Урок географии в 10 классе по теме "Состав населения"
Цельурока: сформировать представление о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.
Задачи урока:
Выявить географические закономерности полового, возрастного, этнолингвистического и религиозного состава населения мира.
Развивать умения самостоятельно находить информацию по теме, анализировать схемы, диаграммы, устанавливать причины, выделять главное, делать вывод.
Выработка умения работать в группе.
Выработка умения публичного выступления.
Воспитание творческой активности, расширение кругозора, самостоятельности, коммуникабельности.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- включение учащегося в деятельность на личностно-значимом уровне
- осознание ответственности за коллективное дело
2)Регулятивные УУД:
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату
3) Познавательные УУД:
- осуществлять поисковую деятельность в обучении по различным источникам
- анализировать и обобщать полученные знания
4) Коммуникативные УУД:
- позитивно относиться к процессу
- сотрудничества «Учитель ученик» и «Ученик ученик»
Планируемые результаты
- предметные знать/понимать основные понятия урока; основные закономерности полового и возрастного состава населения мира; географические особенности этнического и лингвистического состава населения мира.
- личностные использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике.
Методы и методические приёмы: частично-поисковый, практический, словесный и наглядный.
Оборудование: политическая карта мира, компьютер и мультимедийная установка, диск «Образовательная коллекция. География. 10 класс»; учебник В.П. Максаковского, географический атлас 10 класс.
Ход урока.
Организационный момент.
Столы расставлены таким образом, чтобы ученики работали в группах (4 группы). Каждый ученик в начале урока получает номер (№ 1-4), а также каждый стол пронумерован (№ 1-4).
На слайде презентации появляются вопросы по домашнему заданию.
В каком из приведенных примеров идёт речь о первом типе воспроизводства населения?
а) рождаемость – 32, смертность – 14;
б) рождаемость – 17, смертность – 12;
в) рождаемость – 12, смертность – 12;
г) рождаемость – 27, смертность – 10.
Ответ свой поясните.
Какой из типов воспроизводства появился раньше? Ответ свой поясните.
Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется традиция большой семьи?
Какие цели преследует демографическая политика?
Изучение нового материала
Эпиграф: «Население планеты – это калейдоскоп особенностей»
Обратить внимание учащихся на эпиграф урока. Что означают эти слова?
Изучение новой темы начинается с заполнения анкеты. Анкеты лежат на столах. Каждый учащийся заполняет анкету.
Анкета «Знаете ли вы?»
Ваша фамилия, имя
Ваш возраст
К какой возрастной группе вы относитесь
Людей, какой возрастной группы в мире больше
Людей, какого пола больше в мире, а в вашем классе
В каких странах преобладает мужское население
Ваша национальность
На каком языке вы разговариваете
На каком языке говорит большая часть людей в мире
Что такое этнолингвистический состав
Какую религию вы исповедуете
Какие религии относятся к национальным
Проверка работы.
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения или вы на них не ответили?
- В ходе урока мы с вами попытаемся найти ответы на эти вопросы.
- Скажите, так о чем мы будем сегодня говорить?
- Попробуйте определить тему урока.
Учащиеся пробуют назвать вопросы, которые необходимо рассмотреть на уроке.
Определяют тему урока «Состав населения» и записывают в рабочую тетрадь.
- Какие аспекты мы должны рассмотреть, для того чтобы расширить ваши знания о населении мира? Предлагаю определить план урока.
Учитель на доске под темой прикрепляет составные части плана урока.
План урока:
- половой состав
- возрастной состав
- этнолингвистический (национальный) состав
- религиозный состав
Актуализация знаний. Повторение терминов за 9 класс. Дать термины по группам.
1 группа. Этнос – это группа людей, объединенных общими признаками, историческим прошлым, традициями, обычаями, культурой и религией.
2 группа. Толерантность – терпимость к различиям.
3 группа. Конфессия – отдельные течения, направления в религии.
4 группа. Дискриминация – ущемление прав, какой – либо группы людей.
Провести проверку правильности терминов по интерактивной доске.
Прием «Бортовые журналы»: учащиеся чертят таблицу и заполняют первую колонку.
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Далее учитель поясняет, что класс будет работать по микрогруппам, готовя ответы по вопросам (карточки на столах).
- Чтобы работа группы была объективно оценена, мы будем вести листы самооценки и взаимооценки. А так же некоторые виды работ будут оценены по определённым критериям. Выберите в группе ответственного за заполнение листа самооценки. Ребята, я предлагаю каждой группе выбрать номер вопроса, над которым вы будете совместно работать. Но, прежде чем мы определимся с заданиями, я попрошу всех учеников под номером 1 пересесть за стол с соответствующим номером.
Между учениками внутри микрогруппы распределены вопросы, все учащиеся под №1 пересаживаются за стол №1 и совместно изучают вопрос №1.
Далее ученики вытягивают карточки с номерами заданий.
I этап: сегодня каждый из вас будет экспертом в выбранной области. Вам дается время на изучение вашего вопроса. После этого вы возвращаетесь в исходные группы и обмениваетесь полученной информацией друг с другом.
На столе лежать листы взаимооценивания.
Определить критерии взаимооценивания.
Предлагается учащимся самостоятельно определить критерии. Учитель дополняет, записывает на постере.
1. Доступность изложения.
2. Содержание изложения (полнота).
3. Ясность изложения.
4. Аккуратность.
5. Работа с картой.
Группа №1. Половой состав населения мира.
Задание 1. Используя учебник с. 66-67 определите:
Что такое половой состав населения?
Какие причины влияют на соотношение полов в разных странах?
Задание 2. Пользуясь картой «Половой состав населения» в атласе, а также текстом учебника, определите страны, где преобладает мужское население, а где женское? Объясните почему?
Группа №2. Возрастной состав населения мира.
Задание №1. Используя учебник с. 67 определите:
Что такое возрастной состав населения?
Каково соотношение возрастов для разных стран по развитию? На что влияет возраст населения страны?
Что такое половозрастная пирамида и что по ней можно узнать?
Определите страны, которым соответствуют возрастно-половые пирамиды из приложения (Мексика, Китай, Япония, Германия, Нигерия).
Группа №3. Этнолингвистический состав населения мира.
Задание №1. Используя учебник с. 68-69 определите:
Что такое этнолингвистический состав?
Какие языковые семьи самые крупные в мире?
Что такое однонациональные и многонациональные государства?
Какие проблемы возникают в связи национальным составом?
Задание 2. По карте «Народы мира» приведите примеры стран: однонациональных, многонациональных. Определите народы, каких языковых семей преобладают в С. Америке, Австралии, Ю. Америке? Почему?
Группа №4. Религиозный состав населения мира.
Задание 1. Используя учебник с. 69-70 определите:
Что такое религиозный состав?
Какие религии относятся к мировым, какие к национальным?
Задание 2. По карте «Религии верующего населения» (карта «Народы») определите в каких частях мира преобладают мировые религии: христианство, мусульманство, буддизм? А где национальные?
II этап: обмен информацией и ее анализ.
учащиеся обратно возвращаются в первоначальные группы, каждый со своей информацией. 2) учащиеся обмениваются информацией.
Минутка релаксации. Учащимся демонстрируется видео – фрагмент «Фестиваль народов мира», в котором представлены разные этнические группы.
4. Первичное закрепление изученного материала.
Закрепление проводится в форме брифинга. У каждой микрогруппы лист с вопросами по данной теме.
- итак, что же мы узнали о составе населения. Переходим к брифингу.
Каждая группа по своему изученному материалу задает 2 вопроса другой группе: 1 тонкий и 2-ой толстый вопросы.
«Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие вопросы» «Толстые вопросы»
Кто?... Почему Вы так считаете?...
Что?... В чем различие?...
Когда?... Предположите. Что будет, если?...
Может?... Что, если?...
Будет?... Дайте объяснение, почему?...
Как звать?... Почему вы думаете?...
Было ли?... Объясните причину?...
Согласны ли Вы?... Какая существует связь?...
Верно ли?... Обоснуйте ответ примерами?...
1 группа – 2 группе, 2 группа – 3 группе, 3 группа – 4 группе, 4 группа – 1 группе.
Взаимооценивание ответов.
5. Практическая работа.
- для дальнейшего закрепления материала выполним небольшую работу по определению состава населения.
1группа.
Задание: используя карты атласа и рисунки учебника составить характеристику страны по половому, возрастному, национальному и религиозному составу: Австралия.
2 группа.
Задание: используя карты атласа и рисунки учебника составить характеристику страны по половому, возрастному, национальному и религиозному составу: Канада
3 группа.
Задание: используя карты атласа и рисунки учебника составить характеристику страны по половому, возрастному, национальному и религиозному составу: Алжир
4 группа.
Задание: используя карты атласа и рисунки учебника составить характеристику страны по половому, возрастному, национальному и религиозному составу: Россия
Представители от каждой группы выступают с ответами по заданиям.
Далее возвращаемся к приему «Бортовые журналы»: учащиеся заполняют вторую колонку.Обсуждение.
6. Итоговое закрепление: Повторное заполнение анкеты «Знаете ли вы?»
- На какие вопросы затруднялись ответить, или не ответили? Почему?
-Что нужно сделать, чтобы не было затруднений?
7. Оценивание:
Прокомментировать работу учащихся, отметить самых активных.
Проводят самоанализ работы всех членов групп, заполняют листы оценивания в группе, учитывают комментирование учителя о работе учащихся.
8. Домашнее задание: с. 66-70 зад. 5,6 с. 85
Творческое задание (по желанию): Используя данные Интернета составьте характеристику Тюменской области по половому, возрастному, национальному и религиозному составу.