Календарно-тематическое планирование внеурочного курса « Экология. Природа, человек, культура» для 7 класса ФГОС.
1 | | | Раздел 7. Наши древние корни-7ч. 1. Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Как работать с учебником. Организация проектно-исследовательской деятельности . Выбор темы учебного исследования. Диагностический тест на сформированность УУД | 1 | | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. | Развитие первоначальных представлений о разнообразии животного мира и виде, к которому принадлежат все люди Земли. | Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
Регулятивные:
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
Коммуникативные:
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
2 | | | 2.Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. | 1 | | Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый. | Познакомится с условиями необходимыми для жизни человека. | Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий;
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль; | Сформированность интеллектуальных умений. Развитие представлений о потребностях человека. |
3 | | | 3.Урок – семинар «Наша планета до появления человека». | | 1 | Урок обобщения и контроля знаний Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презентации) | Учить наблюдать, описывать и объяснять этапы происхождения Земли. | Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Сформированность интеллектуальных умений. Развитие представлений о планете Земля, целостности природы. |
4 | | | 4.Урок – исследование «Происхождение человека» | | 1 | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. | Познакомится с условиями необходимыми для жизни человека и этапами происхождения | Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий;
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль; | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. |
5 | | | 5.Наши древние предки – «дети природы» | 1 | | Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль. | Развитие первоначальных представлений о предках человека, особенностях происхождения. | Познавательные:
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
6 | | | 6.Урок – мастерская «Огонь, очаг, жилище» | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная, работа в парах, группах. Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний | Ознакомление в доступной форме с приспособлениями человека в окружающей его среде, раскрытие их значения для экологического познания. | Познавательные:
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
Регулятивные:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
Коммуникативные:
предлагать помощь и сотрудничество; | Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагировать на ситуацию негативного поведения человека в природе. |
7 | | | 7.Обобщающий урок по теме «Наши древние корни». Урок защита исследовательских проектов. | 0,5 | 0,5 | Урок обобщения и контроля знаний Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презентации) | Называть основные этапы эволюции человека. Описывать способы добывания огня и объяснять значение огня в эволюции человека. Обосновывать роль растений, животных и появление пирогенных ландшафтов. | Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу
Коммуникативные:
определять общую цель и пути ее достижения | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории. |
8 | | | Раздел 8. Природа и человек: у истоков культуры-5ч. 1. Урок – дискуссия «Хочешь выжить - думай» | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа, эвристическая беседа. | Называть главные особенности разумной деятельности человека. Приводить примеры, выделять особенности о предметах и явлениях. | Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
Регулятивные:
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
Коммуникативные:
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы. |
9 | | | 2. Урок-конференция «Почему человек заговорил?» | 1 | | Урок обобщения и контроля знаний Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам | Развитие первоначальных представлений о возникновении устной и письменной речи, наиболее распространенных языках. | Познавательные:
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
Регулятивные:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
Коммуникативные:
предлагать помощь и сотрудничество; | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории. |
10 | | | 3.Как человек получает информацию об окружающем мире | 0,5 | 0,5 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. | Анализировать и сравнивать особенности восприятия человеком окружающего мира. Выявить связь между человеком и окружающем миром. | Познавательные:
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы. |
11 | | | 4.Урок – семинар «Человек познает природу и самого себя». | 1 | | Индивидуальная работа, эвристическая беседа, работа по сообщениям учащихся. | Анализировать и сравнивать знания человека о природе. Выявить связь между человеком и природой. | Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории. |
12 | | | 5.Обобщающий урок по теме «Природа и человек: у истоков культуры» | 1 | | индивидуально-групповой урок; проблемно-поисковый. | Делать выводы о разумной деятельности человека. Определять как человек получает информацию об окружающем мире. Устанавливать взаимосвязь познания человеком природы и самого себя. | Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Регулятивные:
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;
Коммуникативные:
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Стимулирование к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения. |
13 | | | Раздел 9. Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов-5ч. 1.Единство человека и природы в представлениях древних людей | 1 | | Комбинированный Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма | Приводить примеры единства человека и природы в представлениях древних людей. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных. | Познавательные:
анализ, синтез, сравнение, сериация;
Регулятивные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Коммуникативные:
определять общую цель и пути ее достижения; | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы. |
14 | | | 2.Растения и животные – покровители рода | 1 | | Комбинированный Приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма | Развивать представления об эстетическом, этическом, культурно-историческом, ресурсном, познавательном значении живой природы. | Познавательные:
составлять план и последовательность действий;
Регулятивные:
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории. |
15 | | | 3.Урок – исследование «Природа и человек в верованиях древних славян» | 1 | | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Развитие первоначальных представлений о природе в верованиях древних славян. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природе. | Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с работой с приложениями. |
16 | | | 4.Человек и его отношение к природе в различных религиях народов России | 1 | | Комбинированный Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа | Устанавливать взаимосвязь человека с природой, его отношение к природе в различных религиях народов России. | Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
Регулятивные:
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
Коммуникативные:
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Приобщение к ценностям экологического познания, нормам науки как компонентам культуры. |
17 | | | 5.Обобщающий урок по теме «Взаимосвязь человека и природы в религиях различных народов». Защита исследовательских проэктов. | 0,5 | 0,5 | Урок обобщения и контроля знаний Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам | Называть основные религии как часть мировой культуры человечества. Описывать природу и человека в верованиях древних славян. Обосновывать роль растений, животных и единство человека и природы в представлениях древних людей. | Познавательные:
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории. |
18 | | | Раздел 10. Научные методы в экологии-5ч. 1.Философия об отношениях человека к природе | 1 | | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. | Выявлять философские особенности об отношениях человека к природе.
Устанавливать взаимосвязь между природой и человеком. | Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Регулятивные:
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
Коммуникативные:
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Стимулирование к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения. |
19 | | | 2.Урок-семинар Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы | 1 | | индивидуально-групповой урок; проблемно-поисковый | Приводить примеры о взаимосвязи природы и человека в различные эпохи, называть философов природы. | Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Бережное отношение к природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
20 | | | 3.Методы экологических исследований | 1 | | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. | Знать методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент.
Уметь пользоваться приборами, используемыми в экологических исследованиях. | Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Регулятивные:
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;
Коммуникативные:
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории. |
21 | | | 4.Урок-исследование «Моделирование в экологии» | 0,5 | 0,5 | Урок обобщения и контроля знаний Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам | Приводить примеры моделирования в экологии. | Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своего действия
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Приобщение к ценностям экологического познания, нормам науки как компонентам культуры. |
22 | | | 5.Обобщающий урок по теме «Научные методы в экологии». Защита исследовательских проектов. | 1 | | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. | Называть философов различных эпох, повествующих о взаимосвязи природы и человека. Описывать методы экологических исследований. Обосновывать роль наиболее общих законов развития природы, общества и познания. | Познавательные:
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории. |
23 | | | Раздел 11. Человек изменяет природу-3ч. 1.Человек и природа: противоречия нарастают | 1 | | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. | Охарактеризовать два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Выявить противоречия. | Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагировать на ситуацию негативного поведения человека в природе. |
24 | | | 2.Бездонна ли «кладовая природы»? | 1 | | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Выявить причину истощения запасов природных ресурсов и проблему их рационального использовании. | Познавательные:
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы. |
25 | | | 3.Урок – конференция. «Человек охраняет природу». | 1 | | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с сообщениями учащихся, приобретение знаний. | Приводить примеры охраны и восстановления природы в России, особо охраняемых природных территорий: заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы. | Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Регулятивные:
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
Коммуникативные:
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории. |
26 | | | Раздел12 . Отношение человека к природе в искусстве—10ч. 1. Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека | 1 | | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Выявить единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека и привести примеры перехода человека от наскальной живописи к современному искусству. | Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы. |
27 | | | 2.Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. | 1 | | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Называть выразительность природных форм и особенности эстетического восприятия. | Познавательные:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Регулятивные:
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;
Коммуникативные:
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории. |
28 | | | 3.Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. | 1 | | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Охарактеризовать природу и архитектуру. Выявить пользу, прочность и красоту трех принципов архитектуры. | Познавательные:
анализ, синтез, сравнение, сериация;
Регулятивные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Коммуникативные:
определять общую цель и пути ее достижения; | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы. |
29 | | | 4.Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. | 0,5 | 0,5 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Охарактеризовать единство истории и искусства. Выявить особенности связи природы с гербами городов России. | Познавательные:
составлять план и последовательность действий;
Регулятивные:
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; | Приобщение к ценностям экологического познания, нормам науки как компонентам культуры. |
30 | | | 5.Обобщающий урок по теме «Отношение человека к природе в искусстве». Защита исследовательских проектов. | 0,5 | 0,5 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с сообщениями учащихся, приобретение знаний. | Называть единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека. Описывать природу в языке символов. Обосновывать роль трех принципов архитектуры: польза, прочность, красота. | Познавательные:
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории. |
31 | | | 6. Что должен знать юный исследователь природы | 1 | | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Развитие экологических понятий, оздоровление учащихся, развитие у учащихся способности видеть многообразие природы и связи в окружающем мире, и соотносить свои поступки с законами и принципами природы, приобретение навыков составления и оформления простых и доступных коллекций. Оформлять результаты наблюдений. | Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Бережное отношение к природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
32 | | | 7 Лес в наших ощущениях | 1 | | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Оздоровление учащихся, развитие представлений о видовом разнообразии растений и животных, развитие понятий об особенностях дубравы, лиственного и хвойного леса, развитие представлений об естественных и искусственных экосистемах, воспитание любви к природе, воспитание интереса к урокам экологии, выяснение экологических связей между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни. Оформлять результаты наблюдений. | Познавательные:
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Бережное отношение к природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы |
33 | | | 8.Тренируем органы чувств | 1 | | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Называть и тренировать органы чувств. Устанавливать взаимосвязь органов чувств друг с другом. Приводить примеры. Наблюдать и описывать тренировку органов чувств. Оформлять результаты наблюдений. | Познавательные:
анализ, синтез, сравнение, сериация;
Регулятивные:
вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Коммуникативные:
определять общую цель и пути ее достижения; | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение органов чувств. |
34 | | | 9. Геометрия живой природы | 1 | | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Оздоровление учащихся, развитие представлений о видовом разнообразии растений и животных, воспитание любви к природе, воспитание интереса к урокам экологии. Оформлять результаты наблюдений. | Познавательные:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Регулятивные:
составлять план и последовательность действий
Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Бережное отношение к природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |
35 | | | 10. Лес и его обитатели | 1 | | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа | Знакомство с методами изучения экологических объектов в лесу, развитие представлений о сезонных изменениях в лесу: весенних явлениях в природе, воспитание бережного и доброго отношения к природе и друг к другу, воспитание самостоятельности, закрепление знаний норм и правил поведения в природе, развитие творческого воображения и творческих способностей, расширение мировоззрения учащихся, оздоровление учащихся. Оформлять результаты наблюдений. | Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу
Коммуникативные:
определять общую цель и пути ее достижения. | Бережное отношение к природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. |