Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Звезды и созвездия" »
Конспект урока по природоведению
5 класс
Тема: Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд.
Ход урока
1.Организация.
-Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Вот книги на столе, а вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный
- Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
2. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемы.
Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть на экран и подумать о чем пойдет речь сегодня у нас на уроке. (дети отвечают)
Отгадайте загадку
Рассыпали к ночи зерно
Глянули утром – нет ничего. (звезды)
-Так какая тема нашего урока?
- Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу.
- Что бы вы хотели узнать, наблюдая за звездным небом? ( ответы детей)
- На эти вопросы мы попытаемся ответить на сегодняшнем уроке, познакомимся с новыми понятиями, попытаемся быть исследователями.
Вид звёздного неба - это бриллиантовая россыпь множества звёзд- всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.
- Ребята, подумайте и предположите, почему звезды называют звездами, а не как-то иначе?
Греческое слово « астро» обозначает звезда.
- Как вы думаете, а как называют людей, которые изучают звезды?(астроном)
- Мы сегодня побудем с вами на уроке астрономами – исследователями и попытаемся узнать , что же такое звезды, исследуем их , а может быть откроем что-то новое.
Как вы думаете, как называется наука , изучающаяся звезды. В основу названия науки положено это греческое слово.( астрономия).
-Ребята, а что же такое звезда, попробуйте сформулировать определение используя учебник на стр 34.
(звезда- огромный пылающий шар, расположенный очень далеко от нашей планеты). Ближайшая к нам звезда-Солнце. Давайте познакомимся с ней подробнее. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. (класс делится на 5 групп)
Каждая группа получает свой рабочий лист с заданиями. Внимание детей обращается к заданию №1. У каждой группы свой текст с пропущенными словами, задача детей используя учебник вставить недостающие слова.
Задание №1.
Группа №1.
Солнце-это центр нашей Солнечной системы. Диаметр солнца в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше диаметра Земли.
Группа №2.
Масса солнца в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет. Как все звезды, Солнце-гигантский пылающий шар.
Группа №3.
Температура внутри Солнца достигает 15 млн градусов. Оно испускает огромное количество тепла и света.
Группа №4.
Без солнечного света и тепла невозможно существование живых организмов. Солнце, подобно Земле вращается вокруг своей оси с запада на восток.
Группа №5.
Если Солнце находится от Земли на расстоянии 150 млн. км. Мир звезд разнообразен. Они различаются между собой по размеру, цвету, яркости, температуре и многим другим признакам.
Именно это мы с вами сейчас и исследуем. Итак, юные астрономы, прошу вас обратить внимание на задание №2. в ваших рабочих листах.
Задание №2.
Ответьте на вопросы, используя учебник на стр.34.
Самыми большими звездами являются сверхгиганты.
Звезды , которые в десятки раз больше Солнца,называют гигантами.
Само Солнце, а также меньшие по размерам звезды называются карликами.
По цвету различают белые, голубые, желтые, красные звезды.
Группы, скопление звезд на небеназывается созвездием.
После проверки работы в группах, учитель задает вопрос классу: «Сколько созвездий выделяют ученые?»(88). Далее учащимся предлагается открыть карту созвездий на стр. 36 учебника, и просмотреть название созвездий и как оно изображено. Далее учащимся предлагается просмотреть мультик на тему созвездия и ответить вопросы:
Небесная сфера поделена на ……(созвездия)
Названия каких созвездий вы услышали?
После выполнения данного задания группам предлагается выстроить одно созвездие из ранее подготовленных звезд.
Задание №3.
1 группа-большая медведица
2 группа-дракон
3 группа-малая медведица
4 группа-цефей
5 группа-ящерица
Группы демонстрируют свои работы.
В качестве закрепления изученного материала ребятам предлагается выполнить задание №4.
Задание №4
Определите какие утверждения верны:
Звезды-небесные тела, которые светят отраженным светом.
Ближайшая к Земле звезда- Солнце.
Солнце –это гигантский пылающий шар.
Солнце по размерам почти такое же, как Луна.
Солнце неподвижно.
Самые большие звезды называются сверхгигантами.
Солнце относится к звездам-карликам.
Созвездия- это участки звездного неба.
Подведение итогов. Самооценка.
- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что мы для этого делали?
Домашнее задание:
Найти легенду о каком- нибудь созвездии
Рабочая карта по теме «Звезды и созвездия»
Задание №1.
Группа №1.
Солнце-это центр нашей ……….системы. Диаметр солнца в ……. больше диаметра Луны и в ……… больше диаметра Земли.
Группа №2.
Масса солнца в …… раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет. Как все звезды, Солнце-гигантский …….. шар.
Группа №3.
Температура внутри Солнца достигает …….. градусов. Оно испускает огромное количество …….. и …….
Группа №4.
Без солнечного света и тепла невозможно существование …….. организмов. Солнце, подобно Земле вращается ……… своей оси с запада на восток.
Группа №5.
Если Солнце находится от Земли на расстоянии ……. км. Мир звезд разнообразен. Они различаются между собой по ……, цвету, ……., температуре и многим другим признакам.
Задание №2.
Ответьте на вопросы, используя учебник на стр.34.
Самыми большими звездами являются ………..
Звезды , которые в десятки раз больше Солнца,называют ………..
Само Солнце, а также меньшие по размерам звезды называются ………...
По цвету различают ……, ……., ……, …….. звезды.
Группы, скопление звезд на небеназывается ……...
Просмотр мультика.
Вопросы:
Небесная сфера поделена на ……
Названия каких созвездий вы услышали?
Задание №3.
1 группа-большая медведица
2 группа-дракон
3 группа-малая медведица
4 группа-цефей
5 группа-ящерица
Задание №4
Определите какие утверждения верны:
Звезды-небесные тела, которые светят отраженным светом.