Наименование разработки урока "Путешествие в Японию". УМК 5-9 классы, авторы И.И. Баринова, И.В.Душина, В.И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 год. Урок соответствует требования ФГОС. Интегрированный с литературой и МХК. Педагогические цели : углубить и расширить знания учащихся о Японии. Сформировать знанияч о традициях и культуре японского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Японию »
тема
Путешествие в Японию
класс
7 класс
Педагогические цели
Углубить и развить знания учащихся о Японии.
тип
Изучение нового материала
Задачи
Общеобразовательная: сформировать знания о традициях и культуре японского народа.
Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, уважение к культуре и традициям других народов.
Планируемые образовательные результаты
Личностные УУД
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
ПознавательныеУУД
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Основные понятия и термины
Хокку, икебана, кимоно.
Образовательные ресурсы
В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев.
учебник география 7 класс.
оборудование
Компьютер, интерактивная доска. Альбомные листы со стихами.
Икебана. Музыкальное оформление. Японская кукла.
Организационная структура урока
Целевая установка:
Проверка готовности рабочих мест к началу урока.
Вступительное слово учителя:
Эпиграф:
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Организационный момент.
Звучит японская музыка. Учитель держит в руках японскую куклу.
- Охае годзаима тадаима.
- По – японски это означает «здравствуйте».
- Она поздоровалась по – японски потому, что сегодня мы с вами начинаем знакомство с культурой и поэзией Японии, с искусством составления букетов.
Слово учителя.
Это потребует от вас взглянуть на мир глазами жителя страны Восходящего Солнца – человека, привыкшего видеть великое в малом и малое в великом, замечать красоту в обыденном и любоваться ею : росинкой на цветке, алыми листьями клена, причудливым орнаментом или полетом бабочки.
Поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова из японской мудрости (см. Эпиграф).
Изучение нового материала:
Мы , европейцы, привыкли к масштабам, к вечной суете и спешке . А японская поэзия не терпит поспешности и рассчитана на медленное чтение. Поэтому, чтобы подготовиться к ее восприятию, мы обратимся к русским пейзажам.
Н.М. Ромадин «Лето»
Н.М. Ромадин «Золотой клен»
И.И Левитан «Весна – большая вода»
И.И. Шишкин « На севере диком»
Работа по картинам:
- Какой теме посвящены эти картины? (времена года).
- Что особенного увидели художники в каждом времени года? ( В каждом времени года увидели красоту, мы ощущаем теплое дыхание ветерка, видим набухшие почки на деревьях, любуемся огненными листьями, ощущаем морозную тишину зимой).
- Какое чувство вызывают картины? ( Восхищение родной природой и ее красотой).
Слово учителя:
А теперь сопоставим эти картины с гравюрами японского художника 19 века Андо Херосигэ. Он тоже изображал времена года, но немного иначе.
- Какой теме посвящены картины Андо Херосигэ? ( Времена года).
- В чем разница изображений одних и тех же явлений в русской живописи и японской графике ? ( Русские художники передают общую картину природы, японские гравюры поражают яркостью красок , кружевом линий. Незнакомыми пейзажами).
- А что общего в живописи русских и японских художников ? ( В умении передавать красоту природы, но каждый художник делает это по-своему).
Слово учителя:
Японская живопись тесно связана с поэзией. Очень часто поэты сочиняли стихи на тему взволновавшей их картины и вписывали их в свои свитки, и, наоборот, художники, оттолкнувшись от поразивших их трехстиший и пятистиший, писали свои картины.
В русской культуре не существует такой традиции, а в Японии же поэзия и живопись существует как единое целое. Сегодня на уроке мы познакомимся с японской поэзией, со своеобразным национальным жанром.
Хоку (или хайку) – совсем коротенькие стихи.
Запись на доске:
О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылек.
Басе.
- Сколько строчек в хокку? (три).
- Сколько слогов в первой строчке? (5).
- Во - второй? (7)
- В третьей ? (5)- сколько слогов в стихотварении?
- Вывод – хокку – коротенькие стихи, состоящие из трех строчек. В них 17 слогов. (5-7-5).
Каждое стихотворение – волшебная картина. С чем ее сравнить? Можно, к примеру, написать маслом на огромном холсте осенний пейзаж, тщательно прорисовать все-все, до мельчайших деталей.
А можно картину наступающей осени передать по-другому : несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождем.
Вот так и японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить. Кстати, почти все японские поэты были хорошими художниками. Или наоборот, нарисует японский художник картину и напишет прямо на ней стихотворение. Сочинялись они, как правило, в чайных, иногда устраивались целые состязания, турниры. Кто лучше сочинит стихотворение о стрекозе, про солнце, кукушку, но у нас с вами мало времени. Поэтому я предлагаю дописать начатые строки, помня о том, что хокку – это нерифмованные строки, состоящие из 17слогов 5-7-5.
- Работаем по рядам : надо правильно выбрать третью строчку.
- Работаем в парах.
Бедный мой воробей!
Измучался, исстрадался.
(На пенечке, в руках у мальчишек, в перистых облаках)
Исса.
Осторожно - камень!
Голову не ушиби,
( А то больно будет, крошка светлячок, шишка соскочит)
Исса.
Бабочка, не спи!
Ну, проснись же поскорее-
(Солнце взойдет, давай с тобой дружить, порхай по цветам)
Бассе.
- Ребята зачитывают свои хокку.
- Каково отношение человека ко всему живому? Как он воспринимает окружающий мир? (Бережное отношение ко всему живому . Японские поэты помогают почувствовать нам прекрасное, они чутки к красоте).
- Они говорят, что в природе все прекрасно: и бабочка, и свечок.
- Поэты учат нас жалеть, беречь все живое.
- а в каких словах передано отношение поэтов к живому миру? 9 ребта перечисляют: бедный мой воробей, крошка светлячок, давай с тобой дружить).
- Правильно ребята.
Человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Увидев прекрасное, не оставаться равнодушным - вот к чему призывает поэзия хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном, увидеть красоту.
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное ,
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Японская живопись и поэзия выражают отношение к природе. А знаете ли вы, что каждому времени года соответствуют определенные цветы. А как же называли в Японии искусство составления цветов? Вы это слышали. Вспоминайте . (Икебана) .Слово икебана переводится чаще всего как «вторая жизнь», «второе рождение цветов». И это целое искусство. Посмотрите ( фотографии, по возможности показать композицию).
Поэтому нельзя составлять букет, например, из тюльпанов (весенние цветы) и хризантем (осенние цветы). В день девочек (3 марта) главное растение в букете – ветка цветущего персика, а вдень мальчиков – (5 мая) – цветы и листья ириса. В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны ( символ долголетия и выносливости), бамбук ( жизнерадостности, изобилия), цветущая ветка сливы ( надежды, вечного обновления).
В далекие времена перед уходом на войну самураев нельзя было составлять букет из 4 веток или 4 цветов, так как слово «четыре» в японском языке звучит как слово смерть. А нечетное число – это предвестник удачи. Ребята, когда вы дарите цветы – сколько цветов в букете? (нечетное количество). Этот обычай пришел к нам с востока.
Ребята, говоря об Японии, нельзя не затронуть архитектурного строительства ( фото на доске). Японские средневековые замки были окружены каменными стенами (как вы думаете зачем?). Правильно, были рассчитаны на длительную осаду и оборону. Замки располагались на возвышении. И сами были очень высоки, иногда кажется, что они касаются облаков. Замки строились исключительно из дерева, но этого совершенно не видно ни внутри, ни снаружи.
Наряду с архитектурой, следует отметить искусство создания национальной одежды – кимоно. Кимоно – традиционная мужская и женская одежда японцев. Это прямой халат с запахом на лево, с поясом и широкими рукавами. У женского кимоно очень широкий пояс , уложенный в бант на спине и длинные рукава, внутренний край которых остается, как и пройма незашитым.
Подведение итогов:
И так, ребята, наше путешествие завершается. Закончить его хочется стихотворением Рыленкова « Все в тающей дымке». (читается стихотворение).
- Что нужно сделать, чтобы увидеть и услышать русскую природу?
(Нужно всмотреться и вслушаться).
- Что нужно сделать, чтобы увидеть и услышать японскую природу?
(Нужно всмотреться и вслушаться).
Мы живем в разных странах, с разными традициями, но мы одинаково мыслим и чувствуем.
- Что нового мы узнали на уроке?
( Познакомились с японскими стихотворениями – хокку, с японской живописью, искусством создавать икебаны , архитектурой, национальной одеждой).
В руках учителя кукла.
- Фонаера ( до свидания)
- Го – сэйте аригото, годзаимасита – спасибо за внимание.