kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природное сообщество озеро

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Учитель: Сорокина Оксана Владимировна

Тема: Природное сообщество озеро

Цель урока: подвести учеников к осо­знанию объективно существую­щих связей и зависимостей в природном сообществе «водо­ем».

Задачи урока: предметные:

  • продолжить формирование представлений о природном со­обществе;
  • познакомить с природным сообществом «водоем»;
  • установить взаимосвязь между объектами живой и нежи­вой природы в

      данном природ­ном сообществе;

  • расширить представление учащихся об озерах;

метапредметные:

- развивать критическое мышление младших школьников;

- развивать умение пользо­ваться учебной, справочной ли­тературой;

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием;

  • развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы

      в парах;

  • способствовать эстетичес­кому воспитанию.

  Оборудование:

   - презентация «Природное сообщество озеро», проектор, ноутбук;

   - опорные схемы: «Признаки природного сообщества», «Способы

      образования озёр», «Синквейн»;

  • физическая карта России, карта природных  зон;
  • сетка кроссворда;
  • раздаточный материал для создания модели «лесное озе­ро» и клей;
  • сокращенный вариант ста­тьи из энциклопедического сло­варя;
  • учебник «Окружающий мир» для 3 класса, 2 часть (авт. Н.Я. Дмитриева,

     А.Н. Казаков);

  • карточки с домашним зада­нием;
  • сигнальные карточки для самооценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природное сообщество озеро »

15



Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Учитель: Сорокина Оксана Владимировна

Тема: Природное сообщество озеро

Цель урока: подвести учеников к осо­знанию объективно существую­щих связей и зависимостей в природном сообществе «водо­ем».

Задачи урока: предметные:

  • продолжить формирование представлений о природном со­обществе;

  • познакомить с природным сообществом «водоем»;

  • установить взаимосвязь между объектами живой и нежи­вой природы в

данном природ­ном сообществе;

  • расширить представление учащихся об озерах;

метапредметные:

- развивать критическое мышление младших школьников;

- развивать умение пользо­ваться учебной, справочной ли­тературой;

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием;

  • развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы

в парах;

  • способствовать эстетичес­кому воспитанию.

Оборудование:

- презентация «Природное сообщество озеро», проектор, ноутбук;

- опорные схемы: «Признаки природного сообщества», «Способы

образования озёр», «Синквейн»;

  • физическая карта России, карта природных зон;

  • сетка кроссворда;

  • раздаточный материал для создания модели «лесное озе­ро» и клей;

  • сокращенный вариант ста­тьи из энциклопедического сло­варя;

  • учебник «Окружающий мир» для 3 класса, 2 часть (авт. Н.Я. Дмитриева,

А.Н. Казаков);

  • карточки с домашним зада­нием;

  • сигнальные карточки для самооценки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Ребята, каким вы считае­те сегодняшнее утро? Скажите одним словом.

Дети: Светлое, яркое, солнечное, весеннее, погожее, рабочее, деловое...


- Почему люди, приветст­вуя друг друга, говорят: «Доброе ут­ро!»?

Дети:

1.Хотят, чтобы тот, кого они приветствуют, тоже почувствовал хо­рошее настроение.

2. Если утро доброе, значит и день будет хорошим.

3. Наверное, чтобы пожелать всем с утра и на весь день делать добро другим.


- Согласна с вами! Поэто­му я тоже говорю: «Доброе утро!»

II. Проверка домашнего задания.

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой,

Он желт, и синь, и ал!

– Что же это за ковер? (Луг.)

1. Б е с е д а п о в о п р о с а м.

– Где встречаются луга?

– Что с ними происходит весной?

– Какая трава растет на лугах?

– Какое сено получается из трав? (Зеленое, душистое.)

– Какие животные обитают на лугах?

– Что такое природное сообщество? (Это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.)

– Какие образуются связи в природных сообществах? (Между живой и неживой природой, между живыми организмами – растениями, животными, грибами и микроорганизмами.)

– Есть ли связь между растениями луга и хищниками? (Да. Пищевая цепочка: растение → грызуны → хищники.)

– Как животные луга проводят зиму? (Ответы детей.)

– Может ли бабочка быть одновременно вредной и полезной для растения? (Гусеница поедает листья, бабочка опыляет.)

– Можно ли степь назвать лугом, а луг – степью? (Луга располагаются на низких берегах рек. Луга в России называются степями. Луга – это места, поросшие травой.)

2. Р а б о т а п о к а р т е п р и р о д н ы х з о н

– Как называются луга, расположенные на разных континентах? Покажите на карте «Природные зоны мира». (В России – степи, в Северной Америке – прерии, в Южной Америке – пампасы, в Африке – саванны.)

– Одинаково ли в степях, прериях, пампасах и саваннах природное сообщество «Луг»? (Нет.)

– От чего это зависит? (От климата и от природной зоны.)


III. Введение в тему урока

Отправляемся, друзья,

Мы в далекие края.

Через луг и через лес –

В мир загадок и чудес.


На доске картинки: сосновый бор, джунгли, луг, оранжерея.

- Посмотрите на рисунки и скажите, что здесь лишнее?

Дети: лишнее - оранжерея, пото­му что это не природное сообщест­во.


- Докажите, что оранже­рея не природное сообщество. Что для этого нужно сделать?

Дети: Надо вспомнить все приз­наки природного сообщества и по­том проверить, есть ли эти признаки у оранжереи.


Актуализация опорных знаний

Дети называют признаки природ­ного сообщества (уже изученный ма­териал):

1. Естественная среда обитания;

2. Определенные климатические и географические условия;

3. В сообществе образуются осо­бые, свойственные только этому со­обществу связи между объектами живой и неживой природы.


Дети: В оранжерее - здесь же все создано человеком: и почва, и поливает он, и свет, и воздух.

  • В оранжерее не естественная среда обитания, так как живые орга­низмы живут изолированно друг от друга. Количество воды и минераль­ных веществ, которые нужны для каждого растения, определяет чело­век.

  • Человек может переставить местами горшки с растениями, повы­сить или понизить температуру в по­мещении.


- Нет возражений. Это действительно искусственно создан­ные условия. Докажите, что в оран­жерее нет особых связей между объектами живой и неживой приро­ды.

Дети: В других сообществах рас­тения и животные обитают в этой местности только потому, что сло­жились определенные природные условия, которые их объединяют. Если уничтожить растения, изменит­ся животный мир, а со временем - почва. А в оранжерее, если мы убе­рем какое-либо растение и заменим его на другое, ничего не изменится без участия человека.


- Теперь разгадайте крос­сворд.

Дети работают в группах - разгады­вание кроссворда.



1



*




2



*








3*









4


*



5






*








6


*








Слова по горизонтали:

1. Луговой растет цветок,
Пчелам он дает медок.
И коровам на обед
Ничего вкуснее нет.

(Клевер)

2. Травянистое многолетнее рас­тение с мощным подземным корне­вищем. Размножается спорами.

(Папоротник)

3. Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

(Дятел)

4. Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.

Я под землей построил дом

Все кладовые полны в нем.

(Крот)

5. Под березой у дорожки

Кто сидит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть. Нет головы.

(Подберезовик)

6. На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки —

Собираем огоньки.

(Земляника)


- К каким сообществам от­носятся эти объекты живой природы?

Дети: Клевер и крот - к лугу;

па­поротник, дятел, подберезовик, зем­ляника - к лесу.


- Что вы заметили, разга­дав кроссворд?

Дети: В выделенных клетках по вертикали получи­лось слово «водоем».


- Как вы думаете, почему оно было спрятано в кроссворде?

Дети: Сегодня мы будем изучать, что такое водоем.


- Мы с вами уже изучали водоемы в 1 и во 2 классе.

Дети: Может быть, водоем это тоже природное сообщество?

- И мы будем изучать природное сообщество «водоем»?


Постановка проблемы и темы урока

– Порассуждайте, одинаковы ли природные сообщества во всех озе­рах планеты: одинаковая ли в них флора и фауна?

Учитель показывает на карте «Природные зоны мира» озера, месторасположение озера Байкал и озера Виктория. (Дети затрудняются с ответом.)

– Что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Что такое природное сообщество «Озеро».)


- Молодцы, ребята, до­гадались! Тогда давайте докажем, что водоем - озеро тоже является природ­ным сообществом.

IV. Изучение нового материала

На доске:

Ладожское озеро

Онежское озеро

Каспийское море

озеро Байкал

- Что можно сказать об этих географических объектах? Что лишнее?

Дети: Это водоемы.

- Каспийское море «лишнее», так как это море, а остальные водоемы - озера.


- А чем отличается море от озера? Давайте поработаем с картой и сравним моря и озера, наз­вания которых за­писаны на доске.

Дети работают с картой: находят отличия, сравни­вая разные моря с озерами.

Возника­ет коллизия: к че­му отнести Кас­пийское море?


- Я рекомендую обратиться Вам к эн­циклопедии.

Работа со статьей энцик­лопедии (сокращенный вариант у каждого) – приём «Плюс-минус-интересно»






Статьи из энциклопедий

1

В нашей стране есть много озер, некоторые из них такие огромные, что их за величину называют морями. Например, таким является Каспийское море. Каспийское море-озеро по площади и объему воды является величайшим на Земле внутренним бессточным соленым озером. Почему же все-таки Каспий называют морем? Это связано с тем, что озеро имеет многие черты, присущие морям: громадную массу воды, приливы, высокие волны, когда бушует шторм. Но соленость воды сравнительно небольшая (почти в три раза меньше солености Мирового океана). В море впадает около 130 рек, и главной является Волга. Каспийское море всегда славилось ценными породами рыбы, здесь ведется нефтяной промысел.

2

Байкал – необыкновенное явление на нашей планете, одно из величайших, красивейших озер. Это самое глубокое, самое большое по объему чистейшей пресной воды, самое неповторимое по уникальности животного мира озеро. Байкал – одно из древнейших озер мира: ему около 25 миллионов лет. Более трехсот рек и речек впадает в Байкал, а вытекает одна река – Ангара. Прозрачность воды в озере достигает более 40 метров. Самая пресная вода на свете получается при таянии ледников. В такой «ледяной» воде растворённых солей содержится всего 20-40 мг на литр (в литре обычной воды – до 100 мг). Столь малая солёность делает воду лечебной. У Байкала очень бурный нрав: высота волн во время шторма достигает более четырех метров.

Только на Байкале наблюдается интереснейшее явление – Байкальский лоск, когда в тихую погоду на поверхности озера, гладкой и блестящей, как туго натянутый синий шелк, светло и празднично отражаются берега, прибрежные камни, горы, лес. По сравнению с другими водоемами в Байкале и на его берегах обитает самое большое число животных и растений. Причем очень многих из них можно встретить только здесь. Байкал хранит и самое большое число загадок, еще не разгаданных учеными. Например, почему его называют Байкал; как попала сюда нерпа – настоящее морское животное – и другие. Байкал величав, могуч, неповторим, ему нет цены. Вот почему наше государство придает огромное значение его охране.

3

Ладожское озеро – самое крупное в Европе. Из него вытекает короткая, но полноводная река – Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны фашистские войска окружили Ленинград. Жители города страдали от холода и болезней, голодали. Лишь зимой, когда замерзло Ладожское озеро, установилась «Дорога жизни». Караваны грузовиков с продуктами и медикаментами прорывались в осажденный Ленинград, а на обратном пути вывозили раненых и больных, детей. Город выстоял в этой войне – и во многом благодаря ладожской «Дороге жизни» и гражданскому подвигу народа.







- Каспийское море - это озеро или море?

Дети: Это озеро, так как оно ес­тественный, замкнутый в берегах во­доем. Оно не связано с океаном.


- А что еще интересного и нового вы узнали об озерах из энциклопе­дии?

Дети: Озера бывают соленые и пресные.

- Давайте вернемся к списку, Каспийское море «лишнее» в нем или мы ошиблись?

Дети: Лишнее, оно тоже озеро, но только соленое.


Работа с учебником (с.137).

- Прочитайте самостоятельно первый аб­зац, отметьте уже известные для вас факты и новые сведения.


- Что вы узнали из первого абзаца?

Дети: Озеро - это природный во­доем, который заполняет впадину суши и не связан с морем.

- Озера образовались на Земле по-разному.


- Как именно? Давайте запишем на доске. Как это удобнее сделать?

Дети: Надо составить схему.

Фронтальная работа: составление схемы с опорой на ответы детей.

ОЗЕРО

- Какие из озёр можно отнести к каждой из групп?

- Что вы можете сказать об этих озерах?


Работа с картой: дети по желанию показывают, где расположены Ладожское озеро, Чудское озеро, Онежское озеро, Иль­мень озеро, Байкал, рассказывают то, что им известно об этих озерах. В схему подписывают найденные наз­вания северных озер: Ладожское озе­ро, Чудское озеро, Ильмень озеро, Онежское озеро.



Презентация «Байкальская звезда»



Байкальская нерпа – это символ Байкала, один из самых красивых его обитателей! Кажется, будто это изумительное симпатичное животное содержит в себе загадку, напоминающую о хрупкости прекрасного мира, в котором мы живём.

Нерпа – это единственный в мире тюлень, который живёт в пресной воде. Конечно, это всё интересно, но как понять, как такой зверёк завёлся в Байкале, ведь озеро не имеет ничего общего ни с какими океанами и морями?

Одни учёные предполагают, что нерпа проникла из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Другие учёные не исключают возможности её проникновения по Лене, в которую был сток из Байкала. Однозначного ответа пока нет.

Нерпа - это большое животное. Средний вес нерпы в Байкале около 50 кг, максимальный вес самцов – 150 кг, длина – 1,8 м. Самки по размерам меньше – 1,6 м и до 110 кг. А живёт нерпа 56 лет для самок и 52 года для самцов.

Нерпа может развивать максимальную скорость до 25 км/ч. В поисках пищи это удивительное животное ныряет на глубину до 200 метров и остаётся под водой до 25 минут. По наблюдениям, нерпа в воде спит, так как находится в обездвиженном состоянии довольно долго, вероятно, до тех пор, пока хватает кислорода в крови. Основная пища нерпы - рыбы. Суточный рацион нерпы составляет от 3 до 5 кг рыбы. За год взрослая нерпа съедает до 1 тонны рыбы.

Потомство приносит в возрасте 4 – 7 лет. За жизнь самка может принести, до двух десятков детёнышей.

Большая часть нерпят появляется в середине марта. Они рождаются на льду, в снежном логове.

Обычно нерпа рождает одного, редко двух детенышей. Вес новорожденного до 4 кг. Детеныши имеют мех белого цвета – это их охранительная окраска. Она позволяет им в первые недели жизни, пока они питаются молоком матери, оставаться почти незаметными на снегу. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют.

Нерпёнка-детеныша называют хубунком. Впервые перелинявшего зверя называют куматканом.

Зимует нерпа на льду в логовищах под снегом. Когда озеро сковано льдом, нерпа может дышать только через отдушины-продухи.

В Байкале нерпа в основном любит « отдыхать» на Ушканьих островах – это одно из чудес Байкала.

Охотиться на нерпу обычно начинают весной, когда с поверхности начинает сходить снег. Местные жители побережий Байкала мясо и особенно жир нерпы считают целебными.

Байкал без нерпы – не Байкал!



- Есть в России еще одно очень известное северное озеро, о котором мы с вами пока не упомяну­ли. Прочитайте о нем в учебнике (2-3-й абзац). Давайте найдём его на карте.

Дети: Это озеро Селигер.

Показывает на карте один из уче­ников.


- Почему древние люди охотно селились по берегам озера Селигер?

Дети: Потому что берега озера покрыты лесами.

- Здесь водится много птиц, зве­рей, есть грибы, ягоды, а в озере - и рыба.


- Раньше это было совер­шенно необходимо, чтобы выжить, а в наше время почему люди строят дома на берегу озера?

Дети: На озере хорошо отды­хать, ловить рыбу для своего удо­вольствия, загорать, дышать свежим воздухом.


- А вот как описал свой отдых на озере один мальчик. Я вам прочитаю отрывок из его сочинения: «Это лето мы провели на даче. Папа выкопал за огородом большое озе­ро. Я часто в нем купался». Что вы можете сказать?

Дети: Но ведь озеро выкопать нельзя, так как это естественный во­доем.

- У папы получился пруд, а не озеро.


- В озерах живет много различных растений. Их разнообразие объясняется различиями в климате, высотой расположения озер над уровнем моря, неоднородностью почвы.

Стоячая вода способствует образованию ила на дне, а он является хорошей почвой для растений. В свою очередь, многие представители животного мира используют растения для строительства жилья и питания.

Растения приносят пользу не только животным, но и самому озеру, выделяя большое количество кислорода.

Берега озер не похожи на речные. Стоячая вода способствует образованию вокруг озера заболоченных участков. Поэтому вокруг озер встречается много болотной растительности. Растущие по берегам озер ольха и ива являются частью растительного мира озер.


- Велик и разнообразен мир водоемов. Живые организмы объединены друг с другом и с неживой природой множеством связей. Когда вы купались, то, наверное, наступали на скользкие камни, покрытые зеленым налетом? Это водоросли. Водоросли и водные цветковые растения – элодея, роголистник, кувшинка и кубышка – жители наших водоемов. Они берут питание из воды, грунта и ила на дне водоема. Водные растения, разрастаясь, образуют зеленую массу, которая обогащает кислородом воду, а сама становится пищей для всевозможных животных.



- Жизнь в озере бьет ключом. Растительноядные моллюски, рыба, насекомые питаются растениями, а сами являются пищей для других обитателей водоема, в том числе, птиц и плотоядных животных.

Посмотрите, озеро местами покрыто зеленым ковром, это самый крошечный цветок – ряска. Листьев у нее нет. Она состоит из пластинки и корешка, погруженного в воду. Ряску любят домашние птицы, а в высушенном виде – и домашние животные.


Животные пресных водоемов – презентация (викторина)

 Кто живет в воде, а плавать не умеет? (Водолюб.)

 Кто шагает «вверх» ногами? (Прудовик.)

 Он прячется под корягами в своем домике, является кормом для водяных животных, у рыбаков служит наживкой для рыб. (Ручейник.)

 Кто считается хвостатым родственником лягушки? (Тритон.)

 Кто без головы живет? (Беззубка.)

 Прыгает зверушка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка.)

 Сам легче перышка, имеет длинные проворные ноги. Бегает по воде, как на коньках, как бы меряя воду. (Водомерка.)

 Этот водяной клоп плавает необычно: спиной вниз, брюшком вверх, то есть в перевернутом положении. Форма его тела напоминает лодку с хорошо обтекаемыми гладкими боками. (Гладыш.)

 Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры.)

– Подумайте, какие признаки указывают на то, что выдра – обитатель водоемов.

Выдра очень осторожна: днем отсиживается в земляной норе на берегу, а ночью охотится. У зверька длинный сильный хвост, приплюснутая головка. При нырянии ноздри и уши у выдры плотно прикрываются специальными клапанами. Обтекаемое упругое тело животного покрыто теплым и красивым коричневато-бурым мехом, который высоко ценится. Питается зверек рыбой.

– По присутствию какого животного определяется чистота водоема? (Лягушка, уж, рак.)

– Сравните по внешнему виду жабу и лягушку. (Дети рассматривают иллюстрации или слайды и находят следующие различия: у жабы кожа бугристая, а у лягушки гладкая.)

– А теперь сравните ужа и гадюку. (У ужа желтые пятна по бокам головы, а у гадюки на спине черная зигзагообразная полоса.)

-Многие люди считают этих животных некрасивыми, но это не так: все они по-своему красивы.


- Главную роль играет температурный фактор. Температура воды в озере не постоянна. Она меняется в зависимости от сезона. Зимой она держится примерно на уровне +4 °С. Летом же верхний слой воды прогревается, в то время как нижний остается по-прежнему холодным. В иле на дне озера живет огромное количество личинок, насекомых, ракообразных и червей. Количество живых существ зависит от количества кислорода в воде.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Цапля весело гуляла,


Всех лягушек разогнала,

(Ходьба с подниманием колен.)

(Прыжок.)

Покачалась, покачалась,


Тину с лапок обобрала.


Шейкой длинной повертела,

Всю округу осмотрела,

К солнцу сладко Потянулась, потянулась,

Вся встряхнулась

И, укрывшись в камышах,

Затаилась, вот так!

(Покачивание вправо – влево.)

(Наклоны к ноге левой, правой.)

(Повороты головой.)


(Потягивания.)


(Наклон, руки вниз.)


(Сесть за парты.)



- А теперь обратите вни­мание на конверты, которые лежат у вас на партах. Рассмотрите их со­держимое. Какое задание вы може­те предложить?

В конверте рисунок озера, картин­ки с изображением карпа, жука пла­вунца, стрекозы, лягушки, щуки, сельди, кузнечика, креветки, шмеля, клевера, водорос­лей, рогоза, кубышки, лютика едкого и лютика водяного (названия живот­ных и растений подписаны).

Дети: Можно приклеить эти кар­тинки и «заселить» воды и берега озера.

- Можно дорисовать растения и животных.


- Молодцы! Приступайте к работе.

Работа в группах. Учащиеся соби­рают модель лесного озера (проект)

Взаимопроверка. Группы учащих­ся меняются местами и проверяют выполненное задание другой группы.

В этом задании лишними оказывают­ся картинки с изображениями сельди и креветки.


- Что вы можете сказать о работе своих товарищей?

Дети: Мы согласны с вариантом этой группы.

  • Ребята справились с работой, но мы считаем, что ее можно допол­нить (называют, чем).

  • Работа, которую мы проверяем, выполнена хорошо. Но, нам кажет­ся, здесь есть лишние картинки (на­зывают, объясняют).


- Вернитесь на свои мес­та.

- Какие связи можно ус­тановить, используя ваши знания об озере? Что можно, покажите стрел­ками на модели.

Работа в группах: находят взаи­мосвязи. Вот некоторые из них: карп питается водорослями; водоросли обеспечивают кислород, необходи­мый карпу; рогоз растет только по берегам водоема.


- Какой вывод можно сделать?

Дети: Озеро - природное сооб­щество.


- Докажите.

Учитель обращается к схеме на доске.

Признаки природного сообщества:

  • естественная среда обитания;

  • определенные климатические и географические условия;

  • особые связи между объекта­ми живой и неживой природы;

  • взаимосвязи живых организ­мов.

Учитель по ходу дока­зательства ставит плюсы в схеме. (Заметим: некото­рые пункты останутся без плюсов)

- Недостаю­щие доказательства да­вайте найдем на страни­цах учебника.


Работа с текстом учеб­ника, стр. 138 - 140.

Учитель добавляет плюсы на схе­ме.


- Что еще вы заметили, читая статью в учебнике?

Дети: В статье учебни­ка встретились названия растений и животных, ко­торых нет в нашей модели.

- Мы можем дополнить эту мо­дель!

Дети, работая в группах, дополня­ют свои работы, подписывая назва­ния животных и растений, отмечая стрелками взаимосвязи.

- Дополните свои модели и поместите их на доску.

Учащиеся дополняют свои работы и вешают их на доске.


- С моделями наших озер мы продолжим работу на следую­щем уроке.

- А что бы вы могли рас­сказать своим родителям дома об озере?


Дети: Озеро — это водоем, не связанный с океаном или с морем.

  • Каспийское море на самом деле озеро.

  • Озеро — это природное сооб­щество.

  • В России много разных озер, и самое большое в мире — Байкал.

  • В озерах обитает много разных животных: насекомые, рыбы, млеко­питающие. В озерах много растений.

- Озера бывают соленые и прес­ные.

  • А еще озера — это запасы прес­ной воды.


Составление «Синквейна»


- Вода всегда притягивает к себе людей. Кому же не хочется выкупаться в жаркий летний день! Однако есть на воде и своя опасность.

Составление памятки «Правила поведения на воде» (работа в группах) с.141 - 142

Не купайтесь без сопровождения взрослых.

Купайтесь только в специально отведённых местах.

Не плавайте на надувных матрацах, досках и т.д.

Не плавайте на самодельных плотах.

Не подавайте ложных сигналов тревоги: "Тону!", "Спасите!"

Не бросайте в воду стекло, железные банки и другие предметы, опасные для купающихся.

Не умеете плавать, не заходите на глубину.

Помните: "Не зная броду, не лезьте в воду". Осо­бенно это относится к нырянию.

Обязательно научитесь плавать!



- Молодцы, ребята! На следующем уроке мы продолжим изучать озеро как природное сооб­щество. А сейчас ответьте на вопрос, который я вам задала в начале урока: как вы думаете, во всех озе­рах планеты одинаковая флора и фауна? (Дети высказывают разные мнения)


- На следующем уроке нам предстоит точно ответить на этот вопрос, сравнив два озера — озеро Байкал, которое как вы знаете, на­ходится в России, и озеро Виктория, расположенное в Африке. А матери­ал для аргументов вам предстоит найти дома.

V. Домашнее задание

Класс распределен на две группы - одни готовят сведения о Байкале,
другие — о Виктории. Индивидуаль­ные задания выглядят так:

1. Географическое положение озера Байкал

  1. Климатические условия озера Байкал.

  2. Растительный мир побережья озера Байкал

  3. Подводный растительный мир озера Байкал

  4. Животные, обитающие на по­бережье озера Байкал

  5. Животные, обитающие в воде озера Байкал

  6. Охрана озера

1. Географическое положение озера Виктория

2. Климатические условия озера Виктория.

3. Растительный мир побережья озера Виктория

4. Подводный растительный мир озера Виктория

5. Животные, обитающие на по­бережье озера Виктория

6. Животные, обитающие в воде озера Виктория

7. Охрана озера


Каждый ребенок готовит материал по одному из четырнадцати пунктов. Та­ким образом, 2 человека готовятся по одному и тому же вопросу, что при проверке домашнего задания даст возможность аргументировано возражать или дополнять ответы од­ноклассников.

VI. Итог урока

- Наш с вами урок подо­шел к концу. Оцените свою работу на уроке.

VII. Оценивание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Природное сообщество озеро

Автор: Сорокина Оксана Владимировна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Природное сообщество пойм. Сообщества водоёмов. Урок по ФГОС для 6 класса. География. "
    ["seo_title"] => string(95) "prirodnoie-soobshchiestvo-poim-soobshchiestva-vodoiomov-urok-po-fgos-dlia-6-klassa-gieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "115260"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411913453"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Тесты по окружающему миру по теме " Природные сообщества" "
    ["seo_title"] => string(68) "tiesty-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-prirodnyie-soobshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "113398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1410095717"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему "Луг - природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lugh-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "153242"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420985397"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Учебный фильм "Озеро Байкал" "
    ["seo_title"] => string(29) "uchiebnyi-fil-m-oziero-baikal"
    ["file_id"] => string(6) "119308"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413382678"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация на тему: Природное сообщество. Озеро."
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia_na_tiemu_prirodnoie_soobshchiestvo_oziero"
    ["file_id"] => string(6) "356217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478516306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства