Открытый урок по географии
Тема: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: исследование с элементами виртуального путешествия.
Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.
Урокен интересен подборкой видео (ссылки указаны) - можете скачать. Карту рек можете скопировать и вставить в вашу презентацию. Или "погуглите" - карты рек мира.
Комплект: разработка, судовой журнал, где дети выполняют схему и задания, изображения "корабликов" для рефлексии.
Детям интересно слушать професора Глобусенкина - анимированного "робота" из ресурса "видеурок". Можно заменить презентацией по теме.
Мотивация учебной деятельности.
Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизации зародились в долинах крупнейших рек.
-Как вы думаете, почему? - Сюда, в плодородные долины, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.
Так в плодородных долинах Нила, Инда и Ганга, Тигра и Ефрата древние земледельцы создавали Великие речные цивилизации. Там где сходились морские, речные и сухопутные дороги, возникли оживленные «перекрёстки». Ведь цивилизация, это уровень развития общества или государства в котором человек живет и трудится.
Самое интересное, что человеческие цивилизации появились в долинах крупных рек независимо друг от друга.
Давайте вспомним : 1) «Земля между Тигром и Ефратом»? – Месопотамия, Месопотамская цивилизация (просуществовала 25 веков)
2) р.Нила? Египетская (возникла 6,5 тыс.лет назад)
3) Вблизи рек Инд и Ганг? Индийская цивилизация( 3 в.до н.эры)
Люди с глубоким уважением относились к воде, ведь вода – залог большого урожая, а урожай – это жизнь. В древности реки были не только источниками воды, но и главными торговыми путями. Но и сегодня, вблизи рек сосредоточена очень большая часть населения.
IV. Изучение новых знаний:
Посмотрите на карты: Речные системы напоминают кровеносные сосуды человеческого организма. За реками закрепилась название «голубые артерии планеты». Очень разные и так не похожие одна на другую, все реки – великие труженицы: они транспортирут воду на огромные расстояния, орошают земельне угодья, обеспечивают водой населенные пункты, берут участие в создании новых форм рельефа и имееют огромнейшие запасы энергии.
Сейчас мы совершим с вами виртуальное путешествие по самым знаменитым рекам мира. А для этого нам понадобится путевой речной журнал, где мы будем отмечать все самое важное и интересное.
Топ самых больших рек в мире –
https://www.youtube.com/watch?v=Qnwi8MZQp4k просмотр видео № 1;
Так что же такое река?
Сегодня, на урок мы пригласили профессора Глобусенкина:
Учебное видео «Видео урок. Реки» - строение и питание. https://www.youtube.com/watch?v=iQ_08n96gaA
1) Зарисовываем схемы в судовой журнал и подписываем, с помощью учебника – стр. 109-111. Работа с изображением макета в учебнике на стр. 109 – «Части реки»
2)Капитану судна необходимо знать самые большие реки мира и где они расположены
Задание: найти и показать на карте:
Первое задание: Топ 15 – показать на карте.
1.р. Нил (с Кагерой) - 6671км, Африка
2.р. Амазонка (от истока р.Мараньон) – 6437 км, Южная Америка
3.р. Янцзы – 6300км, Евразия
4.р. Миссисипи (с Миссури) - 5971 км, Северная Америка
5.р. Маккензи -5472км, Северная Америка
6. р. Енисей – Ангара, 5390 км, Евразия
7. р.Парана -4700км, Южная Америка
8.р. Хуанхэ -4670 км, Евразия
9.р. Меконг – 4500км, Евразия
10.р. Амур – 4444км, Евразия
11.р. Конго – 4400км, Африка
12.р. Лена – 4370км, Евразия
13. р. Нигер – 4160, Африка
14.р. Муррей-Дарлинг-3750 км, Австралия
15.р. Обь -3650км, Евразия
3) ОПРЕДЕЛИТЬ ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ ПРИТОК РЕКИ (РАБОТА В ПАРАХ ПО РЯДАМ):
1 РЯД – РЕКА ЛЕНА.2 РЯД – РЕКА ОБЬ,3 РЯД - РЕКА ЕНИСЕЙ
4) Физминутка: 1) стороны света на карте - основные, промежуточные.2) плавание.3) работа веслами
V. Закрепление. 1. У доски (на скорость ) нарисовать схему строения реки и подписать ее.(Если есть резервное время) – По физической карте полушарий определить, в каком направлении протекают реки: - Амазонка, Нил, Лена.
2. Что лишнее в понятиях «Части реки» - устье, бассейн, водораздел, приток?
3. Что лишнее в понятиях «Речная система» - устье, бассейн, водораздел, приток?
4. А что мы напишем Джеку, ученику 6 класса из Австралии? Как мы расскажем ему о реках? (устные ответы)
VI. Домашнее задание: параграф 33 изучить; знать и уметь показывать на карте 15 крупнейших рек мира. По желанию – сделать презентацию: «Путешествие по реке….».
Рефлексия. Ребята, если вы узнали что-то новое, интересное и урок вам понравился, «спустите» ваш кораблик на воду, в главное течение реки, прикрепив магнитом. Выставление оценок
При остатке резервного времени – релаксация под просмотр видео «Ниагарский водопад». https://www.youtube.com/watch?v=6a4Md7pAslQ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы (приложение к учебнику), учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Урок составлен по учебнику А.И. Алексеева Начальный курс географии: учебник для 5го-6-го классов образовательных учреждений / А.И. Алексеев, В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012.
Ход урока.
I. Организационный момент
1) Приветствие учащихся и гостей: « Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. На уроке мы отправимся в путешествие и узнаем много нового и интересного».
2) Проверка психологической готовности и настрой учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний
Отгадайте загадку! ЁЁ можно сравнить с живым существом: она рождается, взрослеет, работает, стареет, имеет свой характер, иногда спокойный, иногда норовистый. Верно, это РЕКА. Сегодня на уроке мы вспомним эти удивительные произведения природы, а также выясним, что представляют собой реки и как они «живут».
Кто из вас был на реке? Какая это была река? Большая или маленькая? Глубокая или нет? Широкая? Чистая или загрязненная? А что можно делать на реке? Что полезного дает нам река? - Ответы детей, как включение в активный процесс.
Итак, подведем итоги. Схема на доске «Ресурсы рек». Вы сказали:
1)вылов рыбы
2) отдых и лечение
3) транспортные пути
4) энергия текучей воды
5) пресная вода для жизни и хозяйства (источник воды).
III. Мотивация учебной деятельности.
Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизации зародились в долинах крупнейших рек.
-Как вы думаете, почему? - Сюда, в плодородные долины, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.
Так в плодородных долинах Нила, Инда и Ганга, Тигра и Ефрата древние земледельцы создавали Великие речные цивилизации. Там где сходились морские, речные и сухопутные дороги, возникли оживленные «перекрёстки». Ведь цивилизация, это уровень развития общества или государства в котором человек живет и трудится.
Самое интересное, что человеческие цивилизации появились в долинах крупных рек независимо друг от друга.
Давайте вспомним : 1) «Земля между Тигром и Ефратом»? – Месопотамия, Месопотамская цивилизация (просуществовала 25 веков)
3) Вблизи рек Инд и Ганг? Индийская цивилизация( 3 в.до н.эры)
Люди с глубоким уважением относились к воде, ведь вода – залог большого урожая, а урожай – это жизнь. В древности реки были не только источниками воды, но и главными торговыми путями. Но и сегодня, вблизи рек сосредоточена очень большая часть населения.
IV. Изучение новых знаний:
Посмотрите на карты: Речные системы напоминают кровеносные сосуды человеческого организма. За реками закрепилась название «голубые артерии планеты». Очень разные и так не похожие одна на другую, все реки – великие труженицы: они транспортирут воду на огромные расстояния, орошают земельне угодья, обеспечивают водой населенные пункты, берут участие в создании новых форм рельефа и имееют огромнейшие запасы энергии.
Сейчас мы совершим с вами виртуальное путешествие по самым знаменитым рекам мира. А для этого нам понадобится путевой речной журнал, где мы будем отмечать все самое важное и интересное.
Топ самых больших рек в мире –
https://www.youtube.com/watch?v=Qnwi8MZQp4k просмотр видео № 1;
Так что же такое река?
Сегодня, на урок мы пригласили профессора Глобусенкина:
Учебное видео «Видео урок. Реки» - строение и питание. https://www.youtube.com/watch?v=iQ_08n96gaA
Зарисовываем схемы в судовой журнал и подписываем, с помощью учебника – стр. 109-111. Работа с изображением макета в учебнике на стр. 109 – «Части реки»
2)Капитану судна необходимо знать самые большие реки мира и где они расположены
Задание: найти и показать на карте:
Первое задание: Топ 15 – показать на карте.
1 .р. Нил (с Кагерой) - 6671км, Африка
2 .р. Амазонка (от истока р.Мараньон) – 6437 км, Южная Америка
3 .р. Янцзы – 6300км, Евразия
4.р. Миссисипи (с Миссури) - 5971 км, Северная Америка
5.р. Маккензи -5472км, Северная Америка
6. р. Енисей – Ангара, 5390 км, Евразия
7. р .Парана -4700км, Южная Америка
8.р. Хуанхэ -4670 км, Евразия
9.р. Меконг – 4500км, Евразия
10.р. Амур – 4444км, Евразия
11.р. Конго – 4400км, Африка
12.р. Лена – 4370км, Евразия
13. р. Нигер – 4160, Африка
14.р. Муррей-Дарлинг-3750 км, Австралия
15.р. Обь -3650км, Евразия
3) ОПРЕДЕЛИТЬ ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ ПРИТОК РЕКИ (РАБОТА В ПАРАХ ПО РЯДАМ):
1 РЯД – РЕКА ЛЕНА.2 РЯД – РЕКА ОБЬ,3 РЯД - РЕКА ЕНИСЕЙ
4) Физминутка: 1) стороны света на карте - основные, промежуточные.2) плавание .3) работа веслами
V. Закрепление. 1. У доски (на скорость ) нарисовать схему строения реки и подписать ее.(Если есть резервное время) – По физической карте полушарий определить, в каком направлении протекают реки: - Амазонка, Нил, Лена.
Что лишнее в понятиях «Части реки» - устье, бассейн, водораздел, приток?
Что лишнее в понятиях «Речная система» - устье, бассейн, водораздел, приток?
А что мы напишем Джеку, ученику 6 класса из Австралии? Как мы расскажем ему о реках? (устные ответы)
VI. Домашнее задание: параграф 33 изучить; знать и уметь показывать на карте 15 крупнейших рек мира. По желанию – сделать презентацию: «Путешествие по реке….».
Рефлексия. Ребята, если вы узнали что-то новое, интересное и урок вам понравился, «спустите» ваш кораблик на воду, в главное течение реки, прикрепив магнитом. Выставление оценок
При остатке резервного времени – релаксация под просмотр видео «Ниагарский водопад». https://www.youtube.com/watch?v=6a4Md7pAslQ
Приложение 1
Судовой журнал
Название судна____________________________
Владелец судна_____________________________
Порт приписки ___6-Г класс_________________
Тип судна_________________________________
Капитан__________________________________
Начат____________
Окончен__________
Зарисовываем схемы в судовой журнал и подписываем, с помощью учебника – стр. 109-111.
2)Капитану судна необходимо знать самые большие реки мира и где они расположены
Первое задание: Топ 15 – показать на карте.
1 .р. Нил (с Кагерой) - 6671км, Африка
2 .р. Амазонка (от истока р.Мараньон) – 6437 км, Южная Америка
3 .р. Янцзы – 6300км, Евразия
4.р. Миссисипи (с Миссури) - 5971 км, Северная Америка