| Этап урока   | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | 
  | I. Организационный этап 
 Цель: актуализация требований к учебной деятельности. 
 | Регулятивные: - организовать свое рабочее место; -нацеливать на успешную деятельность. Личностные: - соблюдать дисциплину на уроке. Коммуникативные: - формировать нормы и правила поведения в социуме. | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.   Хозяин на уроке – учебник и атлас, его помощники – тетрадь, ручка, карандаш, линейка, и, конечно же, дневник.  Все готовы? Приступаем к работе! 
 | Приветствие учителя, готовность к уроку, настрой на работу. | 
  | II. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся 
 Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.   
 
 
 | Регулятивные:  -формулировать цели учебного занятия.  Познавательные:   - уметь ставить и решать проблемы. Личностные:   - способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. 
 | Предлагаю вам отправиться в путешествия, чтобы познакомиться «с голубыми глазами» нашей планеты.  Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, отгадав ее, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока: Посреди поля лежит зеркало. Стекло голубое, рама зеленая. Глядятся в него молодые рябинки. Цветные свои, примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя прически. И месяц, и звезды – все в нем отражается. Как это зеркало называется?  Итак, какова же тема урока? Да, вы совершенно правы, тема нашего урока «Озера».  О чем мы будем говорить? Сформулируйте цель и задачи нашего урока. 
 По мере путешествия мы будем заполнять индивидуальные маршрутные листы, которые вы сейчас получите, подпишите их. | 
 
 
 
 Слушают учителя. 
 
 
 
 
 
 Отгадывают загадку, тем самым определяют тему урока. 
 
 Вступают в диалог с учителем, формулируют цель и задачи урока 
 
 Подписывают маршрутные листы | 
  | III.   Этап актуализации знаний 
 Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Личностные:   - формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку. Познавательные:   - структурировать знания, - создавать самостоятельно алгоритм деятельности при решении проблем;  - умение логически мыслить. Коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные:  - уметь адекватно воспринимать оценки. | Как вы думаете, с какого озера начинается наше путешествие?   Правильно с Байкала! Что известно вам про него? Красотой и могуществом озер восхищались знаменитые поэты, писатели и художники, описывая их в своих произведениях. Есть произведения посвящённые Байкалу. Попробуйте вспомнить какие-нибудь? Давайте прочтём одно из стихотворений Полежаева А. И. о. Байкале (с. 95) Под надежной охраной лесов, Под защитой гранитных хребтов Мерно бьется о выступы скал Сердце нашей Сибири – Байкал. Фрагмент одной известной русской народной песни об озере, предлагаю послушать сейчас. В основу песни были положены стихи сибирского поэта Давыдова Д. П. «Думы беглеца на Байкале» (1848 г.)   Славное море — привольный Байкал, Славный корабль — омулёвая бочка. Ну, баргузин, пошевеливай вал, Плыть молодцу недалёчко! 
 Проблемный вопрос?  Прав ли автор стихотворения, сравнивая озеро Байкал с морем. С точки зрения географии и полученных вами знаний? Вспомните для этого, что такое море? - Чем отличается озеро от моря?   - Что общего можно сказать о море и озере?   | 
 
 Ответы обучающихся. 
 
 
 
 Вспоминают, изученный ранее материал. 
 
 
 Работа с учебником. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выражают свои мысли, которые связанны с формулировкой проблемного вопроса.   | 
  | IV. Этап первичного усвоения новых знаний 
 Цель: знакомство с понятием озера. | Личностные: - навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: - выделять ключевое слово, формулировать определения понятий. 
 Регулятивные: - оценивать степень и способы достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки. Коммуникативные: - высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.   | К какой части гидросферы относят озера? (воды суши) Попробуйте сами сформулировать понятие, что такое озеро?   Ученики формулируют определение, пишут в маршрутных листах.  Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.31, с. 95). Если определение совпадают, то учитель дает высокую оценку, а если нет, разбирают, почему отличаются. Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суши. 
 | В ходе дискуссии формулируют определение понятия озера.   Пользуясь формулой: Определение = ключевое слово + существенный признак. Работа с учебником. Проявляют познавательную инициативу. 
 
 
 
 | 
  | V.  Этап «открытия» нового знания 
 Цель: формирование представления о видах озер и типах котловин; знание отличительных черт различных озер. 
 | Познавательные:   - искать и выделять необходимую информацию из различных источников; - осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.   Коммуникативные:   - предлагать помощь и сотрудничество; -формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.   Регулятивные:   -планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции.   Личностные: - навыки сотрудничества в разных ситуациях.   
 | От того, какая по происхождению будет котловина, зависит внешний вид. Что же такое котловина? Дети пишут в маршрутных листах определение.   Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.31, с. 96). Котловина – это углубление, в котором находятся озера. Поработаем в парах, каждая пара будет заниматься одним типом котловин, по плану: 1. Тип озерной котловины; 2. Условия образования; 3. Отличительные черты; 4. Примеры озер (работа с атласом). Все данные заносятся в таблицу № 1 маршрутных листов:   
  Ребята, перед вами две схемы озерных котловин одинакового происхождения. 
 - Какие отличия Вы видите? (в озера впадают реки, но не вытекают) Какой вывод Вы может сделать?   - Кто из Вас слышал, как они называются эти озера? Ответить на этот вопрос поможет учебник (с.97, п.3). Читают текст учебника, формулируют определения бессточные и сточные озер. Определения записываем в маршрутном листе. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности | 
 В ходе дискуссии формулируют определение понятия котловина.   Пользуясь формулой: Определение = ключевое слово + существенный признак. Работа с картами атласа и учебником. 
 Работа в парах.   Проверка заполненной таблицы.   
 Обобщение результатов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ответы обучающихся Работа с картой атласа и учебником. Проявляют познавательную инициативу. 
 
 | 
  | Физкультминутка 
 Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.   | Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде. | Встали! Какую птицу чаще всего можно встретить над озерной гладью?   А над водной гладью чайки кружат, Полетим за ними дружно, Рокот волн и шум прибоя, И над ними мы с тобою! Поплывем мы за волнами, Дружно машем мы руками. Словно чайки мы шагаем, Гордо спинки выпрямляем. Сели чайки на песок, Продолжаем наш урок! 
 | Ответы учащихся 
 Выполняют упражнения: машут руками вверх-вниз (полет чаек) 
 Шагают на месте, спинка прямая, руки за спиной. 
 
 
 Садятся за парты | 
  | VI. Этап первичной проверки понимания Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально,   по рядам). | Познавательные: - классифицировать заданные объекты; - выбирать из предложенных и искать самостоятельные средства достижения цели.   Регулятивные:   - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; Коммуникативные: - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Личностные:   - самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | - Как называются озера, из которых вытекают реки? - Как называются озера, из которых не вытекают реки?   Пользуясь атласом, определите, сточным или бессточным являются озера:   1 ряд: Чад, Байкал;   2 ряд: Каспийское, Виктория;   3ряд: Балхаш, Ладожское. Ответы внесите в маршрутный лист! 
 
 | 
 Ответы обучающихся 
 
 
 Работа по рядам. Выполняют задания, используя карты атласа.   
 
 Проверка выполненного задания. Обоснование выбора, представители от ряда сообщают о результате коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников с другого ряда. 
 
 
 
 | 
  | VII.   Этап применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 
 Цель: развитие умения решать задания в новой ситуации. 
 
 | Познавательные: - находить информацию в тексте учебника, атласа;  - выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения; - классифицировать по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: - преобразовывать практическую задачу в познавательную;   - определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии. Коммуникативные: - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; - проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. |  Выполняя задания, вы заметили, что озера обозначаются на карте не одинаково? Некоторые озера на карте обозначены штриховыми линиями розового цвета. - Как вы думаете почему?   Ответ вы сможете узнать, проанализировав легенду карты. Ответ: розовым обозначены соленые озера.  Озера по степени солёности делят на:  Пресные до 1%;Солоноватые от 1% до 35%;Соленые более 35%. Проблемный вопрос, почему одни озера являются пресными, а другие солёными?   Есть ли закономерность, в размещении соленых озер?   Учащиеся решают проблему и указывают причины, влияющие на солёность озер. - Какие по типу сточные или бессточные соленые озера?  Бессточные озера чаще всего соленые, а сточные – пресные. Около тропиков озёр с соленой водой больше, хотя есть исключения. 
 | 
 Работа с картой атласа и легендой карты.   Формулируют ответ: розовым на картах обозначены соленые озера. 
 
 
 
 
 Выявляют причинно-следственные связи. Аргументируют свои ответы. 
 
 
 
 
 
 | 
  | VIII.   Этап первичного закрепления 
 Цель: проверка усвоения материала по теме урока. | Регулятивные:   - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные:   - извлекать информацию; - применять правила и пользоваться инструкциями при выполнении заданий; - осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль.  Личностные:   - мотивация учебной деятельности   | Выполните самостоятельно практическую работу, результаты занесите в таблицу № 2 в маршрутном листе. 
 | 
 Выполняют задание. 
 Осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки за полученные результаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | IX.   Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний. | Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: - организовывать и регулировать свою деятельность. 
 | Домашнее задание.   Обязательное для всех: п.31, ответить устно на вопросы с.98 (1-5).   
 По желанию: сделать сообщения или рисунки о необычных озерах мира (например, озеро чернил в Алжире; Сладкое озеро на Урале; озеро смерти; озеро с гигантскими пузырями – Ява и т. п.) используя интернет ресурсы, энциклопедии и др. дополнительную литературу 
 
 | 
 Слушают учителя, записывают задания. | 
  | X.  Рефлексия учебной деятельности на уроке 
 Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. | Познавательные: - осуществлять рефлексию способов и условий действий; - определять уровень усвоения материала; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Регулятивные: - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоит, определять качество и уровень усвоения. Личностные:   - развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | - А сейчас давайте оценим свою деятельность на уроке. Предлагаю поработать (по шаблону) в маршрутных листах.   1. Сегодня я узнал( а)___________________ 2. Было интересно_____________________ 3. Я понял (а)__________________________ 4. Меня удивило_______________________ 5. Теперь я могу  
   - На этом наш урок окончен, спасибо за работу! 
 | Самооценка   
 
 Рефлексия класса 
 
 
 
 
 Сдают маршрутные листы. 
 |