kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Озера".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Озера" разработан в соответствии с ФГОС.Тип урока: урок усвоения новых знаний с использованием ИКТ и проблемного обучения. Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме Озера 6 класс»

Урок географии в 6 классе по теме «Озера». Учитель географии МБОУ города Ульяновска «Средняя школа №50» Бориско Елена Петровна

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Цели по содержанию:

образовательная: создать условия для формирования у учащихся знаний об озерах, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах, болотах, водохранилищах;

развивающая: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебником, географическими картами, с материалами мультимедийной презентации, делать обобщения и выводы;

воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся культуры учебного труда, чувства ответственности, коллективизма,чувства любви к своей Родине, .

Планируемые результаты:

Личностные: ответственное отношение к учебе; формирование экологической культуры; гордость и любовь к своей Родине.

Метапредметные: умения ставить учебную цель, умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках.

Предметные: объяснять значение понятий «озеро», «озерная котловина», типы озерных котловин по происхождению, примеры озерных котловин, сточные и бессточные, соленые и пресные озера; умение показывать, озера на картах, знать значение озер для человека и его хозяйственной деятельности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технологии: урок с использованием ИКТ и проблемного обучения.

Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, физическая карта полушарий, физическая карта России.

Электоронное приложение www/drofa.ru

Оборудование для учащихся: География. Начальный курс. 6 кл.: учебник/

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова;

География. Начальный курс. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику/ Т.А.Карташева, С.В.Курчина;

Атласы: физическая карта полушарий, физическая карта России.

Электоронное приложение www/drofa.ru

Дидактический и наглядный материал: маршрутные листы, учебники, карта полушарий и физическая карта России, атласы, параллельно демонстрируются слайды.

Предварительная подготовка:

  1. Разработка презентации.

  2. Опережающее задание для отдельных учащихся (доклады).

  3. Разработка технологической карты урока и составление плана-конспекта урока.

  4. Подбор наглядных материалов для урока из интернет-источников.

Этапы урока:

1. Организационный.

2. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

3. Итоги урока.



Ход урока

  1. Организационный.

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга.

Давайте вытянем ручки вперед, ладошками вверх, закроем глаза.

Звучит фрагмент «Звуки природы: медитация леса, пение птиц, шум лесного озера»

- Какие звуки Вы слышите?

- Что Вы чувствуете?

Наши ладони стали теплыми от летнего и ласкового солнышка, наше настроение улучшилось, мы успокоились.

А теперь повернитесь лицом друг к другу, поделитесь теплом, положив свою теплую ладонь на ладонь своего соседа по парте, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы.

  1. Проверка домашнего задания.

Работа в парах

Проверка знаний по теме домашнего задания «Реки». Решение теста:

1.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется:

а) бассейн реки

б) речная долина

в) речная система

2.Граница, между двумя бассейнами рек называется:

а) порог

б) пойма

в) водораздел

3. Пороги образуются, если:

а) твердые породы выходят на поверхность

б) русло реки сложено осадочными породами

в) рельеф становится горным.

4. Высочайший в мире водопад:

а) Виктория (Африка)

б) Анхель (Южная Америка)

в) Ниагарский водопад (Сев. Америка)

5.Внезапный и кратковременный подъем уровня воды в реке – это:

а) паводок

б) межень

в) половодье

6. Ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке:

а) прилив

б) половодье

в) паводок

7. Найти соответствие:

1 – речная долина

2-пойма

3-русло

4 – устье

5- правый приток

6 – левый приток

7 – исток

8. Закончите предложение:

Типами питания рек являются:

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________


  1. Самопроверка.

Правильные варианты ответов
ВСЕГО – 18 БАЛЛОВ – 100%

  • 1 - а (1 балл)

  • 2 - в (1 балл)

  • 3 - а (1 балл)

  • 4 - б (1 балл)

  • 5 - а (1 балл)

  • 6 - б (1 балл)

  • 7 : 1-1, 2-3, 3-2, 4 -5, 5-7, 6-6, 7-4 (7 баллов)

  • 8 : Снеговое

дождевое

подземными водами

ледниковое

смешанное (5 баллов)

Критерии оценки:

  • 16-18 баллов «5»

  • 13 – 15 баллов «4»

  • 9 – 12 баллов «3»

  • 8 и менее баллов «2»


III. Изучение нового материала

Учитель. Послушайте и отгадайте загадку, которая подскажет Вам тему сегодняшнего урока. 

Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, направляя косынки
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – все в нем отражается…
Как это зеркало называется? (Озеро).

Слайд 9.

Учитель. Правильно. Это озеро. Тема нашего урока “Озера”. 

Красоту озер воспевали в песнях, поэты слагали о них стихи, художники писали картины.


Ребята, я предлагаю Вам открыть учебники на странице 95, просмотрите параграф 24 и попробуйте поставить цели сегодняшнего урока.

Слайд 10.


Предлагаю Вам отправиться в «Шишкину школу» для изучения многообразия озер на нашей планете. В период просмотра запишите все новые понятия, которые вы услышите.

Включается видеоролик по теме «Озера» (5 минут).

Слайд 11.


Озер на Земле очень много – около 5 млн. Воды в них в 30 раз больше, чем в реках. Если соединить все озера мира, получиться водоем, по площади превышающей Средиземное море.

- Что такое озеро?

- Назовите самое глубокое озеро нашей планеты. Чему равна его максимальная глубина?

- Назовите самое большое по площади озеро на Земле.

Слайд 12.



Учитель. ЧЕМ ОЗЕРО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МОРЯ и ОТ РЕКИ?

Озеро отличается от моря тем,что: Не имеет связи с океаном. С морями океанами озёра соединяют только вытекающие из них реки.

Озеро отличается от реки тем,что:Вода в озере не течёт, как поток в русле у реки.

Слайд 13.


-Чтобы образовалось озеро, какие необходимы условия?

Условия образования озёр:

1.Атмосферные осадки

2. Углубление, котловина

3. Близость подземных вод.

Как вы думаете одинаковы ли все озёра? (нет)

Несмотря на видимую схожесть озёра очень разнообразны.

-А чем отличаются друг от друга? (размерами, происхождением озёрных котловин, по солёности).

Давайте рассмотрим озёра по происхождению, и узнаем способы образования озёрых котловин.


СЛАЙД 14. Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами

По происхождению озёрных котловин озёра можно разделить на несколько групп:

1. Тектонические в прогибах и разломах

2. Вулканические

3.Ледниковые

4. Старицы

5.Запрудные

6.Карстовые


Для изучения происхождения озёрных котловин, я предлагаю поработать в группах по 4 человека и заполнить таблицу «Происхождение озёрных котловин», записать причины их образования и привести примеры озёр, пользуясь текстом параграфа 24 учебника.

СЛАЙД 15


ФИЗМИНУТКА. А теперь, ребята, давайте отдохнем. Предлагаю отправиться на берег озера.

Встали все, вышли из-за парт. Руки в стороны – вверх- встали на носочки – вытянули спинки – ручки на затылок – сделали массаж – в стороны – вниз наклонились. И еще раз повторили упражнения. Спасибо.


Проверка знаний «Типы озерных котловин по происхождению»

Пользуясь картинками (прилагаются), методом наложения, определите тип озерной котловины по происхождению.

Тектоническое в разломе земной коры

Тектоническое в прогибе земной коры (остаточное)

Ледниковое

Запрудное

Вулканическое

Карстовое

Термокарстовое

Старица




Учитель. Ребята в Ульяновской области - это 1223 естественных водоема. Из них 946 - считаются пойменными, а 277 - водораздельными.

Почти все озера области небольшие, имеющие площадь менее 5 га. Представим некоторые из них:

 Слайд 17


Учитель. Озеро - это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера? 

(Осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек)


Учитель. Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы.

На рисунке-схеме вы видите озера и реки. Обратите внимание, что реки могут впадать в озера и вытекать.

Слайд 18


Ответы детей

Учитель. У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения.

-Прочитаем в учебнике на странице 97.

 Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают, но не одна не вытекает.

Учитель. Как вы думаете, к какому типу озер относится озеро Байкал? (Ответы детей)

Почему? (Ответы детей)

Примерами сточных озер являются также Онежское и Ладожское озера.

К какому типу озер относится Аральское море-озеро? (Ответы детей)

Почему? (Ответы детей)

Примерами бессточных озер являются также Каспийское и Балхаш.


Учитель. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей.

Давайте вспомним, а что такое соленость? (Количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается? (в промилле-тысячных долях числа).

 Слайд 19

Учитель. Все озера по солености можно разделить на две группы: пресные - до1%о; соленые - от 1%о до 35%о. Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые розовым.

Учитель: Найдите в атласах озеро Балхаш. Обратите внимание на его цвет. Часть озера окрашена голубым цветом, а другая розовым. Как вы думаете почему? (соленые чаще всего бессточные озера, так как минеральные вещества приносимые реками постепенно накапливаются в озерах)

Учитель. А озеро Байкал пресное или соленое? (Ответы детей)

Найдите соленые озера на карте полушарий и карте России.

Озеро Баскунчак называют «Солонкой России», здесь ведется добыча соли, которую мы используем в быту.

Слайд 20


Небольшие озера со временем мелеют, зарастают и превращаются в болото.

Водохранилища – искусственные озера, которые человек возводит на реках, перегораживая их русла плотинами. Водохранилища сооружают при строительстве ГЭС. Самое большое водохранилище по площади находится на территории нашей области – Куйбышевское на Волге.

А самое большое водохранилище по объему воды – Братское на Ангаре.


Слайд 21

Практическая работа.

Используя карту атласа, опишите одно из озер мира по плану (Задание №3 стр. 80 в рабочих тетрадях на печатной основе):

1 группа: Байкал

2 группа: Каспийское

3 группа: Ладожское (Европа)

4 группа: Верхнее (Северная Америка)

5 группа: Виктория (Африка)

ПЛАН ОПИСАНИЯ ОЗЕРА

а) Название

б) На каком материке расположено

в) В пределах какой крупной формы рельефа

г) Происхождение озерной котловины

д) Пресное или соленое

е) Сточное или бессточное

ж) Как используется человеком.


Учитель. Как использует озера человек? 

(Ловит рыбу, для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).

Учитель. Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. “Озера “ планеты, в том числе и озера Ульяновской области, просят помощи у людей, роняя чистые слезинки.

IV. Домашнее задание.

Параграф 24 , зад.6 стр. 99 учебника (к \ карта)

Творческое задание

1) Подготовить сообщение об одном из озёр (1-1,5мин.)

2) Составить вопросы викторины об озёрах (10 вопросов)

3) Составить презентацию об озёрах или кроссворд


V. Рефлексия

Сегодня я узнал______________________________________________________________________

Было трудно_________________________________________________________________________

Я понял, что_________________________________________________________________________

Я смог______________________________________________________________________________

Я научился__________________________________________________________________________

Было интересно узнать________________________________________________________________

Меня удивило________________________________________________________________________

Мне захотелось_______________________________________________________________________


VI. Подведение итогов.

Заканчивая наш урок, я благодарю вас всех за отличную работу и предлагаю Вам оставить свое впечатление от урока на ДЕРЕВЕ УСПЕХА:

Зеленый листок-все сделал правильно;

Желтый листок – встретились трудности;

Красный листок – допустил много ошибок и есть над чем потрудиться дома.

Спасибо

Просмотр содержимого презентации
«Презентация по теме Озера 10.02.2016»

Урок географии  6 класс

Урок географии 6 класс

Тест по теме «Реки» 1.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется: а) бассейн реки б) речная долина в) речная система 2.Граница, между двумя бассейнами рек называется: а) порог б) пойма в) водораздел

Тест по теме «Реки»

1.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется:

а) бассейн реки

б) речная долина

в) речная система

2.Граница, между двумя бассейнами рек называется:

а) порог

б) пойма

в) водораздел

3. Пороги образуются, если: а) твердые породы выходят на поверхность б) русло реки сложено осадочными породами в) рельеф становится горным. 2. Высочайший в мире водопад: а) Виктория (Африка) б) Анхель (Южная Америка) в) Ниагарский водопад (Сев. Америка)

3. Пороги образуются, если:

а) твердые породы выходят на поверхность

б) русло реки сложено осадочными породами

в) рельеф становится горным.

2. Высочайший в мире водопад:

а) Виктория (Африка)

б) Анхель (Южная Америка)

в) Ниагарский водопад (Сев. Америка)

4.Внезапный и кратковременный подъем уровня воды в реке – это: а) паводок б) межень в) половодье 5. Ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке: а) прилив б) половодье в) паводок

4.Внезапный и кратковременный подъем уровня воды в реке – это:

а) паводок

б) межень

в) половодье

5. Ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке:

а) прилив

б) половодье

в) паводок

1 2 3 6 5 7 4

1

2

3

6

5

7

4

Закончить предложение… Типами питания рек являются

Закончить предложение…

Типами питания рек являются

  • _______________
  • _______________
  • _______________
  • _______________
  • _______________
Правильные варианты ответов  ВСЕГО – 18 БАЛЛОВ – 100% 1 - а (1 балл) 2 - в (1 балл) 3 - а (1 балл) 4 - б (1 балл) 5 - а (1 балл) 6 - б (1 балл) 7 : 1-1, 2-3, 3-2, 4 -5, 5-7, 6-6, 7-4 (7 баллов) 8 : Снеговое  дождевое  подземными водами  ледниковое  смешанное (5 баллов)

Правильные варианты ответов ВСЕГО – 18 БАЛЛОВ – 100%

  • 1 - а (1 балл)
  • 2 - в (1 балл)
  • 3 - а (1 балл)
  • 4 - б (1 балл)
  • 5 - а (1 балл)
  • 6 - б (1 балл)
  • 7 : 1-1, 2-3, 3-2, 4 -5, 5-7, 6-6, 7-4 (7 баллов)
  • 8 : Снеговое

дождевое

подземными водами

ледниковое

смешанное (5 баллов)

Критерии оценок

Критерии оценок

  • 16-18 баллов «5»
  • 13 – 15 баллов «4»
  • 9 – 12 баллов «3»
  • 8 и менее баллов «2»
Тема урока: «Озера» О, Русь, малиновое поле  И синь, упавшая в реку.  Люблю до радости и боли  Твою озерную тоску…  С.Есенин

Тема урока: «Озера»

О, Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

С.Есенин

Цели урока

Цели урока

  • Расширить знания об озерах земного шара, объяснить понятия: «озеро», «озерная котловина», «карст», «старица», «сточные», «бессточные», «пресные», «соленые».
  • Называть крупные озера мира и России и уметь показывать их на карте России и карте полушарий.
  • Познакомиться с озерами Ульяновской области
  • Определить значение озер в жизни человека
Экскурсия в Шишкину школу

Экскурсия в Шишкину школу

Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Чем озеро отличается от реки?   Река течет по руслу , а озеро - это замкнутое пространство .

Чем озеро отличается от реки?

Река течет по руслу ,

а озеро - это замкнутое пространство .

Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами.

Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами.

Происхождение озерных котловин Типы озерных котловин по происхождению Примеры озер 1. Тектонические остаточные 2. Тектонические в разломах  земной коры 3. Ледниковые и ледниково-  тектонические 4. Запрудные 5. Вулканические 6. Карстовые 7. Старицы

Происхождение озерных котловин

Типы озерных котловин

по происхождению

Примеры озер

1. Тектонические остаточные

2. Тектонические в разломах

земной коры

3. Ледниковые и ледниково-

тектонические

4. Запрудные

5. Вулканические

6. Карстовые

7. Старицы

Зарядка на берегу озера

Зарядка на берегу озера

Озера Ульяновской области Белое в Николаевском районе Белолебяжье в Майнском районе

Озера Ульяновской области

Белое в Николаевском районе

Белолебяжье в Майнском районе

Типы озер по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы Сточное  Бессточное

Типы озер по приходу и расходу воды можно

разделить на 2 группы

Сточное Бессточное

Типы озер по солености:   Пресные Соленые Соленость до 1% 0  Соленость от 1% 0 до 35% 0

Типы озер по солености:

  • Пресные
  • Соленые

Соленость до 1% 0

Соленость от 1% 0 до 35% 0

Соленые озера

Соленые озера

Практическая работа Используя карту атласа, опишите одно из озер мира по плану (Задание №3 стр. 80 в рабочих тетрадях на печатной основе): 1 группа: Байкал 2 группа: Каспийское 3 группа: Ладожское (Европа) 4 группа: Верхнее (Северная Америка) 5 группа: Виктория (Африка)

Практическая работа

Используя карту атласа, опишите одно из озер мира по плану (Задание №3 стр. 80 в рабочих тетрадях на печатной основе):

1 группа: Байкал

2 группа: Каспийское

3 группа: Ладожское (Европа)

4 группа: Верхнее (Северная Америка)

5 группа: Виктория (Африка)

Домашнее задание   Параграф 24 , зад.6 стр. 99 учебника (к \ карта) Творческое задание

Домашнее задание

Параграф 24 , зад.6 стр. 99 учебника

(к \ карта)

Творческое задание

  • 1) Подготовить сообщение об одном из озёр (1-1,5мин.)
  • 2) Составить вопросы викторины об озёрах (10 вопросов)
  • 3) Составить презентацию об озёрах или кроссворд


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по теме "Озера".

Автор: Бориско Елена Петровна

Дата: 14.11.2016

Номер свидетельства: 358937

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Методическая разработка урока окружающего мира по программе "Школа России". "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-proghrammie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "107834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403459653"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Методическая разработка на тему: "Обучаясь грамотному письму". "
    ["seo_title"] => string(65) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-obuchaias-ghramotnomu-pis-mu"
    ["file_id"] => string(6) "149732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420294844"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме: "Байкал – жемчужина Сибири" "
    ["seo_title"] => string(84) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-baikal-zhiemchuzhina-sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "112463"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408642402"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Развития мышления с помощью опорной схемы урока для обучающихся по теме "Озера" 6 класс по географии "
    ["seo_title"] => string(122) "razvitiia-myshlieniia-s-pomoshch-iu-opornoi-skhiemy-uroka-dlia-obuchaiushchikhsia-po-tiemie-oziera-6-klass-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "184961"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426132116"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства