Тетрадь для выполнения практических работ по географии для 5 класса
Тетрадь для выполнения практических работ по географии для 5 класса
Пояснительная записка.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний, которые будут использоваться в дальнейшем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Инструкция по технике безопасности----------------------------------------------------------3-4
Оценка качества выполненияпрактических работ.--------------------------------------4-5
3.1 Оценка умений работать с картой и другими источниками
географических знаний.
3.2 Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
3.3 Правила работы с контурной картой.
4.Распределение практических работ в содержании курса географии 5 класс-------5
5. Практические работы №1-10--------------------------------------------------------------------6-15
Пояснительная записка.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний, которые будут использоваться в дальнейшем.
Инструкция по технике безопасности при выполнении практических работ.
География. Введение в географию 5 класс.
Общие требования безопасности
Требования данной инструкции обязательны для всех учащиеся, выполняющих
практические работы в учебном кабинете и на местности.
Все используемые приборы и инструменты должны находиться в исправномсостоянии.
3. Практическая работа не должна превышать 45 минут.
Требования безопасности перед началом занятий
Приготовить необходимые инструменты, учебные принадлежности и оборудование.
Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении практической работы.
Получить учебное задание у учителя.
Самостоятельно не переносить и не трогать оборудование.
Оденьтесь соответственно погоде, если работа выполняется на местности.
При жаркой солнечной погоде необходим головной убор.
Требования безопасности во время занятий
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
Находиться только в месте, указанному учителем, в пределах школьной территории.
Выполнять только работу, определённую учебным заданием.
4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.
Соблюдать порядок и дисциплину..
6. Аккуратно вести записи измерений в блокнот.
Без разрешения учителя никуда не отлучаться.
При работе с раздаточным материалом ничего не пробовать на вкус.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно прекратить занятия, вернуться в учебный кабинет.
3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Проверьте присутствие всех своих товарищей, если работа выполнялась на местности.
2. Просмотрите свои записи в черновиках по результатам работы.
3. Проверьте безопасность рабочего места, аккуратно уберите образцы пород.
4. Вымойте лицо и руки с мылом.
О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
Оценка качества выполненияпрактических работ. Отметка "5"
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практическихработ теоретические знания, практические умения и навыки.Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка "4"
Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, географическими инструментами. Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки ученика.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний. Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы. Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов. Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте. Практические работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
2. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
3. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания,отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации.
4. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
5. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок, отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов.
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте, выделите главное.
2. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание.
3. Правильно подпишите географические объекты – названия материков, океанов, государств расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Распределение практических работ в содержании курса географии 5 класс.
Тема №1. Наука география.
Практические работы:
1.Составить схему наук о природе
2.Составить описание учебного кабинета географии
3.Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение
Практические работы:
1.Составить сравнительные характеристики разных способов изображения земной поверхности.
2.Определить стороны горизонта с помощью компаса.
Тема 3. История географических открытий
Практические работы:
1.Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
2.Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля
Практические работы:
1.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
2.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли.
Практические работы:
Организация фенологических наблюдений в природе.
Практическая работа № 1
Составление схемы наук о природе.
Цель работы: Научиться составлению простейших схем.
Источники информации: учебник географии за 5 класс; рабочая тетрадь; линейка; карандаш; цветные карандаши (по желанию).
Задание:
1. Прочитайте параграф 1 учебника географии.
2. Выясните, какие науки изучают природу.
3. Составьте схему.
4. Сделайте вывод.
Рекомендации по выполнению практической работы:
Внимательно прочитайте задание практической работы.
Составьте план работы по выполнению практической работы.
Определите перечень источников информации, необходимых для выполнения практической работы.
Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.
Цель работы: формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе. Научиться способам наблюдения за погодой в отдельно взятой местности. Делать выводы на основании полученных данных.
Источники информации: учебник географии, термометр наружный, флюгер, рабочая тетрадь.
Задание:
1.Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
2.Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.
3.В календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды за сентябрь месяц. Для этого необходимо 3 раза в день примерно в одно и то же время отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами воздуха.
Числа
1,09
2,09
3,09
4,09
5,09
……
29,09
30,09
31,09
Температура
7,30
14,00
20,00
Направление ветра
Облачность
Осадки
Условные знаки.
Температура воздуха: +15°С, -5°С
Облачность:
Осадки:
- ясно;
- дождь;
- переменная облачность;
- туман;
- пасмурно.
- снег.
Направление ветра:
- северный;
- северо-западный;
- южный;
- северо-восточный;
- западный;
- юго-западный;
- восточный
- юго-восточный.
Итоги наблюдений: в конце месяца подвести итоги наблюдений.
Самый теплый день _______________________________________________________
Самый холодный день _____________________________________________________
Дней с осадками __________________________________________________________
Виды осадков ____________________________________________________________
Вывод: какие изменения произошли в живой природе _______________________________________________________________________________
Сравнительная характеристика изображений земной поверхности
Цель работы: научиться составлять описание объекта, способам сравнения, находить черты сходства и различия. Делать выводы на основании полученных данных.
Источники информации: учебник географии за 5 класс; карты атласа, глобус.
Задание: Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности.
По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.
Цель работы: научиться определять направление сторон горизонта – основных и промежуточных, способам сравнения, находить черты сходства и различия.
Источники информации: учебник географии; карты атласа, компас.
Задание 1. На предложенной схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линиями синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта соответствующими цветами.
Задание 2. Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.
Сокращенные названия сторон горизонта
Полные названия сторон горизонта
ССВ
ССЗ
ЗЮЗ
ВЮВ
Задание 3. Рассмотрите изображения компасов, представленных на рисунке 18 учебника (стр.31). Определите черты их сходства и различий. По результатам работы заполните предложенную таблицу.
Туристический компас
Учебный компас
Геологический компас
Черты сходства
Черты отличия
Практическая работа № 6
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов
Цель работы:формирование навыков работы на контурной карте: обозначение маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Источники информации: учебник географии; карты атласа, карандаш; цветные карандаши.
Задание 1.Нанесите на контурную карту цифровые обозначения географических объектов.
№ п/п
Названия географических объектов
1
Атлантический океан
2
Остров Мадагаскар
3
Средиземное море
4
Индийский океан
5
Гибралтарский пролив
6
Красное море
Задание 2.Используя карту атласа стр.32-33, выпишите географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина. Объекты запишите в таблицу.
№ п/п
Виды географических объектов
Названия географических объектов
Практическая работа № 7
Имена русских путешественников на карте мира
Цель работы: формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
Источники информации: учебник географии §17-18; карты атласа стр.32-33
Задание 1.
На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
Результаты работы оформить в виде таблицы:
Имя путешественника
Годы жизни
Район исследования
Дата путешествия
Географический объект, названный в честь путешественника
Задание 2. Проследите по карте атласа стр.32-33 путь кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и назовите географические объекты, через которые они проходили
Вывод:каково значение русских путешественников в изучении Земли.
Задание 2. Обозначьте на контурной карте материки и океаны Земли.
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный
Практическая работа № 9
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка Евразия
Цель работы: формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.
Источники информации: учебник географии; карта атласа стр. 30-31, карандаш,контурная карта.
Задание 1. На контурные карты регионов Евразии нанесите государства, указанные цифрами. Занесите в таблицу названия и столицы обозначенных государств.
Задание 2.Перечертите таблицу в тетрадь. Укажите название части света, государства которые представлены на контурной карте
Алгоритм выполнения задания:
найдите на политической карте мира данное государство;
проведите границы государства на контурной карте (границы всех государств обозначаются линией одинаковой толщины и цвета);
нанесите фоновую окраску, обозначив территорию данного государства (цветовое решение выбирается из расчета несовпадения цветов у соседних государств);
подпишите название государства (название всех государств подписывают одинаковым шрифтом и цветом);
подпишите столицу государства (пунсон обозначается одинаковым цветом у всех столиц государств, названия всех столиц государств подписываются одинаковым шрифтом и цветом).
Название части света: __________________________________
№
Государство
Столица
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Практическая работа № 10
Организация фенологических наблюдений в природе
Цель работы: формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
Источники информации: учебник географии; карта атласа стр. 28-29, карандаш,линейка.
Задание 1. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта. Выпишите в таблицу объекты живой и неживой природы, заполнив предложенную таблицу.
Объекты живой природы
Объекты неживой природы
растения
насекомые
животные
воздух
вода
Земная поверхность
Ответь на вопросы.
Выпишите объекты, упомянутые в тексте, но не записанные в таблицу.
Почему им не нашлось места в таблице?
Задание 2. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта, распределите объекты природы, упомянутые в тексте, по соответствующим колонкам таблицы.
Литосфера
Атмосфера
Гидросфера
Биосфера
Вывод:как вы думаете, какая из известных оболочек Земли самая главная? Свой ответ обоснуйте.