kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по физики для учащихся 10 класса "Реактивное движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное образовательное учреждение Сенгилеевская СОШ №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Открытый урок

                         Тема: Реактивное движение

 

 

Составила учитель первой категории

Шаповалова Светлана Степановна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Открытый урок   

  Тема: Реактивное движение.

ТДЦ:

        1.  Знать принцип реактивного движения, применение закона сохранения импульса  для реактивного движения, применение реактивного движения в природе и технике.

         2.  Уметь решать задачи, находить информацию, делать выводы, применять полученные знания в экспериментальной работе.

       3.  Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, интеллектуальные способности, познавательную деятельность, расширять кругозор.

      4.  Воспитывать  чувство  товарищества,  взаимопомощи, чувство гордости за российских  ученых, инженеров, летчиков- космонавтов посвятивших свою жизнь созданию многоступенчатой ракеты  для освоения космического пространства.

Тип занятия: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, практические.

ФОПД : коллективная, групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал.

                                Ход занятия.

1.Организация начала урока: Приветствие, подготовка учащихся к усвоению  нового материала.

 

Вступительное слово: Человечество не останется  вечно на Земле, но, в погоне за  светом  и пространством, сначала  робко  проникнет  за пределы  атмосферы, а затем  завоюет  себе все околоземное пространство. Этими замечательными словами К.Э Циолковского мы начнем урок.

- Посмотрите слайды и определите тему урока.

 

 

(Идет слайд и я спрашиваю: «Какой вид движения вы наблюдаете?»

 

(Ответ)

- Верно , тема урока «Реактивное движение» это  еще один вид механического движения.

- Что каждому из вас было бы интересно узнать о реактивном  движении?

(Ответ).

- Совершенно верно: изучим принцип  реактивного движения, устройство ракеты, повторим формулу определения скорости реактивного движения, выясним где применяется реактивное движение в природе  и  технике.

2.Подготовка к основному этапу  занятия. Актуализация:

 

- Реактивное движение  основано на глубоком понимании закона сохранения  импульса, поэтому повторим материал этой темы.

Вопросы:

1. Что называется  импульсом тела?

…………………………………………

2. Что называется замкнутой системой?

………………………………………

3. Сформулировать закон сохранения импульса.

…………………………………….

4. Автомобиль трогается с места, как направлен импульс?

………………………………….

5. Для каких систем справедлив закон сохранения импульса?

……………………………………

6.Хоккейная шайба скользит прямолинейно  и замедленно, куда направлен вектор изменения импульса?

 

- Ответьте на вопросы (раздаю вопросы)

(Отвечают)

- Молодцы, верно, эти знания будут актуальны на уроке. Без знания  закона сохранения импульса  невозможно понять  на чем основано реактивное движение.

3.Изучение нового материала.

- Чтобы ответить на вопрос, «Что такое реактивное движение ?» проведем эксперименты.

-Что происходит ? Почему движется шарик? (на экране показать вывод формулы) Т.К. В самом начале воздух и шарик составляли замкнутую систему то сумма их импульсов была равна  нулю, после того как шарик начал движение, импульс шарика и импульс выходящего воздуха  равны по модулю и противоположны по направлению.

-Проведем ещё один эксперимент.(скейтборд)

-Что общего в этих экспериментах .

-В первом и втором эксперименте произошло отделение одной части от другой.

- Можно ли изменить направление движения тела при реактивном движении?

- Изменение направления можно наблюдать используя «Сенгерово» колесо.

-Для того, чтобы  тело при реактивном движении  изменило  направление своего движения , необходимо изменить направление движения  отделяющейся  от тела части.

-Здесь тоже происходит отделение одной части от другой .Значит можем ответить на вопрос : «Что такое реактивное движение?».

Реактивное движение – движение,  возникающее  при отделении от тела с некоторой скоростью какой либо его части.

Более точную формулировку  прочтите в учебнике на стр 103 п.43

- Прочитали. Молодцы, а теперь проведем исследования  в области реактивного движения.

-Историки собирают информацию об ученых и космонавтах..Возьмите лист с красным квадратом это алгоритм работы на подготовку 5мин.

-Биофизики собирают информацию об использовании реактивного движения в природе.

-Конструкторы  собирают информацию об устройстве ракеты , применение реактивного движения в технике.

- Работа в группах  закончена, послушаем историков, кто стоял у истоков космонавтики.

- Биофизики подготовили интересную информацию

- Что узнали о реактивном движении конструкторы.

4. Первичное закрепление нового материала.

- Молодцы, а теперь пришло время применить знание формул.  Возьмите  карточки с голубым кружком , прочтите условие  задачи и определите искомую величину . На работу дается 3мин.

1 Группа

Задача: Охотник стреляет  с лёгкой надувной лодки. Какую скорость приобретет   лодка в момент  выстрела, если масса  охотника с лодкой  70 кг, масса дроби 35 кг и  средняя начальная скорость дроби  320 м/с? Ствол ружья во время выстрела образует угол 60°  к горизонту.

2. Группа

Задача: Из орудия, установленного на гладкой горизонтальной поверхности, вылетает  снаряд массой 20 кг  со скоростью 200м
с под углом 30° к горизонту. Какую скорость орудие после выстрела, если его масса 2000 кг.

3 Группа.

Задача: Мальчик,  стоя на коньках, бросает камень. Масса мальчика и камня соответственно 20 кг и 1 кг. Начальная скорость камня равна 5 м/си направлена горизонтально. Определить скорость, с которой благодаря броску поедет мальчик. Трением пренебречь.

- Проверьте решение по алгоритму.

- А сейчас  приведем в движение реактивные двигатели. Работаем в группах

-Первая группа по алгоритму собирает  реактивную машину , возьмите лист с синим кружком, Приводить в движение будите по сигналу.

-Вторая группа , по алгоритму собирает и запускает ракету.

- Третья собирает  «сенгерово» колесо.  На работу дается  3мин.

Вывод: Так что же такое реактивное движение.

(Ответ)

5.Закрепление новых знаний.

 

 

Тест.

1.Ученый,  чьи законы помогли открыть реактивное движение: 

а) Ломоносов    в) Паскаль        б) Ампер            г) Ньютон.

2) Закон сохранения какой величины используется в реактивном движении:

а) скорость    б) масса    в) импульс   г) длина

3. По принципу реактивного движения работает:

а) газонокосилка  б) электромагнит    в) вертолет            г) ракета

4. Морское животное,  передвигающееся с помощью реактивного толчка:  а)  акула               б) медуза       в) дельфин            г) скат

5.Какое выражение определяет  скорость  при реактивном движении

а)              б)              в)                  г)

 

 

 

 

 

 

 Ответы .

1.Ученый,  чьи законы помогли открыть реактивное движение: 

а) Ломоносов    в) Паскаль        б) Ампер            г) Ньютон.

2) Закон сохранения какой величины используется в реактивном движении:

а) скорость    б) масса    в) импульс   г) длина

3. По принципу реактивного движения работает:

а) газонокосилка  б) электромагнит    в) вертолет            г) ракета

4. Морское животное,  передвигающееся с помощью реактивного толчка:  а)  акула               б) медуза       в) дельфин            г)

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по физики для учащихся 10 класса "Реактивное движение" »

Муниципальное образовательное учреждение Сенгилеевская СОШ №2










Открытый урок

Тема: Реактивное движение



Составила учитель первой категории

Шаповалова Светлана Степановна.


































Открытый урок

Тема: Реактивное движение.

ТДЦ:

1. Знать принцип реактивного движения, применение закона сохранения импульса для реактивного движения, применение реактивного движения в природе и технике.

2. Уметь решать задачи, находить информацию, делать выводы, применять полученные знания в экспериментальной работе.

3. Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, интеллектуальные способности, познавательную деятельность, расширять кругозор.

4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, чувство гордости за российских ученых, инженеров, летчиков- космонавтов посвятивших свою жизнь созданию многоступенчатой ракеты для освоения космического пространства.

Тип занятия: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративные, частично-поисковые, практические.

ФОПД : коллективная, групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал.

Ход занятия.

1.Организация начала урока: Приветствие, подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Вступительное слово: Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околоземное пространство. Этими замечательными словами К.Э Циолковского мы начнем урок.

- Посмотрите слайды и определите тему урока.


(Идет слайд и я спрашиваю: «Какой вид движения вы наблюдаете?»

(Ответ)

- Верно , тема урока «Реактивное движение» это еще один вид механического движения.

- Что каждому из вас было бы интересно узнать о реактивном движении?

(Ответ).

- Совершенно верно: изучим принцип реактивного движения, устройство ракеты, повторим формулу определения скорости реактивного движения, выясним где применяется реактивное движение в природе и технике.

2.Подготовка к основному этапу занятия. Актуализация:


- Реактивное движение основано на глубоком понимании закона сохранения импульса, поэтому повторим материал этой темы.

Вопросы:

1. Что называется импульсом тела?

…………………………………………

2. Что называется замкнутой системой?

………………………………………

3. Сформулировать закон сохранения импульса.

…………………………………….

4. Автомобиль трогается с места, как направлен импульс?

………………………………….

5. Для каких систем справедлив закон сохранения импульса?

……………………………………

6.Хоккейная шайба скользит прямолинейно и замедленно, куда направлен вектор изменения импульса?


- Ответьте на вопросы (раздаю вопросы)

(Отвечают)

- Молодцы, верно, эти знания будут актуальны на уроке. Без знания закона сохранения импульса невозможно понять на чем основано реактивное движение.

3.Изучение нового материала.


- Чтобы ответить на вопрос, «Что такое реактивное движение ?» проведем эксперименты.

-Что происходит ? Почему движется шарик? (на экране показать вывод формулы) Т.К. В самом начале воздух и шарик составляли замкнутую систему то сумма их импульсов была равна нулю, после того как шарик начал движение, импульс шарика и импульс выходящего воздуха равны по модулю и противоположны по направлению.

-Проведем ещё один эксперимент.(скейтборд)

-Что общего в этих экспериментах .

-В первом и втором эксперименте произошло отделение одной части от другой.

- Можно ли изменить направление движения тела при реактивном движении?

- Изменение направления можно наблюдать используя «Сенгерово» колесо.

-Для того, чтобы тело при реактивном движении изменило направление своего движения , необходимо изменить направление движения отделяющейся от тела части.

-Здесь тоже происходит отделение одной части от другой .Значит можем ответить на вопрос : «Что такое реактивное движение?».

Реактивное движение – движение, возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой либо его части.

Более точную формулировку прочтите в учебнике на стр 103 п.43

- Прочитали. Молодцы, а теперь проведем исследования в области реактивного движения.

-Историки собирают информацию об ученых и космонавтах..Возьмите лист с красным квадратом это алгоритм работы на подготовку 5мин.





-Биофизики собирают информацию об использовании реактивного движения в природе.

-Конструкторы собирают информацию об устройстве ракеты , применение реактивного движения в технике.





- Работа в группах закончена, послушаем историков, кто стоял у истоков космонавтики.

- Биофизики подготовили интересную информацию

- Что узнали о реактивном движении конструкторы.

4. Первичное закрепление нового материала.

- Молодцы, а теперь пришло время применить знание формул. Возьмите карточки с голубым кружком , прочтите условие задачи и определите искомую величину . На работу дается 3мин.

1 Группа

Задача: Охотник стреляет с лёгкой надувной лодки. Какую скорость приобретет лодка в момент выстрела, если масса охотника с лодкой 70 кг, масса дроби 35 кг и средняя начальная скорость дроби 320 м/с? Ствол ружья во время выстрела образует угол 60° к горизонту.

2. Группа

Задача: Из орудия, установленного на гладкой горизонтальной поверхности, вылетает снаряд массой 20 кг со скоростью 200м
с под углом 30° к горизонту. Какую скорость орудие после выстрела, если его масса 2000 кг.

3 Группа.

Задача: Мальчик, стоя на коньках, бросает камень. Масса мальчика и камня соответственно 20 кг и 1 кг. Начальная скорость камня равна 5 м/си направлена горизонтально. Определить скорость, с которой благодаря броску поедет мальчик. Трением пренебречь.

- Проверьте решение по алгоритму.

- А сейчас приведем в движение реактивные двигатели. Работаем в группах

-Первая группа по алгоритму собирает реактивную машину , возьмите лист с синим кружком, Приводить в движение будите по сигналу.

-Вторая группа , по алгоритму собирает и запускает ракету.

- Третья собирает «сенгерово» колесо. На работу дается 3мин.

Вывод: Так что же такое реактивное движение.

(Ответ)

5.Закрепление новых знаний.





Тест.

1.Ученый, чьи законы помогли открыть реактивное движение:

а) Ломоносов в) Паскаль б) Ампер г) Ньютон.

2) Закон сохранения какой величины используется в реактивном движении:

а) скорость б) масса в) импульс г) длина

3. По принципу реактивного движения работает:

а) газонокосилка б) электромагнит в) вертолет г) ракета

4. Морское животное, передвигающееся с помощью реактивного толчка: а) акула б) медуза в) дельфин г) скат

5.Какое выражение определяет скорость при реактивном движении

а) б) в) г)







Ответы .

1.Ученый, чьи законы помогли открыть реактивное движение:

а) Ломоносов в) Паскаль б) Ампер г) Ньютон.

2) Закон сохранения какой величины используется в реактивном движении:

а) скорость б) масса в) импульс г) длина

3. По принципу реактивного движения работает:

а) газонокосилка б) электромагнит в) вертолет г) ракета

4. Морское животное, передвигающееся с помощью реактивного толчка: а) акула б) медуза в) дельфин г) скат

5.






Лист сопровождения для 1 группы «Историки»

1. Ответы на вопросы.



2. Работа в группах «Историки»

Алгоритм работы:


1.Прочитайте текст учебника физики, под ред. Мякишева , 10 кл., стр 105 п.44

2. Заполните таблицу:


Ученый, исследователь

Годы жизни

Вклад в науку

1.Кибальчич



2.Циалковский



3.Королев



4.Гагарин Ю.А.



5.Нил Армстронг



3. Подготовьте выступление от группы


3.Решение задач.

Задача: Охотник стреляет с лёгкой надувной лодки. Какую скорость приобретет лодка в момент выстрела, если масса охотника с лодкой 70 кг, масса дроби 35 кг и средняя начальная скорость дроби 320 м/с? Ствол ружья во время выстрела образует угол 60° к горизонту.)


4. Моделирование

Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.

Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.

Ход работы:

1. Надуть шарик.

2. Прикрепить к машине.

3. Провести испытание модели.

4. Сделать вывод.

5. Результат .



5. Тест.


6. Рефлексия.

Лист сопровождения для 2 группы «Биофизики»

1. Ответы на вопросы.


2. Работа в группах «Биофизики»

Алгоритм работы:


1.Прочитайте текст справочной литературы, рассмотрите иллюстрации

2. Подготовьте выступление от группы по плану:

  • Способы передвижения медузы, кальмара, осьминога, их среда обитания.

  • Использование реактивного движения растениями

  • Космическое природоведение


3.Решение задач.

Задача: Из орудия, установленного на гладкой горизонтальной поверхности, вылетает снаряд массой 20 кг со скоростью 200м
с под углом 30° к горизонту. Какую скорость орудие после выстрела, если его масса 2000 кг.

Ответ:


4. Моделирование

Цель:Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.

Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.

Ход работы:

1. Надуть шарик.

2. Прикрепить к машине.

3. Провести испытание модели.

4. Сделать вывод.

5. Результат .


5. Тест.


6. Рефлексия.







Лист сопровождения для 3 группы «Конструкторы»

1. Ответы на вопросы.

2. Работа в группах «Конструкторы»

Алгоритм работы:


1.Прочитайте текст учебника физики, под ред. Мякишева , 10 кл., стр 105 п.43

2. Подготовьте выступление от группы по плану:

  • Виды топлива, которые используются в реактивном двигателе

  • Устройство ракеты, применение реактивного движения в технике.

  • История развития реактивного движения

3.Решение задач.

Задача: Мальчик, стоя на коньках, бросает камень. Масса мальчика и камня соответственно 20 кг и 1 кг. Начальная скорость камня равна 5 м/си направлена горизонтально. Определить скорость, с которой благодаря броску поедет мальчик. Трением пренебречь.

Ответ:

4. Моделирование

Цель:Применение знания закона сохранения импульса и принципа реактивного движения в моделировании. Привести в движение модель машины.

Оборудование: Модель машины, шарик, крепление.

Ход работы:

1. Надуть шарик.

2. Прикрепить к машине.

3. Приготовить к испытанию

4.Продемонстрировать классу

5. Сделать вывод.

5. Тест.


6. Рефлексия.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Открытый урок по физики для учащихся 10 класса "Реактивное движение"

Автор: Шаповалова Светлана Степановна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 130124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "урок физики в 9 классе "Импульс. Закон сохранения импульса." "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-fiziki-v-9-klassie-impul-s-zakon-sokhranieniia-impul-sa"
    ["file_id"] => string(6) "213061"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969109"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ "
    ["seo_title"] => string(31) "intiegratsiia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "101590"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422855"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока "Импульс тела. Закон сохранения импульса" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-impul-s-tiela-zakon-sokhranieniia-impul-sa"
    ["file_id"] => string(6) "102268"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402492648"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка  урока "Приспособленность организмов к действиям факторов среды" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-prisposobliennost-orghanizmov-k-dieistviiam-faktorov-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "186967"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426437884"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока по окружающему миру "Ученые России" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-uchienyie-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "231895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442668051"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1570 руб.
2240 руб.
1620 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства