Открытый урок по географии проводится в 6 классе после изучения всего раздела "Атмосфера".
Все задания, собранные в уроке, позволяют учителю получить полную информацию о том, насколько глубоко усвоен материал данного раздела. Задания представлены в игровой форме, сопровождается наглядным материалом в виде таблиц, картинок. Кроме этого имеется презентация к уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательная – определить уровень знания основных понятий, терминов, определений; элементов погоды и климата, приборов и способов изучения атмосферы; обобщить материал как систему знаний об атмосфере;
Развивающая – определить степень пространственного мышления; уровень умения выполнять практические задания по характеристике элементов погоды с использованием данных календаря; выявлять причинно-следственные связи образования ветра, облаков, атмосферных осадков; определить уровень понимания значения атмосферы для жизни и деятельности людей; развивать коммуникативные навыки;
Воспитательная – помочь осознать значимость географической культуры, эстетического восприятия природных явлений через литературные произведения, музыку; культуру общения.
Ход урока.
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя:
Наш урок мне хотелось бы начать с легенды.
“Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. “Скажи мне,- спросил юноша – почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом, учился у великих людей. Как же так, что и у тебя осталось столь много неясных вопросов?»
В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. (Учитель рисует круги на доске). “Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но всё, что осталось вне этих кругов – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.
Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, что мы знаем, а что нам ещё неведомо?
2. Итоговое повторение темы «Атмосфера»
Давайте вспомним, какую оболочку Земли мы изучили? Наш урок сегодня посвящён атмосфере. Мы обобщим знания, полученные при изучении раздела. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.
Что такое атмосфера?
Вспомните состав атмосферы (Наташа у доски)
78% 21% 1%
Расскажите о строении атмосферы.
Серёжа: С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.
1)Тропосфера- это нижний слой атмосферы. Она содержит 80% всего атмосферного воздуха, 90% водяного пара. Именно в ней содержатся облака и выпадают осадки. Верхняя граница тропосферы - 18 км на экваторе и 8-10 км на полюсах.
2) Стратосфера – это слой атмосферы, лежащий над тропосферой на высоте 50-55 км. Воздух холодный и разряжен. Облаков почти не образуется, т.к. мало водяного пара.
3) Верхние слои атмосферы.
Учитель: “Верхние слои атмосферы делятся ещё на 3 слоя. Скажите, может быть, кто-то знает на какие? (В случае, если ученики не знают ответа, то учитель сам рассказывает им.)
Мезосфера – средняя часть атмосферной оболочки Земли. Находится на высоте 50-80 км. Температура здесь падает от +10 до - 80 градусов. Термосфера расположена на высоте от 80 до 500 км. Здесь температура быстро нарастает с высотой от +500 до +1500 градусов. В этом слое сгорают космические аппараты в результате трения об атмосферу.
Экзосфера - самая высокая часть атмосферы. Расположена на высоте от 500-8000 км. Температура +2200 градусов. Эту сферу называют земной короной. Отсюда водород и гелий рассеиваются в межпланетное пространство. Здесь проходят орбиты спутников, наблюдающих за погодой”.
При изучении темы мы сталкивались с различными приборами. Давайте вспомним, какими.
1. Как называется прибор для измерения атмосферного давления? (Барометр)
2. Прибор для измерения количества выпадающих осадков? (Осадкомер)
3. Прибор для измерения температуры воздуха? (Термометр)
4. Прибор для определения направления ветра? (Флюгер)
Слайд 2. Составьте правильные пары (у доски Владик)
1. Термометр а) количество осадков
2. Барометр б) температура воздуха
3. Гигрометр в) направление и сила ветра
4. Осадкомер г) атмосферное давление
5. Флюгер д) влажность воздуха
Ответ: 1-б, 2-г, 3-д, 4-а, 5-в
Вспомните, что такое погода?
(состояние атмосферы в данное время в данном месте)
Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня.
Слайд 3. Вычислите среднюю температуру воздуха по следующим данным:
1 час ночи: +9° С
4 часа утра + 8° С
7 часов утра +9° С
10 часов утра: +11° С
13 часов дня : +19° С
16 часов дня: 18° С
19 часов вечера + 12° С
22 часа вечера +10° С
( Сумму этих температур делим на число измерений: 96:8=12° С
Слайд 4. Используя имеющиеся данные наблюдения за погодой, постройте в тетради график годового изменения средних температур для нашей местности.
месяц
Я
Ф
М
А
М
И
И
А
С
О
Н
Д
температура
-13
-17
-8
+3
+9
+14
+15
+16
+13
+3
-9
-16
Учитель: Что такое атмосферные осадки?
Ответ: Атмосферные осадки - вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.
Какие атмосферные осадки вы знаете?
Твердые Жидкие Смешанные снег, град, крупа дождь снег с дождём
Слайд 5. Высчитайте годовое количество осадков.
Месяц
Я
Ф
М
А
М
И
И
А
С
О
Н
Д
Кол-во осадков, мм
50
53
61
48
58
44
69
68
55
72
76
80
(734 мм)
Слайд 6. Все слова строки объединены какой-то логической связью, а одно выпадает. Почему? Вычеркните лишнее слово
Ветер-движение воздуха в горизонтальном направлении.
2. Назовите главную причину образования ветра.
Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление ниже.
Слайд 7. Постройте « Розу ветров» по имеющимся данным
С
В
Ю
З
С-В
Ю-В
Ю-З
С-З
5
2
3
0
4
3
1
6
Слайд 8. Вопрос: Перечислите основные виды облаков.
Ответ: Кучевые , слоистые и перистые
Слайд 9. Какой тип облаков Вы видите на фотографии?
Ответ: Кучевые облака, состоят из водяных капель и не дают осадков.
Вспомните песни, в которых есть слова связанные с темой «Атмосфера», исполните сточки . Кто больше?
Ну а сейчас мы проверим домашнее задание. Я просила вас подготовить вопросы по изученной теме друг другу. Пожалуйста, кто первый?
Ученики задают друг другу вопросы.
Слайд 10. «Догадайся» - коллективная работа. Разгадывание ребусов ведётся коллективно.
1)
(Температура)
2)
(Заморозок)
3)
(Влажность)
4)
(Туман)
5)
(Воздух)
КРОССВОРД
По вертикали:
1. Прибор для измерения температуры воздуха.
2. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристаллов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.
3. Прибор для определения направления и силы ветра.
4. Воздушная оболочка Земли.
По горизонтали:
1. Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты 8-12 км.
5. Капелька воды, осаждающаяся при конденсации на поверхности растений.
6. Один из видов атмосферных осадков.
7. Прибор для измерения давления воздуха.
Слайд 11-19. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Учитель: Посмотрите следующую презентацию и скажите, о чём она.
Расскажите о значении атмосферы в жизни человека.
Значение атмосферы для человека огромно. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы и избежать экологической катастрофы.
Главный путь в борьбе с загрязнением атмосферы- уменьшение разных выбросов. Для этого нужно, чтобы все предприятия имели специальные уловители вредных газов и пыли. Один известный исследователь сказал: «одно из двух: или люди сделают так, что воздух станет менее загрязнённым, или воздух сделает так, что на Земле станет меньше людей».
2013 год- это год чего?
А как мы с вами можем помочь в решении экологической проблемы?
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Вернёмся к легенде, которую я вам рассказала в начале урока. Скажите, вы узнали сегодня что-то новое? Расширился круг ваших знаний?
В последнее время ученые-метеорологи бьют в набат: похоже на то, что атмосфера Земли разогревается значительно быстрее, чем когда-либо в прошлом. Это предопределено деятельностью человека, который, во-первых, подогревает атмосферу путем сжигания большого количества угля, нефти, газа, а также работы атомных электростанций. Во-вторых, и это главнее всего, сжигание органического топлива, а также уничтожение лесов приводит к накоплению в атмосфере количества углекислого газа. За последние 120 лет содержание этого газа в воздухе увеличилось на 17%. В земной атмосфере углекислый газ действует как стекло в теплице или парнике: он свободно пропускает к поверхности Земли солнечные лучи, но удерживает тепло разогретой Солнцем поверхности Земли. Это вызывает разогревание атмосферы, известное под названием парникового эффекта. По подсчетам ученых, в ближайшие десятилетия среднегодовая температура на Земле за счет парникового эффекта может увеличиться на 1,5-2 °С. Если человечество не снизит темпы загрязнения атмосферы и глобальная температура будет в дальнейшем расти, как это имеет место в течение последних 20 лет, то очень быстро климат станет теплее, чем когда-либо на Земле за последний миллион лет. Это вызовет активное ускорение глобального экологического кризиса.
В чем же опасность парникового эффекта? Парниковый эффект изменит такие критически важные величины, как количество осадков, слой туч, океанические течения, размеры полярных ледяных шапок. Внутренние районы континентов станут суше, а побережье более влажными, зимы — более короткими и более теплыми, а лето, — более длительным и более жарким.
Арктики и гор, уровень Мирового океана повысится на 6-10 м, при этом будет затоплено около 20% площади суши, где проживают сотни миллионов людей, расположены города, фермы, сады и поля.
Приложение 2
Кислотные дожди
Окиси серы и азота, что выбрасываются в атмосферу в результате работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, сообщаются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки серной и азотной кислот, которые переносятся ветрами в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди крайне вредно действуют на окружающую среду:
• снижается урожайность большинства сельскохозяйственных культур в результате повреждения листьев кислотами;
• вымываются из почвы кальций, калий и магний, который вызывает деградацию фауны и флоры;
• погибают леса (особенно чувствительные к кислотным дождям кедр, бук);
• отравляется вода озер и прудов, где погибает рыба, исчезают насекомые;
• исчезают водоплавающие птицы и животные, которые питаются насекомыми;
• погибают леса в горных районах (таких, как Карпаты), что вызывает горные сдвиги и селевые потоки;
• ускоряется разрушение памятников архитектуры и жилых домов, особенно тех, которые украшены мрамором и известняком;
• увеличивается количество заболеваний людей (раздражение глаз, болезни дыхательных путей и тому подобно
Приложение 3
Табачный дым
Есть еще один вид загрязнения воздуха, что в сотни тысяч раз превышает загрязнение любого металлургического или химического комбината, однако люди сознательно вдыхают такой воздух. Речь идет о курении. Человек, который жжет сигарету, вдыхает воздух, загрязнение которого в 384 тысячи
(!) раз превышает все предельно допустимые нормы.
Ученые говорят, что вдыхать табачный дым в четыре разы вреднее, чем газы непосредственно из выхлопной трубы автомобиля. В табачном дыме, кроме легкого наркотика — никотина, содержится целый «букет» (около 200) особенно ядовитых веществ, таких, как угарный газ, вещества, которые влекут рак легких и много других.