Цель: дать знания о реке, бассейне реки; сформировать представление об устье, истоке, водоразделе, речной системе и строении речной долины.
Задачи: - образовательные: формирование представлений о реке и ее составляющих частях
- развивающие: продолжить развитие умения выделять главное при работе с различными источниками информации. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы на контурной карте.
- воспитательные:
Оборудование: учебники географии, раздаточный материал, интерактивное оборудование.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока: 1. Организационный момент
Учащимся предлагается ответить на вопрос: Какие основные типы поверхностных вод вы знаете? (Возможные варианты ответов: река, озеро, болото, ледник, ручьи…)
2. Изучение нового материала. История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история человечества неразрывно связана с природой и особенно с одним из важнейших ее даров – водой. Долины рек на протяжении тысячелетий были колыбелями человеческой культуры и явились родиной многих народов. Человек пользовался реками как удобными путями, они поили своими водами поля и сады, давали свет и тепло. На берегах рек создавались и развивались крупные города, происходили кровопролитные битвы. Т.е. реки играют важную роль в жизни человека и природы.
Учащимся предлагается самостоятельно дать определение «реки».
Река – постоянный водоток в углублении земной поверхности. Река образует свое русло очень медленно, углубляя его год за годом. С уроков природоведения учащимся известны понятия «исток», «устье» «притоки». Предлагается их вспомнить. Слайд № 2
Работа с понятиями. Река – «живой организм». Есть место, где она начинается, и где заканчивается. Исток – начало реки: родник, ледник, озеро болото. Место, где река заканчивается – устье – место впадения реки в другую реку, море, озеро, океан.
При каких условиях река может течь?
Работа с атласом. На Физической карте полушарий находим исток реки Миссисипи. Определяем его высоту. Также находим высоту устья. Какой можно сделать вывод? Ответы учащихся.
На Физической карте России находим исток и устье рек Ангара и Обь. Ответы учащихся.
Реку можно условно разделить на несколько отрезков. Та часть реки, которая прилегает к истоку, называется – верховье (верхнее течение), к устью – низовье (нижнее течение). Можно предложить учащимся вопрос: Почему именно так называют эти отрезки?
Что такое притоки реки? Как отличить, где левый, а где правый? На эти вопросы учащиеся могут дать ответ, опираясь на знания, полученные на уроках природоведения. Если ответы не даны, то придется разбирать вместе. Слайд № 3
Работа с атласом. Определите каким притоком Миссисипи является река Миссури? Какими притоками Волги являются реки Кама и Ока?
Речная система – река + притоки.
Бассейн реки – участок суши, с которой река собирает воду. Слайды № 4, № 5.
Водораздел – граница между двумя речными бассейнами
Работа с атласом. Назовите равнину, по которой протекает река Волга? Восточно-Европейскую равнину можно назвать бассейном реки Волга. Назовите равнину, по которой протекает река Обь? (Западно - Сибирская равнина). Т.о. Уральские горы будут служить водоразделом для бассейнов рек Волга и Обь.
Направление и скорость течение реки зависят от рельефа местности. Территория, по которой протекает река – это речная долина. Слайды № 6, № 7. Равнинная река отличается медленным течением, поэтому она огибает все препятствия, которые образуются на ее пути. И если сравнивать реку с живым организмом, то равнинная река – «человек в возрасте». А вот горная река – препятствия преодолевает, не сворачивая с пути. Речные долины у горной и равнинной реки своим строением будут отличаться. На горной реке наблюдаются водопады и пороги.
Водопад – падение реки с высокого уступа. Порог – выходы твердых горных пород или нагромождение камней, пересекающих русло. Слайд № 8
Реке необходимо пополнять запасы воды. Вопрос: Чем же питается река? Ответы учащихся. Выделяют следующие типы питания реки:
Дождевое
Снеговое
Ледниковое
Подземными водами
Смешанное
В основном реки России имеют смешанное питание. Река получает воду круглогодично. Весной – благодаря талым водам, летом – дождевым… Поэтому режим реки в зависимости от времени года и количества, выпавших осадков может изменяться.
Половодье – ежегодно повторяющийся в определенный сезон подъем уровня воды в реке.
Вспомните, когда половодье наблюдается на реках Калининградской области?
Паводок – внезапный кратковременный подъем уровня воды в реке. Паводок может наблюдаться после сильных ливневых дождей.
3. Закрепление материала. В зависимости от уровня подготовленности класса.
1 вариант. Работа на контурной карте. Подписать название рек.
2 вариант. Определение длины рек, используя курвиметр.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание. § 30
Используемая литература:
Начальный курс географии 6 класс, Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.