Урок № 1.
Природа. Человек преобразует природу.
Цели урока: 1. Обучающие : формирование у учащихся:
а) способности вычленять главное в том или ином вопросе;
б) умения пользоваться имеющимися знаниями.
2. Развивающие: привлечь внимание детей к проблеме взаимоотношений человека и природы, дать возможность оценить свою деятельность во благо родины и природы.
3. Воспитывающие :  воспитывать бережное, “человечное” отношение к окружающему миру.
Метод обучения – проблемный.
Тип урока – урок получения новых знаний
 Ход урока
	- Организационный момент:  учебник (обложка, закладка), тетрадь,  ручки, линейка; подписать тетрадь; поведение в кабинете.
- Изложение нового материала.
Вступительное слово учителя: наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения.
Возле речки в тумане
 Чуть звенят тополя…
 Может, ими и манит
 Человека земля?
 Иль березкой кудрявой,
 Не скупой на слова?
 Или явором?
 Явор – всем лесам голова!
 Иль плясуньей-калинкой,
 Что сережкой трясет?
 Или первой былинкой,
 Пробивающей лед?
 Что ж, Земля привлекает
 Или этим, иль тем.
 В суть вопроса вникая,
 Я так думаю – всем!
 И рябины кустами,
 И лужком заливным,
 И грибными дождями,
 И дождем не грибным.
 Первой звонкой капелью
 И росой на листах,
 Соловьиною трелью
 В соловьиных кустах.
 И родными местами,
 Где ты жил, где ты был,
 И цветами, цветами –
 Чуть о них не забыл!.
 Манят волею реки
 И раздольем поля…
 Не обманет вовеки
 Человека земля!
Я не случайно начала урок именно со стихотворения. Мне бы хотелось, чтобы вы попробовали сами сформулировать тему нашего урока.
Да, мы все живем на Земле! И наш долг – быть заботливыми, рачительными хозяевами нашей прекрасной планеты. Человек и природа – тема древняя и всегда новая.
Природа. Человек, преобразующий природу – тема нашего сегодняшнего урока.
Мы будем говорить о природе вообще и о взаимоотношениях человека и природы в частности.
Оргмомент – дети записывают в тетради число, тему урока и эпиграф:
Слайды1-2
Прости, Земля, мы ведь еще растем.
 Своих детей прости за все, за все!
 Поверь, Земля, люди найдут пути
 Спасти тебя, себя спасти…
Звучит песня “Как прекрасен этот мир”, на ее фоне –  показываю  красоту окружающей нас природы - (Приложение – 1, 24 слайда)
Это материальный мир или природа. О природе написано много книг, ей посвящают свои произведения поэты и музыканты, художники и учёные. Слайды 3-4
Что же такое природа?
Слайд 5  Дети записывают в тетради: природа - это весь мир, который нас окружает, всё, что мы видим и слышим.
Слайд 6.  Это Солнце и звёзды, бескрайние поля и леса, моря и горы, растения и животные. Человек сам является частью природы, он неразрывно связан с ней и зависит от неё.
В природе  имеется множество разных тел: очень больших и очень маленьких.
Приведите примеры очень больших тел, существующих в природе.
Приведите примеры очень маленьких тел, существующих в природе.
А какие ещё бывают тела?   - живые и неживые. Приведите примеры.
Как называют живые тела?  - организмы.
Слайд 7 запись в тетрадь.
В природе всё постоянно изменяется: после дня наступает ночь, весной на деревьях набухают почки, которые потом раскрываются, выпуская зелёные листья, а осенью листья желтеют и быстро облетают, течёт вода в реке, после дождя на небе появляется радуга…
Слайд 8 – 13. запись в тетрадь ( что такое явления природы).
Сайды 9- 18.    восход Солнца, гроза - прекрасное, но в то же время пугающее явление, дождь – чудо созданное самой природой, солнечное затмение – одно из самых редких явлений, извержение вулкана – это не просто природное явление а страшная  беда.
Слайды 14 -   перелёт птиц связан с изменением погодных  условий; а знаете ли вы, что листопад связан с тем, что листьям не хватает света, ведь осенью день становится намного короче; а вот прорастание семян связано не только с увеличением светового дня, но и с потеплением.
Мир, в котором мы живём, велик и многообразен. В нём всё взаимосвязано. Порой нас поражают явления грандиозных масштабов, однако не меньше тайн скрыто в простой полевой ромашке, капле росы и маленькой белой снежинке.
Слайд 19. Человек -  неотъемлемая часть природы. Множество неразгаданных тайн скрыто в нас самих. Однако в отличие от других живых организмов человек способен познавать законы природы.
Множество вопросов мы задаём себе каждый день. Ответить на них нам помогают знания, накопленные человечеством.
Очень давно, когда люди знали о природе не слишком много, один человек (естествоиспытатель) изучал самые разные явления и объяснял их своим ученикам.
Потом знаний о природе стало  так много, что один человек уже не смог справиться с изучением всего окружающего. Теперь каждый учёный изучает узкий круг  явлений. Так возникли науки о природе – ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. Слайд 20 и запись в тетрадь.
Слайд 21 и запись в тетрадь.
Я надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, не просто останется в вашей памяти, но заставит каждого из вас задуматься о своих взаимоотношениях с природой. Слайд 22. Пусть эти слова французского писателя А. де Сент-Экзюпери станут для вас основой жизни. А я от вашего имени и от себя лично хочу попросить у природы, у всей планеты Земля прощения за наше, иногда бездушное, к ней отношение. (Читается эпиграф к уроку)
Звучит песня “Прости, Земля”. Слайд 23
Слайд 24 
Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. А еще прошу оценить сегодняшний урок. У каждого из вас есть цветок и колючка. Если урок заставил вас о чем-то задуматься, по-другому посмотреть на свои взаимоотношения с природой, поднимите цветок. Если же вы остались равнодушны к тому, о чем шла сегодня речь, поднимите колючку.
Хочется верить, что мы – не последнее поколение, живущее на Земле. Мы должны сделать все для того, чтобы и наши потомки могли сказать:
Все в тающей дымке:
 Холмы, перелески.
 Здесь краски не ярки
 И звуки не резки.
 Здесь медленны реки,
 Туманны озера,
 И все ускользает
 От беглого взора.
 Здесь мало увидеть,
 Здесь нужно всмотреться,
 Чтоб ясной любовью
 Наполнилось сердце.
 Здесь мало услышать,
 Здесь вслушаться нужно,
 Чтоб в душу созвучья
 Нахлынули дружно.
 Чтоб вдруг отразили
 Прозрачные воды
 Всю прелесть застенчивой
 Русской природы.
Слайд 25.
III.Домашнее задание:  выучить запись в тетради, приготовить рассказ об одном из явлений природы.
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «6 класс Урок 1 Природа. Человек преобразует природу»
                            
            
                                                             
 
  Урок физики в 6 классе
  Агаева Светлана Алиевна, учитель физики МБОУ СОШ №108
  г. Моздок РСО-Алания
  
 
 Урок № 1.
 Природа. Человек преобразует природу.
 Цели урока: 1. Обучающие : формирование у учащихся:
 а) способности вычленять главное в том или ином вопросе;
 б) умения пользоваться имеющимися знаниями.
 2. Развивающие: привлечь внимание детей к проблеме взаимоотношений человека и природы, дать возможность оценить свою деятельность во благо родины и природы.
 3. Воспитывающие : воспитывать бережное, “человечное” отношение к окружающему миру. 
 Метод обучения – проблемный.
 Тип урока – урок получения новых знаний
  Ход урока
  - Организационный момент: учебник (обложка, закладка), тетрадь, ручки, линейка; подписать тетрадь; поведение в кабинете. 
- Изложение нового материала. 
Вступительное слово учителя: наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения.
 Возле речки в тумане
  Чуть звенят тополя…
  Может, ими и манит  
  Человека земля?
  Иль березкой кудрявой,  
  Не скупой на слова?
  Или явором?
  Явор – всем лесам голова!
  Иль плясуньей-калинкой,
  Что сережкой трясет?
  Или первой былинкой,
  Пробивающей лед?
  Что ж, Земля привлекает
  Или этим, иль тем.
  В суть вопроса вникая,
  Я так думаю – всем!
  И рябины кустами,
  И лужком заливным,
  И грибными дождями,
  И дождем не грибным.
  Первой звонкой капелью
  И росой на листах,
  Соловьиною трелью
  В соловьиных кустах.
  И родными местами,
  Где ты жил, где ты был,
  И цветами, цветами –
  Чуть о них не забыл!..
  Манят волею реки
  И раздольем поля…
  Не обманет вовеки
  Человека земля!
 Я не случайно начала урок именно со стихотворения. Мне бы хотелось, чтобы вы попробовали сами сформулировать тему нашего урока.
 Да, мы все живем на Земле! И наш долг – быть заботливыми, рачительными хозяевами нашей прекрасной планеты. Человек и природа – тема древняя и всегда новая. 
 Природа. Человек, преобразующий природу – тема нашего сегодняшнего урока.
 Мы будем говорить о природе вообще и о взаимоотношениях человека и природы в частности.
 Оргмомент – дети записывают в тетради число, тему урока и эпиграф:
 Слайды1-2
 Прости, Земля, мы ведь еще растем.
  Своих детей прости за все, за все!
  Поверь, Земля, люди найдут пути
  Спасти тебя, себя спасти…
 
 
 Звучит песня “Как прекрасен этот мир”, на ее фоне – показываю красоту окружающей нас природы - (Приложение – 1, 24 слайда)
 Это материальный мир или природа. О природе написано много книг, ей посвящают свои произведения поэты и музыканты, художники и учёные. Слайды 3-4
 Что же такое природа? 
 Слайд 5 Дети записывают в тетради: природа - это весь мир, который нас окружает, всё, что мы видим и слышим.
 Слайд 6. Это Солнце и звёзды, бескрайние поля и леса, моря и горы, растения и животные. Человек сам является частью природы, он неразрывно связан с ней и зависит от неё.
 В природе имеется множество разных тел: очень больших и очень маленьких.
 Приведите примеры очень больших тел, существующих в природе.
 Приведите примеры очень маленьких тел, существующих в природе.
 А какие ещё бывают тела? - живые и неживые. Приведите примеры.
 Как называют живые тела? - организмы.
 Слайд 7 запись в тетрадь.
 В природе всё постоянно изменяется: после дня наступает ночь, весной на деревьях набухают почки, которые потом раскрываются, выпуская зелёные листья, а осенью листья желтеют и быстро облетают, течёт вода в реке, после дождя на небе появляется радуга…
 Слайд 8 – 13. запись в тетрадь ( что такое явления природы).
 Сайды 9- 18. восход Солнца, гроза - прекрасное , но в то же время пугающее явление, дождь – чудо созданное самой природой, солнечное затмение – одно из самых редких явлений, извержение вулкана – это не просто природное явление а страшная беда.
 Слайды 14 - перелёт птиц связан с изменением погодных условий; а знаете ли вы, что листопад связан с тем, что листьям не хватает света, ведь осенью день становится намного короче; а вот прорастание семян связано не только с увеличением светового дня, но и с потеплением.
 Мир, в котором мы живём, велик и многообразен. В нём всё взаимосвязано. Порой нас поражают явления грандиозных масштабов, однако не меньше тайн скрыто в простой полевой ромашке, капле росы и маленькой белой снежинке.
 Слайд 19. Человек - неотъемлемая часть природы. Множество неразгаданных тайн скрыто в нас самих. Однако в отличие от других живых организмов человек способен познавать законы природы.
 Множество вопросов мы задаём себе каждый день. Ответить на них нам помогают знания, накопленные человечеством.
 Очень давно, когда люди знали о природе не слишком много, один человек (естествоиспытатель) изучал самые разные явления и объяснял их своим ученикам.
 Потом знаний о природе стало так много, что один человек уже не смог справиться с изучением всего окружающего. Теперь каждый учёный изучает узкий круг явлений. Так возникли науки о природе – ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. Слайд 20 и запись в тетрадь.
 Слайд 21 и запись в тетрадь.
 Я надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, не просто останется в вашей памяти, но заставит каждого из вас задуматься о своих взаимоотношениях с природой. Слайд 22. Пусть эти слова французского писателя А. де Сент-Экзюпери станут для вас основой жизни. А я от вашего имени и от себя лично хочу попросить у природы, у всей планеты Земля прощения за наше, иногда бездушное, к ней отношение. (Читается эпиграф к уроку)
 Звучит песня “Прости, Земля”. Слайд 23
 Слайд 24  
 
 
 Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. А еще прошу оценить сегодняшний урок. У каждого из вас есть цветок и колючка. Если урок заставил вас о чем-то задуматься, по-другому посмотреть на свои взаимоотношения с природой, поднимите цветок. Если же вы остались равнодушны к тому, о чем шла сегодня речь, поднимите колючку.
 Хочется верить, что мы – не последнее поколение, живущее на Земле. Мы должны сделать все для того, чтобы и наши потомки могли сказать:
 Все в тающей дымке:
  Холмы, перелески.
  Здесь краски не ярки
  И звуки не резки.
  Здесь медленны реки,
  Туманны озера,
  И все ускользает
  От беглого взора.
  Здесь мало увидеть,
  Здесь нужно всмотреться,
  Чтоб ясной любовью
  Наполнилось сердце.
  Здесь мало услышать,
  Здесь вслушаться нужно,
  Чтоб в душу созвучья
  Нахлынули дружно.
  Чтоб вдруг отразили
  Прозрачные воды
  Всю прелесть застенчивой
  Русской природы.
 
 
 Слайд 25.
 
 
  - Домашнее задание: выучить запись в тетради, приготовить рассказ об одном из явлений природы.