kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока географии в 8 классе "Болото"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой конспект урока по теме  "Болото" в 8 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии в 8 классе "Болото"»

Урок географии 8 класс тема «Болото»

Топи да болота

Злочастный жребий земли Русской

УМК: учебник И.И.Баринова «География России» 8 класс, атлас «География 8 класс» издательство «Дрофа» 2015.

Цель урока – сформировать представления о болотах

Задачи урока:

-- расширить представления о болотах как природном комплексе;

-- сформировать знания учащихся о типах болот и причинах их образования;

-- сформировать представления об особенностях, происхождении и значении болот;

-- выяснить особенности размещения болот на территории страны;

-- изучить области распространения различных типов болот;

-- научить прогнозировать изменения болот под влиянием хозяйственной деятельности человека;

-- развивать самостоятельность и активность учащихся;

-- продолжать учить работать с картами и другими источниками информации;

-- систематизировать знания учащихся об охране болот, т.е способствовать становлению экологического мышления.

Учащиеся должны знать: понятие болото, их типы , районы распространения.

Учащиеся должны уметь: определять по карте распространения болот, вычерчивать схему заболоченности территории, прогнозировать последствия осушения болот.

Система методов и методические приемы: метод исследовательский, репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный; методические приемы вычерчивание схем, составление логической цепочки, «чтение» карт, решение олимпиадных задач, краеведческий принцип.

Логика учебного процесса: актуализация – мотивация- восприятие, осмысление, запоминание – применение знаний в новой ситуации – проверка усвоения – самоконтроль – контроль, коррекция – анализ.

Ведущие (новые) понятия: низинные, переходные, верховые болота.

Географическая номенклатура: Западно – Сибирская равнина, север Русской равнины, Мещерская низменность.

Деятельность учащихся: частично – поисковая при работе с картой.

Самостоятельная работа: вычерчивание схемы «Заболоченность территории», составление логической цепочки.

Смысловые блоки урока: - актуализация

-- изучение нового материала

-- закрепление.

Средства обучения: учебник, атлас, физическая карта России, карта Рязанской области, компьютер, проектор, экран.

Формы контроля: индивидуальный по вопросам, фронтальный по тесту.

Межпредметные связи: с литературой, биологией, историей.

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Изучение нового материала, актуализация знаний

Болото

Я целый час болотам занялся.

Там белоус торчит, как щетка, жесткий:

Там точно пруд зеленый разлился;

Лягушка, взгромоздясь, как на подмостки,

На серый пень, торчащий из воды,

На солнце нежится и дремлет…Белым

Пушком одеты белые цветы:

Над ними мошки вьются роем целым;

Лишь незабудок сочных бирюза

Кругом глядит умиленно мне в глаза,

Да оживляет бедный мир болотный

Порханье бабочки залетной

И хлопоты стрекозок голубых

Вокруг тростинок тощих и сухих.

Ах! Прелесть есть и в этом запустенье.

А.Майков

Учащиеся формулируют цели урока

*Что такое болото?

Болото (также топь, трясина, марь, зыбкое место) – участок суши (или ландшафта), характеризующийся

--избыточным увлажнением

-- повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы

-- выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности

*Как в Рязанской области называют болота?( ответ: мшары)

**Чем болото отличается от заболоченного участка ( заболоченные земли)?

**По карте определите, где много болот на территории России?

**Как изменяется степень заболоченности и характер заболоченности с севера на юг?

Самое большое болото на территории Васюганья (Васюганская равнина), его площадь составляет 53- 55 тыс.кв. км.

*Во сколько раз это болото больше территории Рязанской области?

*Где на территории Рязанской области встречаются болота?

**В чем причины образования болот? (учащиеся вычерчивают схему в тетради)

Причины образования болот:

/ \

Из - за заболачивания территории или зарастания водоема



Типы болот:



1.Низинные

Низинные (тип болот с богатым водно – минеральным питанием за счет грунтовых вод). Располагаются в пониженных частях рельефа, чаще всего в поймах рек, образуются при зарастании водоемов. Они получают питание главным образом за счет грунтовых вод и вод речных разливов, богатых минеральными солями( они питают и обогащают болото минеральными солями), что обуславливает произрастание здесь осок, хвощей, тростников, зеленых мхов. Эти болота называют травянистыми. Их поверхность обычно вогнутая или плоская. Низинные болота непроходимы или труднопроходимы.
Наиболее «прожорливы»низинные болота в Мещерской низменности и пойме Оки они уже «съели» около 600 тыс.га.

2.Переходные

Постепенно уровень низинного болота повышается из – за накопления не полностью разложившихся растительных остатков и торфа. В результате болото уже не затапливается речными водами, питание грунтовыми водами ослабевает, в нем возрастает роль атмосферных осадков. Количество минеральных, питательных веществ уменьшается, что приводит к постоянной замене травянистой растительности менее прихотливыми зелеными мхами, кустарниками, древесной растительностью(черная ольха, береза). Такое болото переходным или лесным. Поверхность таких болот плоская.

3.Верховые

В связи с дальнейшим накоплением торфа переходное болото совершенно теряет связь с грунтовыми водами. Оно получает питание за счет атмосферных осадков. Количество питательных веществ уменьшается еще больше; в результате широкое распространение получают самые неприхотливые белые сфагновые мхи и кустарнички, иногда угнетенная сосна. Такие болота называют верховыми или моховыми. Поверхность их выпуклая, так как нарастание мхов и торфообразование происходит быстрее в центре, где из – за лучшего водообмена процессы разложения растительных остатков идут интенсивнее. Иногда центральная часть болота возвышается над окраинами 7 – 8 метров. Моховые болота быстро разрастаются вширь и занимают большие пространства, располагаясь на водоразделах, так и на сколах возвышенностей. Сплошной моховой покров из сфагновых мхов характерен для большей части верховых болот.

**Как различаются верховые и низинные болота по источнику питания, характеру растительности, использованию торфа?

**Как связаны между собой низинные и верховые болота?

Помните фразу из повести Конан Дойля «Собака Баскервилей»: «Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот». Теперь вы знаете, почему это так. Зловещая собака тут ни при чем, однако эту фразу нужно вспоминать всегда, когда собираетесь совершить прогулку по болоту.

Различия болот по природным зонам:

1.Арктические пустыни – минеральные болота с низким содержанием торфа.

2 .Бугристые болота – тундра и лесотундра.

3. Лесная зона – верховые(торфяные) болота с мощным слоем торфа до 8 -10 метров.

4. Степи – низинные болота

5. Полупустыни – при выходе грунтовых вод на поверхность образуются минеральные болота, без слоя торфа, сложенные иловатой, засоленной массой.

**Почему в степной зоне не встречаются верховые болота?

**Итак, каковы причины заболоченности?

-- вогнутые формы рельефа (плоский рельеф)

-- многолетняя мерзлота

-- избыточное увлажнение

--слабый сток рек

-- водоупорные горные породы(вечная мерзлота, щит платформы т.е прочные породы граниты, гнейсы, кварциты)

-- хозяйственная деятельность человека

-- близость грунтовых вод

*** Каковы причины заболоченности Западно – Сибирской равнины? Вычертить схему в тетради.

*** Почему к востоку от Западно – Сибирской равнины заболоченность уменьшается?

** Каковы причины заболоченности севера Русской равнины?

Мини – диспут

Зачем нужны болота? В сказках на болотах всегда обитали злые силы, там водились кикиморы, ведьмы, лешие. Какое значение имеют болота в природе?

***Почему знахарки, травники селились ближе к болотам? (Ответ: на болотах произростает много лекарственных растений)

*Как человек относится к болотам? В мифологии, в сказках и легендах обитатели болот были своего рода оберегом, что охраняло болото от неразумного вторжения человека.

В последнее время стали болота осушать, но большой пользы это не принесло. Почему?

**Почему нельзя осушать болота?

** Составьте логическую цепочку прогнозирования последствий осушения болот.

Осушение болот – снижения уровня грунтовых вод – разрушение торфяных залежей – иссушения климата территории – исчезновения ручьев, родников, речек – загрязнение нитратами и пестицидами почв и вод – исчезновение и сокращение численности многих видов растений и животных – снижение продуктивности лесных сообществ – усиление почвенной эрозии – заиливание озер.

Итак, в чем же значение болот?

-- на болотах идет очистка воды, т.е являются естественными фильтрами воды и санитарами полей, болота дают начало многим рекам

-- на болотах растут ценные ягоды – клюква , морошка, голубика, черника

* В одной песне есть такие слова «Где – то багульник на сопках цветет». В чем ошибка?

-- в болотах образуется торф, который используется как топливо (малое содержание примесей таких как фосфор и сера), и как хорошее азотное удобрение, а спрессованные плитки торфа применяются в качестве строительного материала или как подстилка для животных, торф является сырьем для химической промышленности

-- болота - места обитания водоплавающих птиц – уток. Куликов, гусей и др.

-- торфяные залежи

-- торф используется в медицине(грязелечение)

-- торфяные болота служат источником находок для палеобиологов и археологов – в них находят хорошо сохранившиеся остатки растений, пыльцу, семена, тела древних людей

-- болота препятствуют развитию парникового эффекта их можно назвать «легкими планеты»

Дополнительная информация. Торфяная залежь – это архив истории. За последние 10 тыс. лет, в котором заключена память росших в лесах и на болотах, деревьях, травах, мхах. Благодаря постепенности и непрерывности накопления торфа из него удается извлечь ценнейшую информацию: состав растительности и болот и последовательности их смен от времени отступления ледника до современности. А эти данные служат основой для реконструкции климата. Исходя из закономерностей природной среды прошлого, мы можем сделать прогноз будущих изменений , которые необходимы для долгосрочного природопользования.

*Экологическим символом Окского биосферного заповедника является стерх. Почему?

**М.М. Пришвин написал книгу «Кладовая солнца».Почему Блудово болото это «Кладовая солнца»?

Вряд ли вы когда – либо задумывались о роли болот в судьбе нашей страны. А они значительны. **Приведите известные исторические факты.

*** Кто не слышал, что болота создают сырой и вредный для здоровья человека микроклимат? Это мнение прочно держалось в умах и казалось незыблемым, поскольку болота – места избыточного увлажнения. Но когда ученые провели систематические метеорологические наблюдения в центре мохового болота и соседнем с ним суходольном лесу, то обнаружилось удивительная картина. Влажность воздуха на сфагновом болоте в летний период оказалась меньше, чем в лесных угодьях. Иначе говоря, микроклимат сфагновых болот более «континентальный», чем в лесах или на лугах, расположенных в тех же климатических условиях. Чем это объяснить? (ответ: меньшая влажность над болотом обусловлена тем, что сфагновые мхи, особенно, когда не бывает дождей, поглощают влагу даже из воздуха. Этим, в свою очередь, обусловлены и большие, чем над лесами, суточные колебания температур).

Итог по уроку:

1.Болота занимают территории России

А) 0,1%, Б) 20%, В) 10%, Г)70%

2.В России наиболее заболоченная территория:

А)Предуралье, Б)Поволжье, В)Западно – Сибирская равнина, Г) Среднесибирское плоскогорье

3. Образованию болот способствует:

А) небольшое количество осадков, Б) большое испарение, В) замедленный сток рек, Г)преобладание возвышенных форм рельефа

4. Если питание болота осуществляется за счет атмосферных осадков, то это болото:

А) низинное, Б) верховое

5. Торф низинных болот используется в качестве:

А) удобрения, Б)удобрения и топлива

6. В степной зоне по типу питания преобладают болота:

А)низинные, Б) верховые

7. Основные причины распространения болот:

А) плоский рельеф, Б) расчлененный рельеф, В) коэффициент увлажнения больше 1,Г) увлажнение недостаточное, Д) многолетняя мерзлота, Е) близкое залегание грунтовых вод, Ж)тектонические впадины на земной поверхности.

Цель урока считается достигнутой если:

*на уровне знакомства учащиеся воспроизводят понятие болото.

**на уровне понимания объясняют причины образования болот, их типы, могут объяснить их образование, могут составить схему образования болот.

***на уровне применения учащиеся объясняют связь между компонентами природы, возникающие при формировании заболоченных участков на поверхности Земли, читают знак болото в атласе, объясняют различные типы болот.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока географии в 8 классе "Болото"

Автор: Милидина Марина Ивановна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 388984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Разработка урока географии для 8 класса по теме "Богатство внутренних вод России" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-dlia-8-klassa-po-tiemie-boghatstvo-vnutriennikh-vod-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "185860"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426247112"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока по географии   «Природные зоны Земли» "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-prirodnyie-zony-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "111101"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407058300"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Урок изучения нового материала. Тема: «Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.  Природные комплексы нашей местности» "
    ["seo_title"] => string(142) "urok-izuchieniia-novogho-matieriala-tiema-prirodnyie-komplieksy-sushi-i-okieana-prirodnaia-zonal-nost-prirodnyie-komplieksy-nashiei-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "132016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416257673"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства