Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1.Организационно - мотивационный этап урока |
Определение темы урока | Мы изучаем воды суши и на прошлом уроке познакомились с реками, их видами, порогами и водопадами. Как вы думаете, о каких водах суши пойдет сегодня речь? | Учащиеся предполагают, что тема урока – озера. | | |
Целеполагание, формулирование задач урока | Совместное определение целей урока в ходе обсуждения вопросов: Что хотели бы узнать по данной теме? Что уже известно? Какие вопросы хотели бы задать самим себе? | Отвечают на вопросы, определяют свои цели | Предложение задач урока самими учащимися с помощью учителя | |
Создание мотивационной установки Демонстрация слайдов с изображение озерных котловин (Мертвое море, Байкал, Телецкое и др.). Просмотр видео о Байкале Работа с атласами | Что вас удивило при просмотре фотографий? Задание: рассмотреть карту, как на карте изображены озера? Чем отличаются озерные котловины? | Учащиеся отмечают разную форму котловин на картах, высказывают свои впечатления от просмотра фото и видео
Отвечают на вопросы учителя: На карте озерные котловины изображены так же, как и все водные объекты, синим цветом. Они разные по форме. | Испытывают чувство радости от просмотра, новые впечатления, удивление и интерес к изучаемым вопросам темы | |
2.Процессуально - содержательный этап урока |
Самостоятельное конструирование понятия «озеро» Демонстрация слайдов с изображение озерных котловин | Задание: дайте определение понятия с помощью схемы понятие что это признак действие | Учащиеся самостоятельно формулируют определение понятия, используя схему: Озеро - это водоем, расположенный в замкнутом пространстве | Возможность сравнения собственного понятия с культурно-историческими аналогами Поиск необходимой информации на стр.103 учебника | Самостоятельное конструирование нового понятия темы, сравнение с имеющимся в учебнике культурно-историческим аналогом, дополнение и корректировка |
Создание мотивационной установки – эвристическая ситуация К нам в гости снова пришел Вася Почемукин. Мы должны ему высказать свои гипотезы | Перед учащимися ставится проблемный вопрос: почему на Урале расположено большое количество небольших по размеру соленых озер, если известно, что все озера Земли, как правило, пресные? | Учащиеся высказывают свои гипотезы: Версия о растворении солей, о породах дна озер и др. Если не удается предположить о том, что на месте уральских гор ранее существовало соленое море, то учитель подсказывает эту гипотезу учащимся. Проводится обсуждение вопроса о разном происхождении озерных котловин. | Развитие умений выстраивать причинно-следственные связи | Самостоятельное конструирование гипотез Создание СОБСТВЕННЫХ гипотез происхождения озер. Делают ОТКРЫТИЯ |
Создание мотивационной установки для группы учащихся - создание эвристической ситуации
Обсуждение гипотез | Задание – сформулируйте свою гипотезу возникновения озерных котловин, используя карту полушарий. Можно ли выявить закономерность между формой озерных котловин и происхождением? | Учащиеся работают в группах. Составление гипотез, которые следует доказать Примерные варианты гипотез: озерная котловина может образоваться в кратере вулкана, остаться после существующего раньше соленого моря, в трещине земной коры и др. | Метапредметный навык видения проблем, выстраивания гипотез | Самостоятельное конструирование закономерностей |
Минутка релаксации - игра «Поздоровайся локтями» | Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников. | | Возможность отдохнуть от мыслительной деятельности | |
Работа в группах с использованием текста учебника (метод «вживания») Для образного восприятия демонстрируются фотографии ледников, айсбергов, родников | Творческое задание: 1 группа – составить рассказ, который бы начинался так: «Я – айсберг…». Использовать стр.105 2 группа – составить рассказ, который бы начинался так: «Я -ледник…». Использовать стр.105 3 группа – составить рассказ, который бы начинался так: «Я – родник…». Использовать стр.107 4 группа – составить рисунок, показывающий образование пластов подземных вод. Использовать стр.106 | Работа в группах, прослушивание рассказов Пример рассказа: «Я – айсберг. Я – огромная ледяная глыба, большая часть которой находится под водой. Я красивая, потому что имею причудливые формы и белый цвет. От меня есть польза – я запасаю много пресной воды. Есть и вред. Не встречайтесь мне на пути. Мой брат живет высоко в горах. От его таяния появляется много воды в реках.» | Развитие коммуникативной компетенции Возможность вжиться в предложенный образ | Возможность проявить фантазию, творческие способности, почувствовать себя природным объектом |
Обсуждение Промежуточная рефлексия | Учитель задает вопросы: Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал? | Ученики отвечают на вопросы промежуточной рефлексии | Возможность выразить свои чувства | |
Работа с картой | Задание: найти на карте полушарий озера: Байкал, Каспийское, Мертвое, Эйр, Виктория | Учащиеся находят географические объекты с помощью путеводителя, в котором каждому озеру соответствует материк, на котором оно находится. | Формирование пространственного мышления | |
3.Этап закрепления |
Закрепление | Посмотрите презентацию к исследовательской работе нашей ученицы по теме: «Экологическое состояние ручья Нанте». Ответьте на вопросы: Где берет начало ручей? Какие экологические проблемы описаны в работе? Каковы причины их возникновения? Как можно их решить? | Отвечают на вопросы учителя | Формирование чувства бережного отношения к природе | |
Подведение итогов | | | | |
4.Рефлексивный этап урока |
Рефлексия деятельности | Оцените урок соответствующим цветом Как вы думаете, какие ощущения возникли у Васи Почемукина от нашего урока? | Делают соответствующие действия с цветограммой Вася Почемукин тоже рад, потому что вы смоли ответить на его вопросы | Оценка актуальности, новизны изучаемых вопросов | |
5. Объяснение домашнего задания |
Обязательное задание | Параграф 18 стр.115-117 | Выучить значение понятий: айсберг, озеро, ледник, родник | | |
Дополнительное задание (по выбору) | Подготовить сообщение или презентацию на тему: «Озеро Байкал» | | | |
Творческое задание | Напишите рассказ о своем воображаемом путешествии на озеро… | Составить кроссворд «Озера» | | |