёмы с бурным течением воды. Озёра не изменяют рельеф: создают дно и берега, обрывы, переполняют котловины торфом, илом. Озёра влияют на климат: летом умеряют жару, зимой смягчают холода, осушают наветренные берега.


Текст «Болота»

Площадь болот в России около 2 млн. кв. км. Причина возникновения болот: переувлажнение грунта при малом количестве осадков, большом испарении и замедленном стоке. Образованием болот завершается и эволюция мелких озёр. Сильно заболочены Юг Русской равнины, Васюганье на Дальнем Востоке. Болота – это важный источник питания рек и озёр. Разнообразно и практическое использование болот. В болотах сосредоточено около 80% запасов железной руды страны.


Текст «Многолетняя мерзлота»

Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лёд, не оттаивающий в течении долгого времени, Многолетняя мерзлота широко представлена на юге России. В её зону попадает побережье Тихого океана в европейской части России, включая весь Кольский полуостров, Сибирь практически вся лежит в её пределах. Таким образом, более 6% площади России занято многолетней мерзлотой. Причина образования многолетней мерзлоты:

Слабые морозы, многоснежные зимы. Мерзлота, «холодильник» для почв и приземного воздуха, она помогает проникновению корней в грунт


  1. Может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка чистой пресной воды?

  2. На конкретном примере докажите, что реки – продукт рельефа и климата.

  3. Возможно ли земледелие в зоне вечной мерзлоты?


IV.  Рефлексия:

Закончи предложения:

- Я знаю, что…..

- Я умею….

- Мне было понятно …

- У меня хорошее….

V. Подведение итогов урока. Оценки.

- Итак, сегодня на уроке показали себя самыми эрудированными …..

VI. Домашнее задание: Решить кроссворд. Задание на карточках.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по теме "Водные ресурсы России"

Автор: Старикова Екатерина Валерьевна

Дата: 01.01.2023

Номер свидетельства: 622141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) ""Водные богатства России" урок окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(54) "vodnyie-boghatstva-rossii-urok-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "128080"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415435261"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Урок геогрфии в 9 классе "Восточно-Сибирский экономический район. Географическое положение,природные ресурсы,население района. "
    ["seo_title"] => string(143) "urok-ghieoghrfii-v-9-klassie-vostochno-sibirskii-ekonomichieskii-raion-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-prirodnyie-riesursy-nasielieniie-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "157883"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421665913"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Разработка урока по технологии. Уход за одеждой. Стирка по - научному."
    ["seo_title"] => string(72) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-ukhod-za-odiezhdoi-stirka-po-nauchnomu"
    ["file_id"] => string(6) "249959"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446997638"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока "Европейский Север" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-ievropieiskii-sievier"
    ["file_id"] => string(6) "111264"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407311979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства