Этап 1. Актуализация, проблематизация, мотивация. Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация. «Включение» в учебную деятельность. | 1. Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку 2. Проверка домашнего задания. Прежде нам нужно вспомнить то, что мы изучали на прошлом уроке. А для этого разгадаем кроссворд. Третья планета от Солнца (Земля). Твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии (Литосфера). Самая большая из внутренних оболочек Земли (Мантия). Природные вещества, с разными свойствами и внешними признаками (Минерал). Природные тела, состоящие из минералов (Горная порода). Центральная часть Земли (Ядро). Минерал в составе гранита (Кварц). Минерал, составляющий половину массы земной коры (Полевой шпат). Верхняя часть мантии (Астеносфера). Наука, которая отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? (География). Давайте проверим правильность ваших ответов. Поменяйтесь тетрадями партнёром по лицу. 3. Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует. -Какая есть взаимосвязь между ключевым понятием кроссворда и горными породами, которые лежат на ваших столах? - Ребята, попробуйте сформулировать тему урока 4. Создание проблемной ситуации. На столах есть образцы горных пород и минералов. На экране также фотографии различных минералов и горных пород. Чем они отличаются друг от друга? - Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Обсуждаете партнёром по плечу по 15 секунд, начинают первые номера. Отвечают №2. Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. 5. Целеполагание. Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. То, что мы наблюдаем сегодня, является результатом очень долгой и динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы рождаются, живут и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение земной коры. -Ребята! Думаю, что вы уже можете сформулировать цель урока. А я помогу вам, подсказывая ключевое слово | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал. Отвечают на вопросы кроссворда в тетрадях. Меняются ответами партнёрами по лицу. Проверяют, выставляют оценки по схеме. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. Земная кора состоит из горных пород и минералов Определяют тему урока. Горные породы, слагающие земную кору, другие варианты. Дети рассматривают образцы горных пород и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, прозрачность, твёрдость, плотность. Предполагаемые ответы: состав минералов в горной породе, прочность их соединения, условия образования, разное происхождение. Обсуждают по ходу часовой стрелки по 15 секунд, начинают первые номера, один представитель отвечает. Вступают в беседу, проговаривают и осознают. Цель появляется на экране и обсуждается: Выяснить условия образования горных пород. Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод | Познавательные Регулятивные Познавательные Коммуникативные, регулятивные. Регулятивные Познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
Этап 2. Освоение нового материала. Первичное ознакомление. Цель: «Включение» в целенаправленное действие. | 1. -Вспомните, на какие группы делятся горные породы по происхождению. (По происхождению горные породы делят на магматические, осадочные, метаморфические.). Создаёт готовность к предстоящей деятельности. 2. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - Предлагаю вам в тексте параграфа 21 найти и узнать информацию о том, как образовались магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Работаете по группам, ищете ответы на вопросы карточки. (Отвечают №1 сильные ученики). Дополнение по мере выступления учащихся. 3. - А какие горные породы залегают в земной коре в пределах Республики Татарстан? | Вспоминают материал ранее изученной темы. Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание. Работают по группам, готовят ответ на вопрос карточки. Отвечают, демонстрируют горные породы. №1. Как образуются магматические горные породы? Какие из них называются глубинными? №2. Как образуются магматические излившиеся горные породы? №3. Как образуются обломочные и глинистые осадочные горные породы? №4. Как образуются осадочные горные породы химического происхождения? №5. Как образуются органического происхождения горные породы? №6. Как образуются метаморфические горные породы? Сравнивают, анализируют, обсуждают (П, К). По мере получения информации заполняют таблицу №5 на с.52 в рабочей тетради. Демонстрирует горные породы и рассказывает. На территории Татарстана выявлено 108 залежей каменного угля. В недрах республики также имеются промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа. Основным ресурсом недр республики является нефть. Республика обладает 800 млн. тонн извлекаемой нефти, а размер прогнозируемых запасов составляет свыше 1 млрд. тонн. Какое происхождение имеют горные породы Татарстана? (Имеют осадочное происхождение) | Познавательные Познавательные, регулятивные, коммуникативные Познавательные, коммуникативные |
Этап 3. Отработка и закрепление. Цель: «Включение» в тренировочную деятельность. | 1. Закрепление новых знаний в сочетании с физкультминуткой. -А теперь установите соответствие между горной породой и его происхождением. Вы - горные породы, а по углам – их происхождение. Распределились! Поднимите таблички! Проверяю! А теперь, внимание! - Как вы считаете, какие горные породы – магматические, осадочные, или метаморфические – образовались на Земле первыми? Если затрудняетесь, используйте рис.66. Подумайте, поделитесь мыслями друг с другом. (Магматические. Горные породы разного происхождения тесно связаны между собой. При изменении условий видоизменяются горные породы). | Распределяются по углам в соответствии «горная порода-происхождение. Углы названиями «магматические горные породы», «осадочные горные породы», «метаморфические горные породы» оформлены заранее, таблички с названиями горных пород лежат на столах. Объясняют свой выбор, отвечают на поставленный вопрос. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Этап 4. Обобщение, систематизация, применение. Цель: «Включение» в продуктивную деятельность | 1. Применение нового знания в практике. Предлагает задания на «новое» знание. Стимулирует активное участие всех детей в практической части. -Теперь мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Изучите инструктивные карты и выполняйте практическую работу согласно инструкции. Горную породу, которую нужно охарактеризовать, найдите на столе. При этом цвет и строение определяет участник №1, массу и строение участник №2, растворимость в воде и кислоте участник №3, следы наличия органического вещества и происхождение участник №4. Вывод формулируете вместе, кто будет защищать работу определяете самостоятельно. | Практикум: работа в шести группах изучают горные породы, заполняют таблицу. Взаимоконтроль: трое учащихся знакомят класс со своими ответами. При этом информация не исправляется. Самоконтроль по ключу: ученики сверяют свои ответы с данными таблицы и фиксируют в тетради количество неверных ответов. Работу сдают. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные Регулятивные, коммуникативные |
Этап 5. Обратная связь: диагностика, контроль, само и взаимоконтроль, рефлексия. Цель (для учителя): получение данных для корректировки и индивидуализации. Цель (для ученика): постановка личных и познавательных задач | 1. Ребята! Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями по изученному материалу. Закончите мысль: сегодня на уроке я узнал я был удивлён я открыл для себя я пришёл к выводу я научился я всё же не понял 2. Д/з: • § 21; ответить на вопросы стр. 64; • составить кроссворд по теме «Горные породы»; •составить рассказ об использовании горных пород в Республике Татарстан. | Определяют степень продвижения к цели. Записывают домашнее задание. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |