kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Волшебное кружево узоров

Нажмите, чтобы узнать подробности


Разработка урока по изобразительному искусству 
Тема: «Волшебное кружево узоров»
(Русское ДПИ)
 ( 5 класс)


Учитель: Белоног О.В.

СШ №2
г. Кокшетау
Цели и задачи: 
Создание условий для эмоционального восприятия учащихся, произведений народного искусства.
Знакомство учащихся с произведениями традиционных русских промыслов
Расширение представлений детей в области цветоведения
Развитие у учащихся композиционного мышления и воображения на основе творческих принципов народного русского декоративного искусства
Совершенствование работы детей по овладению декоративными навыками в работе с аппликацией
Систематизация знаний о русском декоративном искусстве
Подготовка работ к выставке 
Оборудование: Cтенды с образами изделий русских народных мастеров- эскизы, росписи: Гжели, Хохломы, Жостово. Иллюстрации, русские национальные костюмы и платки, русская народная музыка,  детские работы.
Материалы и принадлежности:  Цветная бумага (картон), клей, ножницы, фломастеры (маркеры), бумага белая (альбом) тетради, карандаши, трафареты, копирка, калька.
План урока:
Организационный момент, проверка готовности (1 мин)
Вступительная часть: Народный русский фольклор (5 мин)
А)музыка  Б) костюмы  В) стихи     
Путешествие в историю возникновения и развития русских народных                промыслов ( 10 мин)
«Жостовский  цветочный сад»    а) сюжеты и мотивы
«Золотая хохлома»                       б) колорит
«Голубая сказка Гжели»              в) узоры
«Негаснущие звезды созвездия русских мастеров»
Закрепление нового материала (подведение итогов знаний о русском декоративном искусстве) (вопросы)
Практическая деятельность ( 25 мин) 
 Итоги урока (выставка), домашнее задание


«В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее- это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей. Нельзя допускать, чтобы «вымирали» целые отросли  гуманистического знания, чтобы непоправимо беднел культурный генофонд общества»
Ю.М. Лотман
Таким культурным генофондом общества являются культурные традиции народа, его обычаи и искусство. Русское национальное декоративно- прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски, фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, и игрушки, и разные наличники и ворота, и кованые решетки,  расписные платки, и ювелирные украшения, и шкатулки и пряники, и матрешки- всего и не счесть! На всех этих предметах традиционно есть узоры и орнаменты.
На Руси издавна существовали  географические центры народных промыслов- места, где сложился и развивается определенный вид декоративного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.
Мы с вами и познакомимся с тремя наиболее яркими и самобытными видами русского декоративного искусства: Хохломой, Гжелью и Жостовым.
(Музыка, 3 участника в русских костюмах)
Жостово ( «Жостовский цветочный сад») (1 участник)
Как на русском на раздолье,
На веселом на приволье
Пышным цветом расцвели
Ярко- красные цветы.
Колокольчики, ромашки,
Незабудки, васильки-
Поселились на подносах
Как букеты хороши!
И увидеть каждый рад
Жостовский цветочный сад

Хохлома ( «Золотая хохлома»)  (2 участник)
Как осеннею порою
Солнышком одетые леса.
Ярким цветом расцветает
Золотая хохлома.
Красная рябинка и клубника,
Вишня и смородина- с куста.
Прямо на посуде веселится
Даров осенних сочная краса!

Гжель ( « Голубая сказка Гжели») ( 3 участник)
Голубая сказка Гжели,
Звездою севера явилась 
И морозным днем чудесным
Изящной походкой пройдись!
Белоснежная посуда.
Рыбки, кони, петушки-
Ярко- синие узоры,
Голубые завитки.

Эти строки выразительно говорят нам о том главном, что преобладает в каждом из трех направлений русского декоративного искусства. Кроме того, эти строки пробуждают в нашей фантазии цветовое соотношение- яркий колорит природных пейзажей.
Давайте же проанализируем услышанное.
О чем говорит нам «голубая сказка Гжели»? ( о русской красавице- зиме)
Какое время года напоминает нам Хохлома? (золотую осень)
О каком времени года  хочет нам передать «Жостовский  цветочный сад»? ( о жарком теплом и красочном лете)

1.Жостовская роспись- это народный художественный промысел, получивший  свое название по одноименной деревне Жостово, что  в Московской области, где находится его  производство. Жостовская роспись- это декоративная живопись на металлических подносах, которые после росписи масляными красками покрывают бесцветным лаком. Изображенные на подносах букеты цветов, фрукты выполнены энергичными мазками ярких красок на черном фоне.
Разнообразные узоры из букетов и фруктов на Жостовских подносах неповторимы по своей композиции и сочетанию красок. Уникальные Жостовские подносы известны далеко за пределами  России, как образцы русского народного декоративно- прикладного искусства. Они являются символами российских национальных традиций и народной культуры- достоянием культурного наследия России.
  

2.Хохломская роспись по дереву- второй из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, и расположен он в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села- Хохлома. Изделия Хохломской росписи отличает оригинальная техника  окраски дерева в золотистый цвет  без применения золота. Выточенные из дерева предметы, в основном  посуду, после специальной обработки расписывают  растительным узором в свободной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаляют в специальной печи.
Для изделия Хохломы характерно сочетание  красного и черного цвета с золотистым, используются два типа росписи- красным и черным цветом  по золотому фону, и «под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.
Золотая хохлома- это огненные краски узоров, которые складываются  из разнообразных завитков трав, ягод и цветов и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством  фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким- то радостным цветом, по- праздничному красочна. Так же торжественна, красочна  и огненна, как  и колорит русских национальных  костюмов, русских народных песен. Это символ духа русского народа и его непростой истории.
  

3. Изделия Гжельских умельцев отличаются своим изяществом, легкостью и тончайшими кружевами узоров. Узоры, легко выполненные кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно- синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз. Не случайно Гжель называли голубой сказкой русской красавицы- зимы.
Гжель- это дивные диковинные синие цветы, травы и листы на белой  керамике.
Образы изделий мастеров из Гжели- это настоящие фарфоровые шедевры- картины живописцев с зимними пейзажами и архитектурными сооружениями, сказочными героями, фантастическими животными и птицами. И этот нежный зимний холодный колорит- прообраз морозных узоров на стекле, а невесомый кружевной иней на фарфоре- элемент зимнего пейзажа России
  

4.Жостово, Гжель и Хохлома- негаснущие звезды в созвездии русских народных художественных промыслов, та драгоценная кладезь памяти исторической и культурной, которая помогает  воспитывать чувство гордости за деяния далеких предков, тех кто мужественно пронес через века идеалы добра и красоты, вечной любви к своей земле- Родине- России.
5.А сейчас, давайте попробуем систематизировать знания, полученные  на  нашем уроке. Итак: обращаемся к нашим стендам.
  
  
Вопросы:
Как выглядят работы Жостовских мастеров? ( это металлические подносы, украшенные узорами)
Каким должен быть фон на Жостовском подносе и почему? (черным, так как необходим яркий контраст)
Что изображали Жостовские мастера  на своих узорах? (яркие букеты цветов и фрукты)
Какие использовали краски для цветов в букетах? ( любые яркие цвета)
Что украшали хохломские умельцы? ( изделия из дерева и деревянную посуду)
Какие краски использовали художники Хохломы? ( черный, желтый(золото) красный, немного зеленого)
Какие узоры предпочитали хохломские умельцы? (растительные узоры, листья, ягоды, завитки, ветки)
Почему Хохлому  называют «золотой»? ( по особенности огненно- теплого колорита)
Какой цветовой гаммой пользовались Гжельские мастера? (холодной, сине- голубой)
 Что украшали художники Гжели? ( фарфоровую посуду, фигурки животных, птиц, рыб)
 Какими узорами расписывали Гжельские мастера свои изделия? ( растительными, иногда геометрическими, пейзажами)
 Какие три времени года напоминают нам колориты этих трех промыслов. Гжель, Хохлома, Жостово? (зима, осень, лето)
6.Мы прекрасно запомнили все самые основные сюжеты и мотивы украшения изделий народных мастеров России
Наша задача изготовить и украсить изделия чудесными узорами народных умельцев. Работать будем с цветом, декоративная работа, аппликация.
Задание по рядам: 
1 ряд (Жостовский поднос ) изготовление и украшение
2 ряд ( Изделия Гжели) изготовление и украшение фигурок Гжельских мастеров
3 ряд ( Хохломская роспись) изготовление, украшение изделий Хохломы
а) задание                                                                    
б) раздача трафаретов
в)контроль работы с цветной бумагой и картоном
г) выставка готовых работ
д) обсуждение
е) оценка
ж) домашнее задание
  А) декоративная работа: (аппликация- цветная бумага и картон)
  Б) Коррекция работы маркером, фломастером 
Практическая деятельность:
Звучит музыка, звучат стихи о временах года.
А) «Жостовский цветочный сад»                                   
«Ярко солнце светит,
В воздухе тепло, 
И, куда ни глянешь
Все вокруг светло.
 На лугу пестреют 
Яркие цветы,
Золотом облиты
Яркие листы.»
И.Суриков
 
Б) Золотая Хохлома  
« Осенняя пора!
Очей очарованье !
Приятна мне 
Твоя прощальная краса
Люблю я пышное
Природы увяданье,
В багрец и золото
Одетые леса!»
А.С.Пушкин
 
В) «Голубая сказка Гжель»
«Мороз и солнце- день чудесный
Еще ты дремлешь друг прелестный ?
Проснись, красавица, проснись,
Открой сомкнутый негой взоры
Навстречу северной Авроре!
Звездою севера явись!»
А.С.Пушкин
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Волшебное кружево узоров»







Разработка урока по изобразительному искусству

Тема: «Волшебное кружево узоров»

(Русское ДПИ)

( 5 класс)









Учитель: Белоног О.В.











СШ №2

г. Кокшетау

Цели и задачи:

  1. Создание условий для эмоционального восприятия учащихся, произведений народного искусства.

  2. Знакомство учащихся с произведениями традиционных русских промыслов

  3. Расширение представлений детей в области цветоведения

  4. Развитие у учащихся композиционного мышления и воображения на основе творческих принципов народного русского декоративного искусства

  5. Совершенствование работы детей по овладению декоративными навыками в работе с аппликацией

  6. Систематизация знаний о русском декоративном искусстве

  7. Подготовка работ к выставке

Оборудование: Cтенды с образами изделий русских народных мастеров- эскизы, росписи: Гжели, Хохломы, Жостово. Иллюстрации, русские национальные костюмы и платки, русская народная музыка, детские работы.

Материалы и принадлежности: Цветная бумага (картон), клей, ножницы, фломастеры (маркеры), бумага белая (альбом) тетради, карандаши, трафареты, копирка, калька.

План урока:

  1. Организационный момент, проверка готовности (1 мин)

  2. Вступительная часть: Народный русский фольклор (5 мин)

А)музыка Б) костюмы В) стихи

  1. Путешествие в историю возникновения и развития русских народных промыслов ( 10 мин)

  1. «Жостовский цветочный сад» а) сюжеты и мотивы

  2. «Золотая хохлома» б) колорит

  3. «Голубая сказка Гжели» в) узоры

  1. «Негаснущие звезды созвездия русских мастеров»

  2. Закрепление нового материала (подведение итогов знаний о русском декоративном искусстве) (вопросы)

  3. Практическая деятельность ( 25 мин)

Итоги урока (выставка), домашнее задание





«В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее- это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей. Нельзя допускать, чтобы «вымирали» целые отросли гуманистического знания, чтобы непоправимо беднел культурный генофонд общества»

Ю.М. Лотман

Таким культурным генофондом общества являются культурные традиции народа, его обычаи и искусство. Русское национальное декоративно- прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски, фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут и посуда, и одежда, и игрушки, и разные наличники и ворота, и кованые решетки, расписные платки, и ювелирные украшения, и шкатулки и пряники, и матрешки- всего и не счесть! На всех этих предметах традиционно есть узоры и орнаменты.

На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов- места, где сложился и развивается определенный вид декоративного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.

Мы с вами и познакомимся с тремя наиболее яркими и самобытными видами русского декоративного искусства: Хохломой, Гжелью и Жостовым.

(Музыка, 3 участника в русских костюмах)

  1. Жостово ( «Жостовский цветочный сад») (1 участник)

Как на русском на раздолье,

На веселом на приволье

Пышным цветом расцвели

Ярко- красные цветы.

Колокольчики, ромашки,

Незабудки, васильки-

Поселились на подносах

Как букеты хороши!

И увидеть каждый рад

Жостовский цветочный сад



  1. Хохлома ( «Золотая хохлома») (2 участник)

Как осеннею порою

Солнышком одетые леса.

Ярким цветом расцветает

Золотая хохлома.

Красная рябинка и клубника,

Вишня и смородина- с куста.

Прямо на посуде веселится

Даров осенних сочная краса!



  1. Гжель ( « Голубая сказка Гжели») ( 3 участник)

Голубая сказка Гжели,

Звездою севера явилась

И морозным днем чудесным

Изящной походкой пройдись!

Белоснежная посуда.

Рыбки, кони, петушки-

Ярко- синие узоры,

Голубые завитки.



Эти строки выразительно говорят нам о том главном, что преобладает в каждом из трех направлений русского декоративного искусства. Кроме того, эти строки пробуждают в нашей фантазии цветовое соотношение- яркий колорит природных пейзажей.

Давайте же проанализируем услышанное.

  1. О чем говорит нам «голубая сказка Гжели»? ( о русской красавице- зиме)

  2. Какое время года напоминает нам Хохлома? (золотую осень)

  3. О каком времени года хочет нам передать «Жостовский цветочный сад»? ( о жарком теплом и красочном лете)



1.Жостовская роспись- это народный художественный промысел, получивший свое название по одноименной деревне Жостово, что в Московской области, где находится его производство. Жостовская роспись- это декоративная живопись на металлических подносах, которые после росписи масляными красками покрывают бесцветным лаком. Изображенные на подносах букеты цветов, фрукты выполнены энергичными мазками ярких красок на черном фоне.

Разнообразные узоры из букетов и фруктов на Жостовских подносах неповторимы по своей композиции и сочетанию красок. Уникальные Жостовские подносы известны далеко за пределами России, как образцы русского народного декоративно- прикладного искусства. Они являются символами российских национальных традиций и народной культуры- достоянием культурного наследия России.



2.Хохломская роспись по дереву- второй из самых знаменитых русских народных художественных промыслов, и расположен он в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села- Хохлома. Изделия Хохломской росписи отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы, в основном посуду, после специальной обработки расписывают растительным узором в свободной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаляют в специальной печи.

Для изделия Хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым, используются два типа росписи- красным и черным цветом по золотому фону, и «под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.

Золотая хохлома- это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, ягод и цветов и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким- то радостным цветом, по- праздничному красочна. Так же торжественна, красочна и огненна, как и колорит русских национальных костюмов, русских народных песен. Это символ духа русского народа и его непростой истории.



3. Изделия Гжельских умельцев отличаются своим изяществом, легкостью и тончайшими кружевами узоров. Узоры, легко выполненные кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно- синим цветом с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз. Не случайно Гжель называли голубой сказкой русской красавицы- зимы.

Гжель- это дивные диковинные синие цветы, травы и листы на белой керамике.

Образы изделий мастеров из Гжели- это настоящие фарфоровые шедевры- картины живописцев с зимними пейзажами и архитектурными сооружениями, сказочными героями, фантастическими животными и птицами. И этот нежный зимний холодный колорит- прообраз морозных узоров на стекле, а невесомый кружевной иней на фарфоре- элемент зимнего пейзажа России



4.Жостово, Гжель и Хохлома- негаснущие звезды в созвездии русских народных художественных промыслов, та драгоценная кладезь памяти исторической и культурной, которая помогает воспитывать чувство гордости за деяния далеких предков, тех кто мужественно пронес через века идеалы добра и красоты, вечной любви к своей земле- Родине- России.

5.А сейчас, давайте попробуем систематизировать знания, полученные на нашем уроке. Итак: обращаемся к нашим стендам.

Вопросы:

  1. Как выглядят работы Жостовских мастеров? ( это металлические подносы, украшенные узорами)

  2. Каким должен быть фон на Жостовском подносе и почему? (черным, так как необходим яркий контраст)

  3. Что изображали Жостовские мастера на своих узорах? (яркие букеты цветов и фрукты)

  4. Какие использовали краски для цветов в букетах? ( любые яркие цвета)

  5. Что украшали хохломские умельцы? ( изделия из дерева и деревянную посуду)

  6. Какие краски использовали художники Хохломы? ( черный, желтый(золото) красный, немного зеленого)

  7. Какие узоры предпочитали хохломские умельцы? (растительные узоры, листья, ягоды, завитки, ветки)

  8. Почему Хохлому называют «золотой»? ( по особенности огненно- теплого колорита)

  9. Какой цветовой гаммой пользовались Гжельские мастера? (холодной, сине- голубой)

  10. Что украшали художники Гжели? ( фарфоровую посуду, фигурки животных, птиц, рыб)

  11. Какими узорами расписывали Гжельские мастера свои изделия? ( растительными, иногда геометрическими, пейзажами)

  12. Какие три времени года напоминают нам колориты этих трех промыслов. Гжель, Хохлома, Жостово? (зима, осень, лето)

6.Мы прекрасно запомнили все самые основные сюжеты и мотивы украшения изделий народных мастеров России

Наша задача изготовить и украсить изделия чудесными узорами народных умельцев. Работать будем с цветом, декоративная работа, аппликация.

Задание по рядам:

1 ряд (Жостовский поднос ) изготовление и украшение

2 ряд ( Изделия Гжели) изготовление и украшение фигурок Гжельских мастеров

3 ряд ( Хохломская роспись) изготовление, украшение изделий Хохломы

а) задание

б) раздача трафаретов

в)контроль работы с цветной бумагой и картоном

г) выставка готовых работ

д) обсуждение

е) оценка

ж) домашнее задание

А) декоративная работа: (аппликация- цветная бумага и картон)

Б) Коррекция работы маркером, фломастером

Практическая деятельность:

Звучит музыка, звучат стихи о временах года.

А) «Жостовский цветочный сад»

«Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь

Все вокруг светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Яркие листы..»

И.Суриков

Б) Золотая Хохлома

« Осенняя пора!

Очей очарованье !

Приятна мне

Твоя прощальная краса

Люблю я пышное

Природы увяданье,

В багрец и золото

Одетые леса!»

А.С.Пушкин

В) «Голубая сказка Гжель»

«Мороз и солнце- день чудесный

Еще ты дремлешь друг прелестный ?

Проснись, красавица, проснись,

Открой сомкнутый негой взоры

Навстречу северной Авроре!

Звездою севера явись!»

А.С.Пушкин




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Волшебное кружево узоров

Автор: Белоног Оксана Викторовна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сценарий праздника в 3 классе "Народные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-prazdnika-v-3-klassie-narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "193235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427616449"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по предмету изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_izobrazitiel_noie_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "380500"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484663464"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль Европейского Севера в развитии русской культуры "
    ["seo_title"] => string(56) "rol-ievropieiskogho-sieviera-v-razvitii-russkoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "139078"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417636242"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Вязание крючком. Основные приемы вязания крючком". "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-na-tiemu-viazaniie-kriuchkom-osnovnyie-priiemy-viazaniia-kriuchkom"
    ["file_id"] => string(6) "167034"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423040592"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Сценарий праздника "В мир творчества мы открываем дверь" "
    ["seo_title"] => string(59) "stsienarii-prazdnika-v-mir-tvorchiestva-my-otkryvaiem-dvier"
    ["file_id"] => string(6) "211100"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431538918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства