Тема: Литературная сказка. А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Цель: Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.
Задачи: Обобщить знания детей о сказке, как жанре Унт; систематизировать знания о видах сказки, её композиционном строении.
Развивать умения анализировать прочитанный материал, формировать творческое мышление, способствовать формированию навыка осознанного чтения;
Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества, эстетические чувства
Ход урока:
1.Мотивация
-Что объединяет все картинки?
2.Содержательная часть.
1.Систематизация знаний о понятие «сказка» и её видах и композиционном строении.
а)Составление кластера.
СКАЗКИ.
народные (фольклорные)
авторские (литературные)
б) Заполнение таблицы.
Вид сказки
Главный герой
Человек +
несуществующие герои
Человек + человек (иногда животное)
Животные
События
Фантастические
Из реальной жизни
Из реальной жизни
Задача жанра
Показать, что добро побеждает зло
Высмеять недостатки героя
Высмеять поведение героев, за которым стоит человеческий характер
в) Составление цепочки- композиции сказки.
зачин
концовка
2.Изучение произведения «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин.
1.Беседа об авторе.
-Кто автор сказки?
Рассказ учащегося биографии автора.
2. Числа в сказках Пушкина.
- Рассмотрите таблицу и закрасьте только те клетки, в которых строки из сказок Пушкина.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
На выброшенных морем сухих водорослях лежали одиннадцать белых лебединых перьев;
У нее было пять сыновей, пять братьев Лю: Лю-первый, Лю-второй, Лю-третий, Лю-четвертый и Лю-пятый.
С первого щелчка прыгнул поп до потолка
Еще бы, она почувствовала горошину через двадцать тюфяков и двадцать перин из гагачьего пуха!
Пришел невод с одною рыбкой.
И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных
Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом.
-Понимаете, мальчик, я забыл дома мой кошелек. Вы не можете мне
дать взаймы четыре сольдо?
Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.
А так как фей было семь, то маленькая принцесса должна была получить от них не меньше семи чудесных даров.
-Прочитайте, как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
3.Беседа о числе 7.
-Где в жизни мы встречаемся с числом?
- «Семь» в сказках магическое, волшебное число. У Атланта, поддерживающего небесный свод, было семь дочерей – плеяд, которых Зевс превратил в созвездия. У мусульман небесный свод состоит из семи небес и, угодные богу, попадают на седьмое небо блаженства. Число семь в природе: 7 звуков в музыкальной гамме, 7 цветов радуги. У греков мы встречаем 7 чудес света.
4.Знакомство с содержанием сказки (чтение учителем или хорошо читающим учеником)+ прослушивание аудиосказки.
-Понравилась ли вам сказка?
1)Раскадрвка.
- Расположите эпизоды сказки по порядку каждой части присвойте символ.
1. чернавка в лес пошла”
2. “А царевна все ж милее…”
3. “Но царевна молодая… между тем росла…”
4. “Царь женился на другой…”
5. “Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…”
6. “В руки яблочко взяла…”
7. “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”
8. “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить”
9. “Будь нам милая сестрица”
10. “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили”
11. “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”
12. “За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет”
1. “…вот чернавка в лес пошла”
2. “А царевна все ж милее…”
3. “Но царевна молодая… между тем росла…”
4. “Царь женился на другой…”
5. “Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…”
5. “В руки яблочко взяла…”
7. “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”
8. “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить”
9. “Будь нам милая сестрица”
10“Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили”
11 “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”
12. невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет”
3.Отдых (психологическая разгрузка).
-Ребята, подумайте, какие волшебные предметы помогли бы нам разыскать царевну в лесу, если бы мы попали в сказку? ( ковёр-самолёт, тарелочка с яблочком, клубок)….
-Волшебный клубок привёл нас в лес. Оглянитесь вокруг и покажите при помощи пантомимы:
Я вижу: деревья, травы, муравьёв,медведя….
Я слышу: шум деревьев, журчание ручейка, шорох белки…
Я чувствую: страх, удивление, радость….
4.Головоломка.
-Посмотрите на иллюстрации и скажите, какая из них лишняя? (Исключение по разным признакам)
- Как вы думаете, в каком жилище могли бы жить братья-богатыри?
-Попробуйте составить танграм,изобразив терем.
5.Интеллектуальная разминка.
*Подумайте, как могли бы развиваться события в сказке, если бы яблоко было бы не отравлено, а наоборот? ( делало красивее, придавало сил и т.д.
* Что могло бы говорить зеркальце, если бы оно всегда говорило неправду?
* Царевна съела яблоко и уснула. Придумайте, какими способами можно было бы оживить её?
6.Содержательная часть.
2).Работа над средствами выразительности.
а) Чтение с пометами.
I группа – устаревшие слова
II группа - эпитеты
III группа- сравнения
IV группа - олицетворения
б) Метафора.
Для «украшения» сказки используем алгоритм создания метафор.
1) Что? Кто?
2) Что делает?
3) На что похоже?
4) Где?
5) 4+3 = метафора.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая.
1) заря
2) освещает, сияет, горит, пылает, занимается.
3) солнечные лучи, яркий свет, вспышка, звезда, аврора, рассвет.
4) на небе, небосводе, вышине, поднебесье, небесная лазурь.
5) До авроры в небесной лазури, до солнечных лучей в поднебесье, до утренней звезды на небосводе.
3) Заполнение морфологического ящика.
-Кто герои данной сказки?
герой
Елисей
Царевна
Царица
Чернавка
характер
добрый, влюблённый
завистливая
предмет
конь
зеркальце
цвет
серый
-Подумайте и заполните таблицу:
«Что общего у царицы и царевны»?
Царевна
Царица
молодая
красивая
девушка
4) Волшебные предметы в сказке.
-Дорисуйте геометрические фигуры до предметов, с которыми мы встретились в сказке.
- Все предметы,которые встречаются в сказке не случайны и имеют свой смысл и значение для осмысленного чтения и понимания текста. Прочитайте,какие символы даны в таблице. Заполните таблицу.
СИМВОЛ
ДЛЯ ЧЕГО?
ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
белый цвет
чёрный цвет
зеркало
яблоко
красный угол в тереме богатырей
Вариант заполнения таблицы:
СИМВОЛ
ДЛЯ ЧЕГО?
ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
белый цвет
свет,чистота,холод,одиночество
снег
чёрный цвет
колдовство,злоба,зависть
ночь,темнота
зеркало
магия,ведьма,отражение себя,холодный мир.
озеро,омут,лёд
яблоко
любовь, запретный плод.
желание,мечта,неизвестность.
хрустальный гроб
чистый, прозрачный как душа, красивый, но холодный.
вода
красный угол в тереме богатырей
почёт,уважение
награда,медаль
5) Составление загадки.
- Составьте загадку по алгоритму.
ЯБЛОКО
АЛМА
APPLE
На что похоже?
В чем отличие?
Как
но не прыгает
как ,
но не
как ,
но не
7.Компьютерное сопровождение.
Просмотр видеофрагмента последней части сказки.
8.Итог.
Паспорт произведения.
Название
Жанр
Вид
Автор
Положительные герои
Отрицательные
герои
Волшебные предметы
Тема
Идея
Д/З 1)выразительное чтение сказки
2)сочинение-рассуждение «Что было с зеркальцем, если бы его не разбила Царица?»
3) Заполнить таблицу, сравнив сказку А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и сказку «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм.
Сказка братьев Гримм
Сказка Пушкина
1. 7 гномов.
2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.
3. Принц случайно находит Белоснежку.
4. Жестокий финал: мачеху убивают.
5. Сказка написана в прозе.
Ссылки на источники:
1.http://www.moi-detsad.ru/konsultac633.html
2. http://www.playcast.ru/uploads/2015/04/01/12958514.jpg
3. https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=75afbd686d97fa0e76f6d356dda270a5&n=33&h=170
4. http://www.lev-tolstoy.com/img/tolstoy1.jpg
5. http://www.1haberci.net/images/album/14_694.jpg
6. https://im1-tub-kz.yandex.net/i?id=2292dd12c532f06bd0a9846c4985ca4b&n=33&h=170
7. http://www.clipartbest.com/cliparts/dc6/kL9/dc6kL9Kc9.png
8. http://media.lpgenerator.ru/images/71518/shokuninrainbow.png
9. http://storage.cloversites.com/stmartindeporresparish/site_images/page5_picture0_1351352325.jpg
10. https://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=60ac95f18a2b51cd4722e502f722267f&n=33&h=170
11. https://im3-tub-kz.yandex.net/i?id=97121da5f2026007306fd99f0308d58e&n=33&h=170
12. http://festival.1september.ru/articles/619088/
13. http://fotoham.ru/img/picture/Sep/30/7d737b414dc0c81098f7d13866189ded/mini_3.jpg
14. http://www.kalyamalya.ru/images/library/lessons/pussy-willow1.jpg
15. http://refdb.ru/images/1286/2571221/mf9b9caf.jpg
16. http://www.russian-money.ru/(X(1)S(w1jmme45v3vwxz551t1ffbil))/UsersImages/Forum/f0b52999a6f7e89c.PNG
17. https://im2-tub-kz.yandex.net/i?id=99b7c99ac41e25f1863423ded372e904&n=33&h=170
18. http://img-fotki.yandex.ru/get/4809/48892306.1f/0_92c0e_2f717981_L.jpg
19. http://domkartinok.ru/_ph/80/2/257704832.jpg?1431826885
20. http://www.playcast.ru/uploads/2015/03/18/12702043.gif
21. http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/04/tangramm13.jpg
22. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУНОМУ ЧТЕНИЮ 3 КЛАСС. Крючкова Надежда Валерьевна.