Организационный момент - время: 2 мин Основные этапы. | Самоопределение. Настраивают себя на продуктивную работу | Создание положительного психологического настроя у учащихся и у себя. Психологический настрой на урок (мотивационный момент) | Проверка готовности к уроку. | Мотивация к учебной деятельности | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: организация своего рабочего места. Личностные: мотивация образовательной деятельности |
Изучение нового материала Время: 30-33 мин Этапы: - вводная беседа; работа с учебником и подвижной картой звездного неба; - подведение итогов изученного | Ставят и формулируют учебные цели, объясняют, какие эмоции вызвали эти слова. Выступают с сообщениями о некоторых созвездиях: легенда о созвездии, его изображение (ресурсы- фото из Интернета), расположение на небе. Находят на ПКЗН созвездия, Полярную звезду. Анализируют приложение 5 учебника: выбирают звезды различных звездных величин и характеризуют их яркость. Подводят итог изучения нового материала – делают вывод о наблюдениях, выделяют главное: формулируют понятия созвездия. звезды, анализируют структуру созвездия. | Введение в тему урока через анализ отрывка из стихотворения М.В.Ломоносова «Открылась бездна звезд полна. Звездам числа нет, бездне дна…» О чем идет речь в этих словах? Слайд звездного неба. Обучение умениям работы с ПКЗН Индивидуальная работа с учащимися, корректировка их деятельности. Координация работы учащихся по проведению работы с ПКЗН и приложением 5. Анализирует работу учащихся, подводит итог данного этапа урока. | Ответьте на вопросы: Какие объекты можно увидеть на ночном небе? Что вы знаете о них? Изучите материал темы «Звезды и созвездия» из учебника. Проведите самостоятельно характеристику звезд по их звездным величинам. Сделайте вывод. Групповая работа: ученики получают задания на отыскание созвездий с помощью ПКЗН. Выделите главное | Формирование ориентировочной основы действий. Знакомство с понятиями звезда, созвездие, со структурой созвездия, классификацией звезд в созвездии, понятием звездной величины. Умение находить на звездной карте созвездия, указанные учителем (групповые задания). Анализ и самостоятельное выявление закономерностей, связанных с понятием звездной величины. Установление причинно-следственных связей. | Познавательные: -попытка решить поставленную задачу известным способом, фиксация проблемы, ориентация в учебнике, поиск и выделение необходимой информации; развитие монологической речи, анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений Регулятивные УУД: контроль за своими ответами и ответами одноклассников; целеполагание, планирование. Личностные: убежденность в возможности познания природы, отношение к астрономии как к элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Коммуникативные: инициативное сотрудничество при работе в группах. |
Контроль Время: 5-7 мин Этапы: - самостоятельная работа; | Выполнение контрольного задания-теста, самоконтроль, самопроверка. Выполнение задания №3 из учебника. Сравнение энергии, приходящей от Солнца и от самой яркой звезды Сириус. | Контроль за выполнением заданий. Выявление затруднений, оказание помощи. | С помощью проектора на экран выводятся задания мини - теста для контроля материала новой темы. 1. На какое число созвездий разбивается звездное небо? а) 100; б) 88; в)49, г)12? 2.Звездная величина – характеристика, отражающая: а) размер звезды б) расстояние до звезды в) температуру звезды г) блеск звезды 3. Звезды какой величины лучше всего видны на небосклоне: а) +6 б) +1 в) 0 г) –1 д) –6 4. Группа звезд, ограниченная определенным участком неба, называется: а) двойная звезда б) черная дыра в) созвездие г) звездное скопление 5. Наиболее яркая звезда в созвездии а) сверхзвезда; б) альфа-звезда; в) бета-звезда; г) звезда №1 | Формирование умения оценивать свой результат. Формирование итогового контроля на уроке. | Личностные: умение самостоятельно выполнять работу; умение контролировать свою учебную деятельность Регулятивные: исследование условий учебной задачи, продумывание предметных способов решения. |
Рефлексия Время: 5 мин Этапы: Домашнее задание | Обратная связь. Рефлексия. Записывают домашнее задание. | Подведение итогов урока, оценивание. | Обобщение и анализ собственных действий на уроке. Изучить п. 53, выполнить упр. 2(1,2), задание 4. | Формирование умения оценивать свой результат. Формирование итогового контроля на уроке. | Личностные: восприятие адекватного понимания успешности или не успешности в процессе работы на уроке. Регулятивные: оценивать значимость для себя проделанной работы. Познавательные: оценивать процесс и результаты деятельности Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности. |