kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение знаний по разделу "Литосфера и рельеф Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с игровыми элементами, где обобщаются и углубляются знания учащихся о многообразии горных пород и их значении для человека, а также закрепляются знания о взаимосвязи между горными породами и рельефом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний по разделу "Литосфера и рельеф Земли"»

Тема: Обобщение знаний по разделу «Литосфера и рельеф Земли».

Учитель: Недбайлович Ирина Владимировна


Цели:


  • Познавательные:

  • Расширить и углубить знания учащихся о многообразии горных пород и их значении для человека, а также круга знаний в области рельефа Земли;

  • Закрепить знания о взаимосвязи между горными породами и рельефом;

  • Развивающие:

  • Развивать интерес к учебе и познавательной деятельности, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать;

  • Применять свои знания на практике;

  • Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся самостоятельность, коллективизм;

  • Воспитывать школьников разумно пользоваться дарами природы.


Оборудование: картина гор с туристом

карточки с цифрами

географические термины

таблица

карточки с описанием горных пород

слайды «Формы выветривания»

кроссворд

физическая карта мира

рефлексия

стихотворение о горах Урала

картинки «Сылвенских рифов»

картинки анютиных глазок и полевого хвоща

Ход урока.

1. Сообщение темы и цели.

- Сегодня мы идем на покорение вершины Знания в горной системе «Литосфера и рельеф Земли». Тот, кто хоть раз побывал в горах, никогда не забудет их красоты. Снежные вершины на заре сияют розовыми и голубыми отблесками. И едва приметная тропинка вьется среди горных скал, по которой нам с вами предстоит пройти. Для, того чтобы преодолеть все препятствия, нужно собрать все знания по данной теме, повторить основные термины. Чтобы подняться в горы нужно быть эрудированным, смелым человеком.


2. Проверка домашнего задания.

Устный географический диктант.

- Я читаю определение того или иного понятия, вам нужно поднять карточку с номером этого понятия.


1. земная кора

2. горная порода

3. эпицентр

4. лава

5. горный хребет

6. горная страна

7. рельеф

8. полезные ископаемые

9. очаг землетрясения

10. вулкан

11. гора

12. равнина


Микрообобщение.


3. Работа по пройденному материалу.

3.1 Заполнение таблицы.

- Земная кора – это внешняя твердая часть Земли, по которой мы ходим. Она представляет собой как тонкое «покрывало», под которым скрыты неспокойные земные недра.

Назовите типы земной коры.

Дайте им характеристику (т.е. перечислить слои, мощность)

типы земной коры

слои

мощность











3.2. Фронтальный опрос.

- Земная кора твердая и состоит из минералов и горных пород.

Приведите примеры магматических горных пород.

На какие группы их подразделяют?

Каковы их физические свойства?

Как они используются человеком?

Приведите примеры осадочных горных пород.

Как они образуются?

Как называются горные породы, измененные под действием огромного давления и высоких температур?

Приведите примеры.


3.3 Групповая работа «Каменная азбука»

- Разделитесь на 6 групп. Каждой группе дается описание горной породы, через 1 минуту вы должны назвать эту породу.

Известен с глубокой древности. В 18 в. Очень дорого ценился. А в 19 в., когда на Урале были обнаружены богатые месторождения этой природы, его начали использовать для внутренней отделки дворцов. Изготовляли колонны, вазы, камины. Название происходит от древнегреческого «мальва», т.к. напоминает зеленую листву этого растения


С незапамятных времен эта порода вошла в обиход человека. Служила предметом обмена и торговли. Порода необходима человеку для регулирования работы сердца и мышц. Широко используется в химической промышленности для изготовления удобрений. Много этой породы и в океане.




Самое распространенное полезное ископаемое. Образуется при разрушении различных горных пород. Встречается повсюду. Используется при производстве стекла.


Эта порода легче воды. Залегает глубоко в земле, поэтому добывают её специальными машинами. Имеет специфический запах. Если бы эта порода пропала, остановился бы транспорт, прекратилось бы производство тканей, красок и моющих средств. Наша страна богата этим полезным ископаемым.




Образуется этот минерал при высоком давлении, которое существует только на глубине 60-100 км. от поверхности земли. Очень редко породы с такой глубины выходят на поверхность. Этим и объясняется, что минерал встречается редко и дорого ценится. Ограненный называется бриллиантом.



- Человек берет из земной коры различные породы и использует их в своей деятельности.

Эти породы называются …….

геологи

Прежде чем начать добычу того или иного полезного, ведут разведку с помощью техники.

- У геологов кроме техники, есть ещё хорошие помощники – растения. Разрослись лесные фиалки (анютины глазки), стройные, крепкие стоят как будто подмигивают. Нам не догадаться. А геологи знают: значит, здесь модно искать цинк. А вот другой друг – полевой хвощ. Нам опять ни к чему. Растет себе и растет. А геолог опять знает: здесь в земле, возможно, есть золото. Если среди хвойных растений ясно видна полоса лиственных пород. Значит, здесь можно искать каменный уголь.

- «Зеленые разведчики» помогают человеку находить полезные ископаемые. Количество горных пород, которые люди причисляют к полезным ископаемым, увеличивается с каждым годом.


3.4 Разгадывание кроссворда.

- Удивительной красоты природа нашей планеты. Все живое на земле существует благодаря свету и теплу, приходящим к нам с солнечными лучами. НО, оказывается, есть ещё тепло – внутреннее. Какие-то таинственные процессы и неизвестные явления происходят глубоко внутри Земли, проявляясь на поверхности в виде извержения вулканов и землетрясений.


1 вариант – по горизонтали

2 вариант по вертикали


3.5 Работа с картой.

- Земная твердь нашей планеты имеет различные неровности. Это высокие горы и небольшие холмы, обширные равнины и овраги. Формы рельефа различаются по происхождению, возрасту и размерам. Самые крупные формы рельефа Земли – это горы. Покажите на карте самые крупные горные системы с их высочайшими вершинами.

Кордильеры

Анды

Атлас

Большой водораздельный хребет

Гималаи

Кавказ

На какие группы делятся горы по высоте?

Как делят горы по возрасту?

Как это отражается на внешнем облике гор?

Назовите самый гористый материк. Обоснуйте свою точку зрения.


3.6 Показ слайдов «Формы выветривания».

- Мир камня разнообразен и удивителен. Капля воды, падающая с неба, может попасть не на растение, а в расщелину камня. Здесь она начнет растворять те его вещества, которые легче поддаются воздействию воды. В результате связи этого камня слабнут. Поскольку подобные процессы повторяются год за годом, камень в конце концов развалится и превратится в песок.

выветривание

Географы назвали этот процесс – постоянно идущий процесс разрушения и изменения горных пород.

Каменная летопись планеты писалась на протяжении миллиардов лет. Её создавали потоки раскаленной лавы, лучи палящего солнца, удары морских волн, течения рек и ветры. Породы, образованные силами природы, напоминают храмы, диковинных животных, воинов и фантастические пейзажи. Природа всюду проявляет свою буйную фантазию.


3.7 Чтение стихов.

- Природа наделила горы необыкновенной красотой. Причудливы одетые лесами древние склоны, а вверху они сверкают ослепительной белизной ледников. Все это вдохновляло поэтов.


3.8 Краеведческий материал.

- Представьте себе, что на месте нынешнего Урала первобытный океан. Тот океан, который не занесен ни в какие учебники географии.

Миллионы лет первобытный океан омывал территорию нашего города и края. Океан в течение долгого времени совершал свою работу, разрушая в одном месте и создавая в другом. Из этих разрушенных частиц, медленно образовывались известняки, доломиты,

Которыми мы любуемся уже в готовом виде. Главную красоту древнего океана составляют скалы, которые тянутся вдоль р. Сылвы и носят название Сылвенские рифы. Они сложены водорослями и многими десятками видов мелких ископаемых животных.


3.9 Работа с картой.

- На поверхности суши выделяются не только горы, но и сравнительно выровненные поверхности – равнины.

Что же такое равнина?

Покажите на карте наиболее крупные равнины.

Как называются равнины, обозначенные на рисунке:

Как изображаются равнины на карте?


4. Итог урока.

- Вот мы с вами успешно покорили очередную вершину знаний.

Кто заметил, что происходило с растительностью от подножия горы к её вершине?

От чего это зависит?

Смена растительного покрова из-за закономерного понижения температуры воздуха, называется

высотой поясностью


5. Рефлексия.

- Урок подошел к концу. Подведем итоги.

У каждого из вас на парте лежит условно обозначенный минерал или порода. Вам нужно оценить урок и свою работу на нем.

Урок мне понравился, я в полной мере проявил себя.

Урок мне понравился, но я не достаточно проявил себя.

Урок мне не понравился, я никак не проявил себя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение знаний по разделу "Литосфера и рельеф Земли"

Автор: Недбайлович Ирина Владимировна

Дата: 16.05.2016

Номер свидетельства: 327052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока на тему" Литосфера""
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekturokanatiemulitosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "341040"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472314279"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Календарно-тематическое планирование по географии.   Учебник «География материков и океанов»  В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. "
    ["seo_title"] => string(145) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-ghieoghrafii-uchiebnik-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-v-a-korinskaia-i-v-dushina-v-a-shchieniev"
    ["file_id"] => string(6) "214637"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432387799"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-dlia-5-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "183504"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425894514"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока в 5 классе "Земная кора""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt_uroka_v_5_klassie_ziemnaia_kora"
    ["file_id"] => string(6) "356458"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478550295"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Организация подготовки ЕНТ и ВОУД по географии.Анализ результатов пробных тестирований "
    ["seo_title"] => string(97) "orghanizatsiia-podghotovki-ient-i-voud-po-ghieoghrafii-analiz-riezul-tatov-probnykh-tiestirovanii"
    ["file_id"] => string(6) "154395"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421155836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства