Урок- конференция в 8 классе по теме: «Охрана природы и охраняемые территории»
Оборудование: карты России (физическая, экологическая),физическая карта Приморского края, атлас Приморского края, атлас для 8 класса, информационный материал, компьютерные презентации учителя и учащихся
Цели урока: научить читать карту охраняемых территорий, анализировать источники географических знаний, отбирать необходимые знания, составлять описание природных особенностей охраняемых территорий; воспитывать трудолюбие; выполнение практической работы «Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий» на примере Приморского края.
Образовательные задачи:
-Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях России. Формировать представления о заповедниках, заказчиках, национальных парках, памятниках природы. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию
- сформировать представления о причинах и темпах уменьшения видового разнообразия животных в России и Приморском крае, познакомить с мерами по охране животных.
Развивающие задачи: формирование проектных умений:
- презентационных: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
- коммуникативных: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, приходить к согласию, умение вести дискуссию;
- поисковых: находить информацию по библиотечным каталогам, проводить контекстный поиск, привлечение Интернет-ресурсов, формулирование ключевых слов;
- информационных: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Воспитательные задачи: формирование потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на охрану животных, рациональное природопользование, убеждения в необходимости и возможности решения экологических задач, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды, воспитание любви к малой родине.
Технология: метод учебных проектов.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая
Этапы урока:
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
презентация « Охрана природы и охраняемые территории»
(Приложение № 1) Слайды 1-4
Работа с учебником ( стр.230) и атласом (стр. 38-39)
Защита проектов
Закрепление
Заключительное слово учителя
Ход урока:
1.Организационный момент (Распределить учащихся по группам)
2.Вступительное слово учителя:
Сегодняшний урок я начну с высказывания русского писателя М. М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину» ( Слайд № 1)
Как вы понимаете эти слова?
Тема урока: «Охрана природы и охраняемые территории России». (Слайд № 2)
Объявление целей урока. (Слайд № 3)
Теперь выделим основные принципы охраны природы:
1. Сохранить разнообразие и красоту природы. 2. Предусмотреть значение и место каждого организма в будущем. 3. Помнить о существующих в природе взаимосвязей Слайд № 3 | |
Работа с картой учебника с. 230 Рис 194 , атлас с.38-39
Вопросы к классу:
Перечислите виды охраняемых природных территорий в порядке увеличения строгости заповедного режима;
Сколько национальных парков существует в России в настоящее время? Каково значение национальных парков?
Сколько заповедников создано в России? Какова их главная цель?
В чём состоит основная сущность мероприятий по охране природы?
Работа с учебником «География Приморского края» страница Сообщения учащихся об охраняемых территориях Приморского края
Вопрос классу:
Выполнение практической работы « Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий Приморского края»
Класс разделён на группы:
Учащиеся заранее были поделены на группы, они занимались поиском материала о заповедниках Приморского края.
1 группа- географы, 2 группа – экологи, 3 группа – биологи 4 – группа - журналисты
Задания группам: Географы определяют географическое положение заповедника, его формы рельефа, климат, почву. Биологи определяют основные типы растительности и животных, их виды. Экологи определяют цели создания заповедника, его значение, оценивают экологическую ситуацию на современный период. Журналисты в ходе рассказа выступающих составляют вопросы
Учитель: «Назовите пути решения проблемы уменьшения численности и исчезновения видов животных мировым сообществом и отдельными странами на Земле» (запись на доске результатов обсуждения: законодательная охрана, создание Красной книги, организация заповедных территорий, разведение редких видов в неволе и восстановление численности их популяций, научные изыскания, просветительская работа, деятельность общественных экологических организаций, проведение Международных экологических акций, хартия Земли и т. д.).
Учитель: «Можете ли вы прямо сейчас дать компетентный совет по решению проблемы сохранения видового разнообразия животного мира нашего региона на основе опыта в других регионах России. Знаете ли вы, чем разные виды охраняемых территорий отличаются друг от друга, какие законы имеются в нашем государстве об охране животного мира.
-Первыми на нашу трибуну приглашаются учёные географы (на примере Лазовского заповедника)
Географы: Работают по физической карте Приморского края
Лазовский заповедник имени Л. Г. Капланова
Лазовский заповедник имени Л. Г. Капланова, расположен в Приморском крае, на южных отрогах Сихотэ-Алиня (хребет Заповедный), включает острова Петрова и Бельцова в Японском море. Основан в 1937 как филиал Сихотэ-Алинского заповедника, в 1940 преобразован в Судзухинский заповедник, c 1951 по 1957 не функционировал, в 1970 переименован в Лазовский заповедник с присвоением ему имени зоолога Л. Г. Капланова. Площадь более 116,5 тыс га.Рельеф горный, средняя высота гор 500-700 м над уровнем моря, отдельные вершины (Нагеевская, Черная) достигают высоты 1200-1400 м. Климат муссонный, северная (континентальная) и южная (приморская) части заповедника различаются по климатическим показателям. Среднегодовая температура 3 °С, среднегодовое количество осадков 700-800 мм.
Выступление учащихся (сопровождается показом презентации «Лазовский заповедник») (Приложение № 2)
Биологи ( Приложение № 3 ; Презентация о растениях и животных Лазовского заповедника)
Растительность Лазовского заповедника разнообразна, зарегистрировано около 1400 видов растений, из них 250 видов мхов и 150 видов лишайников. Более 96% площади заповедника покрыто лесом. Леса из дуба монгольского, липы амурской и маньчжурской, дуб зубчатый, микробиота; заросли элеутерококка. Преобладают дубовые леса, встречаются березняки, осинники и липняки. В Красную книгу России внесены тис остроконечный, калопанакс семилопастный, лиственница ольгинская, можжевельник твердый, заманиха высокая, женьшень, бразения Шребера, микробиота перекрестнопарная.
Животный мир разнообразен, насчитывает 48 видов млекопитающих, 286 видов птиц, 8 видов амфибий, 7 видов змей, 2 вида ящериц, в водоемах обитаю 16 видов рыб. Характерны изюбрь, кабан, косуля, белка, бурундук. Из птиц — рябчик, кукушка обыкновенная, поползень, ястреб-тетеревятник, удод, белая трясогузка. В Красную книгу России внесены тигр амурский, леопард восточно-сибирский, пятнистый уссурийский олень, горал, чешуйчатый крохаль, утка-мандаринка. В конце 20 века в Лазовском заповеднике появились цветной бекас, японский скворец, китайский дронго, зеленый голубь, черный гриф, красноносый ошейниковый зимородок
Экологи: Приложение № 4 «Животные Золотой Долины»
Журналисты: Характерна ли для заповедника такая проблема, как браконьерство?
Ответ: Да, с браконьерством приходится бороться, это одна из первоочередных задач. Для этого вся территория заповедника разбита на большие участки – лесничества – находящихся под ответственностью старших госинспекторов, которые живут непосредственно на территории, на кордоне. Обычно кордон стоит в самом легко доступном для людей месте. Старший госинспектор охраняет прилежащий к кордону участок от вторжений охотников и случайных людей, кроме того, проводит регулярные маршрутные учеты, ведет дневники наблюдения, осуществляет тропление – содержит тропы в проходимом состоянии для проведения учетов и патрульных выходов. Другая технология охраны заповедника состоит в регулярном патрулировании территории. Для этих целей в госинспекции по охране существуют патрульные группы, которые несколько раз в год совершают рейды в отдаленные, наиболее посещаемые браконьерами места и проводят оперативное задержание нарушителей, конфискацию добычи и оружия.
Журналисты: Существует ли работа по привлечению денежных средств в пользу заповедника?
Ответ: На территории заповедника проводится агитационная экотуристическая и выставочная деятельность. С этой целью изготавливается и продаётся сувенирная продукция с природоохранной символикой и символикой заповедника, проводятся художественные выставки в крупных центрах для привлечения спонсоров.
Журналисты: Часты ли пожары в заповеднике? Какой вред они наносят?
Ответ: Лесные пожары – грозные природные явления, регулярно случающиеся в горно-таежных лесах Приморья. Характерны они и для территории Лазовского заповедника, где в отдельные годы выгорает до 10-14 тыс. га горной тайги. Причины возникновения пожаров могут быть самыми разными – сухие грозы, костры, падение раскаленных обломков ракетоносителей и т.д. Пожары в горных лесах практически не поддаются тушению и могут быть локализованы только при своевременном обнаружении очага. В то же время лесные пожары – неотъемлемая важная составляющая естественных природных процессов, приводящая смене растительных сообществ и влияющая на распределение и численность животных. Динамика лесных пожаров, смена растительного покрова на гарях и связанное с этими процессами перераспределение различных видов животных в таежных экосистемах являются предметами исследований научных сотрудников Лазовского заповедника
Выступление следующих групп.
3. Установка к презентации проектов:
- Время защиты, ответы на вопросы – 5-7 минут
- Начать с самоанализа работы над проектом (рекомендации были даны заранее).
Источники информации (как были использованы, полученные в школе знания; применение собственного опыта; какая новая информация и откуда поступила, как рассматривалась).
Как проходила работа над проектом. Какие возникали идеи, как они обсуждались, какие из них были отвергнуты, а какие приняты и почему?
Какие были трудности в ходе работы над проектом и как они преодолевались?
5. Подведение итогов
Высказывание мнений учащихся, учителя, членов жюри. Вручение символических билетов, как знак высокой оценки представленной работы. Заполнение оценочного листа.
Рефлексия (индивидуальная). Ответы на вопросы
1. Кто из вас бывал в заповедных местах Приморья?
2. Что вы собираетесь сделать полезного для своего края?
3. Что полезного вы сделали для своего села?
Не будьте равнодушными к природе!
Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем!