kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Япония - империя восходящего солнца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие "Япония-империя восходящего солнца".Предназначен для 11 класса или студентов НПО или СПО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«приложение к уроку»


Площадь страны – ________км. кв

Население страны – ______ чел.

Вероисповедание- ____________

Столица –____________

Конституционная монархия

ЭГП страны :

+_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Япония - нация здоровых людей

Самый низкий показатель детской смертности в мире

Самый высокий уровень продолжительности жизни

Японский менталитет:

-Любовь к природе

-Особая система воспитания

-Уважение национальных обрядов и

традиций

-Чинопочитание

-Дисциплинированность

-Трудолюбие

-Желание познавать и учиться


Сельское хозяйство

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Промышленность:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Специализация:____________________________________________________________________________________________


Просмотр содержимого документа
«открытый геог Япония+++»

Тема: Япония- империя восходящего солнца.

Цели занятия :

1. Усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения; развитие умений составлять экономико-географическую характеристику страны, использовать различные источники географической информации.

2. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к источнику жизни, красоты, духовной культуре японского народа.

Задачи занятия:

– дать экономико-географическую характеристику Японии;

– продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;

– совершенствовать приемы использования различных источников информации;

– развивать внимание, конструктивное мышление, устную речь;

– способствовать развитию познавательной деятельности через групповую форму работы;

– создать комфортные условия для развития личностных качеств студентов;

– способствовать воспитанию уважения друг к другу, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: политическая карта Японии, атласы, контурные карты, мультимедиапроектор, компьютер, учебник.



Форма проведения: урок-путешествие

Методы: информационные технологии в сочетании с игровыми технологиями



Межпредметные связи: история, художественная культура, обществознание, экономика, литература, технология приготовления пищи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Преподаватель. Ребята, какую тему мы изучаем? (Страны Азии, показать на карте)

Какие страны мы рассмотрели обзорно? (Индонезию, Турцию, Пакистан, Напал,….)

А какие страны мы рассмотрели подробно? (Китай, Индия)

Есть ли в этом регионе страны, расположенные в двух частях света?

Россия (в Европе и Азии);

Казахстан (в Азии и Европе);

Турция (в Азии и Европе).

Для того чтобы узнать тему сегодняшнего занятия вам предстоит ответить на следующие вопросы , заодно и узнаем, что вы запомнили из изученного материала.

Я предлагаю вам продолжить логическую цепочку и, отвечая на вопросы, вы узнаете страну, с которой вам предстоит познакомиться сегодня.

(слайд 6 с вопросами).

Слайд 1

Слайд 2

Так какую страну мы изучаем сегодня? Как вы уже догадались - это Япония. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно “Страна наоборот”. И для этого есть все основания - настолько там всё непривычно для нас.

В этой стране пальто подает женщина, сады из камней , руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, стихи не имеют рифы, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Национальный костюм – кимоно – не зависит ни от сезона, ни от моды, ни от пола, ни даже от роста и комплекции человека.

- Как вы видите, действительно эта страна уникальна.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове Япония?

Ответы студентов

    • восходящее солнце,

    • маленький трудовой народ,

    • икебана, гейши,

    • кимоно,

    • экзотическая пища,

    • палочки для еды,

    • дорогая аппаратура,

    • вулкан Фудзияма,

    • красивые женщины

Почему Японию называют страной восходящего солнца?

(Япония находится на островах у восточного побережья Евразии, на востоке восходит Солнце).

- Посмотрите, как много вы знаете об этой стране.

III. Изучение новой темы.

Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас по соседству. А кому не известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому сегодня мы постараемся ближе познакомиться со страной, которая связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни-сакуры:

Слайд 3 «Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья.

Под вишнями в цвету».

Кобаяси Исса

По ходу нашего путешествия фиксируйте данные о Японии в “Дневниках путешествия” (рабочих листах).

Ребята, цель нашего занятия - изучение государства Япония, а это значит определение основных черт ЭГП, проблем использования территории, особенностей хозяйства страны.

Работать мы будем по плану, который вы видите на доске.







  1. ЭГП.

-Давайте попробуем дать оценку географическому положению этой страны. Ваша задача внимательно слушать ,а затем найти плюсы и минусы в ЭГП Японии.

Страна расположена на востоке Евразии сами жители этой страны зовут ее на своем языке – Ниппон. Символом этой страны является красивый и нежный цветок – хризантема, а государственный флаг этой страны- на белом фоне красное солнце.

Япония – наш сосед. Лишь узенькие ниточки морских проливов разделяют территории наших стран. 43 км. отделяют остров Хоккайдо от острова Сахалин и лишь 5 км. до Курильских островов.



Япония – это древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы спрятана от глаз европейцев. Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды. Внутренняя политическая, экономическая, правовая нестабильность России затрудняют инвестирование японского капитала в экономику. Проблема Курил в силу ряда обстоятельств в настоящее время не может быть решена.

  • Площадь страны – 372 тыс км. Государственное устройство – конституционная монархия (империя). Глава государства – император Акихито. Но император является лишь «символом» власти. Власть же принадлежит двухпалатному парламенту и кабинету министров.

Слайд 4

  • В административном отношении Япония делится на 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.



  • Япония омывается Охотским морем, Японским, Желтым, Восточно-Китайским морями , на юге – Тихим океаном.

  • Слайд 5. Япония – расположена на стыке Филиппинской и Тихоокеанской плит, отсюда и частые землетрясения, количество которых за год достигает 1500,также часты цунами и тайфуны.

  • Япония входит в “большую семерку”, что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО.

  • Слайд 6. Это горная страна с огромными лесными массивами, для расширения жизненного пространства японцы создают искусственные острова и полуострова, засыпая прилегающую акваторию.

  • Слайд 7. В стране более чем 200 вулканов, 40 из которых сохраняет активность

Слайд 8

Япония представляет собой цепь вулканических островов. Четыре главных острова Японии – Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю и почти семи тыс. мелких островов.

Слайд 9.Так самый северный остров Японии носит названиеХоккайдо..

– На этом острове самые холодные зимы, крупнейшим городом является город Саппоро Слайд 10; этот остров находится граничит с нашим государством через проливы Лаперуза (о. Сахалин) и Кунаширский пролив (о. Курильские). Слайд 11.Здесь проживает самый древний народ Японии – айны.
На ваших контурных картах давайте найдем этот остров и подпишем его название, а также подпишем город Саппоро.




Слайд 12.

Самым крупным островом Японии является островХонсю.

-В 710 году здесь была построена по китайскому образцу первая столица Японии-Нара, будучи резиденцией до 794 года , она славилась культовыми и светскими зданиями, которые по сей день остаются историческими памятниками.

Слайд 13. В 794 году столицу перенесли в Киото, а нынешняя столица – ТОКИО. Особую архитектуру имеют почти все строения Японии, расположенные в провинциях, особенно на этом острове.
Слайд 14. Сам же город Токио – это сердце современной Японии, где развитая сфера услуг: банковский сектор, страхование, машиностроение (самолеты, мотоциклы ,автомобили, железнодорожные составы); микроэлектроника.

Слайд 15. Здесь на территории этого острова есть достопримечательность – буддийские храмы, которые напоминают нам об истории великой японской провинции. Слайд 16. На этом острове, защищая династию своего правителя, верой служили воины Японии – самураи.
Слайд 17. Около 500 лет тому назад армии самураев охраняли земли местных феодалов. Каждый самурай имел право носить 2 меча: большой для битвы, малый для совершения харакири.

Слайд 18. Этот остров известен расположением на нем высочайшей вершины Японии – горы Фудзияма. Японцы говорят : “Кто ни разу не взобрался на эту гору, тот дурак; но кто вздумал сделать это дважды, тот дважды дурак”.
Слайд 19.На севере острова Хонсю есть единственные приматы, которые могут жить среди снега и льда – небольшие узконосые обезьяны - макаки.
Слайд 20. Хозяйственная деятельность жителей острова, да и всей Японии – выращивание риса. Это их хлеб. Рис – это богатство Японии и самих жителей этой страны, на этом острове выращивают 2 урожая в год.

Сейчас мы с вами подпишем в контурных картах остров Хонсю и нанесем на него объекты, которые нам уже известны – столица Токио, г. Фудзияма, отметим цветом территории выращивания риса.

Наше путешествие продолжается и из четырех островов, наиболее крупных, мы назовем с вами, конечно, тот который находится южнее Хонсю.

Слайд 21.
Этим маленьким островом в этом архипелаге можно назвать остров – Сикоку.

– Маленький, зеленый остров, утопленный среди своих собратьев и почти не заметен среди них, он тихо живет своей жизнью, где каждый японец наслаждается чистейшим воздухом и любуется прозрачными чистыми водами Тихого океана.
На контурной карте подпишем его и океан, который омывает всю страну на востоке.
Слайд 22.Завершает цепочку крупных островов архипелага – остров Кюсю.

Как видите, у нас вырисовалась полная картина – карта Японии, страны восходящего солнца, страны Ниппон.
Слайд 23.На этом острове как в прочем и на других одним их занятий жителей является – вырастить ценные сорта чая. Очень трепетно японцы относятся к выращиванию чая. Слайд 24.А особенно трогательна их чайная церемония. Пить чай по-японски – это целое искусство с многовековыми традициями. Желательно пить чай в специальном чайном домике (тясицу). Обстановка внутри очень скромная: старинная картина, букет цветов, свиток с изречениями мудрецов... Каждая церемония имеет свое название. Оно зависит от времени: чай с восходом солнца пьют около 3-4 часов утра, ночной чай начинается при луне.

Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония учит видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.


- Ребята, какой вывод о географическом положении страны можно сделать, анализируя полученные данные?



Выводы: ЭГП Японии невыгодное из-за удаленности от многих стран мира, особенно от европейских. Возможность морского сообщения с другими регионами и развитием морского хозяйства, открывающим возможности для участия в международном разделении труда (МГРТ) Слайд 25.

2. Население Японии. Слайд 26.

Как вы уже знаете, Япония замыкает «первую десятку» стран мира по численности населения.

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Уровень грамотности: 100 % (у японских педагогов, психологов и врачей есть методика, по которой они обучают детей с глубокими отставаниями в развитии);

Слайд 27.Школа в Японии — это отдельная песня. В школу идут 1 апреля (шутники, однако), а заканчивают – 31 марта. Совсем непонятно, положено ли японским школьникам отдыхать, хотя известно, что каникулы все-таки бывают: немножко летом, чуть-чуть зимой и капельку весной…У японских детей самый продолжительный учебный год в мире. Домашнему заданию уделяют 5-6 часов в день, а если ребенок болеет, то все готовы к тому, что за партой будет сидеть мама и тщательно все конспектировать. В Японии университетов больше чем во всей Европе.

Учиться в Японии престижно. Учатся японцы с 5 лет. Важным считается поступление в престижный университет. Для этого учащиеся кроме общеобразовательных школ учатся и в школах «погружения». Они так устают от учёбы, что иногда спят на уроках. Урок длится 50 минут. Если ребёнок не поступил в университет, он снова поступает в школу «погружения» и опять поступает в университет. В Японии всеобщее высшее образование. По уровню образования Япония занимает 1 место в мире.

Япония первая из стран Азии перешла к 1 типу воспроизводства населения. Занятия по планированию семьи проводятся уже в старших классах. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. Пропагандируются более поздние браки по договоренности родителей.

Слайд 28-29-30. Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире /4 чел. на 1000 жителей за год, в США - 8 на 1000, в России 18 на 1000/ и с самым высоким уровнем продолжительности жизни /мужчины - 76 лет, женщины - 82 года/. Для сравнения: в России женщины - 72 года, мужчины - 62 года. На одного врача в Японии приходится 610 человек.

Японцы приучены работать на «износ» и тем не менее живут дольше всех.

Как вы думаете, почему японцы живут долго?

1. Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.

2. Само отношение к жизни. Японцы ценят жизнь и берегут природу: леса, реки, животных и птиц.

3. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.

4. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: "Десять тысяч шагов в день ради здоровья", который стал жизненным правилом для каждого японца.

5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду. У японцев вместо рукопожатий приняты поклоны и улыбки.

По данным Министерства здравоохранения Японии, «живучесть» японцев объясняется очень низким уровнем заболеваемости атеросклерозом (атеросклероз – причина смерти №1 в мире, вызывает инфаркт, инсульт). Проведенные исследования показывают, что от страшных болезней японцев спасает рыба. Значительная ее часть употребляется в сыром виде. Не обработанная термически рыба богата омега-3 жирными кислотами – соединениями, защищающими сосуды от атеросклероза. Поиски панацеи от атеросклероза велись многими странами. Например, в СССР был рыбный день, употребление рыбьего жира, в США – выделение биологически активного вещества чеснока – аллицина, в Бразилии – использование пальмового масла и т.д.



А над чем из всего сказанного следует задуматься каждому из нас?

Почему мы так не умеем жить, ведь 4 из 5 принципов зависят от нас самих?

И мы прекрасно знаем, что на 50% продолжительность жизни зависит от образа жизни. И все эти принципы легко выполнимы, надотолько приложить немного усилий и старания.

Слайд 31. Население отличается национальной однородностью, около 99% составляют японцы. Из других народностей значительна численность корейцев и китайцев.

Наиболее распространенными религиями являются синтоизм и буддизм. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции. Обычно верующие исповедуют одновременно обе эти религии, которые сосуществуют, поделив между собой сферы влияния. Слайд 32. Синтоизм обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Слайд 33. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды.

Религия синто утверждает, что всё в мире одушевлено. Именно синтоистская вера воспитала в людях данной страны чуткость к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью. К числу таких относятся икебана, бонсай , каллиграфия, музыка, живопись на бумаге и шелке, оригинальная храмовая и садово-парковая архитектура, театр теней, чайная церемония и многое другое. К числу важнейших традиций относится почитание старших.

Урбанизация - 76 %. В стране более 200 больших городов, из них 12- города-миллионеры. Именно в городах и городских агломерациях концентрируется основная часть населения.

Слайд 34 -Откройте учебник на стр 260 и посмотрите рис 64. Как расположены крупнейшие агломерации Японии. (Токио, Нагоя, Оскака, которые протянулись вдоль восточного побережья острова Хонсю). Они образуют мегалополис Токайдо.

-Ребята, давайте с вами вспомним понятие мегалополис. (Это наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций).

Слайд 35.А вот квартал современных многоэтажных домов Токио.

Токио представляет собой самый большой в мире городской агломерат, со своим 26 миллионным населением (включая пригороды).

Слайд 36. Пожалуй, нет другой такой крупной столицы, где жизнь была бы столь ослепительной и дорогой, по крайней мере для приезжих. Постороннему человеку этот город кажется урбанистическим кошмаром. Небоскребы, возвышающиеся в беспорядке.

Громады зданий, состоящих из меблированных комнат, где целая семья занимает площадь, равную автомобильному гаражу.

Выводы: Социально-экономическое развитие страны и средний уровень национального дохода на душу населения высоки. Это дает возможность японской семье наладить свой быт, качественно питаться, своевременно получать медицинскую помощь.

Слайд 37. Япония выделяет значительные средства из национального бюджета для развития науки и высшего образования. Внедрение новых технологий требует высокого образовательного ценза.

3.Хозяйство Японии. Промышленность.

Слайд 38. Япония располагает очень незначительными сырьевыми ресурсами. Имеются сравнительно небольшие запасы серы, меди, угля, железной руды, редких металлов, каменной соли. На втором этапе реформирования в 70 годы был взят курс на развитие наукоемких отраслей, производящих высококачественную, успешно конкурирующую на мировом рынке продукцию. Процветание страны зависит во многом от торгового сальдо. Оно в стране активное. Это значит, что стоимость проданных на мировом рынке товаров выше стоимости импортируемых.

Слайд 39. По таблице видно, что Япония практически на 100% зависит от импорта сырья.

Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья (в %)

Железная руда

99 %

 Цинк

85,3

Марганец

100

Никель

100

Хромиты

100

Кобальт

100

Бокситы

99

Вольфрам

100

Свинец

94,5

Олово

100

медь

99,9

фосфаты

100

Слайд 40. Япония – вторая страна мира по экономической мощи после США. Страна сегодня является крупнейшим финансовым центром мира, из 10 крупнейших банков мира - 6 японские. Слайд 41. По уровню развития многих отраслей промышленности занимает первые места в мире.

Слайд 42. Электроэнергетика. Япония последняя из развитых стран начала строить АЭС. Сейчас их – 20.

ТЭС 60% энергии, работают на газе и угле из Австралии, Якутии, Китая, Аляски. АЭС 30% энергии, работают по лицензии американских и французских фирм. АЭС находятся на побережье. Самая большая АЭС Фукусима. Усиливается интерес к геотермальным и солнечнымЭС.

Записывайте данные в свои листы путешествия.

Слайд 43. Машиностроение –«сердце» японской экономики

60% продукции идет на экспорт. Сдвиг в отрасли на наукоемкое машиностроение.

Отрасли: автомобилестроение, судостроение, станкостроение, роботостроение, бытовая электротехниканика, оптика, часы, электроника.

Назовите наиболее известные марки японских автомобилей -

Слайд 44. Крупные автомобильные компании: 1место – «Тоета», 2 место – «Нисан», 3 место – «Хенда», 4 место – «Мазда». Компании по выпуску электроники: «Минолта» — фототехника, «Шарп» — телевизоры, «Коника» — высокоскоростная копировальная техника, фотокамеры, аппараты.

Судостроение специализируется на строительстве крупных танкеров и сухогрузов. (на 2-м месте – Республика Корея)

Слайд 45. 2 место по производству стали

Черная металлургия –одна из главнейших отраслей Японии. Уровень автоматизации производства-один из самых высоких в мире, доля непрерывной разливки стали составляет 100%,хотя способ был изобретен в 1954 году на Донецком комбинате, доля его в России не превышает 20%.

2 место по производству пластмасс;

По уровню развития химической промышленности Японии занимает одно из первых мест в мире.

Давайте назовем центры промышленного производства страны?

Токио;

Осака;

Иокогама;

Нагасаки;

Нагоя,

Китакюсю;

Саппоро;

Фукуока.



Посмотрите внимательно на карту(рис.68, стр 261) Какие особенности размещения крупных промышленных центров вы видите.

Ответ студентов: Всю территорию Японии можно разделить на 2 части: южная, юго-восточная, которая носит название «лицевая часть», где и размещена большая часть производства. И северная, северо-западная – «тыльная часть», которая не имеет такой высокой концентрации производства и является более экологически чистой территорией.



А теперь давайте попробуем сравнить экономическую стратегию 2-х стран –Японии и России.

А сейчас каждой группе достается свой проблемный вопрос. На обсуждение вопроса отводится 3 минуты ,затем представитель группы скажет ответ.

Проблемные вопросы:

1. Как Японии удается быть богатой, если она бедна природными ресурсами?

2. Почему России богатой природными ресурсами не удается быть мировым экономическим лидером?

3. Каковы перспективы развития российской экономики?

Защита проектов по проблемным вопросам. Представитель каждой группы зачитывает ответы.

Предполагаемые ответы учащихся.

Итак, посмотрим, на сколько верны ваши ответы.

1. Япония является одной из самых богатых в современном мире, так как эта страна выработала свою национальную стратегию развития, которое обусловлено «экономическим чудом», совершила экономический прорыв за короткий срок за счет развития науки. Япония ввозит из-за рубежа почти все сырье и топливо, так как бедна своими ресурсами. Обогащая это сырье своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость в 10 раз. Страна сохраняет 9/10 готовой продукции для собственных нужд, а остальную часть экспортируют, чтобы получить деньги на новые закупки сырья и топлива.

2. Россия богата ресурсами, но не может стать экономическим лидером, так как имеет ресурсный характер экономики. Технологическая отсталость российской промышленности и сельского хозяйства не позволяет эффективно использовать добываемые ресурсы. Богатство и разнообразие ресурсов дало возможность существовать длительной порочной и невыгодной стратегии использования России как основного сырьевого региона, поставляющего ресурсы по минимальным ценам в другие страны.

3. Перспективы развития Российской экономики:

Опора на бывшие предприятия ВПК, выпускающие новейшие виды технологий для других отраслей экономики;

Развитие новейших технологий на малых и средних предприятиях;

Использование высоких технологий для получения новейших материалов;

Создание технопарков на базе крупнейших научных центров;

Приоритетное развитие науки, образования, финансовой системы, новейших систем связи.

Основная стратегическая задача России – в кратчайшие сроки осуществить технологический прорыв, войдя вместе с развитыми странами в эпоху постиндустриального общества.

Слайд 46. «Японская модель» развития экономики

  1. Японцы выпускают лишь ту продукцию, которая пользуется спросом на мировом рынке.

  2. Сравнительно дешевая рабочая сила в сочетании с высокими технологиями производства. Оплата труда зависит от качества выпускаемой продукции.

  3. Ограничение военных расходов, т.к. после 1945 года Япония не может иметь армию.

  4. На начальном этапе развития экономики, чтобы не терять время на научно-исследовательские разработки и на внедрение новых открытий в производство, японские предприниматели сделали ставку на импорт зарубежной мысли. Японцы охотно покупали патенты и лицензии у других стран, но не пускали на свои предприятия иностранцев.

  5. Традиционное трудолюбие японцев. Японец выбирает фирму на всю жизнь. От стажа работы зависит заработная плата. Фирма обеспечивает служащих жильём, медицинским обслуживанием, пенсией. Люди гордятся своей работой и, как правило, искренне привязаны к компании, в которой работают. Чтобы не выглядеть бездельниками японцы не берут отпуска (отпуск 6 дней).

Важной особенностью экономики являются международные экономические связи, т.к. хозяйство ориентировано на импорт.

Откройте в учебнике страницу 260, рисунок 69. Давайте рассмотрим схему экспорта и импорта. Какие товары ввозят в Японию, а какие товары Япония экспортирует?

Слайд 47. Специализация страны :

-автомобили,

-электроника,

-компьютеры

- сталь,

-роботы,

- морские суда

Запишите в свои листы путешествия отрасли специализации.

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве Японии обрабатываемые земли составляют 14 % территории. Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность и не играет значительную роль в мировой экономике.

Слайд 48. Ведущей отраслью сельского хозяйства является растениеводство. Главная сельскохозяйственная культура – рис, его возделывают на всей территории Японии, за исключением крайней северной и восточной частей. По производству бахчевых, овощей, земляники, яблок, мандарин, персиков Япония, находится на 5-ом месте в мире после Китая, Индии, США и Турции. Пшеница возделывается на полях северной части Японии. Летом на острове Хоккайдо выращивают ячмень и овес.

Слайд 49.- А знаете ли вы, что японские фермеры изобрели новый вид искусства – гигантские картины на полях из ростков риса. В конце мая фермеры сотнями выходят на поля и целый день, стоя по колено в воде, сеют рис. Через месяц появляются ростки и на полях отчетливо видны задуманные картины; цветовая гамма достигается посадкой риса разных сортов.

Животноводство: крс, свиньи, птица

Рыболовство - важная традиционная отрасль Японского хозяйства. По улову рыбы Япония занимает первое место в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Развит также жемчужный промысел. К основным объектам лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, тунец, палтус, акула, сайра, сардина и т. д. Добывают также морскую капусту и моллюсков. Важным районом промысла является северо-восточное побережье Хонсюи район Хоккайдо. Широкое распространение получила аквакультура : искусственное разведение рыб в лагунах, горных озёрах и на рисовых полях и разведение жемчужниц.

Слайд 50. 4.Транспорт. Отсутствует трубопроводный и внутреннего водного транспорта. По количеству перевезенных грузов лидирует автомобильный транспорт. Построены туннели между 4 островами. Туннель “Сейкан” самый длинный в мире 54 км, из них 23 км находится под водой на глубине 100 м под проливом Цугару.

По длине автодорог находится на одном из первых мест в мире, по густоте он лидер. Железные дороги высокоскоростные поезда движутся со скоростью 250 км\ч. Япония великая морская держава.

Главные порты: Токио, Осака и Кобе.

Слайд 51. Вывод: Япония ввозит почти все сырье и топливо, необходимое для её экономики обогащая это сырье своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость в 10 раз. Экспорт готовой продукции дает значительную прибыль, нежели страна тратит на закупку минерального сырья. Климат относительно благоприятен для сельского хозяйства, но мало пригодных земель (горы В результате успешной реформы в с/х страна обеспечивает свое население высококачественными овощами, фруктами, рисом, рыбой в течение года. Японская модель экономического развития транслируется на страны АТР как пример процветания страны, не имеющей больших природных ресурсов, но сумевшей использовать другие возможности для роста и развития.

Посмотрите на свои листы-все ли у вас заполнено? Теперь у вас есть полная экономико-географическая характеристика Японии.

IV. Закрепление материала.

Вопросы любителям путешествий

Ребята, а теперь скажите, что вы увезете домой из путешествия по Японии.

Ответы студентов.

В какую страну Азии мы отправимся , чтобы...

  • Увидеть праздник сакуры (Япония)

  • Посмотреть на борцов сумо (Япония)

  • Совершить паломничество в Мекку (Саудовская Аравия)

  • Искупаться в священной реке Ганг (Индия)

  • Совершить восхождение на Эверест (Непал)

  • Полюбоваться садом камней (Япония)

  • Пополнить коллекцию оружия из дамасской стали (Сирия)

  • Увидеть руины легендарного города Троя и гробницы первых правителей Османской империи (Турция)

  • Посмотреть мечети Самарканда (Узбекистан)

  • Посетить музей ковров в Тегеране (Ирак)

  • Сфотографироваться на фоне вулкана Фудзияма, Кракатау (Япония, Индонезия)

  • Посетить мавзолей Тадж-Махал (Индия)

  • Побродить по старым улочкам Иерусалима (Израиль)

  • Научиться есть палочками и писать иероглифами (Китай, Япония)

  • Попробовать настоящий цейлонский чай (Шри-Ланка)

  • Научиться искусству икебана (Япония)

  • Увидеть старые камни древнего города Вавилона (Ирак)

  • Увидеть единственный в мире «плывущий храм» на воде (в Японском море)




V. Итог занятия

На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в котором люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие могли бы позавидовать им.

Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Америкой Хиросимы и Нагасаки. Выступив союзницей Германии и потерпев поражение во Второй мировой войне, все же сумела возродить свою экономику в рекордные сроки, стать страной «большой семерки», мировым лидером. А за счет чего она смогла сделать такой прорыв? За счет своего народа. Слайд 52. Трудолюбие, дисциплинированность, любовь к природе, желание познавать и учиться – особенности японского менталитета. Каждый японец понимает, что от его успешной учебы сегодня зависит его будущее завтра, как должны понимать и вы, что сидя сегодня за партами, вы делаете задел на свое будущее.

Посмотрите еще раз на наш эпиграф.

В этих необычных философских стихах глубокий смысл. О чем они? Люди должны бережно относиться друг к другу – мы, живя в разных странах, являемся жителями одной планеты Земля. Жизнь хоть и быстротечна, но это наша жизнь.

Да, Япония самая маленькая восточная страна, и наверное она привыкла ко всему маленькому: маленьким удобным домам, готовым к любым катаклизмам, минимум обстановки в них, карликовым деревьям (бонсай), небольшим гравюрам на свитках, маленьким садам камней, маленьким стихам. Но не размером складывается значимость. Ведь все большое складывается из малого. И потому главное кредо ее жителей заключатся в старинной мудрости:

Всматривайтесь в привычное –

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое –

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое –

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в малое –

И вы увидите великое.

За этими словами – жизненная философия японцев: всматривайтесь, чтобы увидеть и понять суть вещей. Давайте попробуем этому следовать и посмотрим, что получится у нас?

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Индивидуальное задание: Ребята, за один урок нельзя раскрыть все многообразие страны, даже такой « маленькой» как Япония. Вы можете подготовить выступления о нецке, борцах сумо ,японской кухне, культуре и т.д.

Используя учебник, нанести на контурную карту основные грузопотоки Японии.

Творческое задание: Создать туристический маршрут по городам Японии.


В Хиросиме создан Музей Мира, перед которым стоит обелиск: на вертикальном возвышении девочка поднимает над головой бумажного журавля. В любой день года подножие памятника устлано гирляндами журавликов, которые присылают дети и взрослые разных стран мира в память о Садако, умершей от облучения после ядерной атаки в Хиросиме, и в подтверждение своей доброй воли остановить на нашей планете любую военную агрессию.

Так вот в Японии хозяева дарят гостям на прощание бумажного журавлика. Считается, что он приносит людям счастье, здоровье и успех в делах. Так вот я хочу подарить каждому из вас такого бумажного журавлика и пусть все у вас будет хорошо, будьте счастливы и здоровы. До свидания, ребята!!!




























ТРАДИЦИОННАЯ КУХНЯ ЯПОНИИ.

- Что это такое? Рыба, являющаяся экзотической особенностью японской кулинарии. Это рыба-еж, которая водится около берегов Японии. Ежегодно в Японии регистрируется до 30 случаев отравления рыбой фугу, 60% отравлений приводит к летальному исходу. Пик смертей пришелся на 1974 г. (34 человека). Дело в том, что фугу (ее еще называют иглобрюхом) содержит в себе яд тетродотоксин. Он в 25 раз опаснее, чем кураре, в 275 раз сильнее цианистых препаратов. Смертельную дозу яда можно получить, даже прикоснувшись голой рукой к внутренностям рыбы.

Чем же привлекает людей иглобрюх. Возможно, немалую роль в этом играют и вопросы престижа. Блюдо сасими из фугу на четверых стоит до 750 долларов. Однако есть и еще одна причина, о которой официально предпочитают не говорить. Для истинного любителя фугу наиболее вкусной ее частью является сырая печень. Однако именно во внутренностях сконцентрирована самая большая доля яда. Полностью удалить яд из печени почти невозможно. Но это и привлекает. Ведь малая доза тетродотоксина действует как наркотик. Некоторое время назад всю Японию потрясла смерть популярного актера театра Кабуки Мицугоро Бандо VIII. Этот артист, удостоенный титула “Живое национальное сокровище”, был одним из адептов кухни фугу. В 1975 г. во время очередного пиршества он умер от отравления тетродотоксином. Именно тогда правительство Японии резко ужесточило правила, регламентирующие добычу, разделку и приготовление фугу. Повара вынуждены проходить специальные курсы. Два года под руководством опытных наставников они изучают все кулинарные методы, ведь в ряде случаев отравленные куски можно определить только по малейшим изменениям цвета. Далее необходимо сдать строгий госэкзамен: разделать рыбу, отделить ядовитые части и приготовить тарелку сасими — все это за 20 минут. Даже самая незначительная ошибка приводит к тому, что повару приходится менять специализацию.

  • Прием пищи у японцев — отличается многими исторически сложившимися правилами, которые нужно обязательно соблюдать. Едят обычно из фарфоровых чашек палочками -хаси. Жидкую пищу пьют из пиал, но иногда пользуются ложками. Ножом и вилкой пользуются исключительно для европейских блюд. Рис японцы называют «гохан», (дословно — «варёный рис»). На трапезе он присутствует всегда. В прежние времена рис ели только богатые, он был дорог. Остальные же берегли его к празднику, заменяя в простые дни ячменем. Только в 20 в. рис стал общедоступен. Кроме риса любимым блюдом японца является лапша, приготовленая из пшеницы (удон) либо из гречки (соба). Из неё, как и из риса, готовят много блюд. Она идет и в супы, и как самостоятельное блюдо, с добавками и приправами. Важное место в японской кухне занимает соя. Из неё готовят супы, соусы, соевый сыр тофу, натто.

  • Одно из наиболее популярных блюд в японии — суши . Это рисовые шарики с японским хреном васаби и верхушки из сырой рыбы, креветок или икры. Существуют несколько разновидностей, например, норимаки— кусочки сырой рыбы, завернутые в рис, и «нори» (прессованные листы водорослей). Одним из любимых является сашими— кусочки сырой рыбы. Её употребляют с соевым соусом, в который добавляют васаби. Часто сашими подают вместе на нарезанной соломкой редьке дайкон и листьями сисо. У японцев много различных супов, но самый традиционный — суп-мисо .Это суп из пасты мисо (которая изготовляется из вареных, размятых и перебродивших соевых бобов с добавлением соли и солода). Такие супы в каждом регионе готовят по-своему. Помимо этого японцы широко употребляют овощи и травы (картофель, морковь, капусту, хрен, укроп, сельдерей, петрушку, помидоры, лук, яблоки, дайкон — японскиий сорт редиса), рыбу, мясо акул, морскую капусту, мясо курицы, кальмаров, крабов и прочие морепродукты.Традиционным и популярным напитком японцев является зелёный чай, а спиртным — рисовое вино саке (по-японски нихонсю) и сётю (,производится из риса, картофеля, каштанов и т. д.).



  • ИКЕБАНА. Икебана- искусство составления цветов.. Мастер, помещая цветы в композицию, пропускает их через свою душу и воскрешает их в своём произведении. Существуют правила составления икебаны: соотношения сосуда и растений, сосуда и подставки; цветов и фона, цветов между собой; формы цветов и формы сосуда; расположение растений друг к другу. Это целая наука .Её преподают с 6 лет. Посещают специальную школу 3 раза в неделю. Изучение данного искусства требует от человека определенного дара.

  • БОНСАЙ- МИНИАТЮРНОЕ ДЕРЕВО ИЛИ МИНИАТЮРНЫЙ САД. Это маленькие садики, не превышающие по размерам комнату. Растут в них карликовые деревья: дубы, клены, ели, сосны, лиственницы до 30см. Выращивают их до900лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, предаваясь раздумьям и отдыху после трудового дня.

  • КИМОНО. У японцев свой национальный костюм- кимоно. Его носят и сегодня от мала до велика. Оно передается по наследству- одно на всех. Все радостные и скорбные события заставляют надеть кимоно- парадное или траурное. Кимоно никогда не выбрасывается Покрой кимоно, сложившись 14 веков назад, не менялся. Японка кимоно не шьет, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных в виде прямоугольных фигур. 10 лет учатся японки шить нарядное кимоно. Самые простые кимоно можно начинать конструировать через 2 года обучения. И хотя за 10 летний курс берут в школе немалые деньги, японки ежевечернее заполняют классы до отказа.. И всего года обучения хватает, чтобы научиться правильно надевать и носить кимоно. Кимоно не скоро еще поселится в музее, оно по –прежнему остается неотъемлемой частью повседневной одежды японцев.

  • ГЕЙША- КТО ЭТО? Знаменитый японский философ Судзуки определил гейшу как «существо, постигающее поэтическое совершенство тела». А известный российский ученый , японовед Г. Востоков, в1904г отозвался о гейшах так: «Гейши- самые образованные женщины, которых мне приходилось встречать. Остроумные, превосходно знающие свою литературу, веселые и находчивые, они расточают перед вами всё своё очарование». С классическим искусством гейша пропоет вам и продекламирует лучшие стихотворения и отрывки из лучших драматических произведений. И все это время непринужденно весёлая, остроумная и кокетливая, она не потеряет своего женского достоинства. Гейша вовсе не продажная женщина. Это скорее всего актриса, которую приглашают за известную часовую плату для развлечения и удовольствия художественного. В 18 веке был издан указ, где гейшам строжайше запрещалось вступать в интимные отношения с клиентами, хотя проституция была официально разрешена в Японии. Иероглиф «гэй» означает- искусство, «ся»- человек, вместе же- «человек искусства». Вначале эту роль играли мужчины, они пели, танцевали, рассказывали забавные истории, наподобие наших массовиков- затейников. Постепенно мужчин заменили женщины. К началу 19 века слово «ГЭЙСЯ» стало обозначать исключительно женскую профессию. Европейцы почему-то решили , что слово «гэйся» удобнее произносить как «гейша», а японцы возражать не стали.

  • Если рассматривать японский менталитет в целом, то несмотря на огромное влияние на него современной западной культуры, ему удалось, переняв многое «снаружи», сохранить свою суть.Неуловимый, компромиссный, чуткий и рефлексивный. Совершенно неэгоистичный и крайне социально-зависимый. Впитывающий и принимающий, но с жёсткой системой «свой\чужой».В этой системе ценностей, в основе которой лежит чувство долга и иерархические социальные взаимосвязи, именно индивид существует в рамках и ради группы, а не группа ради индивида. При этом внутреннее «я» индивида бережно хранится и оберегается внутри, а его навязывание окружающему миру не поощрается. Поощряется максимальное сглаживание углов и поиск компромиссов (пускай даже за счёт неопределённости), выпячивание же, категоричность и навязывание чего-либо не одобряются и крайне затруднены в рамках данной системы.Таким образом, японский менталитет, являясь компромиссным и групповым по своей природе, являет собою в системе ценностей и приоритетов полную противоположность менталитету западному. И даже то что многие типично западные внешние формы социальных взаимодействий были странным образом в кратчайшее сроки заимствованы и столь эффективно перенесены, адаптированы на совершенно чуждую на первый взгляд почву, обусловлено естественным развитием всё той же стройной японской системы ценностей и приоритетов, склонной к поиску путей, взаимодействию и компромиссам, при полном единстве и целостности, отсутствии серьёзной вариативности между интересами группы и индивида. Фактически в те же внешние заимствованные у запада формы было вложено иное (японское) содержание.Современный японский менталитет, хотя и претерпел значительное влияние западных ценностей (несколько изменивших соотношение между личной свободой и чувством долга), всё же остался компромиссным и групповым по своей природе, в полной мере сохранив все свои особенности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Япония - империя восходящего солнца"

Автор: Тихоненко Наталья Алагаевна

Дата: 29.10.2016

Номер свидетельства: 353271


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства