Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием горных пород и минералов, их использованием и происхождением.
Задачи:
Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.
Развивающие: сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать, делать вывод
Воспитывающие: способствовать экологическому воспитанию, развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе и к красоте ее минерального мира.
Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения: презентационная лекция с элементами практической работы. Методы обучения:
• по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий);
• по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Технологии: Разноуровневое обучение, игровое обучение, информационно-коммуникативное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, уровневой дифференциации, здоровьесберегающее.
Форма проведения: групповая, индивидуальная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Горные породы" »
Тема урока: Виды горных пород.
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием горных пород и минералов, их использованием и происхождением.
Задачи:
Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.
Развивающие: сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать, делать вывод
Воспитывающие: способствовать экологическому воспитанию, развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе и к красоте ее минерального мира.
Тип урока: изучение нового материала. Форма проведения: презентационная лекция с элементами практической работы. Методы обучения: • по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные (беседа), практические (выполнение заданий); • по степени самостоятельности мышления учащихся: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Технологии: Разноуровневое обучение, игровое обучение, информационно-коммуникативное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, уровневой дифференциации, здоровьесберегающее. Форма проведения: групповая, индивидуальная
Ход урока
Камень – чудо природы и тайна её.
учитель рассказывает учащимся сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он.
Решил царь Закир испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».
Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись -«Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.
- Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера». (СЛАЙД)
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» -отвечает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик.
Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые; песок, глина, мел, соль каменная .
Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов.
Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
Итак, ребята, скажите, какую тему мы с вами будем сегодня изучать?
Когда наскучит суета, Дела, людские лица, Я знаю выход - я могу В кристалле раствориться. В его прозрачной глубине - Незыблемая вечность В нём есть и радость, и покой, И мира бесконечность.
Держу я камень на ладони,
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать.
Итак, ребята, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня? Тема нашего сегодняшнего урока «Виды горных пород». Сегодня мы с вами побываем в царстве камня, исследуем различные минералы и горные породы – долгожителей нашей планеты. Ведь эти камни значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются, живут и умирают, как живые существа.
Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов. (Г.П. – природное соединение минералов). ( СЛАЙД)
Породами, но почему горными? Разве камни есть только в горах? Ну, конечно же, нет. Термин “горная порода” остался нам в наследство от времён, когда геология только зарождалась и была неотделима от рудного дела, а руду, как правило, добывали в горах. Наука давным-давно ушла вперёд, а название осталось прежним. Поэтому мы будем всегда помнить, что говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.
Состав и свойства горных пород зависит от состава и свойств тех минералов, из которых она состоит.
Минералы отличаются твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и т.д.
Горные породы состоят из минералов. Героиня Льюиса Кэрролла Алиса говорила: « Кажется, горчица – минерал. – конечно, минерал,- подтвердила Герцогиня. Минерал огромной взрывчатой силы. Из неё делают мины и закладывают при подкопах» . Что же такое минерал? На древнем латинском языке слово « камень» означает «минера» - минерал. Минералы – вездесущи.
В мире существует около 3000 минералов. Все они отличаются, друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом.
Посмотрите на слайды, на которых изображены самые разнообразные минералы. «Малахитовая шкатулка», «Гранатовый браслет», «Лунный камень»… Так на страницах любимых книг впервые приоткрывается мир минералов. Но рассказы о сокровищах пиратских сундуков и о добыче удачливых похитителей бриллиантов далеко не исчерпывают красоту, разнообразие и таинственность этого мира. Ведь минералы - это не только причудливые кристаллы, тускло поблескивающие на музейных полках, но и разноцветные зёрнышки в расколотом придорожном булыжнике, и песчинки на морском берегу, и золотой песок в лотке старателя, и снежинки, медленно опускающиеся на землю.
В каждом камне написана его история, надо только суметь её прочитать.
А. Ферсман
Ребята, а вы не задумывались, как возникли эти горные породы?
У горных пород сложная и загадочная история; у одних она начинается в морских глубинах, у других - в раскалённых, неведомых нам недрах планеты.
О породах первой группы говорят: «Они рождаются в пламени. Их прародительница – раскалённая магма, которая залегает в недрах нашей планеты.
Что же такое магма? ( расплавленное вещество земных недр, в той части мантии, где давление меньше, вещество расплавляется, превращаясь в магму).
В магме в расплавленном состоянии находится кремний, железо, магний, кальций и другие элементы. Магма насыщена парами воды, газами и медленно перемещается, поднимаясь вверх по трещине. Здесь магма остывает и затвердевает, образуя горные породы, которые называются магматическими. Магма может застыть на глубине (глубинные) и выйти на поверхность – излившаяся.. Глубинная – гранит, габбро, диорит;
Всем вам известна горная порода – гранит. Эта горная порода состоит из следующих минералов: Полевой шпат (розовый, красный или серый) Слюда (чёрный) Кварц (молочно - белый) В зависимости от их сочетания гранит может быть красным, розовым, темно- или светло – серым.
А сейчас внимательно послушайте сказку: О каком свойстве ГП идет речь?
Жили в одной горе два камня: серый гранит да желтый пирит. Гранит грелся на солнышке и всегда молчал. А золотистый пирит считал себя очень красивым и важничал. Однажды пришел к горе геолог. Ударил молоток по граниту и весело сказал: «Друг! Какой ты чудесный камень!» Обрадовался серый. Пирит, услышал это, и закричал: «Молоток! Разве ты не видишь, что я золотом блещу!?» Только дотронулся молоток до пирита, он на мелкие кусочки и рассыпался. Гранитом серым теперь дороги мостят, выкладывают набережные. Гранитные дома веками стоят. А хвастливый пирит от зависти стал таким едким и злым, что делают из него серную кислоту.
Обсуждение сказки.Нравственные черты горных пород. О каком свойстве ГП идет речь?
Тонкая кора под натиском новых потоков лопалась, и на поверхность устремлялись быстрые ручьи горячей лавы. Они мгновенно застывали, образуя слой за слоем наземные вулканические покровы. Вот и стали подразделять магматические породы на глубинные (застывшие на глубине) и излившиеся или вулканические (застывшие на поверхности)
Вулкан демонстрация опыта!!!
Когда из магмы выделяет много газов, она вспенивается и остывает, образует пемзу (легкая, много пустот, не тонет в воде – демонстрация), если выливается раскаленная магма – лава спокойно, то образуются очень прочные горные породы – вулканическое стекло (демонстрация).
План Плотная, рыхлая, сыпучая Вес (тяжёлый, средней тяжести, лёгкий) Цвет Прозрачность (прозрачный, непрозрачный, малопрозрачный) Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый-без блеска) Твердый или мягкий Структура (зернистая, землистая, плотная) Происхождение Есть ли органическая: следы (на бумаге, руках)
Все ли минералы одинаково тверды? Все ли камни можно разбить молотком?
Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем.
Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов. Сохранилось предание, что в древнем Риме императоры так верили в твёрдость алмаза, что обещали даровать свободу тем рабам, которым удалось бы разбить молотком на наковальне кристалл алмаза. Если попробуем разбить – то у нас это получится! Оказывается твердость и хрупкость не одно и тоже: алмаз хрупок, но тверд, другие могут быть мягкими, но вязкими.
^ Есть минералы, которые называются слюдой. Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.
Когда магма остывает на больших глубинах медленно, то образуются крупнокристаллические горные породы – гранит (демонстрация).
Но бывает, так что магма, внедрившись в земную кору не может прорвать ее, находясь в земной коре, она остывает быстрее – сотни и тысячи лет. За это время идет образование разнообразных рудных горных пород – так образовался магнитный железняк. Почему его так назвали? (учащиеся проверяют на компасе)
Когда магма прорвет земную кору в том или ином месте. Мы, говорим, что происходит извержение вулкана. При извержении вулкана не происходит образования рудных месторождений, так как магма остывает быстро на поверхности Земли. Когда из магмы выделяет много газов, она вспенивается и остывает, образует пемзу (легкая, много пустот, не тонет в воде – демонстрация), если выливается раскаленная магма – лава спокойно, то образуются очень прочные горные породы – вулканическое стекло (демонстрация).
Вывод: Все эти горные породы образовались из застывшей магмы, поэтому называют магматическими
Следующая группа – осадочные.
- Почему осадочные? (Оседают на дне морей, озёр, рек, или накапливаются на суше.)
Под влиянием ветра, текучих вод, колебаний температуры и других воздействий разрушаются скалы. Обломки горных пород разных размеров уносятся ручейками и реками, оседают во впадинах и низинах. Осевшие обломки уплотняются, из них образуются такие ГП как песчаник, глина, известняк, галька, валуны. Это обломочные ГП. (Слайд)
Следующая группа – химические. Это соли, гипс, которые оседают на дне водоёмов ( работа со схемой)
Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, глауберова соль.
В воде морей и океанов и некоторых озер растворено много химических веществ.. При изменении условий эти вещества осаждаются на дне водоемов. Со временем они уплотняются и превращаются в ГП. (гипс, поваренная соль).
Вы каждый день употребляете в пишу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Еще в древности люди говорили, что “без соли стол кривой”. Поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.
Органические ГП – они возникли в результате жизнедеятельности организмов. Они образуются из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоема. ( уголь, нефть, горючие сланцы, мел, торф). СЛАЙД - МЕЛ
Свойства осадочных горных пород
Название
Происхождение
Цвет
Блеск
Прочность
Применение
известняк
обломочное
белый
отсутствует
хрупкий
побелка деревьев;
Соль каменная
химическое
бело-серый
стеклянный
хрупкий;
пищевая промышленность
Торф
органическое
коричневый
металлический
хрупкие;
топливо, удобрение
Блеск: стеклянный, металлический алмазный.
Прочность: (способность разрушаться) хрупкие;
ковкие; упругие, вязкие
Метаморфические горные породы:
Сказка продолжается. Глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему рыть, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути: мрамор, кварцит. Да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.
Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою? (Ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура)
Горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава и свойств первоначальных пород ( метаморфоз) метаморфические. Из одних пород образуются другие:
песок - песчаник - кварцит - кварц;
известняк- мрамор;
гранит - гнейс;
графит – алмаз
глина – глинистый сланец
каменного угля – алмаз.
Характеристика мрамора (рассказ учителя, как образовался мрамор). Вывод: Эти горные породы образовались на большой глубине под действием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими . (СЛАЙД).
Скоро дело делается, да сказка наша еще не закончилась. Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. И очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными каменьями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала на троне сидит Прекрасная царевна Подземного царства. Поклонился ей Иван-царевич и молвил.- «Здравствуй, красная девица, заморская царица, не вели казнить, вели слово молвить! » — «Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?» — «Люди говорят, что скрываешь ты Ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его! » - «Ну что ж, отгадаешь ты мои загадки, отдам тебе заветный ключ!» — «Загадывай, ~ сказал Иван-царевич, — попробую отгадать!» (Ребята помогают отгадывать загадки.)
Что сперва в воде родится. А потом воды боится? (соль) Черен, как ворон ,А греет, как Солнце (уголь). Белый, как сахар, но не сладкий, Пока руки им не испачкаешь, Ума- разума, не наберешься (мел).
Без нее не побежит, Ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть).
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина)
Росли на болоте растения Стали топливом и удобрением. (Торф)
Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)
Она варились долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи… (Руда).
Замечательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и говорит: «Ну что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране?» — «Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве». — «Вот тебе Ключ Земли, — отвечает царевна. — Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!» . Поклонился Иван-царевич в пояс, поблагодарил царевну Подземного царства за науку и отправился в обратный путь. А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно
Вопросы для закрепления:
? Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей. Графит. ? Люблю тебя, Петра творение, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное течение, Береговой её ………………..Гранит. ? Незаменимая “рубашка” для консервов. Олово. ? Она делает наши пяточки гладкими. Пемза.
? Росли на болоте растения - стали топливом и удобрением. (Торф)
А слышали ли вы о так называемых “Камнях месяца рождения”?
У каждого человека есть свой камень, приносящий ему счастье. Например, у человека, родившегося в декабре - бирюза. Если вы знаете свой камень, назовите. А кто не знает, мы определим их камни по числу и месяцу рождения Январь - гранат Февраль - аметист Март - аквамарин Апрель - алмаз Май - изумруд Июнь - жемчуг Июль - рубин Август - хризолит Сентябрь - сапфир Октябрь - опал Ноябрь - топаз Декабрь - бирюза
Особое место среди камней занимают драгоценные камни. Приглашаю Вас посмотреть самоцветы (демонстрация слайдов). Многие русские классики “воспевали” самоцветы (демонстрация книг Бажова, Куприна) Куприн говорил: о сапфире: “Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя, если поглядишь на него с утра, то весь день будет для тебя лёгкий”; об изумруде: “Одни из них похожи на васильки в пшенице, другие - на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень девственности - холодный и чистый”; об алмазе: “ Это свет солнца, сгустившийся в земле и отражённый временем. Он играет цветами радуги, но сам остаётся прозрачным, словно капля…”.
2) Как называются горные породы, которые использует человек?
3) Отгадайте горные породы и определите, их происхождения.
Сказка продолжается.
Вернулся Иван-царевич домой, в родной город, и рассказал отцу все о своем путешествии . Похвалил его царь за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич». Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой.
Друзья мои!!! Спасибо Вам за помощь в поисках Ключа Земли! Желаю успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались Вам неизвестны. Дома потрудитесь прочитать
Держу я камень на ладони,
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать.
Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды. Иначе природа начинает “мстить” человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т. п. Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не ее хозяином. Рефлексия
Закончите мысль: сегодня на уроке: Я узнал Я был удивлён Я открыл для себя Я пришёл к выводу Я всё же не понял
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД
План описания
Магматические
Метаморфические
Осадочные
1. Плотная или рыхлая горная порода?
2. Кристаллическая или землистая?
3. Структура (размеры слагающих породу обломков или минеральных зёрен) выбери подходящее:
крупнозернистая – более 2 мм;
среднезернистая – 1-2 мм;
мелкозернистая – менее 1 мм, (пыль).
4. Текстура (строение породы) выбери подходящее:
массивная;
слоистая;
со следами течения;
волокнистая.
5. Твёрдость – твёрдая или мягкая?
6. Масса – лёгкая или тяжёлая?
7. Наблюдаются ли остатки организмов?
1.Плотная.
2. Кристаллическая (на солнечном свете блестит).
3. Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.
4. Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).
5. Твердая.
6. Тяжёлая, если есть рудные минералы, или средней тяжести (например, гранит).
7. Нет.
1. Плотная.
2. Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста).
3. Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще – мелкозернистая.
4. Встречаются все из перечисленных, особенно характерны: слоистая. Со следами течения, волокнистая.
5. Твёрдая.
6. По массе – тяжёлая.
7. Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках.
1. Плотная; рыхлая.
2. Землистая, не кристаллическая (на солнце не блестит).
3. Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).
7. В органических есть признаки древних организмов (отпечатки, следы движения и др.).
Физкультминутка А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (машут руками) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте) Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок