kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по географии по теме "Озера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
  2. Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения озерных котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, сформировать умение давать описание озёр, используя типовой  план, прививать навык  самостоятельно добывать  знания.
  3. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к  Родине, гордости за свой край, свою маленькую  Родину.

Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, карст, старица, тектонические, запрудные, кратерные, остаточные,  сточное и бессточное озеро, болото.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии по теме "Озера" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области »













Разработка урока по географии по теме "Озера"

6 класс






Автор: учитель географии Молочко

Наталья Ивановна, « Почетный работник

общего образования Российской федерации»,

учитель первой квалификационной категории.











2014

Тип урока: изучение нового материала, закрепление знаний по теме урока.

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.

  2. Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения озерных котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, сформировать умение давать описание озёр, используя типовой план, прививать навык самостоятельно добывать знания.

  3. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, гордости за свой край, свою маленькую Родину.

Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, карст, старица, тектонические, запрудные, кратерные, остаточные, сточное и бессточное озеро, болото.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, диапозитивы, кинофрагмент “Озеро Байкал», учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2005 г. атласы, рабочая тетрадь по географии под редакцией Сиротина,, дополнительная литература об озёрах, иллюстрации озер.

Географическая номенклатура: озёра: Сарезское, Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мёртвое, Эйр, Калач.

Ход урока

Вводная часть.

Ребята, сегодня мы продолжаем изучать тему внутренние воды суши.

Вспомните, какие воды мы изучили на прошлом уроке? (Изучили реки). Что такое река? Приведите примеры ( покажите на карте ): горной и равнинной реки, смешанного , дождевого, ледникового питания.

2. Изучение нового материала.

Сегодня мы приступаем к изучению озёр. (Учащиеся записывают тему “Озёра ”)

- Писатели, поэты, художники, композиторы в своих произведениях уделяют определённое место озёрам.

Ученик (с опережающим заданием ) читает стихотворение из книги

М. Сергеева “Море Синее - Байкал”.

БАЙКАЛ

Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка - просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
Всё это, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.

Вниманию учащихся предлагаются иллюстрации изображений моря и озера по картинам известных художников, показываются слайды.

Давайте вспомним ранее изученный материал и понятие моря (море – это часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями). Море соединяется с океаном, входит в систему Мирового океана.

Посмотрите на изображение моря и озера на физической карте полушарий и постарайтесь сформулировать и записать в тетради понятие «озеро» так как вы бы это сделали будучи авторами учебника.

А теперь сравните собственные понятия с авторами учебника и подкорректируйте свои, если есть расхождения.

Итак, озеро это скопление воды в природном углублении на суше.

Это углубление на суше называется котловина (учащиеся записывают понятия озеро и котловина в тетради).

Вниманию учащихся предлагаются иллюстрации озёрных котловин. К этим иллюстрациям выполняется таблица в тетрадях учащихся.

ОБРАЗОВАНИЕ ОЗЁРНЫХ КОТЛОВИН

Остаточные

В

грабенах

(тектони-

ческое)

Карстовые

Вулканические

или кратерные

Озера -

старицы

Ледниковые

Запрудные

Каспийское, Аральское.

 

Байкал,

Мёртвое

Ньяса,

Титикака.

В Архангель-

ской,

Нижего-

родской

областях,

на

Балкан-

ском

полу-

острове,

в

Подмосковье.

На Кам-

чатке (Кро-

ноцкое),

Курильских

островах и

острове Ява.

В

поймах

рек:

Оки,

Москвы-

реки,

Волги.

и

других

рек

Калач(рИргиз Саратовская область).

Ладожское,

Онежское,

в Косино

(Белое,

Святое, Черное).

Сарезское,

на

Памире,

Синевир

в

Карпатах.

В процессе составления таблицы, учитель рассказывает об образовании этих котловин. По каждому озеру учащиеся выступают с мини сообщением(1-2мин), которое получили в качестве опережающего за 2 недели.

К озерам остаточного происхождения относятся Каспийское, Аральское и другие (обозначить на контурной карте).

Озера тектонического происхождения расположены в тектонических впадинах. По конфигурации имеют вытянутую форму, высокие отвесные берега; Байкал - в России, Рудольфа, Ньяса, Тана - в Африке, Титикака - в Южной Америке, Мёртвое - на Ближнем Востоке. Показываются слайды озера Байкал и учитель рассказывает о собственных впечатлениях от пребывания на берегах этого озера.

Карстовые озера возникают в результате заполнения карстовых воронок. Эти воронки образуются в мягких быстро растворяемых горных породах. Карстовые озера находятся в России между Онежским и Белым озерами в Архангельской, Нижегородской областях, за рубежом на Балканском полуострове.

В кратерах потухших вулканов образовались вулканические или кратерные озера. На нашей планете эти озера есть на Камчатке (Кроноцкое озеро - самое крупное из известных), Курильских островах, острове Ява.

В поймах рек образуются озера - старицы. Извилистая река подмывает берега, меняет свое русло и образуются озера серповидной формы (стр. 97, рис. 64 учебника). В нашей области таких озер много в долине реки Большой Иргиз. Примером такого озера может служить озеро Калач.

Озера ледникового происхождения в России - Ладожское, Онежское, в Косине - Белое, Святое, Черное. Во время четвертичного оледенения со Скандинавского полуострова сползал ледник, который в рельефе создал углубления, которые были позже заполнены его талыми водами.

В годы ВОВ по Ладожскому озеру была проложена ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым, очень часто обозы, вывозившие изможденных жителей блокадного города подвергались бомбежкам.

После составления таблицы можно посмотреть кинофрагмент “Озеро”.

Подумайте и ответьте: - Как пополняются воды озер? (рассказывают о мировом круговороте воды, который им известен из ранее изученного материала)

Задания учащимся:

-.рассмотреть в картах рабочей тетради обозначение озер.

- все ли озёра одинакового размера?

Ответ учащихся: величина озер может быть различная. В «копилку» по предмету учащиеся записывают: - самое глубокое озеро мира - Байкал, самое большое по площади озеро - Каспийское, самое соленое озеро – Мертвое и т.д.

Используя текст учебника (стр. 95), учащиеся читают об этих озерах.

Информация учителя: величина озёр может быть самая различная – от нескольких квадратных метров до десятков километров. Демонстрируется фотоальбом о Байкале. Протяжённость озера Байкал – 636 км, примерно как расстояние между Москвой и Санкт - Петербургом, ширина около 48 км. В Байкале огромные запасы пресной чистой воды, около 1/5 мировых запасов, если только одна Ангара будет вытекать из озера без пополнения за счёт впадающих рек, а впадает в Байкал более 336 рек и речушек, потребуется более 400 лет.

В Байкале водится омуль, байкальская нерпа, живородящая рыбка голомянка. Эта рыбка плавает по одиночке, только вверх и вниз. Жир этой рыбки в древности люди использовали для освещения своих жилищ. Омуль считается деликатесом для местных жителей.

Используя схему озёр на классной доске, учащиеся отвечают на вопрос: в чем их отличие?



Ответы учащихся: на рисунке 1 - реки не впадают в озеро, на рисунке 2 - реки впадают в озеро, на рисунке 3- реки впадают и вытекают. По режиму все озёра делятся на сточные и бессточные.

Сточные озёра – это озёра, в которые реки втекают и вытекают.

Бессточные озёра – это озёра, в которые реки впадают, но не вытекают.

Используя физические кары России и полушарий в атласе, учащиеся выписывают и затем подписывают на контурных картах рабочей тетради:

озера сточные - Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Мичиган, Виктория ,Онтарио, Гурон, Тана

озера бессточные: - Каспийское, Балхаш, Аральское, Мертвое, Эйр, Эльтон, Баскунчак, Чад

Учащиеся рассматривают в атласах, по легенде карты, как изображаются пресные и солёные озёра (пресные озёра – голубым цветом, а солёные – розовым).

Информация учителя: по химическому составу все озера делятся на группы:

- пресные до 1‰;

- солоноватые от 1‰ до 25‰;

- соленые свыше 25‰.

Рассказ учащегося(опережающее задание) об озерах Эльтон и Баскунчак как «мировых солонках».

Используя текст учебника, найдите ответ, почему воды отдельных озер сильно соленые?( как они изображены на картах?)

Как можно использовать озера? ( проводится беседа при наличии резервного времени ( для судоходства, разводят водоплавающую птицу, добывают соль).

Болота

Знакомство учащихся с болотами проводится в виде беседы.

Очень часто небольшие озера мелеют от принесенного рекой песка и глины. Постепенно берега озера зарастают осокой, камышом, тростником и мхом. Болотная растительность отмирает, оседает на дне озера и, со временем, образуется болото. Много болот в зоне лесов и тундре, где влаги испаряется очень мало, мало или совсем нет их в степях и пустынях. Рассказ учителя сопровождается иллюстрацией учебной картины, где показаны стадии зарастания озера и превращения озера в болото.

3.Обобщение и закрепление материала.

Прослушайте еще одно стихотворение о Байкале и ответьте на вопрос: «Какие особенности озера вы бы смогли отметить, прослушав это стихотворение?» (читает стихотворение учителя географии школы №20 п.Шапкина Енисейского района Красноярского края Н.В.Поповой.

Байкал

Старый дедушка Байкал

Ангару в волнах качал,

Ангару в волнах качал,

В путь-дорогу провожал.

В дом не пустит никого,

Кроме ветра одного.

Ветры сарму, баргузин

Обожает исполин

С ними, нагулявшись вволю,

Он грустит подобно морю,

Но лишь только солнце встанет,

Снова водами играет.

Отражает яркий свет:

«Я -глубок!-мне равных нет!

Я-хранитель пресных вод!

Воевода непогод!»

Так себя он величает,

И навеки прославляет!

Точно правду говорит,

Он душою не кривит.

Старый дедушка Байкал

Скалы волнами ласкал,

Удивлялся их величью

И дремал под песню птичью.

(возраст, глубина, запасы пресных вод, название ветров, название реки, вытекающей из Байкала, огромные размеры озера)

Вопросы и задания для учащихся.

  1. Что нового узнали на уроке? С какими видами внутренних вод суши познакомились?

  2. Чем отличаются озёра от морей?

  3. Какие есть озёрные котловины, и чем они отличаются по происхождению?

  4. Чем отличаются сточные озёра от бессточных? Приведите примеры и покажите на карте полушарий.

  5. Почему вода в бессточных озёрах солёная?

  6. Как образуются болота? Как используются болота?

  7. Знакомство с планом описания озёр.

План описания озёр

  1. Название озера.

  2. На каком материке и в какой его части расположено озеро?

  3. Между какими параллелями и меридианами располагаются?

  4. Происхождение котловины.

  5. Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.

  6. Солёное или пресное?

  7. Использование человеком.

Домашнее задание:

  1. Параграф № 31, на контурных картах рабочей тетради обозначить озёра, которые записаны у вас в тетрадях, в таблице.

  2. Выполните в тетради работу “Описание озёра” (1-й вариант - озеро Эйр; 2-й вариант – озеро Байкал).

Составьте кроссворд по теме «Озера мира» (задание выполняется по желанию)



Список использованной литературы:

1.Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География: Нач. курс учеб, для 6 кл. ОУ-М.,Дрофа, 2005г.

2. География в школе – 2009- №4.

3.Демин А.М. Макарцева Л.В. География Саратовской области.-Саратов;Лицей, 2008г.




3.Козловский Е.Г., Разумовская О.К. Веселая география. Ярославль «Академия развития», 1997г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по географии по теме "Озера"

Автор: Молочко Наталья Ивановна

Дата: 07.08.2014

Номер свидетельства: 111400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "разработка урока географии для 5 класса на тему "Озера" "
    ["seo_title"] => string(59) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-na-tiemu-oziera"
    ["file_id"] => string(6) "116512"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412511308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "разработка урока географии по теме "Озера""
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-oziera"
    ["file_id"] => string(6) "247624"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446592026"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Разработка урока географии для 8 класса по теме "Богатство внутренних вод России" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-dlia-8-klassa-po-tiemie-boghatstvo-vnutriennikh-vod-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "185860"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426247112"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Разработка урока географии в 6 классе "Искусственные водоемы. Охрана поверхностных вод""
    ["seo_title"] => string(95) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-iskusstviennyie-vodoiemy-okhrana-povierkhnostnykh-vod"
    ["file_id"] => string(6) "306645"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458155986"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства