Урок № 1.
Природа. Человек преобразует природу.
Цели урока: 1. Обучающие : формирование у учащихся:
а) способности вычленять главное в том или ином вопросе;
б) умения пользоваться имеющимися знаниями.
2. Развивающие: привлечь внимание детей к проблеме взаимоотношений человека и природы, дать возможность оценить свою деятельность во благо родины и природы.
3. Воспитывающие : воспитывать бережное, “человечное” отношение к окружающему миру.
Метод обучения – проблемный.
Тип урока – урок получения новых знаний
Ход урока
- Организационный момент: учебник (обложка, закладка), тетрадь, ручки, линейка; подписать тетрадь; поведение в кабинете.
- Изложение нового материала.
Вступительное слово учителя: наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения.
Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя…
Может, ими и манит
Человека земля?
Иль березкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или явором?
Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей-калинкой,
Что сережкой трясет?
Или первой былинкой,
Пробивающей лед?
Что ж, Земля привлекает
Или этим, иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю – всем!
И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
Первой звонкой капелью
И росой на листах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами –
Чуть о них не забыл!.
Манят волею реки
И раздольем поля…
Не обманет вовеки
Человека земля!
Я не случайно начала урок именно со стихотворения. Мне бы хотелось, чтобы вы попробовали сами сформулировать тему нашего урока.
Да, мы все живем на Земле! И наш долг – быть заботливыми, рачительными хозяевами нашей прекрасной планеты. Человек и природа – тема древняя и всегда новая.
Природа. Человек, преобразующий природу – тема нашего сегодняшнего урока.
Мы будем говорить о природе вообще и о взаимоотношениях человека и природы в частности.
Оргмомент – дети записывают в тетради число, тему урока и эпиграф:
Слайды1-2
Прости, Земля, мы ведь еще растем.
Своих детей прости за все, за все!
Поверь, Земля, люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти…
Звучит песня “Как прекрасен этот мир”, на ее фоне – показываю красоту окружающей нас природы - (Приложение – 1, 24 слайда)
Это материальный мир или природа. О природе написано много книг, ей посвящают свои произведения поэты и музыканты, художники и учёные. Слайды 3-4
Что же такое природа?
Слайд 5 Дети записывают в тетради: природа - это весь мир, который нас окружает, всё, что мы видим и слышим.
Слайд 6. Это Солнце и звёзды, бескрайние поля и леса, моря и горы, растения и животные. Человек сам является частью природы, он неразрывно связан с ней и зависит от неё.
В природе имеется множество разных тел: очень больших и очень маленьких.
Приведите примеры очень больших тел, существующих в природе.
Приведите примеры очень маленьких тел, существующих в природе.
А какие ещё бывают тела? - живые и неживые. Приведите примеры.
Как называют живые тела? - организмы.
Слайд 7 запись в тетрадь.
В природе всё постоянно изменяется: после дня наступает ночь, весной на деревьях набухают почки, которые потом раскрываются, выпуская зелёные листья, а осенью листья желтеют и быстро облетают, течёт вода в реке, после дождя на небе появляется радуга…
Слайд 8 – 13. запись в тетрадь ( что такое явления природы).
Сайды 9- 18. восход Солнца, гроза - прекрасное, но в то же время пугающее явление, дождь – чудо созданное самой природой, солнечное затмение – одно из самых редких явлений, извержение вулкана – это не просто природное явление а страшная беда.
Слайды 14 - перелёт птиц связан с изменением погодных условий; а знаете ли вы, что листопад связан с тем, что листьям не хватает света, ведь осенью день становится намного короче; а вот прорастание семян связано не только с увеличением светового дня, но и с потеплением.
Мир, в котором мы живём, велик и многообразен. В нём всё взаимосвязано. Порой нас поражают явления грандиозных масштабов, однако не меньше тайн скрыто в простой полевой ромашке, капле росы и маленькой белой снежинке.
Слайд 19. Человек - неотъемлемая часть природы. Множество неразгаданных тайн скрыто в нас самих. Однако в отличие от других живых организмов человек способен познавать законы природы.
Множество вопросов мы задаём себе каждый день. Ответить на них нам помогают знания, накопленные человечеством.
Очень давно, когда люди знали о природе не слишком много, один человек (естествоиспытатель) изучал самые разные явления и объяснял их своим ученикам.
Потом знаний о природе стало так много, что один человек уже не смог справиться с изучением всего окружающего. Теперь каждый учёный изучает узкий круг явлений. Так возникли науки о природе – ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. Слайд 20 и запись в тетрадь.
Слайд 21 и запись в тетрадь.
Я надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, не просто останется в вашей памяти, но заставит каждого из вас задуматься о своих взаимоотношениях с природой. Слайд 22. Пусть эти слова французского писателя А. де Сент-Экзюпери станут для вас основой жизни. А я от вашего имени и от себя лично хочу попросить у природы, у всей планеты Земля прощения за наше, иногда бездушное, к ней отношение. (Читается эпиграф к уроку)
Звучит песня “Прости, Земля”. Слайд 23
Слайд 24
Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. А еще прошу оценить сегодняшний урок. У каждого из вас есть цветок и колючка. Если урок заставил вас о чем-то задуматься, по-другому посмотреть на свои взаимоотношения с природой, поднимите цветок. Если же вы остались равнодушны к тому, о чем шла сегодня речь, поднимите колючку.
Хочется верить, что мы – не последнее поколение, живущее на Земле. Мы должны сделать все для того, чтобы и наши потомки могли сказать:
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Слайд 25.
III.Домашнее задание: выучить запись в тетради, приготовить рассказ об одном из явлений природы.