kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока географии в 5 классе "Разнообразие горных пород и минералов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный

Вид урока: исследовательский, с элементами практической работы

Оборудование: коллекции горных пород и минералов, карточки, компьютер, проектор, презентация к уроку

Предварительная работа: парты расставлены так, чтобы ребята сидели группами по 4-5 человек. На партах образцы горных пород:

1 ряд- осадочные горные породы (песок, известняк, глина, уголь)

2 ряд- магматические горные породы (гранит, базальт, обсидиан)

3 ряд- метаморфические горные породы (мрамор, гнейс, кварцит)

Для практической работы: образцы горных пород разного происхождения;

карандаши, кусочки стекла, стальные иглы, гвозди, для определения твердости горных пород.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока географии в 5 классе "Разнообразие горных пород и минералов"»

План-конспект урока географии в 5 классе

Тема: Разнообразие горных пород и минералов.

Практическая работа № 5 «Изучение свойств горных пород и минералов»


Цели урока:

- сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные», «магматические», «метаморфические» горные породы.

- развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы;

- воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: исследовательский, с элементами практической работы

Оборудование: коллекции горных пород и минералов, карточки, компьютер, проектор, презентация к уроку

Предварительная работа: парты расставлены так, чтобы ребята сидели группами по 4-5 человек. На партах образцы горных пород:

1 ряд- осадочные горные породы (песок, известняк, глина, уголь)

2 ряд- магматические горные породы (гранит, базальт, обсидиан)

3 ряд- метаморфические горные породы (мрамор, гнейс, кварцит)

Для практической работы: образцы горных пород разного происхождения;

карандаши, кусочки стекла, стальные иглы, гвозди, для определения твердости горных пород.

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка целей и задач.

- Мы продолжаем знакомство с верхней твердой оболочкой земли- литосферой. На прошлых уроках мы узнали о строении земной коры, познакомились с горными породами и минералами ее слагающими. Сегодня вы узнаете о том, какие бывают горные породы и минералы, будете работать в группах, и заносить результаты своей работы в карточки. Подпишите их. Если вы ответили на уроке, или знали правильный ответ, ставьте себе один балл. По результатам работы все вы получите оценки.

2. Актуализация знаний.

Опрос:

1. Фронтальная беседа.

- Каково внутреннее строение Земли? (ядро, мантия, земная кора)

- Что называют литосферой? (Земная кора и часть верхней мантии)

- Что такое земная кора? (наружная оболочка Земли)

- Какие типы земной коры вам известны? (континентальная и океаническая)

- Охарактеризуйте континентальную или материковую земную кору.

- Дайте характеристику океаническому типу земной коры.

- Из чего состоит земная кора? (из горных пород и минералов)

- В чем отличие горных пород и минералов? (минералы однородны по составу, горные породы состоят из одного или нескольких минералов)

А теперь выполните задание первое в карточках.

2. Графический диктант.

1 вариант

1. земная кора образована горными породами и минералами.

2. Земная кора делится на три типа.

3. Земная кора континентального типа более мощная и более древняя.

4. Горные породы и минералы различны по происхождению.

5. Литосфера включает в себя земную кору и часть верхней мантии.


2 вариант.

1. Внутри земной коры находится раскаленное ядро.

2. Ученые проникли внутрь Земли на более чем на сто километров.

3. Температура в земной коре с глубиной повышается.

4. Континентальная земная кора образована тремя слоями горных пород.

5. Океаническая земная кора образована двумя слоями горных пород.

Обменяйтесь карточками и проставьте баллы. (Слайд 1)


3. Знакомство с новым материалом.

Обратите внимание, у меня в руках самая распространенная в земной коре горная порода –гранит. Она состоит из вот этих минералов: полевой шпат, слюда и кварц. В природе известно более 3 тысяч минералов, а горных пород почти в три раза меньше. Но горные породы чаще встречаются в природе, это практически все камни, которые вы видели. Как вы думаете, почему? (минералы в чистом виде встречаются намного реже). Похожи ли горные породы, которые вы видите на партах? (нет, они разные, разнообразные).

Так как мы могли бы назвать наш сегодняшний урок? (Разнообразие горных пород) (Слайд 2)

Запишите тему урока в тетрадях.

- Разнообразие горных пород объясняется, в первую очередь, их происхождением. По происхождению горные породы делятся на магматические, осадочные и метаморфические. (Слайд 2)

- Сегодня мы попытаемся определить отличительные особенности горных пород разного происхождения, выделить их общие свойства.

Для выполнения этого задания вам необходимо рассмотреть те, горные породы, которые лежат у вас на столах, изучить текст параграфа 12, полученные данные вы внесете в таблицы и ознакомите с полученными результатами ребят из другой группы.


- В начале возникли породы из магмы,

Они первородные самые как бы,

Тяжелый гранит, в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы весьма симпатичные,

Увесистые, магматические.

Итак, послушаем отчет той группы, которая изучала свойства магматических горных пород.

(Рассказ учителя: показ г.п.- пемза; если магма, содержащая много газов, изливается на поверхность земли, вспенивается и застывает, образуется губчатая, пористая горная порода- пемза. Легкая, но твердая, используется как шлифующий материал).


- Но прочность- не вечность.

И вот что случается:

Породы выветриванием разрушаются,

Дробятся на глыбы, обломки, пески.

В толще морской или в темном болоте,

Вы массу остатков животных найдете,

А так же растений отмерших остатки,

Они образуют породы- осадки.

Отчет группы, изучавшей осадочные горные породы.

(рассказ учителя: поваренная соль- еще один вид осадочных горных пород- химический. Образуется из водных растворов минеральных веществ, оседают на дне. К ним так же относятся гипс, калийные соли)


- Но вот под давлением, магма опять,

Стремится земную кору разорвать,

И в месте такого вторжения.

Наметятся вдруг превращения.

Такие породы, весьма специфические,

Зовутся геологами метаморфические.

Послушаем ребят из третьей группы.

(рассказ учителя: гнейс - самая распространенная метаморфическая горная порода. Почему?

Слайд 3. Сделать вывод. Ответить на вопрос: где чаще всего встречаются магматические и метаморфические горные породы? (в толще земли), а осадочные? (на поверхности земли).


Слайды 4-8 Первичное закрепление:

Игра «Самый внимательный»

1. Если из гранита образуется гнейс, то это порода….. метаморфическая

2. Если песчаник разрушается, то образуется ….. осадочная горная порода

3. Леса из папоротника в каменноугольный период превратились… в уголь

4. Из каменного угля образовался алмаз, порода… метаморфическая

5. Магма излилась на глубине, образовался гранит- магматическая порода.


Физкультминутка.

Следующий этап нашей работы

Практическая работа «Изучение свойств горных пород и минералов»

Цель: закрепить умение определять свойства горных пород.

Оборудование: на каждом столе горные породы, которые нужно определить по свойствам и происхождению.

Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов на основе проводимого анализа»

- Рассмотрите, горные породы на ваших столах. Вы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, вписать их в таблицы. В конце работы вы должны сделать вывод о связи свойств горных пород и минералов с их происхождением. Выполняя работу, помните о правилах техники безопасности.

Ребята выполняют работу, заполняют таблицы в карточке.


цвет

блеск

прозрачность

Твердость

плотность

название

происхождение

применение






















Вывод:


Как вы думаете, как называют те горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности? (полезные ископаемые). О них мы поговорим на следующем уроке. А сейчас запишите домашнее задание.


4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(Слайд 10)

Параграф 12. изучить. Найти информацию о том, как вырастить кристаллы в домашних условиях. По желанию составить кроссворд или ребус по пройденной теме.

5. Рефлексия. (Слайд 11)

Подсчитайте свои баллы, суммируйте их. Поставьте себе оценку, ту, которую вы заслужили по вашему мнению. Я проверю практическую работу и выставлю вам оценку в журнал с учетом вашей оценки.

На обратной стороне ваших карточек вы видите три круга, отметьте галочкой тот, который соответствует вашему настроению.

Зеленый круг: я удовлетворен уроком, он был полезен для меня. Я понимал все, что говорилось и делалось на уроке. Мне было очень комфортно на уроке.

Желтый круг: урок был интересен, я принимал в нем участие, мне было комфортно.

Красный круг: пользы от урока я получил мало, почти не принимал в нем участия, не очень понимал, о чем идет речь. Мне было некомфортно на уроке.

Если остается время, игра «Угадай-ка»

- Если встретишь на дороге, то увязнуть сильно ноги,

А сделать миску или вазу- она понадобится сразу (глина)

- Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)

- Он очень прочен и упруг, строителям- надежный друг,

Дома, ступени. Постаменты красивы станут и заметны (гранит)

- Кто сперва в воде родится, а потом ее боится? (соль)

- Росли на болоте растения…, а теперь это топливо и удобрение (торф)

- Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (песок)




Литература:

В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, География. Землеведение., 6 класс,М.,Дрофа,2009

Н.А.Никитина, Поурочные разработки по географии, 6 класс, М., «ВАКО», 2005

http://abcplanet.ru/index.php горные породы и минералы


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока географии в 5 классе "Разнообразие горных пород и минералов"

Автор: Семенова Татьяна Алексеевна

Дата: 13.11.2019

Номер свидетельства: 526861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства