kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: "Государство на берегах Нила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему: «Государство на берегах Нила».

Автор: Киселева Людмила Ивановна

Учитель истории МБОУ «Коробовский лицей»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с местоположением и природой Древнего Египта. Показать, как природные условия влияли на основные занятия и жизнь людей.
  2. Развивать умение работать с настенной и контурной картой.
  3. Воспитывать интерес к истории.

Записи на доске:

Тема урока. План урока.

Новые слова: цивилизация, 'папирус, дельта, оазис, пороги, ил, фараон.

Задание: Древнегреческий историк Геродот говорил: «Египет - дар Нила». Согласны ли вы с Геродотом?

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и передняя Азия»; учебник: А.А. Вигасин.

Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». - М., «Просвещение», 2013г., рабочие тетради по истории Древнего мира под редакцией Г.И. Годера, раздаточный материал - карточки с заданиями для каждого ученика, которые они выполняют по мере изучения материала, словарь, медиоустройство.

План урока,

1.От первобытности к цивилизации.

2.Страна Египет.

3.Разливы Нила.

4.Объединение Египта.

Ход урока

1)   Оргмомент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть у себя на уроке. Занятие сегодня не совсем обычное. Я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие, в котором вы еще не бывали. Согласны?

2)   Целеполагание.

Тема урока: «Государство на берегах Нила».

  • Ребята, о чем мы сегодня будем говорить?
  • Что бы вы хотели узнать во время урока?
  • А как мы можем это сделать? С помощью чего или кого?
  • Я предлагаю вам следующий путь получения знаний: во время урока, по плану, с использованием учебника, карты, дополнительной литературы и помощи учителя. Вы согласны?

3)   Формирование новых знаний.

Учитель: изучать тему будем по следующему плану (запись на доске).

Ребята, откройте тетради, запишите тему урока и план.

Первый пункт плана - 1.От первобытности к цивилизации.

Учитель. С понятием «первобытность» вы знакомы. А кто-то знает что такое «цивилизация»?

Ученик: работа подготовлена заранее - работа со словарем -

значение слова «цивилизация» - новый этап развития человеческого

общества, культура определённой эпохи.

Первые цивилизации появились более 5 тысяч лет назад.

Учитель. А что это за цивилизации вы узнаете, когда прочитаете текст на странице 34 учебника и выполните задания. Капитаны, пожалуйста, выберите ребят, которые будут отвечать на вопросы. У каждого капитана лежит оценочный лист, где в конце урока вы будете ставить оценку каждому члену своей команды за работу на уроке, посоветовавшись с ребятами.

Дети заранее самостоятельно разделились на группы, выбрали капитанов. Перед каждым учеником лежат прайс-листы с заданиями.

Задание (индивидуальная работа) Самостоятельно прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» на странице учебника 34 и ответьте на следующие вопросы: (время ограничено)

  1. Чем отличалась жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности? (Учащиеся отмечают возникновение государств, письменности, городов и новые умения: создавать оросительные каналы, осушать болота, выращивать обильные урожаи).
  2. Где появились первые государства? (Там, где земледелие было главным занятием, т.е. возле больших рек).

Первым таким государством было государство Египет на берегах Нила.

Постановка проблемы

Учитель. Сегодня на машине времени мы совершим путешествие в Древний Египет.

Но, знаете, ребята, у меня возникла проблема. Недавно я прочитала высказывание Геродота и с тех пор никак не могу решить, прав ли был Геродот, который говорил, что Египет - дар Нила. Поможете мне решить эту задачу?

Работа с картой.

Далее учитель обращает внимание на настенную карту «Древний Восток. Египет и передняя Азия» и показывает место их путешествия, беседуя с учениками:

  1. Какие материки вы знаете? (Дети перечисляют, учитель заостряет их внимание на материке Африка).
  2. Где на карте север, юг, запад, восток? (Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).

Учитель. Итак, мы отправляемся на материк Африка, туда, где несет свои воды река Нил. А в какую его часть? (северо-восточную) Именно здесь расположено древнее государство Египет. Дальнейшее путешествие вы совершаете в группах.

Работа в группах.   Каждая группа (их 3) изучает свою тему урока по плану

и отвечает на вопросы.

Капитаны распределяют вопросы между членами своей команды.

  1. группа - Страна Египет.
  2. группа - Разливы Нила.

3 группа - Объединение Египта.

По истечении времени на подготовку, учащиеся отвечают на вопросы, выполняя задания.

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ и закрепление по карте

Беседа по вопросам и по карте.

1. Почему разливается Нил? Согласны ли вы с древними египтянами? (В истоках Нила в начале лета идут дожди, и тает снег на вершинах гор. Древние египтяне не знали этого, так как никогда там не были и придумали легенду о боге Хапи.)

  1. Как вы объясните разную окраску реки во время разливов? (Река несёт частицы различных горных пород.)
  2. Какие животные живут по берегам Нила? (Крокодилы, бегемоты, пеликаны, львы, гиены, шакалы.)
  3. Что такое папирус? (Высокий тростник, который рос по берегам Нила)
  4. Что остаётся на полях после разлива Нила? (Частицы полусгнивших растений - ил.)
  5. Посчитайте, сколько лет назад образовалось государство Египет?

   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Стадия осмысления. «Немая карта».

Учитель. Давайте посмотрим, как вы усвоили карту и запомнили названия. Перед вами карта. Вы что-то можете по ней прочитать? Ничего. Она ничего вам не расскажет. Это «немая карта». Ваша задача - нанести символы на «немую карту» и заставить ее заговорить.

Учитель задает вопросы, а учащиеся выходят к доске и наносят на карту символы.

 -Как называется государство, о котором идет речь?

  • Как называется река, протекающая по его территории?
  • Назовите границы государства Египет.
  • Назовите столицу государства Египет.
  • Как называли повелителя Египта?
  • Что такое дельта?
  • Как называется место в пустыне, где есть источник воды и пальмы?
  • какие растения и животные обитают в реке и по ее берегам?

Учитель. Молодцы. Вы справились с заданием.

Возвращение к проблеме.

А теперь помогите мне, пожалуйста, решить проблему, о которой я вам говорила в начале урока.

Прав ли был Геродот, который говорил, что Египет - дар Нила.

(Ответ. Плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разлива Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека)

Рефлексия в форме самооценки

Далее учащиеся оценивают ответы одноклассников, капитан записывает оценки в оценочный лист и сдает учителю. Учитель обговаривает оценки с учащимися.

Рефлексия

Что узнали.  Что хотите узнать.   Что понравилось. Что не понравилось.

Домашнее задание; § 6. Р.т. 26

Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали с каким настроением покидаете класс. Около меня лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если не понравился  и настроение упало, возьмите «тучку» и повесьте на доску. Урок окончен. Спасибо! До свида­ния!

Эмоциональный итог урока. Встают и берут то, что соответствует их  душев­ному настрою.

ПРАЙС - ЛИСТ

Задание М 1. Прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» на стр. 34 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем отличалась жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности? (Учащиеся отмечают возникновение государств, письменности, городов и новые умения: создавать оросительные каналы, осушать болота, выращивать обильные урожаи).
  2. Где появились первые государства? (Там, где земледелие было главным занятием, т.е. возле больших рек).

Прайс-лист                                 Группа 1

Урок: "Государство на берегах Нила"

Задание 1

Прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» на странице 34 учебника и ответьте на следующие вопросы:

1.Чем отличается жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности.

2.Где появились первые государства?

Задание 2

Прочитайте пункт «Страна Египет» на странице 34 - 35 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Расскажите о природе Древнего Египта.
  2. Каково значение слов: пороги, дельта, оазис?

Прайс-лист                                Группа 2

Урок: "Государство на берегах Нила"

Задание 1

Прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» на странице 34 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем отличается жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности.
  2. Где появились первые государства?

Задание 2

Прочитайте пункт «Разливы Нила» на странице 35-36 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Когда и почему разливается Нил?
  2. Почему почва в долине Нила мягкая, жирная и легко обрабатывается мотыгой?
  3. Что такое ил?

Прайс-лист                                Группа 3

Урок: "Государство на берегах Нила"

Задание 1

Прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» на странице 34 учеб ни и ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем отличается жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности.

2.    Где появились первые государства?

Задание 2

Прочитайте пункт «Объединение Египта» на странице 36 - 37 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Назовите столицу Египетского государства.
  2. Как называли повелителя Египта?
  3. Когда образовалось Египетское государство?

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Список группы 1

оценка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Государство на берегах Нила"»

Разработка урока на тему: «Государство на берегах Нила».

Автор: Киселева Людмила Ивановна

Учитель истории МБОУ «Коробовский лицей»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с местоположением и природой Древнего Египта. Показать, как природные условия влияли на основные занятия и жизнь людей.

  2. Развивать умение работать с настенной и контурной картой.

  3. Воспитывать интерес к истории.

Записи на доске:

Тема урока. План урока.

Новые слова: цивилизация, 'папирус, дельта, оазис, пороги, ил, фараон.

Задание: Древнегреческий историк Геродот говорил: «Египет - дар Нила». Согласны ли вы с Геродотом?

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и передняя Азия»; учебник: А.А. Вигасин.

Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». - М., «Просвещение», 2013г., рабочие тетради по истории Древнего мира под редакцией Г.И. Годера, раздаточный материал - карточки с заданиями для каждого ученика, которые они выполняют по мере изучения материала, словарь, медиоустройство.

План урока,

1 .От первобытности к цивилизации.

2.Страна Египет.

3.Разливы Нила.

4.Объединение Египта.

Ход урока

1) Оргмомент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть у себя на уроке. Занятие сегодня не совсем обычное. Я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие, в котором вы еще не бывали. Согласны?

2) Целеполагание.

Тема урока: «Государство на берегах Нила».

  • Ребята, о чем мы сегодня будем говорить?

  • Что бы вы хотели узнать во время урока?

  • А как мы можем это сделать? С помощью чего или кого?

  • Я предлагаю вам следующий путь получения знаний: во время урока, по плану, с использованием учебника, карты, дополнительной литературы и помощи учителя. Вы согласны?

3) Формирование новых знаний.

Учитель: изучать тему будем по следующему плану (запись на доске).

Ребята, откройте тетради, запишите тему урока и план.

Первый пункт плана - 1 .От первобытности к цивилизации.

Учитель. С понятием «первобытность» вы знакомы. А кто-то знает что такое «цивилизация»?

Ученик: работа подготовлена заранее - работа со словарем -

значение слова «цивилизация» - новый этап развития человеческого

общества, культура определённой эпохи.

Первые цивилизации появились более 5 тысяч лет назад.

Учитель. А что это за цивилизации вы узнаете, когда прочитаете текст на странице 34 учебника и выполните задания. Капитаны, пожалуйста, выберите ребят, которые будут отвечать на вопросы. У каждого капитана лежит оценочный лист, где в конце урока вы будете ставить оценку каждому члену своей команды за работу на уроке, посоветовавшись с ребятами.


Дети заранее самостоятельно разделились на группы, выбрали капитанов. Перед каждым учеником лежат прайс-листы с заданиями.


Задание (индивидуальная работа) Самостоятельно прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» на странице учебника 34 и ответьте на следующие вопросы: (время ограничено)

  1. Чем отличалась жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности? (Учащиеся отмечают возникновение государств, письменности, городов и новые умения: создавать оросительные каналы, осушать болота, выращивать обильные урожаи).

  2. Где появились первые государства? (Там, где земледелие было главным занятием, т.е. возле больших рек).


Первым таким государством было государство Египет на берегах Нила.


Постановка проблемы

Учитель. Сегодня на машине времени мы совершим путешествие в Древний Египет.

Но, знаете, ребята, у меня возникла проблема. Недавно я прочитала высказывание Геродота и с тех пор никак не могу решить, прав ли был Геродот, который говорил, что Египет - дар Нила. Поможете мне решить эту задачу?


Работа с картой.

Далее учитель обращает внимание на настенную карту «Древний Восток. Египет и передняя Азия» и показывает место их путешествия, беседуя с учениками:

  1. Какие материки вы знаете? (Дети перечисляют, учитель заостряет их внимание на материке Африка).

  2. Где на карте север, юг, запад, восток? (Учитель, слушая детей, двигает указку к северо-востоку и показывает реку Нил, по берегам которой находится Египет).

Учитель. Итак, мы отправляемся на материк Африка, туда, где несет свои воды река Нил. А в какую его часть? (северо-восточную) Именно здесь расположено древнее государство Египет. Дальнейшее путешествие вы совершаете в группах.


Работа в группах. Каждая группа (их 3) изучает свою тему урока по плану

и отвечает на вопросы.

Капитаны распределяют вопросы между членами своей команды.

  1. группа - Страна Египет.

  2. группа - Разливы Нила.

3 группа - Объединение Египта.


По истечении времени на подготовку, учащиеся отвечают на вопросы, выполняя задания.


ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ и закрепление по карте

Беседа по вопросам и по карте.


1. Почему разливается Нил? Согласны ли вы с древними египтянами? (В истоках Нила в начале лета идут дожди, и тает снег на вершинах гор. Древние египтяне не знали этого, так как никогда там не были и придумали легенду о боге Хапи.)

  1. Как вы объясните разную окраску реки во время разливов? (Река несёт частицы различных горных пород.)

  2. Какие животные живут по берегам Нила? (Крокодилы, бегемоты, пеликаны, львы, гиены, шакалы.)

  3. Что такое папирус? (Высокий тростник, который рос по берегам Нила)

  4. Что остаётся на полях после разлива Нила? (Частицы полусгнивших растений - ил.)

  5. Посчитайте, сколько лет назад образовалось государство Египет?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Стадия осмысления. «Немая карта».


Учитель. Давайте посмотрим, как вы усвоили карту и запомнили названия. Перед вами карта. Вы что-то можете по ней прочитать? Ничего. Она ничего вам не расскажет. Это «немая карта». Ваша задача - нанести символы на «немую карту» и заставить ее заговорить.


Учитель задает вопросы, а учащиеся выходят к доске и наносят на карту символы.

-Как называется государство, о котором идет речь?

  • Как называется река, протекающая по его территории?

  • Назовите границы государства Египет.

  • Назовите столицу государства Египет.

  • Как называли повелителя Египта?

  • Что такое дельта?

  • Как называется место в пустыне, где есть источник воды и пальмы?

  • какие растения и животные обитают в реке и по ее берегам?


Учитель. Молодцы. Вы справились с заданием.

Возвращение к проблеме.

А теперь помогите мне, пожалуйста, решить проблему, о которой я вам говорила в начале урока.

Прав ли был Геродот, который говорил, что Египет - дар Нила.

(Ответ. Плодородный ил давал возможность заниматься земледелием. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить людей. После разлива Нила оживала природа и хозяйственная жизнь человека)


Рефлексия в форме самооценки

Далее учащиеся оценивают ответы одноклассников, капитан записывает оценки в оценочный лист и сдает учителю. Учитель обговаривает оценки с учащимися.

Рефлексия

Что узнали. Что хотите узнать. Что понравилось. Что не понравилось.


Домашнее задание; § 6. Р.т. 26

Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали с каким настроением покидаете класс. Около меня лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если не понравился и настроение упало, возьмите «тучку» и повесьте на доску. Урок окончен. Спасибо! До свида­ния!

Эмоциональный итог урока. Встают и берут то, что соответствует их душев­ному настрою.



ПРАЙС - ЛИСТ


Задание М 1. Прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» на стр. 34 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем отличалась жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности? (Учащиеся отмечают возникновение государств, письменности, городов и новые умения: создавать оросительные каналы, осушать болота, выращивать обильные урожаи).

  2. Где появились первые государства? (Там, где земледелие было главным занятием, т.е. возле больших рек).


Прайс-лист Группа 1

Урок: "Государство на берегах Нила"


Задание 1

Прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» на странице 34 учебника и ответьте на следующие вопросы:

1.Чем отличается жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности.

2.Где появились первые государства?



Задание 2

Прочитайте пункт «Страна Египет» на странице 34 - 35 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Расскажите о природе Древнего Египта.

  2. Каково значение слов: пороги, дельта, оазис?


Прайс-лист Группа 2

Урок: "Государство на берегах Нила"


Задание 1

Прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» на странице 34 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем отличается жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности.

  2. Где появились первые государства?


Задание 2

Прочитайте пункт «Разливы Нила» на странице 35-36 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Когда и почему разливается Нил?

  2. Почему почва в долине Нила мягкая, жирная и легко обрабатывается мотыгой?

  3. Что такое ил?


Прайс-лист Группа 3

Урок: "Государство на берегах Нила"

Задание 1

Прочитайте пункт «От первобытности к цивилизации» на странице 34 учеб ни и ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем отличается жизнь людей в данный период от жизни людей в первобытности.

2. Где появились первые государства?




Задание 2

Прочитайте пункт «Объединение Египта» на странице 36 - 37 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Назовите столицу Египетского государства.

  2. Как называли повелителя Египта?

  3. Когда образовалось Египетское государство?


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Список группы 1

оценка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему: "Государство на берегах Нила"

Автор: Киселева Людмила Ивановна

Дата: 05.10.2019

Номер свидетельства: 521770

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Египет-государство на берегах Нила". "
    ["seo_title"] => string(99) "razrabotka-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-v-5-klassie-ieghipiet-ghosudarstvo-na-bierieghakh-nila"
    ["file_id"] => string(6) "235887"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443877095"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Разработка урока "Южные материки" "
    ["seo_title"] => string(35) "razrabotka-uroka-iuzhnyie-matieriki"
    ["file_id"] => string(6) "127200"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415281588"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Разработка открытого урока по истории на тему:"Древняя Греция""
    ["seo_title"] => string(68) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-istorii-na-tiemu-drievniaia-grietsiia"
    ["file_id"] => string(6) "273741"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452265186"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Разработка урока на тему «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы""
    ["seo_title"] => string(97) "razrabotka-uroka-na-tiemu-zapadnaia-aziia-v-drievnosti-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "248841"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446796514"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по истории " Путешествие по странам Древнего Востока." "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-istorii-putieshiestviie-po-stranam-drievniegho-vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "174901"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424189257"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства