kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Природа и человек".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Естествознание, 5 класс

Тема:                           «Грибы»

Тип урока:                     комбинированный

Задачи:

1) Образовательные:

2) Воспитательные:

3) Развивающие:      

Методы и методические приёмы:

1) Расширить знания учащихся о многообразии  грибов.

2) Познакомить учащихся с характерными особенностями строения грибов.

1) Продолжить формирование естественно-научного

 мировоззрения учащихся

2)  Воспитывать интерес к предмету

1) Стимулировать познавательную активность, умение

быстро  и четко формулировать свои мысли.

2) Формирование комплекса общеучебных

познавательных умений: логически мыслить,

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.

Словесные (эвристическая беседа, рассказ)

Наглядные (работа с картами звездного неба)

Сравнение и обобщение

Самостоятельная работа с учебником

План урока:

1) Организационный момент.

2) Актуализация опорных знаний.

3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация

 учебной деятельности.

4) Восприятие и осознание нового материала

5) Закрепление пройденного материала

6) Комментирование Д/З

7) Подведение итогов урока.  Комментирование

оценок.

I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам:

1) Какие культурные растения имеют наибольшее значение в рационе питания че­ловека?

2) Какие растения возделываются в нашем регионе?

3) Что растет у вас в саду или на даче? Приходилось ли вам что-либо сеять?

4) Кто такой селекционер?

5) В поле выросла Под жерновом была Из печки на стол  Караваем пришла. (пшеница)

6) Из земли вырастаю Весь мир одеваю. (лён)

7) У закутанных девиц Волос ветер шевелит. (кукуруза)
9) Я красуюсь в поле чистом. Дунул лёгкий ветерок - И остался стебелёк. (одуванчик)

Среди листьев изумрудных И небольших ярко-жёлтых цветов Спряталось много зелёных

И продолговатых плодов. Они блестящие и колючие, Они хрустящие и пахучие. _____   Огурец

10) Эта культура в южных широтах растёт. С длинным стеблём, жёлтым цветом цветёт. Плод зелёный, по весу тяжёлый.

Полосатый, гладкий, хвостатый. Сладкий, но не шоколад, Круглый, но не виноград.   ______     Арбуз

11) В Японии, Индии, Китае –  Он главный хлебный злак. За обедом без него Там не обойтись никак.

Зёрна спелые, словно жемчуг, белые, Ровные, продолговатые,  Питательными веществами богатые.    _______ Рис     

12) Культура молодая Листочки завивает. Станет, словно шар, кругла, Велика, как голова.   ____  Капуста

13) Приведите примеры культурных растений, растущих в огороде, в саду, на поле, на бахче.

В огороде: картофель, морковь, помидоры, салат (овощные культуры)

В саду: слива, малина, груша (плодово-ягодные культуры)

На поле: кукуруза, пшеница, подсолнух, гречиха (зерновые, масличные культуры)

На бахче: арбуз, дыня, тыква (бахчевые культуры).    

II. Изучение нового материала:

Особую группу живых организмов составляют грибы. Их очень долго относили к растениям. Но теперь их выделяют в отдельное царство.

  • Они похожи на растения, но у них нет настоящих листьев, стеблей и корней.

  • Они никогда не цветут.

  • Грибы не содержат зеленого пигмента хлорофилла, поэтому не создают питательных веществ и не нуждаются в освещенности.

  • Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими вещества­ми. При этом они как бы врастают в свою пищу и всасывают ее всей поверх­ностью тела. Поселяются грибы на растительных и животных остатках, на живых организмах, на продуктах питания, даже на металлических и рези­новых изделиях.

    Большую группу составляют шляпочные грибы. Это те грибы, которые вы хорошо знаете: белые, подберезовики, маслята, подосиновики, рыжики, груз­ди и др. Их с удовольствием употребляют в пищу как животные, так и человек. Многие любят жарить свежесобранные грибы. Но в основном их сушат, солят, маринуют, консервируют, т. е. заготавливают впрок. Впрочем, в слу­чае с грибами люди научились этому именно у животных, прежде всего - у белок. Это они делают запасы на зиму, развешивая грибы на сучках.

    Зап. в тетр.: Шляпочные грибы состоят из грибницы (она находится в земле) и плодо­вого тела - шляпки и ножки. Отсюда и их название шляпочные. Грибы нельзя вырывать с комом земли, чтобы не нарушать целостности лесной под­стилки. Их надо срезать ножом, не повреждая грибницы. И тогда на этом ме­сте вырастут новые грибы. Мелкие грибы вы найдете здесь уже через 1-2 дня.

    Ядовитые грибы вызывают отравления. Наиболее опасны бледная и белая по­ганки, красный и пантерный мухоморы.

    Зап. в тетр.: связь двух организмов, приносящих друг другу пользу, называ­ется симбиозом.

    Грибы часто образуют симбиотическое сожительство с деревьями. На­пример, красный мухомор растет обычно в березовых лесах. Он оплетает корни березы и снабжает ее питательными веществами, которые она не может усвоить самостоятель­но. Сам мухомор получает от дерева сахара. Они помогают друг другу существовать. А вот березовый трутовик может погубить дерево. Он питается за счет него, ничего не давая взамен.

    Особую группу составляют плесневые грибы и дрожжи. Они очень малень­кие, и потому рассмотреть их можно только под микроскопом. Эти грибы широко используют для получения лекарств, витаминов, кисломолочных продуктов, сыров, при выпечке мучных изделий. Из винограда нельзя было бы приготовить вино, если бы на кожице ягод не жили дрожжи, сбраживающие сок. Но эти же грибы наносят большой ущерб народному хозяй­ству. Развиваются на продуктах питания, строительных материалах и из­делиях и приводят к их порче.

    Грибы играют важную роль в разложении остатков растений и животных, в образовании перегноя. В лесу грибы излагают опавшую листву, ветви до минеральных веществ, усваиваемых растениями.

    В лиственных лесах опавшая осенью ли­ста успевает разложиться уже к следующей весне. Этому способствуют многие жители лесной подстилки (жуки, мокрицы, личинки, улитки, многоножки и др). Важную роль играют также грибы и бактерии. В хвойных лесах почва обычно покрыта толстым слоем жестких иголок. Ведь большинство животных не едят их, потому что не могут перевариать. Однако грибы разлагают иголки, возвращая в почву минеральные соединения. Растения снова усваивают эти соединения и хорошо растут. Так грибы участвуют в круговороте веществ.

    III. Закрепление:

    1) Чем отличаются грибы от растений?

    2) В чём сходство грибов и животных?

    3) Где живут грибы? Перечислите известные вам грибы.

    4) Каково строение гриба?

    5) Назовите основные правила сбора грибов.

6) Решить задачу:

Шла из леса тетя Зина,
Сто грибов несла в корзине.
Подошел Лисичкин Колька:
-Тетя Зина, белых сколько?
-Сыроежек много было,
Я считала, но забыла.
Белых меньше в десять раз.
Это помню как сейчас.
Есть тут парочка маслят
И десяточек опят…
- Ну а белых, белых сколько?
- Вот не помню, да и только!
Кто подскажет тете Зине,
Сколько беленьких в корзине? (Восемь).

7) Надо правильно воспользоваться ключом и прочитать зашифрованную в головоломках загадки.

1. У кого одна нога, да и то без сапога. (Гриб)

Д/З:   §

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Природа и человек". »

Естествознание, 5 класс

Тема: «Грибы»

Тип урока: комбинированный

Задачи:

1) Образовательные:





2) Воспитательные:




3) Развивающие:








Методы и методические приёмы:






1) Расширить знания учащихся о многообразии грибов.

2) Познакомить учащихся с характерными особенностями строения грибов.


1) Продолжить формирование естественно-научного

мировоззрения учащихся

2) Воспитывать интерес к предмету


1) Стимулировать познавательную активность, умение

быстро и четко формулировать свои мысли.

2) Формирование комплекса общеучебных

познавательных умений: логически мыслить,

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять главное.


Словесные (эвристическая беседа, рассказ)

Наглядные (работа с картами звездного неба)

Сравнение и обобщение

Самостоятельная работа с учебником


План урока:

1) Организационный момент.

2) Актуализация опорных знаний.

3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация

учебной деятельности.

4) Восприятие и осознание нового материала

5) Закрепление пройденного материала

6) Комментирование Д/З

7) Подведение итогов урока. Комментирование

оценок.


















I. Актуализация опорных знаний: устный опрос по вопросам:

1) Какие культурные растения имеют наибольшее значение в рационе питания че­ловека?

2) Какие растения возделываются в нашем регионе?

3) Что растет у вас в саду или на даче? Приходилось ли вам что-либо сеять?

4) Кто такой селекционер?

5) В поле выросла Под жерновом была Из печки на стол Караваем пришла. (пшеница)

6) Из земли вырастаю Весь мир одеваю. (лён)

7) У закутанных девиц Волос ветер шевелит. (кукуруза)
9) Я красуюсь в поле чистом. Дунул лёгкий ветерок - И остался стебелёк. (одуванчик)

Среди листьев изумрудных И небольших ярко-жёлтых цветов Спряталось много зелёных

И продолговатых плодов. Они блестящие и колючие, Они хрустящие и пахучие. _____ Огурец

10) Эта культура в южных широтах растёт. С длинным стеблём, жёлтым цветом цветёт. Плод зелёный, по весу тяжёлый.

Полосатый, гладкий, хвостатый. Сладкий, но не шоколад, Круглый, но не виноград. ______ Арбуз

11) В Японии, Индии, Китае – Он главный хлебный злак. За обедом без него Там не обойтись никак.

Зёрна спелые, словно жемчуг, белые, Ровные, продолговатые, Питательными веществами богатые. _______ Рис

12) Культура молодая Листочки завивает. Станет, словно шар, кругла, Велика, как голова. ____ Капуста

13) Приведите примеры культурных растений, растущих в огороде, в саду, на поле, на бахче.

В огороде: картофель, морковь, помидоры, салат (овощные культуры)

В саду: слива, малина, груша (плодово-ягодные культуры)

На поле: кукуруза, пшеница, подсолнух, гречиха (зерновые, масличные культуры)

На бахче: арбуз, дыня, тыква (бахчевые культуры).

II. Изучение нового материала:

Особую группу живых организмов составляют грибы. Их очень долго относили к растениям. Но теперь их выделяют в отдельное царство.

  • Они похожи на растения, но у них нет настоящих листьев, стеблей и корней.

  • Они никогда не цветут.

  • Грибы не содержат зеленого пигмента хлорофилла, поэтому не создают питательных веществ и не нуждаются в освещенности.

  • Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими вещества­ми. При этом они как бы врастают в свою пищу и всасывают ее всей поверх­ностью тела. Поселяются грибы на растительных и животных остатках, на живых организмах, на продуктах питания, даже на металлических и рези­новых изделиях.

Большую группу составляют шляпочные грибы. Это те грибы, которые вы хорошо знаете: белые, подберезовики, маслята, подосиновики, рыжики, груз­ди и др. Их с удовольствием употребляют в пищу как животные, так и человек. Многие любят жарить свежесобранные грибы. Но в основном их сушат, солят, маринуют, консервируют, т. е. заготавливают впрок. Впрочем, в слу­чае с грибами люди научились этому именно у животных, прежде всего - у белок. Это они делают запасы на зиму, развешивая грибы на сучках.

Зап. в тетр.: Шляпочные грибы состоят из грибницы (она находится в земле) и плодо­вого тела - шляпки и ножки. Отсюда и их название шляпочные. Грибы нельзя вырывать с комом земли, чтобы не нарушать целостности лесной под­стилки. Их надо срезать ножом, не повреждая грибницы. И тогда на этом ме­сте вырастут новые грибы. Мелкие грибы вы найдете здесь уже через 1-2 дня.

Ядовитые грибы вызывают отравления. Наиболее опасны бледная и белая по­ганки, красный и пантерный мухоморы.

Зап. в тетр.: связь двух организмов, приносящих друг другу пользу, называ­ется симбиозом.

Грибы часто образуют симбиотическое сожительство с деревьями. На­пример, красный мухомор растет обычно в березовых лесах. Он оплетает корни березы и снабжает ее питательными веществами, которые она не может усвоить самостоятель­но. Сам мухомор получает от дерева сахара. Они помогают друг другу существовать. А вот березовый трутовик может погубить дерево. Он питается за счет него, ничего не давая взамен.

Особую группу составляют плесневые грибы и дрожжи. Они очень малень­кие, и потому рассмотреть их можно только под микроскопом. Эти грибы широко используют для получения лекарств, витаминов, кисломолочных продуктов, сыров, при выпечке мучных изделий. Из винограда нельзя было бы приготовить вино, если бы на кожице ягод не жили дрожжи, сбраживающие сок. Но эти же грибы наносят большой ущерб народному хозяй­ству. Развиваются на продуктах питания, строительных материалах и из­делиях и приводят к их порче.

Грибы играют важную роль в разложении остатков растений и животных, в образовании перегноя. В лесу грибы излагают опавшую листву, ветви до минеральных веществ, усваиваемых растениями.

В лиственных лесах опавшая осенью ли­ста успевает разложиться уже к следующей весне. Этому способствуют многие жители лесной подстилки (жуки, мокрицы, личинки, улитки, многоножки и др). Важную роль играют также грибы и бактерии. В хвойных лесах почва обычно покрыта толстым слоем жестких иголок. Ведь большинство животных не едят их, потому что не могут перевариать. Однако грибы разлагают иголки, возвращая в почву минеральные соединения. Растения снова усваивают эти соединения и хорошо растут. Так грибы участвуют в круговороте веществ.

III. Закрепление:

1) Чем отличаются грибы от растений?

2) В чём сходство грибов и животных?

3) Где живут грибы? Перечислите известные вам грибы.

4) Каково строение гриба?

5) Назовите основные правила сбора грибов.

6) Решить задачу:

Шла из леса тетя Зина,
Сто грибов несла в корзине.
Подошел Лисичкин Колька:
-Тетя Зина, белых сколько?
-Сыроежек много было,
Я считала, но забыла.
Белых меньше в десять раз.
Это помню как сейчас.
Есть тут парочка маслят
И десяточек опят…
- Ну а белых, белых сколько?
- Вот не помню, да и только!
Кто подскажет тете Зине,
Сколько беленьких в корзине? (Восемь).

7) Надо правильно воспользоваться ключом и прочитать зашифрованную в головоломках загадки.

1. У кого одна нога, да и то без сапога. (Гриб)


Д/З: §



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Природа и человек".

Автор: Усенова Татьяна Викторовна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по окружающему миру по теме  "Береги природу, человек!""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumirupotiemiebierieghipriroduchieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "283542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453834540"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок физики в 6 классе на тему "Природа. Человек преобразует природу." "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-fiziki-v-6-klassie-na-tiemu-priroda-chieloviek-prieobrazuiet-prirodu"
    ["file_id"] => string(6) "206772"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430250116"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока на тему " Береги природу,человек!""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_na_tiemu_bierieghi_prirodu_chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "461701"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520955694"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса " Экология. Природа, человек, культура" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "kaliendarno_tiematichieskoie_planirovaniie_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_kursa_ek"
    ["file_id"] => string(6) "373706"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482795379"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Биологическая и социальная природа человека."
    ["seo_title"] => string(52) "biologhichieskaia_i_sotsial_naia_priroda_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "462608"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521486492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства