Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа. Познакомиться с крупнейшими реками России, мира. Уметь называть, показывать реки мира, России, Уметь определять водоразделы и бассейны рек. Свои достижения вы будете записывать в индивидуальном судовом журнале, которые лежат у вас на столах. А что же такое река? ( Слайд) Перед вами ключевые слова с их помощью попробуйте самостоятельно сформулировать определение. Проверим, что у вас получилось… В мире бесчисленное количество рек, которые отличаются друг от друга расположением, течением, красотой. Ддавайте откроем физическую карту мира и вместе посмотрим и найдём крупные реки. Скажите, каким цветом выделены реки на картах? Как вы думаете, от чего зависит ширина линии? Теперь мы можем смело отправиться в путешествие по рекам. У вас на столах лежит фрагменты карт речного бассейна реки Волги и реки Дема. Свое путешествие мы начнем с нашего поселка, Чишмы, с какой реки? Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной И у реки есть место рождения. Как же оно называется? А где берет начало река Калмашка? А где еще берут начало реки? А как называется конец реки? Изобразите в тетради реку Подпишите на рисунке Исток и устье реки. А где конец реки Калмашки? В судовом журнале оцените свою работу в родном порту. Мы доплыли с вами по Калмашке до реки Дема. Протяжённость реки Дема от истока до устья 535км. 535 что это за значение? Сформулируйте определение длина реки. Какая река самая длинная в мире? Амазонка. А долгое время, какая река считалась самой длинной. Давайте вместе найдем длину Нил. На столах необходимый материал. Работа в группах: 1 группа – работает с курвиметром 2 группа – линейка и нитка 3 группа – линейка Полученные результаты сравниваются. Какая группа точнее определила длину реки? Все ли части реки мы с вами нарисовали в тетрадях, как вы думаете? Дорисуйте свою схему. Обратимся к электронному приложению « Речная система». У себя определите, и подпишите где правые притоки, где левые. Как вы определили? Как мы назовем нашу схему? Дайте определение, что называется речной системой. Оцените свою работу в порту реки Дема. Физкультминутка (2 мин.) Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.) По Деме реке мы доплыли до следующей остановки? До какой, как вы думаете? Следующее задание на данной станции. Посмотрите на Уральские горы, они разделяют речные системы Волги и Оби. Как называется граница, разделяющая соседние речные бассейны? Вы должны найти в учебнике. Перед вами на доске речные системы, нарисуйте покажите водораздел и бассейн реки. Что является речным бассейном р. Оби?. Самый большой речной бассейн мира у Амазонки, его площадь около 7 тыс. км. ( чуть меньше, чем площадь материка Австралия). Что нового мы узнали на этой остановке? Оцените свою работу. Молодцы, продолжаем свое путешествие следующая остановка, как вы думаете какая? Реки не живут сами по себе, они постоянно взаимодействуют с другими компонентами природы и зависят от них. У вас на столах картины с изображением рек. Проанализируйте эти картины и ответьте на вопрос, о каком компоненте природы идет речь и в чем отличие этих рек? Внимание на экран. Зависимость рек от рельефа. Работа с электронным приложением эвристическая беседа « Отличия горных и равнинных рек». Молодцы, что мы узнали на этой станции? Оцените свою работу в судовом журнале. Следующая станция как вы думаете какая? Рекам посвящено много песен, стихов, рассказов, их описание часто встречается в литературных произведениях. На столах у вас задания дано описание рек- рекордсменов. Внимательно прочитайте текст. С помощью карты определите реку, ответьте на вопросы.. Составьте синквейн. Выберите одного участника, который озвучит ваш ответ. И участника, который обозначит на интерактивной контурной карте реку. Чему мы научились на этой станции Оцените свою работу в судовом журнале. А где устье реки Волги? В начале урока я у вас спросила, сможем ли мы добраться до моря с нашего поселка? По каким рекам мы совершили путешествие. Я вам прочту небольшое стихотворение белорусской поэтессы Огнецвет, а вы ответьте на вопрос о чем оно? Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и вкусная вода.
Перед вами 2 бутылки, наполненные речной водой : 1 бутылка невзрачная на ней скромная надпись – вода из родника, 2 бутылка яркая с блестящей этикеткой на которой надпись 100 % -ная натуральная речная вода. Качество воды зависит от её прозрачности Прозрачность воды можно определить двумя способами: на глаз и экспериментально. Какой способ выберем? Возьмем лист бумаги с напечатанными на нём буквами размером 3,5мм, подложим под чистый пустой стакан, начнем наливать воду в стакан до тех пор пока буквы не станут быть плохо видимыми. Возьмем линейку и измерим высоту воды в стакане. Питьевой считается вода та у которой показатель измерения более 20 см. Не все реки одинаково загрязнены, есть и чистые реки и это зависит от отношения человека к реке, на которой он живет. Можем ли мы с вами сделать что – то, чтобы сохранить наши родные реки, озера, родники и ручьи? Я предлагаю начать с нашего урока и создать свой покетмод ( карманная книга ). Заготовки у вас на столах. | Ответы учащихся. Запись определения в тетрадь. Работа с картой. Тонкими голубыми линиями. от ширины реки Выдвигают свои версии. Вступают в диалог.
Село Калмашево Предполагаемые ответы: болото, гора итп Один работает у доски остальные в тетрадях. Работа с фрагментом карты река Дема Оценивание работы.
Практическая работа определение длины реки Нил то оз. Виктория до устья. Работа в группах. Обсуждение. Ответы учащихся.
Определение правых и левых притоков. Речная система Самооценка
Выполнение упражнений.
Работа с фрагментом карты бассейн реки Волги Белая
Работа с учебником. Работа по интерактивной доске. Работа с картой. Западно- Сибирская низменность. Амазонская низменность.
Работа с фрагментом карты бассейн реки Во Кама Сравнивание горных и равнинных рек. Нахождение различий. Работа в группах.
Ответы учащихся Волга
- Выполняют задание в группах. Составляют синквейн. Один представитель читает синквей, другой обозначает на контурной карте. Остальные обозначают на своих контурных картах ( Волга, Нил, Амазонка) Каспийское море Ответы учащихся Предполагаемый ответ: Загрязнение рек. Проводят эксперимент, делают выводы. Выполнение задания в группах. Обсуждение. Изготовляют покетмод. |