Просмотр содержимого документа
«Практические работы по географии 9 класс»
Практические работы 9 класс
Практическая работа (урок №3)
Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран
Используя карту атласа стр. 10 нанести на контурную карту стр.6-7 соседние государства.
Практическая работа (урок №9)
Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев.
Используя карту атласа стр. 10 нанести на контурную карту стр.6-7 национально-территориальные образования и краев
Практическая работа (урок №10)Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации
Ход работы: используя данные таблицы рассчитайте плотность населения в различных ФО и сделайте вывод.
Ном.
Название округа
Площадь (км²)
Население (на 1 января 2015 года)[3]
плотность
1
Центральный федеральный округ
652 800
↗39 091 231
2
Южный федеральный округ
416 840
↗14 042 858
3
Северо-Западный федеральный округ
1 677 900
↗13 850 809
4
Дальневосточный федеральный округ
6 215 900
↘6 194 529
5
Сибирский федеральный округ
5 114 800
↗19 320 640
6
Уральский федеральный округ
1 788 900
↗12 306 147
7
Приволжский федеральный округ
1 038 000
↘29 668 736
8
Северо-Кавказский федеральный округ
172 360
↗9 717 500
9
Крымский федеральный округ[К 1]
27 161
↗2 327 309
Практическая работа (урок №15)Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».
Ход работы: используя учебник и карты народы и административную карту заполните таблицу.
народы
Федеральный округ
Практическая работа (урок №17) Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства
Цель: Научиться определять факторы размещения отраслей хозяйства
Ход работы : используя учебник составить схему факторов размещения предприятий
Практическая работа (урок №19)
.
Тема. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, сравнить два угольных бассейна и дать им краткую характеристику.
План сравнения
Географическое положение относительно потребителей.
Условия добычи.
Мощность пласта.
Калорийность угля.
Экологические проблемы.
Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.
***
На выбор сравнение двух нефтяных баз.
План сравнительной характеристики нефтяных баз
Географическое положение относительно потребителей.
Как разведаны бассейны.
Степень разработки бассейна.
Способ добычи.
Качество нефти.
Условия транспортировки.
Эколого-экономические проблемы и перспективы развития нефтяных баз.
Практическая работа (урок №21).
Тема. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.
Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы базы по картам, учебнику и статистическим показателям.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных металлургических баз страны, составить характеристику одной (по выбору учащегося) металлургической базы страны.
План сравнения
Географическое положение относительно потребителей.
Условия добычи.
Мощность пласта.
Качество руды
Экологические проблемы.
Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данной металлургической базы.
Практическая работа (урок №22)
Тема: "Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия"
Цели работы: 1. Проверить знания особенностей производства тяжелых и легких металлов, главных факторов размещения произ¬водства.
2. Учиться определять по картам главные факторы размещения производства на примере металлургии меди и алюминия.
Последовательность выполнения работы
1. Для работы необходимы экономические карты атласа
3. Определите основные районы металлургии меди и алюминия, указав экономический район и центры выплавки.
4. Сделайте вывод, какие факторы способствовали размещению данных производств.
5. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Основные
отрасли цветной
металлургии Главные центры Факторы, объясняющие
размещение
Металлургия
меди
меди Урал (Кировоград, Верхняя Пышма, Ревда, Кыштым, Карабаш,
Медногорск)
и т.д. Наличие медных руд
Металлургия
алюминия Северо-Западная и Северная Россия (Кандалакша, Надвоицы) Наличие алюминиевых руд, каскад ГЭС, дающих дешевую электроэнергию
........................и т.д.
Сделайте вывод: какие факторы являются главными в размеще¬нии металлургии меди и алюминия?
Практическая работа (урок №23)
Тема. Определение по картам закономерностей в размещении отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.
***
Задание учащимся.
Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.
Используя карту атласа, определить центры размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Группа отраслей машиностроения
Название отраслей
Крупные промышленные центры
Принципы размещения
Трудоемкое и наукоемкое
Металлоемкое
Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.
Оценивается правильность заполнения таблицы и оформление карты.
Практическая работа (урок №28)
Тема: "Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства"
Цели работы:
1. Определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод, от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.
2. Проверить и оценить умение анализировать экономические кар¬ты, делать на основе проведенного анализа обобщения и выводы.
Последовательность выполнения работы
Для работы необходимы экономические карты атласа на с. 35, 37, 39, 41, 44-45, 47, 51. На основе их анализа выделите ос¬новные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
Результаты работы оформите в виде таблицы.
Основные культуры и направления животноводства Основные районы производства
Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.
Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)
Изменение ЭГП района в течение времени.
Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.
Практическая работа проводится под руководством учителя в начале изучения регионального раздела курса.
Учащиеся выполняют задание: используя текст учебника, характеризующий экономику какого-либо района страны, составить план.
Практическая работа (урок №34)
Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственныхсвязей Центральной России.
Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.
***
Вариант 1
Задание учащимся.
Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.
Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?
Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.
Груз, ввозимый в Центральную Россию
Груз, вывозимый за пределы Центральной России
Общий вывод:
Вариант 2
Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.
Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.
Сделать краткие записи в тетради.
На контурной карте указать внешние экономические связи района:
синие стрелки – ввоз;
красные стрелки – вывоз.
Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.
Практическая работа (урок №35)
Тема: "Сравнительная характеристика хозяйства двух районов"(по выбору учителя)
Цели работы:
. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.
Последовательность выполнения работы
1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы),
сравните хозяйство двух районов по основным экономико-географическим показателям, выделив черты сходства и различия.
2. Объясните причины сходства и различия хозяйства сравниваемых районов.
3. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Показатели для сравнения
Сравниваемые районы
Черты
Причины,
определяющие сходство и
различие
Северо-Западного
Центрального районов
сходства
различия
1. Население и площадь
2. ЭГП и ПГП
3. Условия и ресурсы
4. Специализация промышленности
5. Специализация сельского хозяйства
6. Участие в разделении труда (внешние связи)
Практическая работа (урок №38)
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа
Ход работы
Работа творческая. Изучив дома возможности для отдыха и лечения на Северном Кавказе, составить буклет или компьютерную презентацию с представлением мест отдыха и лечения на Северном Кавказе.
Практическая работа (урок «59)
Тема: "Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов»
Цели работы:
. На примере сравнения хозяйства двух районов проверить и оценить умение проводить сравнительную характеристику: выделять черты сходства и различия, объяснять полученные результаты.
Последовательность выполнения работы
1. Используя различные источники географических знаний (учебник, карты атласа, дополнительные и справочные материалы),
сравните хозяйство двух районов по основным экономико-географическим показателям, выделив черты сходства и различия.
2. Объясните причины сходства и различия хозяйства сравниваемых районов.
3. Результаты работы оформите в виде таблицы.
Показатели для сравнения
Сравниваемые районы
Черты
Причины,
определяющие сходство и
различие
Западно-Сибирский
Восточно-Сибирский
сходства
различия
1. Население и площадь
2. ЭГП и ПГП
3. Условия и ресурсы
4. Специализация промышленности
5. Специализация сельского хозяйства
6. Участие в разделении труда (внешние связи)
Практическая работа (урок №65)
Тема. Внешнеэкономические связи.
Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между странами СНГ и дальнего зарубежья.
***
Задание учащимся.
Используя данные учебника, выполните следующие задания:
Нанесите на контурную карту разными цветами внешнеэкономических партнеров России среди стран СНГ и дальнего зарубежья.
Основными странами дальнего зарубежья, имеющими торговые отношения с Россией являются:
1 ________________________
2________________________
3________________________
4________________________
5________________________
С этими странами СНГ Россия не имеет внешнеэкономических связей_______________________________
Какие импортные товары чаще всего вы и ваши родители покупаете? Какая страна их производит.