Практические работы
по теме «Хозяйство экономических районов России», 9 класс
(Учебник: География России 9 кл.: /Под ред. А.И. Алексеева: Хозяйство и географические районы. - М.: Дрофа, 2010.- 288с.)
Практическая работа №1
Тема: Хозяйство Центрального района.
Цель: изучить особенности хозяйства Центрального экономического района с использованием атласа и учебника.
Оборудование: учебник, атлас, карточка-инструкция, тетрадь, контурная карта, цветные карандаши, ручки.
Инструкция: в тетради запишите тему, дату и цель практической работы. На контурной карте выполните задания с 1 по 7 пункты, в тетради письменно пункты 8,9. Задания в тетрадь не переписывать. На контурной карте укажите тему работы.
Ход работы
- Обвести границу Центрального экономического района (красным цветом).
- Подписать пограничные государства, экономические районы (черным цветом).
- Нанести месторождения бурого угля, фосфоритов.
- Нанести и подписать центры района (большими пунсонами): Москва, Ярославль, Рязань, Тула, Кострома, Владимир, Калуга, Смоленск, Брянск, Тверь, Орел.
- Пунсоны поделить на сектора и цветом показать, какие отрасли промышленности получили развитие в городах.
- Сельскохозяйственные районы нанести штриховкой.
- ОФОРМИТЬ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ.
- Используя текст учебника (параграф 21), ответьте на вопрос «Как развивалась экономика Центрального экономического района до Великой Отечественной войны?».
- Сделайте вывод об особенностях хозяйственного развития Центрального экономического района.
Практическая работа №2
Тема: Хозяйство Поволжья.
Цель: изучить отрасли специализации Поволжского экономического района, развитие хозяйства с использованием атласа.
Оборудование: контурная карта, атлас, тетрадь, цветные карандаши, ручки, карточка-инструкция.
Инструкция: в тетради запишите тему, дату и цель практической работы. На контурной карте выполните задания с 1 по 5 пункты, в тетради письменно пункты 6,7,8. Задания в тетрадь не переписывать. На контурной карте укажите тему работы.
Ход работы
- Обведите границу Поволжского экономического района (красным цветом).
- Нанесите отрасли специализации района (пунсонами, цветом):
- центры автомобилестроения (Набережные Челны, Тольятти, Ульяновск, Энгельс);
- центры авиационной промышленности (Ульяновск, Самара, Саратов, Казань);
- центры пищевой промышленности (Самара, Саратов, Волгоград);
- центр рыбной промышленности (Астрахань).
3. Нанесите с помощью условных знаков ТЭС, ГЭС, АЭС.
4. Нанесите сельскохозяйственные районы (цветом или штриховкой).
5. ОФОРМИТЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ.
6. Ответьте на вопрос: «Какие еще отрасли хозяйства получили развитие в экономическом районе?».
7. Составьте характеристику «Самарского промышленного узла» по плану:
1) Название промышленного узла.
2) Состав.
3) ЭГП.
4) Природно-ресурсная база.
5) Отрасли специализации и их центры.
6) Проблемы и перспективы развития.
8. Сделайте вывод об особенностях хозяйственного развития Центрального экономического района.
Практическая работа №3
Тема: Хозяйственное развитие Западной Сибири.
Цель: изучить особенности хозяйственного освоения и развития Западной Сибири.
Оборудование: контурная карта, атлас, цветные карандаши, ручки, тетрадь, учебник, карточка-инструкция.
Инструкция: в тетради запишите тему, дату и цель практической работы. На контурной карте выполните задания с 1 по 5 пункты, в тетради письменно пункт 6. Задание в тетрадь не переписывать. На контурной карте укажите тему работы.
Ход работы
- Обведите границу Западной Сибири (красным цветом).
- Нанесите пограничные государства, экономические районы (черным цветом), моря (синим цветом).
- Нанесите районы добычи нефти, газа, угля; центры нефтяной, газовой, угольной, металлургической промышленности, газопроводы, железную дорогу условными знаками:
Условные знаки
- нефть, газ, уголь
- центры нефтяной промышленности (Тобольск, Томск, Омск)
- центр газовой промышленности (Нижневартовск)
- центры металлургической промышленности (Новосибирск, Новокузнецк, Белово)
- центр угольной промышленности (Кузнецкий бассейн)
- газопровод
- железная дорога (Новый Уренгой – Тюмень – Омск – Новосибирск – Новокузнецк – Томск)
4. Нанесите штриховкой ТПК: Западно-Сибирский ТПК; Кузнецко-Алтайский ТПК.
5. ОФОРМИТЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ.
6. Сделайте вывод о хозяйственном освоении Западной Сибири.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Тема: ХОЗЯЙСТВО ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ.
Цель: изучить особенности развития хозяйства Восточной Сибири.
Оборудование: учебник «География России» 9 класс, тетрадь, атлас «Население и Хозяйство России» 9 класс, карточка-инструкция.
Инструкция: в тетради запишите тему, дату и цель практической работы. На контурной карте выполните задания с 2 по 7 пункты, в тетради письменно пункты 1, 8,9,10. Задания в тетрадь не переписывать. На контурной карте укажите тему работы.
Ход работы
- Используя текст учебника, параграф 53 выпишите основные отрасли специализации района.
- Обведите контур Восточной Сибири.
- Укажите соседние экономические районы.
- На контур условными знаками нанесите районы добычи угля, меди, золота, железных руд:
каменный уголь (Таймырский, Тунгусский, Иркутский бассейны)
бурый уголь (Канско-Ачинский бассейн)
медные руды (Удокан, г. Норильск)
железные руды (Ангаро-Илимское месторождение)
золото (Бодайбо)
5. На контур нанесите центры специализации района используя условные знаки:
центры цветной металлургии (Норильск, Красноярск)
центры лесной и деревообрабатывающей промышленности (Игарка, Лесосибирск)
центры целлюлозно-бумажной промышленности (Братск, Усть-Илимск, Байкальск)
центр оборонной промышленности (Иркутск, Улан-Удэ)
6. Условными знаками укажите районы распространения электростанций: ТЭС, ГЭС
7. Штриховкой укажите районы сельского хозяйства:
мясо-молочное скотоводство с посевами зерновых, мясо-шерстное животноводство, пригородный овоще-молочный
8. ОФОРМИТЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ В ТЕТРАДИ.
9. Дайте характеристику Норильскому ТПК по плану (используйте дополнительный материал):
- название ТПК;
- состав ТПК (города);
- природные ресурсы и энергия, используемая на территории;
- отрасли специализации;
- выпускаемая продукция;
- проблемы и перспективы развития.
10. Сделайте вывод о хозяйственном развитии Восточной Сибири.
Дополнительный материал
Город Норильск назван по реке Норилке, которая соединяет озера Пясино и Ламское. Норильск находится в 120 км от порта Дудинка, который принимает не только речные, но и морские суда. Норильск с Дудинкой соединяет железная дорога, которая является самой северной дорогой России. Геолог Николай Николаевич Урванцев открыл в этом районе месторождения никелевых и платеновых руд. Горно-обогатительный комбинат (ГОК) и город строили заключенные сталинских лагерей.
В районе Норильска обнаружены крупнейшие месторождения комплексных медно-никелево-кобальтовых руд, имеются крупнейшие в мире запасы платины. Здесь есть и золото, серебро, селен, теллур и другие ресурсы.
Ядро Норильского ТПК составляет самый северный в мире крупный горно-металлургический комбинат, состоящий из нескольких заводов и рудников. Рудники находятся у города Талнаха, угли – у города – Каеркан. К западу от Норильска разрабатываются месторождение газа (Мессояха). К городу проложен газопровод. На реке Хантайке построена ГЭС. Выпускаемая продукция – вспомогательное производство строительных материалов.
В районе Норильска живут ненцы – коренные жители Севера. Основное занятие их – оленеводство.
Норильск стоит на бетонных сваях, которые приподнимают здания над поверхностью. Это необходимо для сохранения вечно мерзлотных грунтов.
Часть своей продукции (концентраты платины и редких металлов отправляет Норильск по реке Енисею через порт Дудинка в Красноярск, где их переплавляют на металлургическом заводе).
Норильск снабжается всем необходимым для жизни людей летом по р. Енисею. Через порт Дудинку (порт не Северном морском пути) отправляются рудные концентраты и металл в Мончегорск, и Печенгу (Мурманской области), а также на экспорт.
Основная проблема ТПК – экологическая, так как цветная металлургия – «грязная» отрасль. В перспективе необходимо развитие транспортной сети, в том числе воздушного, подводного видов транспорта, развитие социальной инфраструктуры.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5
Тема: Хозяйство Дальнего Востока
Цель: самостоятельно изучить особенности хозяйства Дальнего Востока с использованием учебника, атласа и контурной карты.
ХОД РАБОТЫ
- Используя текст учебника, параграф 57, выполните следующие задания:
А) выпишите отрасли специализации экономического района;
Б) выпишите продукцию, которую район экспортирует;
В) какие виды транспорта играют основную роль в Дальневосточном экономическом районе?
Г) Перепишите текст, вставляя пропущенные слова.
По ЭГП Дальний Восток наиболее удален от ……, но это выход России к …… и быстро развивающемуся ……… Дальний Восток представлен в АТР лишь как …… Первое место в хозяйстве занимает ……, на втором месте - …… Лесозаготовка и целлюлозно-бумажная промышленности ориентированы на ……, особенно в … В Южно-Якутском бассейне уголь добывают …… и экспортируют в Японию. На развитие транспортной системы оказали влияние …… магистраль и близость к … Главные морские порты сосредоточены на юге – это …, …, …, …
(Вписанные слова подчеркнуть)
Д) Что такое «контейнерный мост»?
Е) Какие факторы повлияли на специфическое развитие хозяйства района?
2. Обведите границу Дальнего Востока (укажите пограничные территории и моря).
3. Используя атлас, на контурную карту условными знаками нанесите:
- угольные бассейны: каменный уголь (Южно-Якутский, Зырянский), бурый уголь (Приморский край, Амурская область) – стр. 10;
- нефти и газа (о. Сахалин, Охотское море) – стр. 11;
- месторождения оловянных руд, золота, железных руд, полиметаллических руд - стр. 12-13;
- центры черной металлургии (Комсомольск–на-Амуре, Дальнегорск) – стр. 12-13;
- центр химической промышленности (Хабаровск) – стр.14;
- центры целлюлозно-бумажной промышленности (Южно-Сахалиняк, Амурск) – стр. 15;
- центры деревообрабатывающей промышленности (Якутск, Усть-Камчатск, Ванино, Дальнереченск, Владивосток, Лесозаводск) – стр. 15;
- центры машиностроения (Уссурийск, Благовещенск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Находка) – стр.16;
- цветом районы оленеводства, молочное животноводство и свиноводство, молочно-мясное животноводство, пшеницы, риса, сои - стр. 18-19.
ОФОРМИТЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
4*. Ответьте на вопросы в учебнике на стр. 263 «вопросы и задания» №1, №2, №3.