Цель: познакомить с новой темой «Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса».
Задачи:
Образовательная: дать представление о заповедниках и заказниках лесной зоны; показать уникальность данной природной зоны, создать целостную картину данной природной зоны; прививать интерес к изучению природы страны через уроки географии;
Развивающая: развивать логическое мышление через анализ своей деятельности; вербальную и образную память через восстановление в памяти ранее изученного материала о природных зонах России, устную связную речь через составление характеристики природной зоны; грамотное применение географических терминов; продолжить обучение грамотному чтению карты природных зон;
Коррекционная: развитие умения устанавливать простейшие взаимосвязи между природными особенностями и своеобразием животного и растительного мира, корригирование долговременной наглядно-образной памяти, устойчивости внимания, развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса обучающихся.
Воспитательная: развитие интереса к предмету, формирование эстетических чувств, воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний
(комбинированный).
Оборудование: учебники, атласы, рабочие листы по теме урока, контурные карты, тактильный материал
Метод обучения: организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся систематизируют и обобщают знания о лесной зоне России.
ХОД УРОКА:
Ход урока.
I. Организационный момент:
Взаимное приветствие. (слайд 1)
- К нам на урок сегодня пришли гости, посмотрите на них, передайте с помощью улыбки свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
II.Актуализация опорных знаний. (слайд 2)
Речевая разминка: назовите и покажите все природные зоны России.
(зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степная зона, зона пустынь и полупустынь).
Б) Фронтальный опрос:
- Найдите и покажите на физической карте России Дальний Восток.
- Покажите крупные города Дальнего Востока.
- Почему большинство населения живет на юге района?
- Назови ведущие отрасли промышленности и с/х Дальнего Востока.
Индивидуальный опрос (по карточке с. 78 рабочей тетради. №5)
Постановка цели и задач урока. (слайд 3)
– Послушайте стихотворение.
Взгляни вокруг! В неброской красоте
Увидишь мир таинственный, чудесный.
Там стрекоза на золотом цветке
Сверкнет крылом, а ты услышишь песню.
Прислушайся! В ней сотни голосов:
Клик журавля и жаворонка лепет.
И так понятна бесполезность слов.
И так силен в груди сердечный трепет.
Земля родная! Русская земля!
Пусть заповедный край не тронут годы.
И человек, живое все любя,
Не потревожит хрупкий мир природы.
- Тема урока «Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса». Сегодня мы познакомимся с заповедниками и заказниками, узнаем какие животные и растения обитают в них. (слайд 4)
IV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
- Лес - это природное богатство. Охрана леса является частью более общей задачи охраны природы в целом. И только в наших руках правильное использование леса, его восстановление, так как лес является источником материальных благ без которых человек не мог бы существовать.
Хозяйственная деятельность человека оказывает губительное влияние на лес. В результате чего исчезли леса во многих регионах России. Например, в Воронежской области (слайд 5) - это привело к обмелению крупных и мелких рек, образованию оврагов, усилению засух.
На грани исчезновения оказались очень многие животные - обитатели леса: зубр, соболь, лось, бобр, некоторые птицы. Реже стали встречаться тигры, благородные олени. Заметно уменьшилось число белок, куниц, горностаев, зайцев и многих других животных.
В России вырубка лесов происходит по специальному плану. На месте вырубленных деревьев высаживают молодые деревца. Ведется так же борьба с пожарами и болезнями. Сейчас в деревообрабатывающей промышленности налаживается безотходное производство. Из стружки, опилок, коры делают мебель, из хвои делают витаминную муку на корм скоту.
Мы с вами, ребята, знаем, что в лесу нельзя разводить костры. Если начинается лесной пожар, то его будет очень трудно затушить. Во время пожара от огня погибнут не только деревья, но и животные, и птицы.
В нашей стране ведется огромная работа по сохранению лесных ресурсов. С этой целью созданы заповедники, заказники, национальные парки.
Давайте вспомним, из курса природоведения 5 класса, что же такое заповедники, заказники, национальные парки.
Словарная работа.
Заповедник(слайд 6) – стр. 172- читаем
Национальные парки (слайд 6) - стр. 172- читаем
Заказник (слайд 6) – это охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды.
Заповедники расположены во всех природных зонах нашей страны: и на равнинах и в горных районах. Всего около 100 заповедников и 33 национальных парка.
В рязанской области находится Окский заповедник(слайд 7), название получил от реки Оки, близ которой он расположен. Здесь обитают редкие виды животных и птиц: выхухоль, черный аист, серый журавль.
В лесной зоне нашей страны есть и другие заповедники. Там изучают, охраняют и разводят редкие и исчезающие виды растений и животных. Например, только на Дальнем Востоке можно увидеть женьшень, дальневосточную квакшу, голубую сороку, амурский бархат (слайд 8).
В Приокско - Террасном и Мордовском заповедниках обитают выхухоль, пятнистый олень, зубр.
В некоторых заповедниках под охраной находятся не только животные, но и растения, полезные ископаемые, почвы. Например, в Ильменском минералогическом заповеднике под охрану взяты недра, почва, реки, озера, растения и животные. Здесь обнаружено более 200 минералов. Здесь обитают лисы, барсуки, дятлы, синицы и другие животные и птицы.
Особое внимание я хочу уделить Сихотэ – Алиньскому заповеднику. В тайге обитает тигр, харза, енотовидная собака, кабарга, барсук.
Кроме заповедников и заказников в России создаются национальные парки. Там, в отличии от заповедников, можно гулять и отдыхать. Отдыхающие должны соблюдать определенные правила поведения в природе. Ребята, какие вы знаете правила поведения в природе? (не тревожить животных и не рвать растения, быть осторожными с огнем, не мусорить)
Один из таких национальных парков - Лосиный Остров, находится на территории Москвы и Подмосковья. Ребята, как вы думаете почему он так называется?
Вся красота окружающей нас природы целиком зависит от людей, и мы с вами, ребята, должны прилагать все усилия, чтобы природа родной земли была разнообразнее и богаче.
V. Физкультминутка.
VI. Рассказ ребят.
- А сейчас я вам предлагаю послушать рассказ ребят про некоторых животных, которые обитают в Сихотэ – Алиньском заповеднике.
Уссурийский тигр – самый крупный среди тигров. Густой мех спасает его от сильных морозов. В поисках добычи тигр преодолевает огромные расстояния, переплывает бурные реки.
Хазра – редкий зверек с красивым мехом. Похож на куницу. Не часто увидишь его в заповеднике. Побежит – сразу и не поймешь. Кто там мелькает в лесной чаще: куница или хазра.
Енотовидная собака – большая любительница рыбной ловли. Живет по долинам рек, охотится только ночью. А дом её – простая нора. В ней енотовидная собака зимует и выводит детёнышей.
VII. Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр. 109. Найдите название заповедников, заказников или национальных парков. (читаем хором). (слайд)
Вывод по уроку.
- Читаем вывод по уроку по учебнику.
В результате хозяйственной деятельности человека природе лесной зоны нанесен серьезный ущерб. Сейчас проводятся мероприятия по сохранению лесных богатств. В заповедниках и заказниках охраняют и разводят редкие растения, животных и птиц.
VIII. Работа в тетради.
- Откройте тетради. Прочитайте текст про себя. Читаем вслух. Ответьте на вопрос: Кто поступил правильно? Почему так считаете?
IX. Закрепление изученного материала.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового вы узнали?
- На что вы обратили особое внимание?
- Какой вывод мы можем сделать?
X. Итог урока. Рефлексия.
XI. Домашнее задание.
С.109-112 учебника читать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса»
Тема: «Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса». 7 класс
Цель: познакомить с новой темой «Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса».
Задачи:
Образовательная: дать представление о заповедниках и заказниках лесной зоны; показать уникальность данной природной зоны, создать целостную картину данной природной зоны; прививать интерес к изучению природы страны через уроки географии;
Развивающая: развивать логическое мышление через анализ своей деятельности; вербальную и образную память через восстановление в памяти ранее изученного материала о природных зонах России, устную связную речь через составление характеристики природной зоны; грамотное применение географических терминов; продолжить обучение грамотному чтению карты природных зон;
Коррекционная: развитие умения устанавливать простейшие взаимосвязи между природными особенностями и своеобразием животного и растительного мира, корригирование долговременной наглядно-образной памяти, устойчивости внимания, развитие связной устной речи, обогащение словарного запаса обучающихся.
Воспитательная: развитие интереса к предмету, формирование эстетических чувств, воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний
(комбинированный).
Оборудование: учебники, атласы, рабочие листы по теме урока, контурные карты, тактильный материал (????????????????7);
Метод обучения: организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся систематизируют и обобщают знания о лесной зоне России.
Словарь:
ХОД УРОКА:
Ход урока.
I. Организационный момент:
Взаимное приветствие. (слайд 1)
- К нам на урок сегодня пришли гости, посмотрите на них, передайте с помощью улыбки свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
II.Актуализация опорных знаний. (слайд 2)
Речевая разминка: назовите и покажите все природные зоны России.
(зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степная зона, зона пустынь и полупустынь).
Б) Фронтальный опрос:
- Найдите и покажите на физической карте России Дальний Восток.
- Покажите крупные города Дальнего Востока.
- Почему большинство населения живет на юге района?
- Назови ведущие отрасли промышленности и с/х Дальнего Востока.
Индивидуальный опрос (по карточке с. 78 рабочей тетради. №5)
Постановка цели и задач урока. (слайд 3)
– Послушайте стихотворение.
Взгляни вокруг! В неброской красоте
Увидишь мир таинственный, чудесный.
Там стрекоза на золотом цветке
Сверкнет крылом, а ты услышишь песню.
Прислушайся! В ней сотни голосов:
Клик журавляи жаворонка лепет.
И так понятна бесполезность слов.
И так силен в груди сердечный трепет.
Земля родная! Русская земля!
Пусть заповедный край не тронут годы.
И человек, живое все любя,
Не потревожит хрупкий мир природы.
- Тема урока «Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса». Сегодня мы познакомимся с заповедниками и заказниками, узнаем какие животные и растения обитают в них. (слайд 4)
IV.Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
- Лес - это природное богатство. Охрана леса является частью более общей задачи охраны природы в целом. И только в наших руках правильное использование леса, его восстановление, так как лес является источником материальных благ без которых человек не мог бы существовать.
Хозяйственная деятельность человека оказывает губительное влияние на лес. В результате чего исчезли леса во многих регионах России. Например, в Воронежской области (слайд 5) - это привело к обмелению крупных и мелких рек, образованию оврагов, усилению засух.
На грани исчезновения оказались очень многие животные - обитатели леса: зубр, соболь, лось, бобр, некоторые птицы. Реже стали встречаться тигры, благородные олени. Заметно уменьшилось число белок, куниц, горностаев, зайцев и многих других животных.
В России вырубка лесов происходит по специальному плану. На месте вырубленных деревьев высаживают молодые деревца. Ведется так же борьба с пожарами и болезнями. Сейчас в деревообрабатывающей промышленности налаживается безотходное производство. Из стружки, опилок, коры делают мебель, из хвои делают витаминную муку на корм скоту.
Мы с вами, ребята, знаем, что в лесу нельзя разводить костры. Если начинается лесной пожар, то его будет очень трудно затушить. Во время пожара от огня погибнут не только деревья, но и животные, и птицы.
В нашей стране ведется огромная работа по сохранению лесных ресурсов. С этой целью созданы заповедники, заказники, национальные парки.
Давайте вспомним, из курса природоведения 5 класса, что же такое заповедники, заказники, национальные парки.
Словарная работа.
Заповедник(слайд 6) – стр. 172- читаем
Национальные парки (слайд 6)- стр. 172- читаем
Заказник (слайд 6) – это охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды...
Заповедники расположены во всех природных зонах нашей страны: и на равнинах и в горных районах. Всего около 100 заповедников и 33 национальных парка.
В рязанской области находится Окский заповедник(слайд 7), название получил от реки Оки, близ которой он расположен. Здесь обитают редкие виды животных и птиц: выхухоль, черный аист, серый журавль.
В лесной зоне нашей страны есть и другие заповедники. Там изучают, охраняют и разводят редкие и исчезающие виды растений и животных. Например, только на Дальнем Востоке можно увидеть женьшень, дальневосточную квакшу, голубую сороку, амурский бархат (слайд 8).
В Приокско - Террасном и Мордовском заповедниках обитают выхухоль, пятнистый олень, зубр.
В некоторых заповедниках под охраной находятся не только животные, но и растения, полезные ископаемые, почвы. Например, в Ильменском минералогическом заповеднике под охрану взяты недра, почва, реки, озера, растения и животные. Здесь обнаружено более 200 минералов. Здесь обитают лисы, барсуки, дятлы, синицы и другие животные и птицы.
Особое внимание я хочу уделить Сихотэ – Алиньскому заповеднику. В тайге обитает тигр, харза, енотовидная собака, кабарга, барсук.
Кроме заповедников и заказников в России создаются национальные парки. Там, в отличии от заповедников, можно гулять и отдыхать. Отдыхающие должны соблюдать определенные правила поведения в природе. Ребята, какие вы знаете правила поведения в природе? (не тревожить животных и не рвать растения, быть осторожными с огнем, не мусорить)
Один из таких национальных парков - Лосиный Остров, находится на территории Москвы и Подмосковья. Ребята, как вы думаете почему он так называется?
Вся красота окружающей нас природы целиком зависит от людей, и мы с вами, ребята, должны прилагать все усилия, чтобы природа родной земли была разнообразнее и богаче.
V. Физкультминутка.
VI. Рассказ ребят.
- А сейчас я вам предлагаю послушать рассказ ребят про некоторых животных, которые обитают в Сихотэ – Алиньском заповеднике.
Уссурийский тигр – самый крупный среди тигров. Густой мех спасает его от сильных морозов. В поисках добычи тигр преодолевает огромные расстояния, переплывает бурные реки.
Хазра – редкий зверек с красивым мехом. Похож на куницу. Не часто увидишь его в заповеднике. Побежит – сразу и не поймешь. Кто там мелькает в лесной чаще: куница или хазра.
Енотовидная собака – большая любительница рыбной ловли. Живет по долинам рек, охотится только ночью. А дом её – простая нора. В ней енотовидная собака зимует и выводит детёнышей.
VII. Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр. 109. Найдите название заповедников, заказников или национальных парков. (читаем хором). (слайд)
Вывод по уроку.
- Читаем вывод по уроку по учебнику.
В результате хозяйственной деятельности человека природе лесной зоны нанесен серьезный ущерб. Сейчас проводятся мероприятия по сохранению лесных богатств. В заповедниках и заказниках охраняют и разводят редкие растения, животных и птиц.
VIII. Работа в тетради.
- Откройте тетради. Прочитайте текст про себя. Читаем вслух. Ответьте на вопрос: Кто поступил правильно? Почему так считаете?