kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая работа на тему: "Охрана природы и особо охраняемые территории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для 8 класса география практическая работа №14

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа на тему: "Охрана природы и особо охраняемые территории"»

ТЕМА: Охрана природы и особо охраняемые территории. Практическая работа №14 «Определение особо охраняемых природных территорий района своего проживания» - 8 класс


Цели:

  1. Образовательные – познакомить с особо охраняемыми территориями на территории России и мерами по охране природы, умение анализировать, обобщать и делать выводы;

  2. Развивающие – развитие устной монологической речи, внимания, памяти; развитие познавательного интереса;

  3. Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, повышение географической культуры учащихся, воспитание умения слушать.

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта, интернет - ресурсы

Ход урока:

Орг. момент

У всех людей одна планета,

И ветрам нет на ней границ.

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь природу надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы безумно сыплем яды,

И дом свой травим, не скупясь.

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя!

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся, ребята.

Что волнует автора стихотворения? Как вы понимаете выражение: лес теряет свою силу?

(ответы учащихся.)

Учитель: Уничтожение продолжается. Цели разные: кто-то хочет получить большие деньги, кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-то вырывает с корнем цветок, убивая палкой лягушку, развлекается таким образом. И когда слышишь: «Человек-царь природы!» То спрашиваешь: «А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, аромата цветов - человек?» Все это щедро дарит нам природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного доброго отношения к себе. И это, действительно, так! Охрана окружающей среды - одна из важнейших проблем человечества!

Новый материал.

Вступительное слово учителя. Природа для человека и «храм» и «мастерская», а человек- высшая форма проявления природного бытия и вместе с тем великий работник и преобразователь природы. Главное противоречие взаимодействия человека с природой состоит в том, что, используя природу как мастерскую, он разрушает этот храм – место своего обитания.

В процессе хозяйственной деятельности человек очень сильно изменяет естественный растительный и животный мир.

Давайте подумаем, как человек использует природу? Что берет человек из природы для своих нужд? Прямое влияние Косвенное влияние

1.Вырубка лесов

2.Распашка почв

3.Охота

4.Рыбалка

5.Собирательство и т д

На Земле каждый день вымирает один вид животных. Скоро только в зоопарках останутся гориллы, бенгальские тигры… За столетие исчезли с лица Земли 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Так поэт В. Берестов выразил свое беспокойство за животный и растительный мир Земли.

Мы живем в эпоху глобальной экологической катастрофа, поэтому сегодня на уроке подумаем над проблемой, как сохранить наш общий великий храм природы во всей его красоте, как найти пути сохранения всех проявлений жизни на Земле.

Особое место в системе мер по охране природы должно отводиться созданию и развитию сети особо охраняемых природных территорий – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над землей, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое… значение.

Какие особо охраняемые природные территории вы знаете? 

Заповедники

Заказники

Природные парки

Памятники природы

Резерваты

Национальные парки

Ботанические сады

Санаторно- курортные зоны.

Заповедники – особо охраняемые территории, исключенные из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных.

В заповедниках разрешается находиться только людям, ведущим исследовательскую работу.

 История заповедного дела в СССР началась с 1919 года, когда Н.Н. Подьяпольский делегат яркий энтузиаст охраны природы, приехал в Москву по вопросу организации в дельте Волги Астраханского заповедника. Заповедность в этих местах была необходима для охраны водоплавающих птиц, нерестилищ ценных промысловых рыб и редких, реликтовых растений. Цитирую: » 16 января 1919 года Владимир Ильич высказал одобрение относительно проекта устройства заповедников. Сказал, что дело охраны природы имеет огромное и срочное значение. Так, в начале 1919 года, на заре Советской власти, начал свое существование первый советский заповедник – Астраханский. А 1960 году в связи с 50- летним юбилеем заповеднику было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.»

Заказники - охраняемые объекты с менее строгим режимом. В них разрешаются те виды хозяйственной деятельности, которые не наносят вреда охраняемым объектам.

Оказывается заказники как и заповедники могут быть комплексными и специальными, фаунистическими, флористическими, гидрологическими, геологическими.

Я только могу добавить, что создаются заказники решением местных органов власти. Чаще встречаются охотничьи заказники. В них запрещается в течение нескольких лет или отдельные сезоны охота на определенные виды животных до восстановления их численности. Заказники организуются для охраны мест нереста рыб, скоплений птиц во время линьки, сезонных миграций. В последние годы практикуются создание учебных заказников, как базы для прохождения полевых практик студентов биологических и географических специальностей, а также широко пропагандируются создание школьных учебных заказников, они имеют большое значение для воспитания учащихся и обучение их природоохранительным и трудовым навыкам.

Чем же отличаются заказники от заповедников?

(примерные ответы учащихся)

 Национальные парки - это особая форма природоохранительных территорий. Площадь национальных парков может достигать значительных размеров. В них постоянно должно проводиться природоохранная работа, но допускается посещение туристов.

Примером национального парка является Лосиный остров в Подмосковье. Часть его территории заходит за приделы города Москвы. В национальных парках выделяют запретные зоны с особо охраняемым режимом и реакреационные зоны, где реакреационная деятельность отдыхающих строго регламентируется

В нашей стране национальные парки созданы по аналогии зарубежных, границы национальных парков обычно проходят по естественным рубежам: рекам, горным хребтам, ущельям и т.д. Площадь национального парка позволяет обитать на его территории большим стадам крупных животных. Вся территория национального парка разделена на зоны: заповедную, демонстрационную, хозяйственно - бытовую. Осмотр достопримечательностей парка проводится только с дорог, троп, смотровых площадок. Национальные парки обеспечивают сохранение уникальных ландшафтов, редких и ценных животных и растений, служит прекрасным местом отдыха и туризма, полностью окупают расходы на их содержание и приносят значительный доход. Сейчас в стране создано 29 национальных парков.)

Хочу дополнить, что согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР. О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов от 1 декабря 1978 года было разработано положение о Национальных парках. Национальные парки должны соответствовать международным критериям принятым в1969 году: площадь не менее 1000 га, соответствующее зонирование территории, наличие ценных природных объектов, относительная сохранность природы, прекращение эксплуатации природных ресурсов, возможность посещения населением на определенных условиях, подчиненность центральному государственному органу. Основная задача Национальных парков – организация рекреации при максимально возможном сохранении ландшафтов.

Памятники природы – уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном отношении, взятые под охрану. Памятниками природы могут быть водопады, гейзеры, пещеры, геологические обнажения, рощи реликтовых деревьев и даже отдельные деревья, имеющие историческую или эстетическую ценность.

Кроме этого, специально охраняются леса в верховьях и поймах рек, полезащитные лесополосы, леса курортных районов, зеленые зоны вокруг городов и поселков. Эти районы изъяты из промышленной эксплуатации. В каждом регионе, в каждой области есть свои памятники природы.

Закрепление

Практическая работа №14 «Определение особо охраняемых природных территорий района своего проживания»

Заказник имеет биологический профиль и образован с целью сохранения лесных, луговых и сельскохозяйственных угодий, имеющих большое значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия и воспроизводства ценных видов охотничьих животных на западе Брянской области; сохранения участков пойменных и широколиственных лесов, лесных культур хвойных пород с участием граба; сохранения мест произрастания 8 редких видов растений, внесенных в Красную книгу Брянской области (граб обыкновенный, гнездовка обыкновенная, дремлик широколистный, любка двулистная, пальчатокоренник Фукса, страусник обыкновенный, лук медвежий, ветреница дубравная); сохранения мест обитания 1 редкого вида животных, внесенного в Красные книги Российской Федерации и Брянской области (средний дятел); мест обитания 7 редких видов животных, внесенных в Красную книгу Брянской области (осоед, воробьиный сыч, бурый медведь, барсук обыкновенный, выдра, соня лесная, соня-полчок).

Перечень основных объектов охраны: 

Экосистемы, сообщества, объекты:

  • лесные, болотные, луговые и иные места обитания редких и ценных видов животных и растений;

  • участки широколиственных лесов и лесных культур хвойных пород с участием граба;

  • лесные долины малых рек.

Редкие виды растений

Редкие виды животных

Учитель: Наверное, проблемы охраны природы не решаются только созданием охраняемых территорий. На первый план в настоящее время выходит задача обеспечения охраны природы в процессе ее использования путем организации природопользования.

Нужно не просто любить природу

А сберечь ее для себя и наших потомков.

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живем.

Ты только посмотри вокруг: тут речка, там зеленый луг.

Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса останутся лишь в книжки.

Лишних слов больше не надо. Главное, чтобы все уяснили для себя: зачем мы сегодня об этом говорили и запомнили природоохраняемые территории нашей страны.

Какие мероприятия можно проводить в целях охраны природы? (слушают ответы учащихся) Создание «Красной книги»

Соблюдение правил сбора лекарственных растений.

Соблюдение правил охоты и рыболовства.

Соблюдение правил поведения в лесу.

Правила для охотников:

  1. Охота на диких животных производится по разрешениям в определенные сроки.

  2. Охотникам- любителям разрешается за один день добыть: куликов не более 10, остальных птиц не более 7, в том числе глухарей не более 1.

  3. Полностью запрещается охота на азиатского речного бобра, лебедей, кудрявого пеликана, черного аиста…

  4. При стрельбе по стае птиц, табуну животных выцеливайте определенное животное и т.д.

Правила для рыболовов:

  1. Запрещается ловить рыбу на территории государственных заказников.

  2. Запрещается ловить рыбу в течении всего года у плотин, на нерестилищах, пляжах, рыбозимовальных ямах, в заповедных зонах, с мостов всех категорий…

  3. Применять новые снасти лова и способы лова, не предусмотренные правилами.

  4. Находиться на водоеме с орудиями лова, применение которых запрещено, а также со взрывчатыми веществами и отравляющими веществами.


Раньше охотник за утро убивал до 30 глухарей.Что случилось, куда делась птица? Сейчас нарисуем картину удалой добычливости: испокон веков велась охота на глухарей. Да много ли мог взять охотник- хант с допотопным ружьем на лодке без мотора. Они чаще ловили птиц на песках петлями.

Но вот появились быстроходные лодки с мощными навесными моторами. И началось настоящее избиение доверчивых птиц. Глухарей солили, коптили впрок мясо, глухарями кормили собак… Точное определение «удачливой охоты» - «хищническое истребление». Да и охота ли это? Произошла резкая переоценка сил в соотношении дичь- охотник. Скорострельное оружие и быстроходные лодки против доверчивых птиц.

Охота в Сибири всегда была промыслом, где главное – побольше добыть впрок или на продажу. При низкой плотности населения дичь восполнялась за счет потаенных мест, но в наше время таких мест практически нет, кроме искусственно созданных заповедников.

Лес всегда к себе привлекает много отдыхающих, собирателей ягод, грибов, цветов. Огромная армия посетителей леса вносит большие и часто негативные изменения в его жизнь. Леса захламлены, вытоптаны молодые поросли, сорваны цветы, изрезаны деревья.

Правила поведения в лесу:

  1. Самый опасный враг леса – огонь. Строго соблюдайте правила противопожарной безопасности в лесу.

  2. Не бросайте зажженных спичек и окурков.

  3. Не оставляйте непотушенных костров и не разводите их в пожароопасных местах.

  4. Не применяйте пыжи из легковоспламеняющихся материалов – бумаги, пакли, ваты.

  5. Не выжигайте в лесу засохшую траву, тростник, камыш.

  6. Не ломайте и не рубите деревья и кустарники, берегите посадки леса.

  7. Вы пришли в лес в гости. Не нарушайте привычную жизнь лесных обитателей и.т.д.


Рефлексия

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Какие качества помогли в выполнении заданий? Кто доволен своей работой на уроке?

Подведение итога урока.

Комментирование оценок.

Домашнее задание: п. 19.

Для тех, кто желает, на контурной карте можно отметить природоохраняемые территории нашей страны.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практическая работа на тему: "Охрана природы и особо охраняемые территории"

Автор: Дедечко Тамара Петровна

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок- конференция в 8 классе по теме: «Охрана природы и охраняемые территории» "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-konfierientsiia-v-8-klassie-po-tiemie-okhrana-prirody-i-okhraniaiemyie-tierritorii"
    ["file_id"] => string(6) "198212"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428382721"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Программа факультатива "В мире заповедной природы""
    ["seo_title"] => string(45) "proghrammafakultativavmiriezapoviednoiprirody"
    ["file_id"] => string(6) "290434"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454951075"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "программа кружка "Природа и экология родного края" 7-8 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-kruzhka-priroda-i-ekologhiia-rodnogho-kraia-7-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161343"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422203627"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Элективный курс по географии "Моя малая Родина - Приморье" "
    ["seo_title"] => string(61) "eliektivnyi-kurs-po-ghieoghrafii-moia-malaia-rodina-primor-ie"
    ["file_id"] => string(6) "226977"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440544283"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса"
    ["seo_title"] => string(51) "zapoviedniki-i-zakazniki-liesnoi-zony-okhrana-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "248353"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446717464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства