Тема урока: Озёра.
Цель: знакомство с многообразием озер нашей планеты и их происхождением.
Задачи:
образовательные: формировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах; болотах и их образовании.
развивающие: развивать индивидуальные познавательные интересы учащихся; умения выступать перед аудиторией; совершенствовать умение работать с картой.
воспитательные: воспитывать у учащихся бережное отношения к воде, чувство любви к природе своей Родины, взаимоуважение.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: учебник, карта полушарий, атласы, компьютер, проектор, экран, рабочие листы, презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала.
Учитель. Начать сегодня урок я хотела бы с загадки.
Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро).
Учитель. Правильно. Это озеро. И тема нашего урока так и называется «Озера».
Учитель. На уроке мы с вами должны будем рассмотреть следующие вопросы:
- определение озер;
- многообразие озер нашей планеты, их происхождение;
- какие озера называются сточными, а какие бессточными;
- познакомиться с понятиями соленые и пресные озера.
Учитель. У каждого из вас на партах лежат рабочие листы, в них вы будете вести записи.
Учитель. Ребята, скажите, а кто из вас видел озеро?
Учитель. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. У меня перед глазами озеро было круглое и мелкое. А с какими словами у вас оно ассоциируется?
(Ответы детей: маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.)
- А что такое «озеро»?
( Ответы детей.)
Учитель. Давайте сравним ваши определения с тем определением, которое нам предлагают авторы учебника на стр. 95. Кто первым нашел определение?
Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
Записываем определение в маршрутный лист.
Учитель. Это углубление называется – озерная котловина.
Учитель. Ребята, озеро не является частью океана, как например море. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле.
Учитель. Мы уже выяснили, что озеро – природное углубление или озерная котловина, образованная на земной поверхности. А на какие группы делят все озёра? (на слайде схема)
Классификация озер
Озера
по происхождению
по солености по стоку
(САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА РАБОЧИХ ЛИСТАХ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА, ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ)
Классификация озер
Озера
по происхождению по солености по сточности старицы пресные сточные
ледниковые солёные бессточные
тектонические
вулканические
карстовые
запрудные
РАБОТА С КАЖДОЙ ГРУППОЙ ОТДЕЛЬНО
(Знакомство учащихся с типами котловин - презентация)
Рассказ учителя.
Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Аральское; самое большое в мире озеро – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу солей похожа на океаническую. За размеры и соленую воду его называют морем.)
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О Каспийском море
Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как вы думаете, а в России есть такие озера).
( Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина – 1620 м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.)
Поэты о нем писали стихи:
Под надежной охраной лесов,
Под защитой гранитных хребтов
Мерно бьется о выступы скал
Сердце нашей Сибири – Байкал.
А.И. Полежаев
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ о о. Байкал и о. Титикака, ПРОСМОТР ВИДЕО О БАЙКАЛЕ.
ФИЗМИНУТКА!!!
3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником.
(Онежское; Ладожское, у этого озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорого Жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом.) Озера ледникововго происхождения есть и в Северной Америки.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ о Великих Американских озёра
4. Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки. Примером является Сарезское озеро на Памире.
(Рассказ подготовленного учащегося). Февральской ночью 1911 г. жители Бартанга проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы большой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро».
5. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.)
6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму. Рассмотрите рис. 64 в учебнике на стр.97.
7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Они маленькие, на картах не обозначаются.
(Много на Урале, Кавказе).
Учитель. Когда вы работали со схемой, у нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения. На рисунке-схеме вы видите озера и реки. Обратите внимания, что реки могут впадать в озера и вытекать.
Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают).
Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.
Учитель. Как вы думаете, к какому типу озер относится озеро Байкал?
(ответы детей: сточное.)
- Почему?
(ответы детей: вытекает река Ангара.)
Примерами сточных озер являются также Онежское и Ладожское озера.
- К какому типу озер относится Аральское море-озеро?
(ответы детей: бессточное.)
- Почему?
(ответы детей: не вытекают реки из них.)
Примерами бессточных озер являются также Каспийское и Балхаш.
Учитель. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей. Давайте вспомним, а что такое соленость?
(количество минеральных веществ в 1 литре воды).
- А в чем она выражается? (в промилях)
Учитель. Все озера по солености можно разделить на две группы: пресные - до1%о; соленые - от 1%о до 35%о. Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые - розовым.
Учитель: Найдите в атласах озеро Балхаш. Обратите внимания на его цвет. Часть озера окрашена голубым цветом, а другая розовым. Как вы думаете почему?
(соленые чаще всего бессточные озера, так как минеральные вещества приносимые реками постепенно накапливаются в озерах).
Учитель. А озеро Байкал пресное или соленое?
(Ответы детей: пресное )
Сообщения учащегося о Мертвом озере. Послушайте, что рассказывает об одном из самых соленых озер Мертвом озере человек, побывавший на его берегах: «Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Мы решили искупаться, но нас отговорили. Мы лишь умывались густой, как крутой рассол водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись белым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус. Иногда из реки Иордан в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире».
Учитель: Ребята, обратимся еще раз к рабочим листам, выполним задание №3 (заполнение таблицы)
Учитель. Как использует озера человек?
(Ответы детей: ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и для отдыха, для восстановления здоровья).
Учитель. Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей.
- Какие меры по охране озер должен соблюдать человек?
(Ответы детей:
1.Очищать промышленные и бытовые воды;
2. Соблюдать правила транспортировки грузов;
3. Соблюдения правил по ловле рыбы;
4. Не загрязнять места отдыха.
3. Итоги урока.
Учитель. Наш урок подошел к концу. И я хочу узнать, как вы усвоили его. Ответьте на вопросы:
1. Что такое озеро?
2. Что такое котловина?
3. Перечислить типы озерных котловин.
5. Слайды
4. Рефлексия.
УРОК ПОНРАВИЛСЯ, ВЕСЬ МАТЕРИАЛ Я УСВОИЛ, СО ВСЕМИ ЗАДАНИЯМИ СПРАВИЛСЯ
БЫЛО НЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, НЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ, НЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО
УРОК БЫЛ НЕ ИНТЕРЕСНЫМ, НИЧЕГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО ДЛЯ СЕБЯ Я НЕ УЗНАЛ, БОЛЬШИНСТВО ЗАДАНИЙ ВЫЫПОЛНИТЬ НЕ СМОГ
4. Домашнее задание. Параграф 31, работа с определениями
Рабочий лист по теме «Озёра»
Задание 1.
Попытайтесь самостоятельно дать определение:
Озеро – это ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Используя текст учебника на стр. 96-98, заполните схему
Классификация озер
Озера
по происхождению по солености по стоку
Задание 3.
Название озера | На каком материке находится | Соленое или пресное | Сточное или бессточное |
Байкал | | | |
Чад | | | |
Онежское | | | |
Каспийское море | | | |
Онтарио | | | |
Под надежной охраной лесов,
Под защитой гранитных хребтов
Мерно бьется о выступы скал
Сердце нашей Сибири – Байкал.
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина – 1620 м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.
Каспи́йское мо́ре — самое большое на Земле бессточное озеро, расположенное на стыке Европы и Азии. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем, его вода по составу солей похожа на океаническую. За размеры и соленую воду его называют морем. Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км², максимальная глубина — 1025 м. В Каспийское море впадает 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме дельты.(Волга).
Послушайте, что рассказывает об одном из самых соленых озер Мертвом озере человек, побывавший на его берегах: «Мы стояли на пустынном берегу, унылый вид которого навевал грусть: мертвый край – ни травы, ни птиц. На другой стороне озера из зеленой воды круто поднимались красноватые горы. Мы решили искупаться, но нас отговорили. Мы лишь умывались густой, как крутой рассол водой. Через несколько минут лицо и руки покрылись белым налетом соли, а на губах остался нестерпимо горький вкус. Иногда из реки Иордан в Мертвое озеро заплывает рыба. Она гибнет уже через минуту. Одну такую рыбешку, выброшенную на берег, мы нашли. Она была твердая, как палка, в крепком соленом панцире».
Февральской ночью 1911 г. жители Бартанга проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где-то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. Перепуганные люди чувствовали себя, как на зыбких волнах; под ногами ходила почва. Происходило сильное землетрясение. И над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы большой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели нерукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро».
УРОК ПОНРАВИЛСЯ, ВЕСЬ МАТЕРИАЛ Я УСВОИЛ, СО ВСЕМИ ЗАДАНИЯМИ СПРАВИЛСЯ
БЫЛО НЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, НЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ, НЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО
УРОК БЫЛ НЕ ИНТЕРЕСНЫМ, НИЧЕГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО ДЛЯ СЕБЯ Я НЕ УЗНАЛ, БОЛЬШИНСТВО ЗАДАНИЙ ВЫЫПОЛНИТЬ НЕ СМОГ
УРОК ПОНРАВИЛСЯ, ВЕСЬ МАТЕРИАЛ Я УСВОИЛ, СО ВСЕМИ ЗАДАНИЯМИ СПРАВИЛСЯ
БЫЛО НЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, НЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ, НЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО
УРОК БЫЛ НЕ ИНТЕРЕСНЫМ, НИЧЕГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО ДЛЯ СЕБЯ Я НЕ УЗНАЛ, БОЛЬШИНСТВО ЗАДАНИЙ ВЫЫПОЛНИТЬ НЕ СМОГ
УРОК ПОНРАВИЛСЯ, ВЕСЬ МАТЕРИАЛ Я УСВОИЛ, СО ВСЕМИ ЗАДАНИЯМИ СПРАВИЛСЯ
БЫЛО НЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО, НЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ, НЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО
УРОК БЫЛ НЕ ИНТЕРЕСНЫМ, НИЧЕГО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО ДЛЯ СЕБЯ Я НЕ УЗНАЛ, БОЛЬШИНСТВО ЗАДАНИЙ ВЫЫПОЛНИТЬ НЕ СМОГ