kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии "Реки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по географии 6 класс «Реки», Доновой Ирины Владимировны МКОУ СОШ №2 г. Черепанова Новосибирской области.

Цели: расширить и углубить знания о водах суши – реках; сформировать представления  о водах суши, о реке, ее частях, частях речной системы; научить учащихся находить и показывать реки на карте, давать описание рекам.

Задачи урока:

Обучающие -  познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; начать формировать представление о реках и их частях;  создать                              образ реки различного типа;  познакомить с крупнейшими реками России, мира;  научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки.

Развивающие -  развить умение определять географическое положение реки;  показывать реку на географической карте; развивать познавательный интерес к предмету и кругозор учеников;  развивать географическое мышление, устную речь, способность применить имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций,  в условиях новых учебных задач; продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником и другими источниками информации.

Воспитывающие -  воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников; осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

Планируемый результат обучения:

Личностные - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);  обучающие смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения; школьники овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Метапредметные - формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;  вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;  выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы;  ставить вопросы, сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации, разрешать конфликты; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить дополнительный материал к уроку.

Предметные  -  дать определение понятиям: река,  русло реки,  исток, устье и их типам,  речная система, бассейн реки, водораздел;  условия образования рек; определить существенные  признаки понятий;  характеризовать особенности размещения рек;  описывать географическое положение объектов;

называть и показывать географические объекты в соответствии с темой урока; приводить примеры географических объектов в соответствии с темой урока.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Реки"»

Разработка урока по географии 6 класс «Реки», Доновой Ирины Владимировны МКОУ СОШ №2 г. Черепанова Новосибирской области.

Цели: расширить и углубить знания о водах суши – реках; сформировать представления о водах суши, о реке, ее частях, частях речной системы; научить учащихся находить и показывать реки на карте, давать описание рекам.

Задачи урока:

Обучающие - познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; начать формировать представление о реках и их частях; создать образ реки различного типа; познакомить с крупнейшими реками России, мира; научить устанавливать причинно- следственные связи между направлением течения реки.

Развивающие - развить умение определять географическое положение реки; показывать реку на географической карте; развивать познавательный интерес к предмету и кругозор учеников; развивать географическое мышление, устную речь, способность применить имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач; продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником и другими источниками информации.

Воспитывающие - воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников; осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

Планируемый результат обучения:

Личностные - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); обучающие смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения; школьники овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Метапредметные - формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы; ставить вопросы, сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации, разрешать конфликты; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить дополнительный материал к уроку.

Предметные - дать определение понятиям: река, русло реки, исток, устье и их типам, речная система, бассейн реки, водораздел; условия образования рек; определить существенные признаки понятий; характеризовать особенности размещения рек; описывать географическое положение объектов;

называть и показывать географические объекты в соответствии с темой урока; приводить примеры географических объектов в соответствии с темой урока.

№ п/п

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный этап

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствие учеников.

Готовят рабочее место. Приветствие учителя.

2.

Мотивация учебной деятельности

Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент –Экзюпери, известный французский писатель.

Змея разлеглась у меня на пути,

Ползёт, а меня не пускает пройти,

Ползёт, оставаясь на месте своем.

Ты знаешь, о чём говорю я?

О чём?

Предлагает отгадать загадки:

  • Течет, течет – не вытечет;
    Бежит, бежит – не выбежит.

  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.

  • Между гор, между дол,
    Бежит белый конь.

  • Маленькой рождаюсь я,

Получаюсь из ручья,

А до моря добегу –

Стать широкою смогу…



 









Предлагают варианты ответов.

3.

Актуализация опорных знаний

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки)
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока:

Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Уметь называть, показывать реки мира, России,

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.


Записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.


4.

Изучение нового материала

Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке.

Реки завораживают своей красотой, размахом не только нас. Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин. А. М. Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремизова «Река царевна» и др.).
– Васнецов, Левитан, Ремизов... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…»

Чуден Днепр при тихой погоде,
когда вольно и плавно, сквозь горы, леса,
гордо он мчит свои полные воды,
вылитый, будто весь с серебра.

– Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты.

Творческое задание: чтение учащимися стихотворений о реках.

А.Твардовский «За далью даль»

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих вдаль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала –
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала,
Избороздила шар земной.

Н.А.Некрасов «На Волге»

О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла,
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь,
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов…
«…О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям, 
Когда еще все в мире спит,
И алый блеск едва скользит,
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…»

(М.Ю.Лермонтов)

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид,
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

А.С.Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей

На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А в России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид. (Слайд)


Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Схема строения реки. (Слайд 17)

Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.

- А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)

- Значит, что такое исток?

Исток – место, где река берет начало (Слайд 18-19)

Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)

- Как называют это место? (устьем)


Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку (Слайд 20)


Задание: Найдите на карте России с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.

Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.


Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.


- Как же определить, какой приток – правый или левый

Правило определения правого и левого притоков:

  1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению).

  2. Если река впадает справа – это правый приток.

  3. Если река впадает слева – это левый приток.


Задание: Найдите в атласе на карте России реки и назовите их притоки.

1. Каким притоком у Волги является река Кама? (Кама - левый приток Волги)

2.Каким притоком у Волги является Ока? ( Ока – правый приток).

3.Назовите притоки Лены?

Главная река со всеми ее притоками образует речную систему.


Речная система – главная река со всеми притоками. (Слайд 21)


Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.


Водораздел – граница, разделяющая речные системы.

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.


Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном. (Слайд 22)


Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку.

У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км2 - чуть меньше площади Австралии. Крупные речные системы мира: Амазонка, Конго, Миссисипи с Миссури. Обь с Иртышом (Показ на карте)

1.Что является водоразделом рек Волга и Обь? (Уральские горы)

2.Назовите водоразделы реки Лена (по рисунку)


А сейчас, перед тем как вы выполните небольшую самостоятельную работу, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили? (Слайд 23)

- А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.


Схема реки

Исток

2

Речной бассейн


5

Устье

1

Водораздел

4

Приток

3


- Давайте ее проверим.

Проверка (Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)

Оцените свою работу:

5 правильных ответов – отлично

4 правильных ответа – очень хорошо

3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.

Реки очень сильно зависят от рельефа и климата.

А сейчас физминутка:

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)


В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)

Рассмотрим зависимость рек от рельефа (Слайд 24-25)

- В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные)

Давайте запишем в тетради схему типы рек.



Типы рек 


Равнинные


  • Спокойное течение

  • Широкая речная долина

  • Большая длина

  • Извилистое русло

  • Удобна для судоходства

  • Бурное течение

  • Узкая долина

  • Прямое русло

  • Короткая река

  • Неудобна для судоходства







Горные





Чем равнинная река отличается от горной? Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые,, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.


Иногда на реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. (Слайд 26)

- Как пороги образуются, прочитайте в учебнике.

Расскажите об образовании порогов.

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.


При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.

- Что такое водопад?


Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности (Слайд 27)


Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с. ш. и 630 з. д.? ( Анхель, показывают на карте у доски)

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. (Слайд28)

Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке. Определите его координаты? (420 с. ш., 780 з. д.)

Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке (Слайд 29)

Не менее удивительными являются и водопады Виктория (высота 110 м, ширина – 1800м) и Игуасу (Слайд 30-31)

В нашей стране самый высокий водопад – Илья Муромец (141 м), он находится на острове Итуруп, Входящем в группу Курильских островов (Слайд 32)


Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

Рассмотрим влияние климата на питание рек.

- За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)


Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.


Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради (Слайд 33)

Питание рек:

  1. Дождевое

  2. Снеговое

  3. Подземное

  4. Смешанное

Какое питание имеет Волга? (Дождевое, снеговое, подземное).

Такой способ питания называется смешанным.

Смешанное питание – это пополнение реки за счёт поступления в неё воды от различных источников.

Какой режим имеют реки? (Слайд 34)


А какие реки протекают по территории нашей Новосибирской области и Черепановского района? Это горные реки или равнинные? ( Слайд 35) Фильм.

В результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение рек. (Слайд 36)

Речушка вдоль околицы текла

Неогромная …

Но мы любили, дети,

Её – она ведь первою была

Для нас, и значит,

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь,

Зелёная, и хвощ болотный вылез,

Как будто люди целью задались (Мультимедиа)

Убить её – и своего добились.

Назовите возможные пути загрязнения рек? (выброс нефти, радиоактивные отходы, промышленные и сельскохозяйственные стоки, мусор)


Высказывают свои ассоциации со словом «река».


Смотрят слайды презентации

(Слайд 2-16)















Слушают стихи





















































Читают определение в учебнике

Запись определения в тетрадь.







Запись определения в тетрадь




Запись определения в тетрадь



Работают с картами атласа









Высказывают предположения

Записывают правило в тетрадь








Рассматривают слайд и записывают определения в тетрадь





Записывают определение






Записывают определение в тетрадь









Работают на листочках, заполняют схему

Проверяют свою работу











Высказывают предположения






Записывают схему в тетрадь



















Находят в атласе горные и равнинные реки



Записывают схему в тетради





















Записывают определение в тетради













Записывают определения в тетради




Находят в атласе объект по заданным координатам



















Запись определения в тетрадь и типы питания рек



Высказывают предположение и записывают в тетрадь







Записывают определение в тетрадь


Высказывают предположение и записывают

Называют. Смотрят мультимедиа



Высказывают предположения и записывают в тетрадь













Записывают в тетрадь


5.

Контроль и самопроверка знаний

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану»

Задание: Описание реки Обь по плану.


1. Материк, на котором находится река.


2. Исток, направление течения, устье.


3. Характер течения реки.


4. Тип питания реки.


5. Самый крупный приток реки.


6. К бассейну, какого океана относится?




Выполняют практическую работу

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Разгадайте кроссворд по теме «Реки»

А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.

А чтобы оценить, свою работу на уроке, возьмите карточки того цвета в руки, которая соответствует вашей оценке на уроке (карточки располагаются на партах и красная карточка – «5», зеленая «4», Синяя «3». Откройте дневники запишите домашнее задание и поставьте сами себе оценку за урок, оставив дневники открытыми.


Разгадывают кроссворд



Оценивают свою работу и работу соседа по парте

7.

Информирование о домашнем задании

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. § 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.

  2. Составить кроссворд по терминам темы.

  3. Нанести на к / к крупные реки мира

Записывают домашнее задание



Методические рекомендации: материал данного урока может использоваться при изучении темы как в 6, 7, 8 классах.

Используемые программы:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока географии "Реки"

Автор: Донова Ирина Владимировна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока географии - "Реки" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "223259"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437470654"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План-конспект урока географии в 6 классе по теме " Реки""
    ["seo_title"] => string(61) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-po-tiemie-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "264231"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449673094"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "конспект урока географии по теме "Реки" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "154298"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421147210"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока географии в 6 классе по теме "Реки" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-po-tiemie-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "154304"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421148052"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства