Создать необходимые условия для качественного образования, развития творческих, духовных и физических возможностей личности, посредством совместной работы семьи и школы в учебно-воспитательном процессе, в целях обеспечения здоровьесберегающего потенциала обучающихся.1. Активизировать работу в данном направлении, тщательно отобрав и систематизировав построчно информацию казахстанских учебников нового поколения.
2.Система работы должна включать последовательную логическую цепочку от пропедевтического курса «Естествознание» 5 класс«Физическая география. Начальный курс» 6 класс «География. Материки и океаны» 7 класс «География Казахстана» 8–9 класс для подготовки к ВОУД.
3. 5–7 минут рабочего времени каждого урока в 9 классе посвящать отработке навыков работы с тестовым материалом.
4 Регулярно проверять знания по усвоению понятийного аппарата физической и экономической географии.
5. Рекомендовать ведение учащимися словаря терминов.
6. Продолжить выполнение заданий, требующих чёткого представления географической карты, как дополнительного источника информации.
Организовать работу по подготовке к ЕНТ в следующем ключе:
1. Сквозная целенаправленная отработка тем курсов естествознания и физической географии 5–8 класса, а так же экономической и социальной географии 9–11 класс.
2. Проводить промежуточный тематический контроль еженедельно и отслеживать мониторинг качества знаний по каждому классу и ученику.
3.Устранять имеющиеся пробелы в знаниях.
Работу по подготовке к проведению ВОУД и ЕНТ осуществлять регулярно.В процессе подготовки к ВОУД и ЕНТ практиковать групповую и индивидуальную формы работы, словесные, наглядные и практические методы, приёмы сравнения, обобщения
Предмет «география» является одним из самых востребованных предметов по выбору при едином национальном тестировании.Содержание предлагаемых тестов проверяет знание
-как форму,наиболее объективно отражающую и объясняющую закономерности эволюции Земли;
-природных объектов Земли, отражающих её структуру и пространственную закономерность;
-процессов и явлений на Земном шаре.
Для успешной сдачи ЕНТ учащиеся должны показать достаточно глубокие и целостные знания об окружающей природе; общей экономико-географической характеристике мира; населении Земли и природе; развитии науки географии; природе, населении и хозяйстве Казахстана; месте Казахстана в мировом рынке; глобальных проблемах человечества; современном мировом хозяйстве.
При всей кажущейся лёгкости предмета географии по сравнению с математикой, физикой, химией , комплексное тестирование показывает, что при ответе на вопосы по географии учащиеся испытывают большие затруднения и проблемы. Можно выделить несколько причин данного явления:
1.Учащиеся отвечают на вопросы ЕНТ по географии за весь школьный курс с 6-го по 11 класс и вопросы курсов физической географии 6 класса, географии материков и океанов курса 7-го класса уже основательно забыты и трудны для точного и правильного ответа.
2.Тестирование перегружено мелкими деталями и вопросами, а многие главные вопросы на знание географических закономерностей и явлений не представлены в тестировании.
3.Учащиеся слабо владеют пространственными представлениями по географической карте, картографическими знаниями, а вопросов на знание карты в ЕНТ достаточно много
4.Многие учащиеся нацелены только на повторение тестовых заданий, но не считают нужным повторять теоретический материал, поэтому при незначительном изменении тестовых заданий ученик не может найти правильный ответ;
5.Большая часть времени при ответе на тестовые задания ЕНТ отводится учеником на математику, историю Казахстана, казахский язык, а на географию обычно остаётся 10-15 минут времени при тестировании.
Исходя из проблем и специфики подготовки к ЕНТ по географии, учителями географии разрабатываются собственные методики и приёмы, помогающие ученикам успешно сдать единое нацинальноетестирование.Я также хочу поделиться собственными наработками по подготовке к ЕНТ и ВОУД по географии. Учителям географии школ для учащихся11-х классов по подготовке к ЕНТ и 9-х классов по подготовке к ВОУД рекомендуется проведение консультаций по географии, где с помощью разных форм подготовки-лекций, семинаров, лекций с элементами практикума, семинаров с элементами лекции , практикумов и т.д.,учащиеся повторяют программный материал по географии 6-11 классов или 6-9 класса;
1. Для подготовки к ЕНТ и ВОУД по географии школьникам рекомендую использовать учебные пособия:
2.Регулярно провожу мониторинг знаний и диагностику наиболее часто встречающихся ошибок, «западающих» звеньев в системе географических знаний девятиклассников за курсы географии 6-9,10-11 класса;
3.В кабинете географии оформлен уголок по подготовке к ЕНТ и ВОУД по географии для11-х и 9-х классов; имею папки мониторинга подготовки к ЕНТ и ВОУД по географии ,папки с тестовой базой данных ЕНТ разных лет, методическую литературу..
4.Школьникам рекомендуется предоставить электронные версии тематических тестовых заданий по курсам географии 6-9,10-11 класса, разработанные учителем географии;
5.Рекомендуется осуществлять психологическую поддержку школьников 9-го класса по подготовке к ЕНТ и ВОУД по географии: учитель географии работает в сотрудничестве со школьной психологической службой.
Ведущим средством обучения при подготовке к ЕНТ и ПГК по географии остаётся учебник .Работа учащихся с учебником реализуется через приёмы учебной деятельности, которые отличаются разнообразием и спецификой в зависимости от используемого структурного компонента.
Важно с самого начала научить учащихся правильно ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, планами-схемами разделов, видеть всю его структуру. Анализ текста, работа с картой, статистикой, рисунками, фотографиями, тестами -всё это ключевые приёмы, применяемые на разных стадиях учебного процесса: при изучении нового материала, закреплении, проверке и коррекции знаний и умений.
Большое значение для успешной подготовки к ЕНТ и ВОУД по географии имеет выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. Необходимо опираться на перечень базовых знаний и умений по географии, озвученных в Программе по географии.
Важная составная часть подготовки-географическая номенклатура.(рекомендуемая Программой).Изучение номенклатуры преследует цель прочно закрепить в памяти учащихся определённый минимум названий географических объектов, правильное их написание и размещение на карте.
Это достигается, если:
-с каждым географическим названием ассоциируются особенности объекта и картографическое представление о нём;
-правильно организована работа с картой;
-к изучению номенклатуры привлекаются разные виды памяти – зрительная, двигательная, словесно- смысловая;
-знание топонимов систематически проверяется.
Работу с номенклатурой облегчает составление словаря географических названий, обязательных для запоминания.
Обязательной при подготовке к ЕНТ и ВОУД является работа со статистическим материалом. Статистика используется для формирования у школьников:
-научных понятий экономической и социальной географии;
-необходимых количественных представлений;
-умения пользоваться абсолютными и относительными показателями;
-навыков работы с графическими средствами обучения-диаграммами, графиками.
Опыт показывает, что применение цифр в учебном процессе даёт хорошие результаты, если учитель:
-свободно ориентируется в статистике, постоянно обновляет её;
-тщательно отбирает цифровые показатели, округляет их и включает в учебный процесс только в случае действительной необходимости;
-владеет приёмами работы со статистическими данными;
-широко использует таблицы при опросе учащихся;
-организует дозированное выполнение упражнений и практических заданий;
-умеет преподносить цифры так, чтобы они были понятны учащимся.
Учителю необходимо выделять для учащихся при подготовке к ЕНТ и ВОУДключевые цифры, перечень которых устанавливает Программа. Это размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ, общая численность населения, плотность населения, уровень урбанизации, состав населения Казахстана, современная статистика рождаемости, смертности и естественного прироста, доля городского населения, пашни, ТЭС, ГЭС; число экономических районов, областей
АЭС ,годы создания природоохранных территорий Казахстана, площади материков, величины радиуса Земли и протяженности экватора, площади поверхности Земли, поверхности Мирового океана, суши и т.д.
Важной составляющей при подготовке к ЕНТ и ВОУД по географии является работа с картографическими и другими иллюстративными материалами.
В курсах географии 6-9,10-11 класса учитель формирует у школьников приёмы и навыки работы с картами. К 9-11- му классу у учащихся уже должны быть сформированы навыки и умения «чтения» карты, создания по географическим картам зрительного образа местности.
Подготовка к ЕНТ и ВОУД проверяет выполнение школьниками триединой дидактической задачи-понимать, читать и знать карту.
Понимать карту-значит усвоить основные свойства и особенности разных видов карт, их легенду и приёмы использования.
Читать карту-значит уметь выяснять географическую действительность по её картографическому изображению. Это умение вырабатывается в результате многократных упражнений.
Знать карту- значит представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и названия изучаемых объектов. Знание карты опирается на её понимание и умение читать, а формируется в процессе изучения географической номенклатуры.
Важнейшими приёмами работы с картографическим материалом является визуальный анализ и описание по картам.
С их помощью устанавливаются наличие, свойства, особенности размещения, взаимосвязи и динамика объектов и явлений. Они включают также элементы сравнения, группировки, определения количественных характеристик, составления или заполнения таблиц. Схем, а завершаются оцениванием рассматриваемых явлений и процессов, формулированием выводов.В результате у школьников должен сформироваться зрительный, картографический образ изучаемой действительности.
Подготовка учащихся в 9 классе к ПГК по географии.
В курсе экономической и социальной географии Казахстана на изучение выделяется cэтого года 2 часа в неделю. Вопросы ,предлагаемые учащимся 9 класса на ВОУД по географии формулируются за весь предыдущий школьный курс географии 6-9 класс, поэтому в 9 классе очень остро стоит проблема повторения материала. Дополнительных часов на подготовку в базовом курсе школы не выделяется. На каждом уроке предусматриваю выделение 5-10 минут на отработку и повторение материала тем и тестовых заданий по географии 6-9 класса. Кроме того, начиная с октября месяца каждый четверг проводятся консультации, где прорабатываются варианты заданий за прошлые годы.
1.Учащиеся 1 раз в месяц сдают зачёт по темам , где по результатам мониторинга допущено наибольшее количество ошибок.
-Земля как планета,6 класс
-План и карта, 6 класс;
-Литосфера и рельеф Земли, 7 класс
-Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Казахстана, 8 класс;
-Промышленность, сельское хозяйство, транспорт Казахстана,9 класс.
2.Проводится индивидуальная работа по коррекции ошибок с учащимися, показавшими наиболее слабые результаты тестирования.
3.В течение всей подготовки к ВОУД продолжается отслеживание результатов каждого ученика не только по пробным тестированиям ,но и по каждой отдельной теме.
4.Создание позитивного настроя на подготовку к ВОУД через демонстрирование достижений в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
25февраля в школе проводилось промежуточное тестирование в 9-х классах. Результаты невысоки,т. в целом учащиеся довольно слабые, да и не все систематически посещали консультации. Средний балл: 9»б»-11,5; 9»в»-11,6. Максимальный- 19баллов-Мякишева Виктория, Арсланов Рустам, Дуденков Рустам. Минимальный- 1балл-Годунов Александр.
Подготовка учащихся в 11 классе к ЕНТ по географии.
В курсе географии 11 класса в профильном классе естественно-математического направления выделяется на изучение географии 2 часа.
Курс рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю
Курс «География» призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы как субъекта бытовой и профессиональной деятельности в разнообразной пространственно-бытовой действительности.
Приобретение географической компетентности позволит выпускнику школы не только самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, но и ориентироваться на основе географической информации ,знаний, умений , навыков в экологических, экономических, политических и других проблемах современности. В старшей школе перед географией стоят две важнейшие задачи:
-подготовить к продолжению образования тех учащихся, которые выбрали в качестве будущей профессии географическую специальность;
-сформировать у учащихся, ориентированных на негеографические профили , понимание места и роли географии в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества.
В этом году в 11классе географию выбрал Ахметов Рустам, мы с ним прорабатываем на консультациях вопросы географии начиная с курса «Естествознание» , имеются тестовые задания по каждой теме. Рустам относится несерьезно к предмету, пропускает как консультации,так и уроки.Самый высокий результат при промежуточном тестировани-18 баллов. Но время еще достаточно для отработки, если будет добросовестное отношение.