kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Реки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ

Тема урока: «Реки»

Цель: сформировать представление о реках как части вод суши.
Задачи: 
Образовательные: 
1.сформировать понятия «река»,исток»,«устье»,«длина реки»,«приток»,«речной бассейн»,«речная система»,«равнинная река»,«горная река»
2.дать представление об основных частях реки;
3.научить устанавливать причинно-следственные связи характера, направления течения реки от характера рельефа;
4.раскрыть роль рек в природе и жизни человека;
5.продолжить формирование показывать реки на географической карте.
Развивающие:
1.способствовать развитию аналитического ума, географического мышления;
2.способствовать развитию навыков коллективного решения учебных задач и представления результатов работы;
3.способствовать развитию читательской грамотности учащихся,
4.способствовать развитию речи учащихся.
Воспитательные: 
1.способствовать воспитанию эстетического вкуса
2.воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равниной и горной реки.

3. способствовать воспитанию экологической культуры.

Планируемые результаты обучения:
•Личностные результаты обучения:
овладение навыками самостоятельной и коллективной деятельности в процессе решения учебной задачи, расширение кругозора, проявление индивидуальных творческих способностей.
•Метапредметные результаты обучения:
развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний, обнаружения причинно-следственных связей, навыков работы в группе, формирование читательской грамотности и развитие речи.
•Предметные результаты обучения:
учащиеся должны: знать/понимать основные понятия темы; части реки; отличия между речной системой и бассейном реки; типы рек по характеру течения; объяснять различия в характере течения горной и равнинной реки; правила показывания реки на географической карте; определять по картам и описаниям разные виды истоков и устьев рек, показывать крупнейшие реки мира.
Методические приемы: эвристическая беседа, познавательные игры, практическая работа, проблемные творческие задания, подведение итогов.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, выявлять причинно – следственные связи.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений.
 Оборудование:  атласы, раздаточный материал, интерактивная доска, презентация.  
УМК: электронное приложение к учебнику «География. Начальный курс» изд. «Дрофа» авторы: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Реки"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ


Тема урока: «Реки»

Цель: сформировать представление о реках как части вод суши.
Задачи: 
Образовательные: 
1.сформировать понятия «река»,исток»,«устье»,«длина реки»,«приток»,«речной бассейн»,«речная система»,«равнинная река»,«горная река»
2.дать представление об основных частях реки;
3.научить устанавливать причинно-следственные связи характера, направления течения реки от характера рельефа;
4.раскрыть роль рек в природе и жизни человека;
5.продолжить формирование показывать реки на географической карте.
Развивающие:
1.способствовать развитию аналитического ума, географического мышления;
2.способствовать развитию навыков коллективного решения учебных задач и представления результатов работы;
3.способствовать развитию читательской грамотности учащихся,
4.способствовать развитию речи учащихся.
Воспитательные: 
1.способствовать воспитанию эстетического вкуса
2.воспитывать любовь к рекам, видеть красоту равниной и горной реки.

3. способствовать воспитанию экологической культуры.

Планируемые результаты обучения:
•Личностные результаты обучения:
овладение навыками самостоятельной и коллективной деятельности в процессе решения учебной задачи, расширение кругозора, проявление индивидуальных творческих способностей.
•Метапредметные результаты обучения:
развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний, обнаружения причинно-следственных связей, навыков работы в группе, формирование читательской грамотности и развитие речи.
•Предметные результаты обучения:
учащиеся должны: знать/понимать основные понятия темы; части реки; отличия между речной системой и бассейном реки; типы рек по характеру течения; объяснять различия в характере течения горной и равнинной реки; правила показывания реки на географической карте; определять по картам и описаниям разные виды истоков и устьев рек, показывать крупнейшие реки мира.
Методические приемы: эвристическая беседа, познавательные игры, практическая работа, проблемные творческие задания, подведение итогов.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, выявлять причинно – следственные связи.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений.
Оборудование:  атласы, раздаточный материал, интерактивная доска, презентация.  
УМК: электронное приложение к учебнику «География. Начальный курс» изд. «Дрофа» авторы: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.





СТРУКТУРА УРОКА

N п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Актуализация опорных знаний.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Вспомните, какую географическую оболочку мы с вами изучаем?

Готовят рабочее место.

Вспоминают: - «Гиросферу».

2

Создание проблемной ситуации

Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие, начнем мы свое путешествие с нашего замечательного поселка и доберемся до Каспийского моря.

Вопрос: Как вы думаете, сможем ли мы с вами это сделать?

На чем?

- Дайте название вашему кораблю.

А теперь ребята посмотрите на экран

Расскажите нам, какие ассоциации возникли у вас. Что вам представилось?

Сформулируйте тему урока.

Вы уже поняли, что тема урока …(Реки)А как вы думаете что нового сегодня мы узнаем?



- Предлагают варианты ответов.

Вступают в диалог.



- на корабле





Высказывают свои ассоциации со словом «река».

Объясняют и формулируют тему урока.

записывают тему урока в тетради, ставят цели и задачи к уроку.

3

Целеполагание












Открытие нового знания

Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Уметь называть, показывать реки мира, России,

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Свои достижения вы будете записывать в индивидуальном судовом журнале, которые лежат у вас на столах.

А что же такое река?  ( Слайд)

Перед вами ключевые слова с их помощью попробуйте самостоятельно сформулировать

определение.

Проверим, что у вас получилось…

В мире бесчисленное количество рек, которые отличаются друг от друга расположением, течением, красотой.

Ддавайте откроем физическую карту мира и вместе посмотрим и найдём крупные реки. Скажите, каким цветом выделены реки на картах?

Как вы думаете, от чего зависит ширина линии? 


Теперь мы можем смело отправиться в путешествие по рекам. У вас на столах лежит фрагменты карт речного бассейна реки Волги и реки Дема.

Свое путешествие мы начнем с нашего поселка, Чишмы, с какой реки?

Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной 
И у реки есть место рождения. Как же оно называется?

А где берет начало река Калмашка?

А где еще берут начало реки?


А как называется конец реки?

Изобразите в тетради реку

Подпишите на рисунке Исток и устье реки.

А где конец реки Калмашки?


В судовом журнале оцените свою работу в родном порту.

Мы доплыли с вами по Калмашке до реки Дема.


Протяжённость реки Дема от истока до устья 535км. 535 что это за значение? Сформулируйте определение длина реки.

Какая река самая длинная в мире?

Амазонка. А долгое время, какая река считалась самой длинной.

Давайте вместе найдем длину Нил. На столах необходимый материал.

Работа в группах:

1 группа – работает с курвиметром

2 группа – линейка и нитка

3 группа – линейка

Полученные результаты сравниваются.

Какая группа точнее определила длину реки?

Все ли части реки мы с вами нарисовали в тетрадях, как вы думаете?

Дорисуйте свою схему.

Обратимся к электронному приложению

« Речная система».

У себя определите, и подпишите где правые притоки, где левые. Как вы определили?

Как мы назовем нашу схему?

Дайте определение, что называется речной системой.

Оцените свою работу в порту реки Дема.

Физкультминутка (2 мин.)

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

По Деме реке мы доплыли до следующей остановки? До какой, как вы думаете?

Следующее задание на данной станции.

Посмотрите на Уральские горы, они разделяют речные системы Волги и Оби. Как называется граница, разделяющая соседние речные бассейны? Вы должны найти в учебнике.

Перед вами на доске речные системы, нарисуйте покажите водораздел и бассейн реки.

Что является речным бассейном р. Оби?.

Самый большой речной бассейн мира у Амазонки, его площадь около 7 тыс. км. ( чуть меньше, чем площадь материка Австралия).

Что нового мы узнали на этой остановке?

Оцените свою работу.

Молодцы, продолжаем свое путешествие следующая остановка, как вы думаете какая?

Реки не живут сами по себе, они постоянно взаимодействуют с другими компонентами природы и зависят от них. У вас на столах картины с изображением рек. Проанализируйте эти картины и ответьте на вопрос, о каком компоненте природы идет речь и в чем отличие этих рек?

Внимание на экран. Зависимость рек от рельефа. Работа с электронным приложением эвристическая беседа « Отличия горных и равнинных рек».

Молодцы, что мы узнали на этой станции? Оцените свою работу в судовом журнале.

Следующая станция как вы думаете какая?

Рекам посвящено много песен, стихов, рассказов, их описание часто встречается в литературных произведениях. На столах у вас задания дано описание рек- рекордсменов. Внимательно прочитайте текст. С помощью карты определите реку, ответьте на вопросы.. Составьте синквейн. Выберите одного участника, который озвучит ваш ответ. И участника, который обозначит на интерактивной контурной карте реку.

Чему мы научились на этой станции

Оцените свою работу в судовом журнале.

А где устье реки Волги?

В начале урока я у вас спросила, сможем ли мы добраться до моря с нашего поселка?

По каким рекам мы совершили путешествие.


Я вам прочту небольшое стихотворение белорусской поэтессы Огнецвет, а вы ответьте на вопрос о чем оно?

Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.

Перед вами 2 бутылки, наполненные речной водой : 1 бутылка невзрачная на ней скромная надпись – вода из родника, 2 бутылка яркая с блестящей этикеткой на которой надпись 100 % -ная натуральная речная вода.

Качество воды зависит от её прозрачности

Прозрачность воды можно определить двумя способами: на глаз и экспериментально. Какой способ выберем?

Возьмем лист бумаги с напечатанными на нём буквами размером 3,5мм, подложим под чистый пустой стакан, начнем наливать воду в стакан до тех пор пока буквы не станут быть плохо видимыми. Возьмем линейку и измерим высоту воды в стакане. Питьевой считается вода та у которой показатель измерения более 20 см.

Не все реки одинаково загрязнены, есть и чистые реки и это зависит от отношения человека к реке, на которой он живет.

Можем ли мы с вами сделать что – то, чтобы сохранить наши родные реки, озера, родники и ручьи?


Я предлагаю начать с нашего урока и создать свой покетмод ( карманная книга ). Заготовки у вас на столах.



Ответы учащихся.












Запись определения в тетрадь.






Работа с картой.

Тонкими голубыми линиями.





от ширины реки






Выдвигают свои версии. Вступают в диалог.





Село Калмашево

Предполагаемые ответы: болото, гора итп

Один работает у доски остальные в тетрадях.

Работа с фрагментом карты река Дема

Оценивание работы.













Практическая работа определение длины реки Нил то оз. Виктория до устья.

Работа в группах.

Обсуждение.

Ответы учащихся.





Определение правых и левых притоков.

Речная система

Самооценка





Выполнение упражнений.







Работа с фрагментом карты бассейн реки Волги

Белая





Работа с учебником.

Работа по интерактивной доске.

Работа с картой. Западно- Сибирская низменность.

Амазонская низменность.



Работа с фрагментом карты бассейн реки Во

Кама

Сравнивание горных и равнинных рек. Нахождение различий. Работа в группах.







Ответы учащихся Волга



- Выполняют задание в группах. Составляют синквейн.

Один представитель читает синквей, другой обозначает на контурной карте.

Остальные обозначают на своих контурных картах ( Волга, Нил, Амазонка)


Каспийское море

Ответы учащихся




Предполагаемый ответ: Загрязнение рек.








Проводят эксперимент, делают выводы.

Выполнение задания в группах. Обсуждение.

Изготовляют покетмод.


5












Рефлексия

В судовом журнале вы вели записи, и оценивали свою работу я вам предлагаю оценить свою работу на протяжении всего урока и поставить оценку за работу на уроке и ответить на вопросы.

1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было нелегко …
4. Мне понравились задания …
5. Я научился …

Обобщают полученные знания и навыки, полученные на уроке. Оценивают степень усвоения нового материала. Выставляют оценки с учетом всех этапов урока.

6


Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание.

Всем учащимся прочитать параграф 23,

Усложненное задание: выполнить задание1, 3стр.94.

Творческое задание: найти стихи о реках или сочинить.




Записывают домашнее задание.

7

Заключительное слово


Молодцы, ребята! На сегодняшнем уроке вы многое узнали о реках, но на этом наше знакомство с ними не закончилось. Мы продолжим их изучение на следующих уроках. Хочу пожелать, чтобы знания, приобретённые на этом уроке, вам пригодились в жизни. Вы сможете применить их во время походов и путешествий. Но ещё я хочу вам пожелать, чтобы вы помнили о том, что реки – наше богатство, которое мы должны беречь и преумножать.










Задание для 1 группы. Внимательно прочитайте стихотворение Харченко Н.М., ответьте на вопросы: 
1. На каком материке расположена река2. В каком направлении течет река?  3. Определите по карте, о какой реке идет речь в стихотворении, что является истоком и устьем этой реки.   4. Почему эту реку называют «рекой жизни»? Составьте синквейн.
Рекою жизни называют
Все египтяне реку……..
Ведь она чудо всем являет
Неисследованных тайных сил.
Начало……. берет на юге
В горах, где множество озер
И ливни сильные, как вьюги
Из льдов- растаявших простор.
Ей резкий климат не мешает
Днем всегда сильная жара
Такой же ночью мороз шпарит
Длится до самого утра.
Река известная веками
Он сотворение земли
Где льются ливни месяцами
И таят в горах ледники.
Представьте, что вы оказались в роли экскурсовода, составьте рекламный лозунг с описанием реки и представьте ее.
Задание для 2 группы. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы: 
1 На каком материке протекает река? 2.Где расположен исток реки? 3. Определите по карте, о какой реке идет речь, что является устьем этой реки.   5. Почему эту реку называют издавна называют возвышенными именами? Составьте синквейн.
Эта великая русская река с давних пор известна древним грекам под коротким названием Ра, что означает «Щедрая». Жившие на ее берегах финские племена называли реку «Светлая», «Блистающая», а арабы величали ее Итиль- «Река- рек». На Руси ее называли народной красавицей, матушкой- кормилицей. Словно гигантское дерево, раскинула река по великой Русской равнине свои ветви- притоки. Зародившись небольшим ручьем на Валдайской возвышенности, река на пути к морю превращается в могучую реку, самую большую во всей Европе. 
Задание для 3 группы. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы: 
1. О какой реке идет речь?  2. Где расположены исток, устье реки?  3. Чем объясняются рекорды реки? Составьте синквейн.
Царица рек, чудо природы, необыкновенная, удивительная…как только не называют эту реку. Самая большая и полноводная река на Земле. Река долго течет по горам и равнинам, от одного края южноамериканского материка к другому, и, достигнув наконец Атлантического океана, сбрасывает в его лоно огромную массу вод. Ее питает множество притоков. Речной бассейн реки самый большой на свете. На этой площади свободно могли бы разместиться Австралия или Соединенные Штаты Америки. Низменность по которой протекает река- страна джунглей, леса и болот- одна из величайших равнин на земном шаре. Когда в реке очень много вод, она разливается на 80-100 км. Таких разливов не знает ни одна река в мире. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Реки"

Автор: Галеева Алия Маратовна

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Разработка урока "Глобус - модель Земли""
    ["seo_title"] => string(33) "razrabotkaurokaglobusmodielziemli"
    ["file_id"] => string(6) "271835"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451815559"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Разработка урока на тему: "Государство на берегах Нила""
    ["seo_title"] => string(53) "razrabotka_uroka_na_temu_gosudarstvo_na_beregakh_nila"
    ["file_id"] => string(6) "521770"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570308264"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Открытый урок по географии                                                                                Тема: "Реки""
    ["seo_title"] => string(41) "otkrytyi-urok-po-ghieoghrafii-tiema-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "308426"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458578751"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока географии "Реки""
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekturokaghieoghrafiirieki"
    ["file_id"] => string(6) "291270"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455100184"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока для 7 класса. Чрезвычайные ситуации природного характера. "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-uroka-dlia-7-klassa-chriezvychainyie-situatsii-prirodnogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "175308"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260235"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства