kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биологическая и социальная природа человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучащиюхся с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук и науки о человеке, структуре на­уки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о биологическая и социальная природа человека царствах живой природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биологическая и социальная природа человека.»

Дата ____/_____/_______ Класс___________

Урок №2

Тема: Место человека в живой природе. Биологическая и социальная природа человека.

Цель урока: Познакомить обучащиюхся с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук и науки о человеке, структуре на­уки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о биологическая и социальная природа человека царствах живой природы.

-образовательная: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы».

-развивающая: формировать умения: работы с учеб­ником; совершать мыслительные операции и оформлять их резуль­таты в устной и письменной форме.

-воспитательная: принятие ценностей природы и человека, формирование отношений к культуре как главная адаптация человека, как главному фактору регулирующему отношение в обществе и между человеком и природой.



Ход урока

  • Орг. момент

Приветствие учеников, проверка готовности их к уроку.

Проверка дом. задания

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Сообщение темы и целей урока.

  • Мотивация учебной деятельности

Многие миллионы лет продолжалась эволюция живой природы, преж­де чем стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей,а затем и в современное человечество.

  • Изучение нового материала

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

Основные группы доказательств  происхождения человека от животных:  

1.      Палеонтологические. (Палеонтоло́гия — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности)

2.      Эмбриологические.  (Эмбриология — это наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания.)            

            Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):

Царство: Животные

Подцарство: Многоклеточные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные, или Черепные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Приматы

Семейство: Гоминиды

Род: Человек

Вид: Человек разумный

Таково наше положение в системе органического мира.



О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Томас Генри Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.

Сходство человека с животными (запись в тетрадях).

(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)

1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;

2. Наличие наружного уха;

3. Наличие плаценты

4. Наличиедиарагмы;

5. Состав крови;

6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)

7. Наличие ногтей на пальцах;                                                     

8. Общие болезни и паразиты.

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.

  • мелкие волоски на теле

  • копчик

  • аппендикс

  • мелкие мышечные волокна в коже

  • бугорок на ушной раковине

  • третье веко

  • зубы мудрости

Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.

  • хвост

  • густой волосяной покров

  • дополнительные соски

  • шейная фистула (остатки жаберной щели)

  • когти на пальцах



(запись в тетрадях).

Антропогенез- это процесс возникновения и формирования человека в ходе эволюции.

Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.

Биологические факторы:

  • наследственную изменчивость

  • естественный отбор.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

Социальныефакторы антропогенеза:

  • труд,

  • общественный образ жизни,

  • развитое сознание

  • речь.


Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство)

Заполнить таблицу « Характеристика этапов антропогенеза» пар.2,3 (самостоятельно)

Этапы антропогенезов

Представители

Характерные черты

Предки человекообразные обезьян



Человекообразные обезьяны



Древнейшие люди



Древние люди



Первые современные люди




Все люди на Земле принадлежат к одному виду Homo sapiens. Однако опредёленные группы людей на протяжение тысячелетий жили в разных географических и климатических условиях и адаптировались к ним. По этому в под виде Homo sapiens в разных регионах Земли образовались расы.

Раса- группа людей, исторически сложившаяся в определенных географических условиях и отличающаяся определенными морфо-физиологическими признаками.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица « Основные признаки рас»

Раса

Физические признаки расы





  • Закрепление знаний, умений, навыков.

1. Какие основные свойства отличают человека от животных?

2. Что позволило человеку создать искусственную, социальную среду?

3. Как в человеке проявляется его биологическая и социальная природа?

4.Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функциони­ровании организма человека?

  • Итог урока

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Дом. Задание

­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Биологическая и социальная природа человека.

Автор: Михайлова Ольга Леонидовна

Дата: 19.03.2018

Номер свидетельства: 462608

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок – семинар по теме «Человек: его прошлое, настоящее и будущее."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_sieminar_po_tiemie_chieloviek_iegho_proshloie_nastoiashchieie_i_budushchiei"
    ["file_id"] => string(6) "371030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482086536"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Эволюция человека""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_evoliutsiia_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "383120"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242455"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Образовательная программа экологического направления "Лицом к природе""
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-ekologhichieskogho-napravlieniia-litsom-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "251368"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447236924"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект практической работы по биологии 11 класс «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека». "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-praktichieskoi-raboty-po-biologhii-11-klass-analiz-i-otsienka-razlichnykh-ghipotiez-proiskhozhdieniia-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "166179"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422910943"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Презентация на тему "Психология компьютерных игр" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-na-tiemu-psikhologhiia-komp-iutiernykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "208868"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430928011"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства