kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по географии "Моя малая Родина - Приморье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий элективный курс разработан в связи с внедрением краеведческого направления в изучение школьных предметов. Рассчитан на 18 часов для учащихся 10 - х классов (возможно использование в 9 классе). Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории, особенностях географического положения и компонентов природы Приморского края. Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, географического положения, хозяйства нашего края, о месте Приморского края в России и современном мире. В ходе ее достижения решаются задачи: -формирование общих представлений о природе через изучение компонентов природы, их взаимосвязи между собой, населением и хозяйством; -определение роли Приморского края в жизни России; -создание образа географической картины своего края; -продолжать развитие навыков работы с различными видами карт и источниками информации; -воспитание активного природоохранительного отношения к окружающей среде, любви ко всему живому, стремления сохранить уникальные природные комплексы Приморского края; -продолжать прививать любовь и уважение к своему родному краю. Методы: - частично-поисковый; - проблемный; - исследовательский; - групповой; - картографический; - статистический; - репродуктивный. Формы обучения: - лекции; - семинары; - экскурсии; - практические работы. Данный элективный курс связан с такими учебными предметами как: природоведением, биологией, историей, географией, экологией. Требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: - площадь территории Приморского края; - особенности физико- и экономико-географического положения Приморского края; - основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края; - зависимость рельефа территории края от тектонического строения и действия внешних процессов; - основные формы рельефа; - факторы, формирующие климат; - влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека; - особенности поверхностных вод территории; - воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование; - основные типы почв, меры по их охране; - представители растительного и животного мира нашего края; Красная книга Приморского края; - развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства; - народные промыслы, их особенности; - взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу; - основные экологические проблемы, пути их решения. Учащиеся должны уметь: - определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории населенного пункта; - определять размеры, протяженность территории; - работать с различными географическими источниками - устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам; - определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории; - оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования; - составлять характеристику одного из звеньев АПК - устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека; - описывать ПТК по предложенному плану; - владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека; Календарно-тематическое планирование. № урока Название раздела, темы Кол-во часов I/1 Введение. Цель и задачи курса 1 II История открытия и исследования территории Приморского края 2 2 История открытия территории до XVIII в. История исследования и заселения родного края в XVIII-XXв.в. 1 3 Современные экспедиции по неизведанным местам 1 III Географическое положение Приморского края. 2 4 Приморский край на карте России Формирование современных границ Приморского края 1 5 Физико-географическое положение 1 IV Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Приморского края 2 6 Геологическое строение и история геологического развития территории Приморского края. Особенности рельефа. 1 7 Полезные ископаемые Приморского края. 1 V Климатические особенности Приморского края. 2 8 Роль основных климатообразующих факторов в формировании климата Приморья. Климат Приморского края. 1 9 Различие климата на территории края и его оценка. 1 VI Внутренние воды Приморского края. 2 10 Общая характеристика внутренних вод края. 1 11 Реки. Озера. Болота. Минеральные источники 1 VII Почвы Приморского края. 1 12 Общая характеристика почв Приморского края. Использование земель Приморского края в хозяйственных нуждах. 1 VIII Растительный и животный мир Приморского края. 3 13 Общая характеристика животного мира. 1 14 Общая характеристика растительности. 1 15 Редкие и исчезающие виды растений и животных Приморского края. 1 IX Охрана природы в Приморском крае. 2 16 Особо охраняемые территории. Заказники. Заповедники Приморского края. Памятники природы. 1 17 Влияние хозяйственной деятельности человека. 1 18 Обобщение изученного материала. 1 Учебно-тематический план: № Наименование тем курса Всего часов Лекции Практика Семинары Формы контроля I Введение 1 1 беседа II История открытия и исследования территории Приморского края 2 1 1 тестирование III Географическое положение Приморского края 2 1 1 тестирование IV Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Приморского края. 2 1 1 Результаты практической работы V Климатические особенности Приморского края. 2 1 1 беседа VI Внутренние воды Приморского края. 2 1 1 беседа VII Почвы Приморского края. 1 1 беседа VIII Растительный и животный мир Приморского края. 3 2 1 тестирование IX Охрана природы в Приморском крае. 2 1 1 беседа Итоговое занятие 1 1 Обобщение полученных знаний на семинаре. Итого: 18 8 6 4 Содержание элективного курса «Моя малая Родина-Приморье». Раздел I.Введение.(1 ч.) География и краеведение. Гражданин и патриот земли Приморской - человек, который знает истоки становления народов, землепроходцев, видных ученых, знает родной край, «малую Родину ». Раздел II. История открытия и исследования территории Приморского края (2ч.) Географические описания. Землепроходцы, исследователи родного края, их вклады в развитие знаний о земле Приморской. В.А. Арсеньев – его вклад в исследование Приморского края. Раздел III. Географическое положение Приморского края (2ч.). Географическое положение Приморского края на материке Евразия, на карте России. Площадь, крайние точки, естественные рубежи, координаты. Особенности физико-географического положения, протяженность границ, соседи, географический центр. Определение расстояний по карте. Раздел IV. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые Приморского края (2 ч.) Геология, геоморфология. Горные породы и минералы, их образование и строение. Различие горных пород по условиям образования. Полезные ископаемые: рудные и нерудные. Добыча полезных ископаемых. Проблемы охраны окружающей среды. Орографические районы. Горные системы, их вершины. Хребты Сихотэ-Алиня. Раздел V. Климатические особенности Приморского края (2 ч.) Климат. Климатообразующие факторы. Циркуляция воздушных масс Атмосферное давление. Распределение тепла и влаги по территории. Фенологические наблюдения. Сроки сезонов года. Народные приметы. Раздел VI.Внутренние воды Приморского края (2 ч.) Реки, их притоки. Типы рек. Гидрологический режим. Топонимика названий рек Загрязнение рек Приморского края, меры охраны. Водохранилища, озера, болота. Раздел VII. Почвы Приморского края (1 ч.) Почвы, типы почв Их особенности и распространение. Плодородие почв. Охрана почв. Раздел VIII. Растительный и животный мир Приморского края (3 ч.) Разнообразие растений и животных, распространение по территории края. Особенности видового состава растительного и животного мира. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Раздел IX. Охрана природы Приморского края (2 ч.) Охрана растений и животных. Лекарственные растения. Взаимосвязь и взаимодействие человека с природой. Человек как часть природы. Пути снижения вредного влияния человека с природой. Пути снижения вредного влияния на природный комплекс. ОПТ: заповедники, заказники, национальные и природные парки. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА "Моя малая Родина - Приморье" В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы: 1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы. 2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества. 3. Проведение картографического анализа. 4. Выполнение фотографий. 5. Составление тезисного плана беседы. 6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации. 7. Осуществление систематизации исследовательских материалов. Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются: 1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении. 2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства. 3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований. 4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий. 5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися. 6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе. Список литература 1. Атлас Приморского края. Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, 2008. 48 с. 2. Бакланов П.Я., Зонов Ю.Б., Романов М.Т., Царева В.Д., Качур А.Н., Пономарчук Г.И., Какорина Г.А., Удалова И.К. География Приморского края. 8-9 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. Владивосток: изд-во «Уссури». 1997. 180 с. 3. Геология СССР. Том ХХХII. Приморский край. Часть 1. Гелогическое описание. 4. Земледелие с почвоведением/ Лыков А.М., Коротков А.А., Баздырев Г.И., Сафонов А.Ф. – 2-е изд., перераб. И доп. – м.: Агропромиздат, 1990 – 464 с.: ил. – (Учебники и учеб. Пособия для учащихся). 5. Иващенко Л.Я., Лентина М.Н., Харчев К.М. Приморский край. Дальневосточное книжное издательство, Владивосток. 1979. 463 с. 6. Назаренко Л.Ф., Бажанов В.А. Геология Приморского края: в 3-х частях. Препринт / Дальневост. геол. ин-т. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. ч.П: Интрузивные образования. 28 с. 7. Приморский край: Краткий энциклопедический справочник. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. 596 с. 8. Уссури – Википедия. http: // Wikipedia/ org. wiki/ Уссури 9. Физическая география Приморского края. Учебное пособие под ред/Свинухов Г.В., Ивашинников Ю.К., Степанова А.И., Тарасов В.И., Якунин Л.П., Степанова Л.Е. изд-во Дальневосточного ун-та 1990 г., Владивосток, 205 с.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по географии "Моя малая Родина - Приморье" »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа с. Ружино»






Программа

элективного курса

«Моя малая Родина – Приморье»



Разработана учителем географии

МОБУ СОШ ЛГО с. Ружино

Лесозаводского городского округа

Приморского края

Мазур Е.В.




2015 г.

Пояснительная записка.


Настоящий элективный курс разработан в связи с внедрением краеведческого направления в изучение школьных предметов. Рассчитан на 18 часов для учащихся 10 - х классов (возможно использование в 9 классе). Содержание элективного курса позволяет расширить знания учащихся об истории, особенностях географического положения и компонентов природы Приморского края.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, географического положения, хозяйства нашего края, о месте Приморского края в России и современном мире.

В ходе ее достижения решаются задачи:

-формирование общих представлений о природе через изучение компонентов природы, их взаимосвязи между собой, населением и хозяйством;

-определение роли Приморского края в жизни России;

-создание образа географической картины своего края;

-продолжать развитие навыков работы с различными видами карт и источниками информации;

-воспитание активного природоохранительного отношения к окружающей среде, любви ко всему живому, стремления сохранить уникальные природные комплексы Приморского края;

-продолжать прививать любовь и уважение к своему родному краю.

Методы:

- частично-поисковый;

- проблемный;

- исследовательский;

- групповой;

- картографический;

- статистический;

- репродуктивный.

Формы обучения:

- лекции;

- семинары;

- экскурсии;

- практические работы.

Данный элективный курс связан с такими учебными предметами как: природоведением, биологией, историей, географией, экологией.

Элективный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях, касающихся изучения Приморского края, т.к. в рамках общешкольных предметов многие вопросы рассматриваются поверхностно и не дают ощутимого результата.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой), диаграммами, рисунками, схемами и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий.

Для оценки достижений учеников используются следующие виды и формы контроля: тестовые задания, беседы, практические работы и др.


Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- площадь территории Приморского края;

- особенности физико- и экономико-географического положения Приморского края;

- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;

- зависимость рельефа территории края от тектонического строения и действия внешних процессов;

- основные формы рельефа;

- факторы, формирующие климат;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

- особенности поверхностных вод территории;

- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;

- основные типы почв, меры по их охране;

- представители растительного и животного мира нашего края; Красная книга Приморского края;

- развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства;

- народные промыслы, их особенности;

- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

- основные экологические проблемы, пути их решения.




Учащиеся должны уметь:

- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории населенного пункта;

- определять размеры, протяженность территории;

- работать с различными географическими источниками

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;

- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;

- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;

- составлять характеристику одного из звеньев АПК

- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;

- описывать ПТК по предложенному плану;

- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;



















Календарно-тематическое планирование.


№ урока


Название раздела, темы

Кол-во часов

I/1

Введение. Цель и задачи курса

1

II

История открытия и исследования территории Приморского края

2

2

История открытия территории до XVIII в.

История исследования и заселения родного края в XVIII-XXв.в.

1

3

Современные экспедиции по неизведанным местам

1

III

Географическое положение Приморского края.

2

4

Приморский край на карте России

Формирование современных границ Приморского края

1

5

Физико-географическое положение

1

IV

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Приморского края

2

6

Геологическое строение и история геологического развития территории Приморского края. Особенности рельефа.

1

7

Полезные ископаемые Приморского края.

1

V

Климатические особенности Приморского края.

2

8

Роль основных климатообразующих факторов в формировании климата Приморья.

Климат Приморского края.

1

9

Различие климата на территории края и его оценка.

1

VI

Внутренние воды Приморского края.

2

10

Общая характеристика внутренних вод края.

1

11

Реки. Озера. Болота. Минеральные источники

1

VII

Почвы Приморского края.

1

12

Общая характеристика почв Приморского края.

Использование земель Приморского края в хозяйственных нуждах.

1

VIII

Растительный и животный мир Приморского края.

3

13

Общая характеристика животного мира .

1

14

Общая характеристика растительности.

1

15

Редкие и исчезающие виды растений и животных Приморского края.

1

IX

Охрана природы в Приморском крае.

2

16

Особо охраняемые территории. Заказники. Заповедники Приморского края. Памятники природы.

1

17

Влияние хозяйственной деятельности человека.

1

18

Обобщение изученного материала.

1









Учебно-тематический план:


Наименование

тем курса

Всего часов

Лекции

Практика

Семинары

Формы контроля

I

Введение

1

1



беседа

II

История открытия и исследования территории Приморского края

2

1

1


тестирование

III

Географическое положение Приморского края

2

1

1


тестирование

IV

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Приморского края.

2

1

1


Результаты практической работы

V

Климатические особенности Приморского края.

2


1

1

беседа

VI

Внутренние воды Приморского края.

2

1

1


беседа

VII

Почвы Приморского края.

1


1


беседа

VIII

Растительный и животный мир Приморского края.

3

2


1

тестирование

IX

Охрана природы в Приморском крае.

2

1


1

беседа


Итоговое занятие

1



1

Обобщение полученных знаний на семинаре.


Итого:

18

8

6

4













Содержание элективного курса

«Моя малая Родина-Приморье».


Раздел I .Введение.(1 ч.)

География и краеведение. Гражданин и патриот земли Приморской - человек, который знает истоки становления народов, землепроходцев, видных ученых, знает родной край, «малую Родину ».


Раздел II . История открытия и исследования территории Приморского края (2ч.)

Географические описания. Землепроходцы, исследователи родного края, их вклады в развитие знаний о земле Приморской. В.А. Арсеньев – его вклад в исследование Приморского края.


Раздел III. Географическое положение Приморского края (2ч.).

Географическое положение Приморского края на материке Евразия, на карте России. Площадь, крайние точки, естественные рубежи, координаты. Особенности физико-географического положения, протяженность границ, соседи, географический центр. Определение расстояний по карте.

Раздел IV. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые Приморского края (2 ч.)

Геология, геоморфология. Горные породы и минералы, их образование и строение. Различие горных пород по условиям образования. Полезные ископаемые: рудные и нерудные. Добыча полезных ископаемых. Проблемы охраны окружающей среды.

Орографические районы. Горные системы, их вершины. Хребты Сихотэ-Алиня.

Раздел V. Климатические особенности Приморского края (2 ч.)

Климат. Климатообразующие факторы. Циркуляция воздушных масс Атмосферное давление. Распределение тепла и влаги по территории. Фенологические наблюдения. Сроки сезонов года. Народные приметы.

Раздел VI.Внутренние воды Приморского края (2 ч.)

Реки, их притоки. Типы рек. Гидрологический режим. Топонимика названий рек Загрязнение рек Приморского края, меры охраны. Водохранилища, озера, болота.

Раздел VII. Почвы Приморского края (1 ч.)

Почвы, типы почв Их особенности и распространение. Плодородие почв. Охрана почв.


Раздел VIII. Растительный и животный мир Приморского края (3 ч.)

Разнообразие растений и животных, распространение по территории края. Особенности видового состава растительного и животного мира. Редкие и исчезающие виды растений и животных.


Раздел IX. Охрана природы Приморского края (2 ч.)

Охрана растений и животных. Лекарственные растения. Взаимосвязь и взаимодействие человека с природой. Человек как часть природы. Пути снижения вредного влияния человека с природой. Пути снижения вредного влияния на природный комплекс. ОПТ: заповедники, заказники, национальные и природные парки.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

"Моя малая Родина - Приморье"


В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:


1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы.


2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.


3. Проведение картографического анализа.


4. Выполнение фотографий.


5. Составление тезисного плана беседы.


6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.


7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.


Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:


1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.


2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.


3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.


4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.


5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.


6. Учащиеся знают и видят, что их исследования приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.







Список литература


1. Атлас Приморского края. Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, 2008. 48 с.

2. Бакланов П.Я., Зонов Ю.Б., Романов М.Т., Царева В.Д., Качур А.Н., Пономарчук Г.И., Какорина Г.А., Удалова И.К. География Приморского края. 8-9 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. Владивосток: изд-во «Уссури». 1997. 180 с.

3. Геология СССР. Том ХХХII. Приморский край. Часть 1. Гелогическое описание.

4. Земледелие с почвоведением/ Лыков А.М., Коротков А.А., Баздырев Г.И., Сафонов А.Ф. – 2-е изд., перераб. И доп. – м.: Агропромиздат, 1990 – 464 с.: ил. – (Учебники и учеб. Пособия для учащихся).

5. Иващенко Л.Я., Лентина М.Н., Харчев К.М. Приморский край. Дальневосточное книжное издательство, Владивосток. 1979. 463 с.

6. Назаренко Л.Ф., Бажанов В.А. Геология Приморского края: в 3-х частях. Препринт / Дальневост. геол. ин-т. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. ч.П: Интрузивные образования. 28 с.

7. Приморский край: Краткий энциклопедический справочник. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. 596 с.

8. Уссури – Википедия. http: // Wikipedia/ org. wiki/ Уссури

9. Физическая география Приморского края. Учебное пособие под ред/Свинухов Г.В., Ивашинников Ю.К., Степанова А.И., Тарасов В.И., Якунин Л.П., Степанова Л.Е. изд-во Дальневосточного ун-та 1990 г., Владивосток, 205 с.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Элективный курс по географии "Моя малая Родина - Приморье"

Автор: Мазур Елена Викторовна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 226977

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства