Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. Реки завораживают своей красотой, размахом не только нас. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин. А. М. Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремизова «Река царевна» и др.). – Васнецов, Левитан, Ремизов... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…» Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно, сквозь горы, леса, гордо он мчит свои полные воды, вылитый, будто весь с серебра. – Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты. Творческое задание: чтение учащимися стихотворений о реках. А.Твардовский «За далью даль» Семь тысяч рек, ни в чем не равных: И с гор стремящих бурный бег, И меж полей в изгибах плавных Текущих вдаль – семь тысяч рек Она со всех концов собрала – Больших и малых – до одной, Что от Валдая до Урала, Избороздила шар земной. Н.А.Некрасов «На Волге» О, Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет. Уж я не тот, но ты светла, И величава, как была. Кругом все та же даль и ширь, Все тот же виден монастырь, На острову, среди песков, И даже трепет прежних дней Я ощутил в душе моей, Заслыша звон колоколов… «…О, Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зорям, Когда еще все в мире спит, И алый блеск едва скользит, По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке…» (М.Ю.Лермонтов) Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен, Слёзы брызгами летят. Но, по степи разбегаясь. Он лукавый принял вид, И, приветливо ласкаясь, Морю Каспию журчит: А.С.Пушкин Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А в России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек. Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. (Слайд) Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод) Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Схема строения реки. (Слайд 17) Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало. - А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах) - Значит, что такое исток? Исток – место, где река берет начало (Слайд 18-19) Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает. - Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку) - Как называют это место? (устьем) Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку (Слайд 20) Задание: Найдите на карте России с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся. Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море. Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек. - Как же определить, какой приток – правый или левый Правило определения правого и левого притоков: Встать лицом к устью реки (вниз по течению). Если река впадает справа – это правый приток. Если река впадает слева – это левый приток. Задание: Найдите в атласе на карте России реки и назовите их притоки. 1. Каким притоком у Волги является река Кама? (Кама - левый приток Волги) 2.Каким притоком у Волги является Ока? ( Ока – правый приток). 3.Назовите притоки Лены? Главная река со всеми ее притоками образует речную систему. Речная система – главная река со всеми притоками. (Слайд 21) Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом. Водораздел – граница, разделяющая речные системы. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно. Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном. (Слайд 22) Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км2 - чуть меньше площади Австралии. Крупные речные системы мира: Амазонка, Конго, Миссисипи с Миссури. Обь с Иртышом (Показ на карте) 1.Что является водоразделом рек Волга и Обь? (Уральские горы) 2.Назовите водоразделы реки Лена (по рисунку) А сейчас, перед тем как вы выполните небольшую самостоятельную работу, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили? (Слайд 23) - А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно. Схема реки | | Исток | 2 | Речной бассейн | 5 | Устье | 1 | Водораздел | 4 | Приток | 3 | | - Давайте ее проверим. Проверка (Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3) Оцените свою работу: 5 правильных ответов – отлично 4 правильных ответа – очень хорошо 3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью 1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям. Реки очень сильно зависят от рельефа и климата. А сейчас физминутка: Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.) В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные) Рассмотрим зависимость рек от рельефа (Слайд 24-25) - В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные) Давайте запишем в тетради схему типы рек. Типы рек Равнинные Спокойное течение Широкая речная долина Большая длина Извилистое русло Удобна для судоходства Бурное течение Узкая долина Прямое русло Короткая река Неудобна для судоходства | Горные | Чем равнинная река отличается от горной? Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые,, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства. Иногда на реке можно увидеть пороги. Пороги – выходы твердых пород в русле реки. (Слайд 26) - Как пороги образуются, прочитайте в учебнике. Расскажите об образовании порогов. Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству. При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. - Что такое водопад? Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз. Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности (Слайд 27) Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с. ш. и 630 з. д.? ( Анхель, показывают на карте у доски) Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. (Слайд28) Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке. Определите его координаты? (420 с. ш., 780 з. д.) Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке (Слайд 29) Не менее удивительными являются и водопады Виктория (высота 110 м, ширина – 1800м) и Игуасу (Слайд 30-31) В нашей стране самый высокий водопад – Илья Муромец (141 м), он находится на острове Итуруп, Входящем в группу Курильских островов (Слайд 32) Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки. Рассмотрим влияние климата на питание рек. - За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод) Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания. Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради (Слайд 33) Питание рек: Дождевое Снеговое Подземное Смешанное Какое питание имеет Волга? (Дождевое, снеговое, подземное). Такой способ питания называется смешанным. Смешанное питание – это пополнение реки за счёт поступления в неё воды от различных источников. Какой режим имеют реки? (Слайд 34) А какие реки протекают по территории нашей Новосибирской области и Черепановского района? Это горные реки или равнинные? ( Слайд 35) Фильм. В результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение рек. (Слайд 36) Речушка вдоль околицы текла Неогромная … Но мы любили, дети, Её – она ведь первою была Для нас, и значит, Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь, Зелёная, и хвощ болотный вылез, Как будто люди целью задались (Мультимедиа) Убить её – и своего добились. Назовите возможные пути загрязнения рек? (выброс нефти, радиоактивные отходы, промышленные и сельскохозяйственные стоки, мусор) |