kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Озера" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, представление о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер, научить определять по карте сточные и бессточные озера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Озера" (6 класс)»




Урок по географии в 6-м классе

"Озера"

Учитель Вилисова С.И.

Цели урока:

1. Сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, представление о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер.

2. Научить определять по карте сточные и бессточные озера.

3. Продолжить формирование умений работать с разными источниками географических знаний.

4. Закрепить приём определения географического положения объекта (на примере озера).

5. Воспитывать бережное отношение к природным святыням.

Термины и понятия:

Озеро, озерная котловина, тектоническое озеро, запрудное, вулканическое, старица, сточное озеро, бессточное.

Оборудование и дидактический материал:

Карты “Физическая карта материков и океанов”, “Физическая карта России”

учебник, компьютер, проектор, экран, СD диск, презентация

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (комбинированный)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка дом. задания

  1. Река

  2. Русло

  3. Исток

  4. Устье

  5. Речная система

  6. Бассейн

  7. Водораздел

  8. Половодье

  9. Паводок

  10. Пойма

  11. Порог

  12. Водопад


Выход трудноразмываемых твердых пород в русле реки
начало реки

Главная река со всеми притоками

Участок земли, с которога вся вода стекает в реку

Водный поток, текущий в выработанном углублении

Ежегодный продолжительный подем уровня воды в реке.(11-3-5-6-1-8-10)

Часть дна речной долины, затопляемая водой


Кратковременный подъем уровня воды в реке

Самая низкая часть реки, по которому течет водоток

Падение реки с большого уступа

Место, где река впадает в другую реку

Часть дна речной долины, затопляемая водой

Граница между 2 бассейнами (9-2-12-4-10-7-6)

Участок земли, с которога вся вода стекает в реку

Чем горные реки отличаются от равнинных рек?

Питание и режим рек.


III. Изучение нового материала

- Мы сегодня будем изучать следующий вид вод суши. Послушайте о нём загадку.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

- Итак, тема нашего урока – Озера.

Актуализация знаний об общих и отличительных признаках озера, от моря, от реки по вопросам:

Чем отличается озеро от моря? (Озеро, в отличие от моря, не является частью океана).

Чем отличается озеро от реки? (От реки оно отличается тем, что вода в нём не течет, как поток в русле).

Какое бы вы дали определение – что такое озеро?

Озеро-это скопление воды в природном углублении (котловине) суши).


Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами.

(

Рассказ учителя с использованием Каспийское озеро, Байкал-

(

Самое большое озеро на Земле – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу солей похожа на океаническую. За размеры и соленую воду его называют морем.

Самое глубокое озеро нашей планеты – Байкал. Его глубина составляет 1637 м. Озеро Байкал содержит 1/10 запасов пресной воды Земли.

Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны. Давайте рассмотрим способы образования озерных котловин. Изучение причин их образования позволяет выяснить происхождение озер.

Задание 1: Используя текст учебника на стр. 96-97 заполните таблицу в тетради

Типы озерных котловин

Способы образования

Примеры

Тектонические:

- в разломах земной коры



- в прогибах земной коры


в результате опускания земной коры по разлому


при медленном опускании обширных участков земной коры


Байкал, Ньяса, Танганьика



Каспийское, Аральское, Онтарио, Мичиган

Вулканические

образовались в кратерах потухших вулканов

Кроноцкое, Курильское

Ледниковые

при движении древнего ледника

Ладожское, Онежское

Старичные (старицы)

участки прежнего русла реки, изменившей свое направление


Запрудные

русло реки перегораживается естественными плотинами, созданными обвалами, оползнями или лавинами,

Сарезское

Карстовые

подземные воды вымывают легкорастворимых породах пустоты.

озеро Жирот во Французских Альпах


Задание 2: Работа с интерактивным наглядным пособием «Гидросфера» - Происхождение озер.

Физминутка

Проверка заполненной таблицы

Сточные и бессточные озера.

По режиму озера делятся на сточные и бессточные.

Озера, из которых вытекают реки, называются сточными. Примером сточного озера является Байкал.

Задание 3: По карте России определите, какая река вытекает из озера Байкал? Куда она впадает? (Река Ангара, впадает в реку Енисей).

Многие озера являются бессточными, из них не вытекают реки. Примерами бессточных озер могут служить Каспийское и Аральское моря-озера. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками накапливаются, и вода становится солёной или горькой.

Задание 4: Выполнение задания в учебнике на стр. 97.

Все ли озера одинаково обозначены на карте? Как?

Вода некоторых озер содержит много солей из-за того, что их котловины расположены в легкорастворимых солёных горных породах, или эти озера являются остатками отступившего моря Поэтому озера делятся на пресные, солоноватые и солёные.

Соленость Мертвого моря-озера, расположенного севернее Аравийского полуострова составляет 270 ‰ . В этом море невозможно утонуть, в нем почти отсутствуют организмы (кроме некоторых бактерий).

- Послушайте, что рассказывает об этом озере человек, побывавший на его берегах:

« Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Голые, изрезанные морщинами склоны. Казалось, какая-то сила сорвала с них естественный покров и обнажилась мускулатура земли.

Мы решили искупаться, но нас отговорили. Было холодно. Мы лишь умывались густой, как крутой рассол водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись белым налётом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус, от которого долго нельзя было отделаться.

Иногда из реки Иордан в Мертвое море заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбёшку, выброшенную на берег, мА нашли. Она была твердая, как палка в крепком солёном панцире».

Очень много солёных озер на Прикаспийской низменности. Их образование связано с наличием здесь тектонических впадин и засоленных горных пород. Среди них выделяется озеро Баскунчак.

Задание 5: Откройте атласы, посмотрите в легенду карт. В чем различие изображения соленых и пресных озер на карте? (Пресные голубым цветом, а соленые – розовым).

- Приведите примеры. (Пресные- Байкал, Ладожское, Великие американские озера, солёные – Чад, Балхаш, Эйр).

Почему озеро является неотъемлемым компонентом круговорота?

Так же как и реки озера, питаются дождевой, талой, и подземной водой. Озерная вода расходуется на испарение, а также выносится реками.

Как использует озера человек? (ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).

. Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. . Даже к самому крошечному озеру, наполненному “живой водой”, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.


Искусственные водоемыс 101.

1. Как вы можете попасть из Москвы в:

1 группа: в Балтийское море;

2 группа: Белое море;

3 группа: Каспийское море.

При условии, что ваш путь должен быть водным.

Работами с картами полушарий и России.

Отчет групп.

1 группа – Волго-Балтийский канал;

2 группа – Беломорский канал;

3 группа – канал им. Москвы – Волга.


IV. Закрепление знаний.

V. Практическая работа

И на последнем этапе урока мы закрепим полученные знания в практической работе «Описание озера по типовому плану.

План описания озера:

  1. Название озера.

  2. На каком материке, и в какой его части находится.

  3. Между какими меридианами и параллелями располагается.

  4. Происхождение котловины.

  5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

. Итоги урока.


Учитель. Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, на сколько он был плодотворным. Ответьте на вопросы: что нового вы узнали? чему научились? Свои ответы начинайте со слов… .


Я узнал…


Я смогу…




VI. Домашнее задание.

§ 31, зад. №6.













Дополнительный материал

Озеро чернил

Жителям алжирского города Сидибель-Аббес нет необходимости покупать в магазине чернила. Рядом с ними находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две небольшие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а друга протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и в соке чернильных орешков. При смешивании этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыб, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.

Озеро- «кастрюля»

Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке, иногда превращается в своего рода гигантскую «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится недалеко от вулкана Китуро. При извержениях вулкана лава стекает в озеро, отчего вода в нём закипает, а рыбы и водоросли, находящиеся в ней, варятся. Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу.

Озеро с гигантскими пузырями

На острове Ява есть интересное горячее озеро. Пары и газы, которые поднимаются с его поверхности, выдувают пузыри диаметром до 3 м. Поднимаясь вверх, пузыри с шумом лопаются.

Озеро смерти

Самым «мертвым» является не Мертвое море, а «озеро смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде озера настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной кислоты. Она-то и отравляет воду.

На лыжах… по озеру

В Соль-Илецке Оренбургской области давно добывается соль. Лет шестьдесят тому назад котлован, в котором добывается соль, был затоплен вешними водами. В результате образовалось глубокое озеро. Вследствие высокой концентрации соляных растворов на поверхности озера свободно держатся даже совершенно не умеющие плавать. Человек может ходить по озеру на лыжах. Это озеро никогда не замерзает.

Сладкое озеро

Есть на Урале озеро с лакомым названием –Сладкое. Легенда рассказывает, что однажды на его берегах остановился Пугачев. Перед тем, как двинуться в путь, он стал купать своего коня. Искупав, вывел на берег, похлопал любимца и, довольный, покрутил свой ус. На губах ощутил сладкий привкус. «Да ты у меня сладкий!»- воскликнул атаман. С тех пор озеро и стали называть Сладким. Но не только легендой знаменито озеро. Все местные женщины стирают белье только в Сладком озере. И знаете, как стирают? Без мыла. В озере отстирываются даже масляные пятна… Специалистами установлено, что вода в озере щелочная. В ней содержится сода и хлористый натрий, т.е. соль. Как известно, сода сладковата на вкус, она то и придает воде Сладкого озера особые качества.

Горящее озеро

Рыбаки, ведущие промысел на озере Ильмень, обратили внимание на любопытное явление. В некоторых местах вода «закипает», и на озерной глади появляются загадочные фонтанчики. Бросишь спичку- она вспыхнет и горит ярким пламенем без копоти и запаха.

В чем причина «горючести» озера? Виноваты бактерии, которые разлагают на дне остатки органических веществ, а продукты их жизнедеятельности- естественные газы вырываются наружу. Эти газы и образуют горящие фонтанчики на Ильмень-о



Маршрутный лист



Тема урока: “Голубые глаза планеты” (озера).


Озеро - _____________________________________________________________________

Задание 1: Используя текст учебника на стр. 96-97 заполните таблицу в тетради

Типы озерных котловин

Способы образования

Примеры

Тектонические:

- в разломах земной коры



- в прогибах земной коры



Вулканические



Ледниковые



Старичные (старицы)



Запрудные



Карстовые






План описания озера

Характеристика озера

Название



На каком материке находится и в какой его части


Между какими меридианами и параллелями располагается


Происхождение котловины


Сточное или бессточное.

Впадающие и вытекающие реки


Соленое или пресное
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока "Озера" (6 класс)

Автор: Вилисова Светлана Ивановна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "разработка урока географии по теме "Озера""
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-oziera"
    ["file_id"] => string(6) "247624"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446592026"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "разработка урока географии для 5 класса на тему "Озера" "
    ["seo_title"] => string(59) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-na-tiemu-oziera"
    ["file_id"] => string(6) "116512"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412511308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока по географии   «Природные зоны Земли» "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-prirodnyie-zony-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "111101"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407058300"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методическая разработка урока окружающего мира по программе "Школа России". "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-proghrammie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "107834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403459653"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка урока музыки в 4 классе "Итальянская музыка в творчестве  композиторов". "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-uroka-muzyki-v-4-klassie-ital-ianskaia-muzyka-v-tvorchiestvie-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "120950"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413827160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства