6 класс Схема плана урока по географии
На основе системно-деятельностного метода обучения
Тема урока: Природные сообщества.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Цель урока (для учителя): сформировать представление о понятиях: пищевая цепь, круговорот в-в в природе, природное сообщество.
Планируемый результат (для учащихся): научиться приводить примеры звеньев круговорота веществ в природе, представленных живыми организмами, совместно обитающими на одной территории.
Задачи урока:
Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к природе в любых проявлениях.
Развивающая: Развитие логического мышления.
Обучающая: Обучение понятиям: пищевая цепь, круговорот в-в в природе, природное сообщество.
Формируемые УУД:
Личностные: (ЛУУД): осознание себя, как составной части природного сообщества.
Регулятивные: (РУУД):понять каких знаний не хватает – сформулировать цель, найти пути достижения данной цели – решить проблемную ситуацию.
Коммуникативные: (КУУД): уметь работать в паре, выражать свое мнение, слушать собеседника.
Познавательные: (ПУУД): давать определения изучаемым на уроке понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: компьютер; интерактивная доска; презентации «Движение веществ в природе», «Природные сообщества»; раздаточные листы с заданиями для самостоятельной работы; учебник Герасимова, неклюкова, География, 6 класс, дрофа, М.:2010г; тетрадь.
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержания
Конспект урока
- Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
1.Приветствие. Готовность. Отсутствующие.
2.Проверка Д/З: устный опрос: учащиеся по одному озвучивают подготовленные из дополнительной литературы 3-5 примеров приспособления орг-мов к жизни в природе.
3. Из приведенных примеров учитель формирует Вопросы – вхождение учащихся в пространство учебной деятельности:(РУУД):
- Какие существуют связи между растениями и животными?
- Как организмы взаимодействуют с окружающей средой?
- Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
Актуализация познавательных интересов: (ПУУД): Чтобы ответить на веше предложенные вопросы, учитель предлагает посмотреть несколько (2-3) слайдов из презентации «Движение веществ в природе». Каждый слайд комментирует один из учащихся, размышляет, дает ответ.(КУУД).
Учитель фиксирует внимание учеников на понятии «пищевая цепь».В тетради учащиеся приводят пример в форме рисунка - круга: лист – гусеница – синица – ястреб– жуки+почвенные бактерии – неорг. в-ва - лист.
- Выявление места и причины затруднения.
Затруднение: Вопрос к классу: Подумайте, кто на вашем рисунке:(ПУУД)
- производитель пищи, лист
- потребитель пищи, гусеница, синица, ястреб, жуки
- разлагатель пищи? почвенные бактерии
Ребята отвечают: _______________
- Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Учитель: ребята, вы недаром нарисовали нашу пищевую цепь в форме круга. В листе под действием солнечного света создаются органические вещества, ими питаются потребители пищи, которые в конце концов разлагаются на неорганические вещества (угл. газ, воду, мин. соли). Так мы подошли с вами к важному понятию в жизни : «круговорот веществ в природе».
Проектная деятельность: самостоятельно приведите свой собственный пример круговорота в-в в природе, зарисуйте в тетрадь. Работа в парах: (КУУД): посмотрите на пример своего соседа и определите друг у друга производителей, потребителей, разлагателей, укажите, где осуществляется переход химических в-в из неживой природы в живую и обратно.
- Реализация построения проекта
Учитель: каждый из ваших примеров пищевой цепи или круговорота в-в в природе относится к определенной местности. На примере первой пищевой цепи с «ястребом» давайте определим к какой территории она относится.
Обсуждаются различные варианты: лес, степь...
Итак, запись в тетрадь: Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями среды обитания образуют «природное сообщество».
Для лучшего понимания учитель с помощью презентации «Природные сообщества» приводит примеры разных природных сообществ: ковыльная степь, дубрава, березовая роща, еловый лес.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Закрепление в форме коммуникации: (КУУД): на примере пищевой цепи соседа назовите территорию, на которой обитают участники его цепи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Каждому участнику дается лист с заданиями:(ПУУД, РУУД):
- В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
- потребителя
- производителя
- «разлагателя»
- хищника
2. Составьте слово из заданных букв, гласные буквы используйте любые:
- л, с;
- с, т, п;
- т, н, д, р.
3. Зеленый цвет гусеницы, бабочки – это ..................... окраска.
Затем высвечивается слайд с ответами на экране. Проводится самопроверка. ( Самооценка, умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонения, коррекция)
- Включение в систему заданий повторения
Вопросы:( ЛУУД):
- Какие природные сообщества встречаются в нашем крае? Ответы.
- Какие организмы совместно обитают в перечисленных природных сообществах? Ответы.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Вспомните, какие важные понятия мы сегодня изучали (пищевая цепь, круговорот в-в в природе, природное сообщество). Легко ли ты можешь привести пример звена круговорота веществ в природе? Отметь «+», «х» или «-« свое настроение в конце урока.
Д/З: пар. 46, нарисуйте рисунок или сделайте модель из пластилина организмов, относящихся к разным царствам природы.