Познакомить обучащиюхся с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук и науки о человеке, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о биологическая и социальная природа человека царствах живой природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Биологическая и социальная природа человека.»
Дата ____/_____/_______ Класс___________
Урок №2
Тема: Место человека в живой природе. Биологическая и социальная природа человека.
Цельурока: Познакомить обучащиюхся с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук и науки о человеке, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о биологическая и социальная природа человека царствах живой природы.
-образовательная: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы».
-развивающая: формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
-воспитательная: принятие ценностей природы и человека, формирование отношений к культуре как главная адаптация человека, как главному фактору регулирующему отношение в обществе и между человеком и природой.
Ход урока
Орг. момент
Приветствие учеников, проверка готовности их к уроку.
Многие миллионы лет продолжалась эволюция живой природы, прежде чем стада высших приматов превратились сначала в племена древних людей,а затем и в современное человечество.
Изучение нового материала
В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.
Основные группы доказательств происхождения человека от животных:
1. Палеонтологические. (Палеонтоло́гия — наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности)
2. Эмбриологические. (Эмбриология — это наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания.)
Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):
Царство: Животные
Подцарство: Многоклеточные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные, или Черепные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Приматы
Семейство: Гоминиды
Род: Человек
Вид: Человек разумный
Таково наше положение в системе органического мира.
О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Томас Генри Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.
Сходство человека с животными (запись в тетрадях).
(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)
1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;
2. Наличие наружного уха;
3. Наличие плаценты
4. Наличиедиарагмы;
5. Состав крови;
6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)
7. Наличие ногтей на пальцах;
8. Общие болезни и паразиты.
Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.
мелкие волоски на теле
копчик
аппендикс
мелкие мышечные волокна в коже
бугорок на ушной раковине
третье веко
зубы мудрости
Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.
хвост
густой волосяной покров
дополнительные соски
шейная фистула (остатки жаберной щели)
когти на пальцах
(запись в тетрадях).
Антропогенез- это процесс возникновения и формирования человека в ходе эволюции.
Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.
Биологические факторы:
наследственную изменчивость
естественный отбор.
У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).
Социальныефакторы антропогенеза:
труд,
общественный образ жизни,
развитое сознание
речь.
Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство)
Все люди на Земле принадлежат к одному виду Homo sapiens. Однако опредёленные группы людей на протяжение тысячелетий жили в разных географических и климатических условиях и адаптировались к ним. По этому в под виде Homo sapiens в разных регионах Земли образовались расы.
Раса- группа людей, исторически сложившаяся в определенных географических условиях и отличающаяся определенными морфо-физиологическими признаками.