«ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный ________В.И.Ваничкина Председатель МС Руководитель кафедры
_____________В.И. Ваничкина (Протокол №1 от 29.08.2014г.) __________Н.В.Журина гуманитарных дисциплин
(Приказ № от 29.08.2014г.) (Протокол № 1 от 28.08.2014г.) __________Н.И. Гурьянова
№ п.п. | Кол-во уроков | Дата | Форма проведения | Тема урока | Результат | Характеристика познавательных универсальных учебных действий |
Введение – 2 часа |
1 | 1 | | Вводный урок | География - одна из наук о планете Земле. | Выделять географические процессы и явления; Вести метеорологические наблюдения; Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта»; Изготавливать модели солнечных часов и гномона. | Знакомство с учебником. Изучать и анализировать иллюстрации; Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта»; Проводить наблюдения: за температурой воздуха, направлением ветра, облачностью и другими явлениями; Овладевать навыками использования простых приборов и инструментов. |
2 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ИКТ | Наблюдение – метод географической науки. |
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы – 4 часа |
3 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ИКТ | Земля среди других планет Солнечной системы. | Выдвигать гипотезы возникновения Земли, как планеты, возникновение Земли как планеты; Определять причины смены дня и ночи, времен года; Выделять закономерности ритмичности процессов и явлений. Различать дни весеннего и осеннего равноденствия; Различать дни летнего и зимнего солнцестояния; Определять пояса освещенности Земли. Составлять фотоколлажи планет Солнечной системы. | Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее точная модель Земли; Работать с текстом и рисунками учебника; Сравнивать особенностей планет солнечной системы и земной группы; Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю; Наблюдать за действующей моделью – теллурием и выделение закономерностей. вращения Земли; Объяснять смены времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли; Фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Заполнение календаря природы; Составлять рассказ по плану о четырёх особых положения Земли. |
4 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ЭОР | Движение Земли по околосолнечной орбите. |
5 | 1 | | Урок-практикум | Экскурсия «Наблюдение за живой природой. Календарь природы». |
6 | 1 | | Урок общеметодической направленности с ФЦИОР | Суточное вращение Земли. |
Раздел 2. Геосферы Земли – 28 часов Подраздел. Внутренне строение Земли – 9 часов |
7 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ИКТ | Внутреннее строение Земли. Слои Земной коры. | Выделять слои земной коры; по карте находить действующие и потухшие вулканы; различать основные формы рельефа Земли, Определять границы литосферных плит; Моделировать внутренне строение земли; конструировать движение литосферных плит, Использовать способы запоминаний названий географических объектов, Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы. | Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканы. Создавать коллекцию горных пород своей местности. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Определять интенсивности землетрясений по описаниям и таблице 12-бальной шкале. Подготавливать «Дневник географа – следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. |
8 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ИКТ | Вулканы Земли. |
9 | 1 | | Урок «открытия» нового знания. | Земная кора. Горные породы и минералы. |
10 | 1 | | Урок общеметодической направленности с ИКТ | Строение земной коры. |
11 | 1 | | Урок-практикум | Землетрясения. Цунами. Практическая работа №1 «Шкала интенсивности землетрясения» |
12 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ЭОР | Рельеф земной поверхности. |
13 | 1 | | Урок общеметодической направленности | Человек и литосфера. |
14 | 1 | | Урок-практикум | Практическая работа №2 по теме «Топонимика». |
15 | 1 | | Урок-контроль | Контрольная работа №1 по теме «Внутреннее строение Земли». |
Подраздел. Атмосфера - 4 часа |
16 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ФЦИОР | Атмосфера - воздушная оболочка Земли. | Различать границы атмосферы, строение атмосферы; выделять состав воздуха; вести календарь народных примет, проводить опыты, доказывающие существование атмосферного давления; находить дополнительную информацию (в Интернет, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов; о неблагоприятных атмосферных явлениях. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды». Характеризовать текущую погоду. Готовить презентацию (сообщение) о воздействии погоды на быт и хозяйственную деятельность людей. Сравнивать народные приметы; анализировать погоду; вести метеорологические наблюдения; изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление; изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр); составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс). Составлять кроссворд. | Работать с текстом и иллюстрациями в учебнике. Анализировать текст учебника с целью определения ключевых понятий урока. Анализировать иллюстрации, схемы. Работать с «Дневником географа-следопыта», заполнение схем, таблиц и тд. Проводить опыты, доказывающих существование атмосферного давления. Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года. |
17 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ИКТ | Погода и метеорологические наблюдения. |
18 | 1 | | Урок общеметодической направленности | Человек и атмосфера. |
19 | 1 | | Урок-практикум | Практическая работа №3 по теме «Календарь народных примет». |
Подраздел. Водная оболочка Земли - 9 часов |
20 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ИКТ | Вода на Земле. | Изучать и описывать свойства воды; Выделять части океанов, различать острова, полуострова и архипелаги; Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку; Выделять части рек; устье, исток, приток, выявлять основные различия горных и равнинных рек. Создавать игру «Знатоки морских названий» По картам характеризовать реки; моделировать родник; работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы; проводить опыты для определения скорости просачивания воды через образцы горных пород (песок, глина, суглинок). Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о роли океанов в жизни человека, редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях. Составлять фотоколлажи. Находить информацию в Интернете, использовать ЭОР. | Работать с учебником, картами атласа, контурными картами. Анализировать рисунки, тексты и схемы в учебнике. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Создавать в «Дневнике географа - следопыта» топонимических страниц. Проводить опыты, показывающих, что вода просачивается в разных горных породах с разной скоростью. Анализировать процесс просачивания воды. Находить информацию о воде в недрах земли в ЭОР. |
21 | 1 | | Урок-практикум | Практическая работа №4 по теме «Свойства воды». |
22 | 1 | | Урок общеметодической направленности | Мировой океан – главная часть гидросферы. |
23 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ЭОР | Воды суши. Реки. |
24 | 1 | | Урок-практикум | Практическая работа №5 по теме «Характеристика горных и равнинных рек» с использованием карт атласа. |
25 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ИКТ | Озёра. Вода в «земных кладовых». |
26 | 1 | | Урок-практикум | Практическая работа №6 «Принципы работы родников». |
27 | 1 | | Урок общеметодической направленности | Человек и гидросфера. |
28 | 1 | | Урок -контроль | Контрольная работа №2 по теме «Водная оболочка Земли». |
Биосфера – 6 часов |
29 | 1 | | Урок «открытия» нового знания | Оболочка жизни. | Определять оболочки жизни на Земле; границы биосферы; приспосабливаемость живых организмов к различным условиям среды; называть представителей различных сред обитания. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своём крае. Различать условия жизни животных и растений в разной окружающей среде. Создавать агитационные листы (плакаты) на природоохранные темы. | Работать с текстами учебника, анализировать иллюстрации. Работать с «Дневником географа-следопыта». Работать с изображениями и описывать ископаемых остатков организмов. Составлять и описывать коллекций комнатных растений по географическому принципу. Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания. Виртуально изучать морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах». Работать с определителем морских животных. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы. |
30 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ФЦИОР | Жизнь в тропическом поясе. |
31 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ИКТ | Растительный и животный мир умеренных поясов. |
32 | 1 | | Урок «открытия» нового знания с ИКТ | Жизнь в полярных поясах и в океане. |
33 | 1 | | Урок общеметодической напраленности | Природная среда. Охрана природы. |
34 | 1 | | Урок рефлексия | Обобщение по начальному курсу географии. |
№п/п | Наименование пособий и технических средств обучения | Выходные данные (автор, издательство, год издания) |
I | Печатные пособия: 1. Учебная программа. | 1. География: программа: 5-9 классы, А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня.-М.: Вентана-Граф, 2012. – 328 с. 2. Примерные программы по учебным предметам. Гео- П76 графия. 5—9 классы: проект. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 75 с. — (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023258-6. |
| 2. Учебники. | Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 160 с.:ил. |
3. Методическое пособие для учителя. | Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: книга для учителя, учащихся и родителей. М.:-АСТ-ПРЕСС, 2001г. Пивоварова Г.П. за страницами учебника географии. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007 г. |
II | Звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Видеоуроки на DVD и CD дисках по всем раздам начального курса географии Виртуальная школа Кирилла и Мефодия |
III | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации; Компьютер; Мультимедиа-проектор Экран |
IV | Цифровые образовательные ресурсы | Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Инновационные учебные материалы «Географические обучающие модели» «География 6-10 классы» «Картографическая лаборатория» «Учебный электронный конструктор по географии» География «Определители для практических работ» Инструменты учебной деятельности Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями Школьная геоинформационная система для работы с цифровыми картами и космическими снимками Электронные издания Журнал «Наука и жизнь» Энциклопедия "Кругосвет" ФЦИОР по географии http://fcior.edu.ru/ |
V | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Модели: теллурий. Глобус. |
VI | Натуральные объекты | Коллекция горных пород и минералов. |
VII | Демонстрационные пособия | Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии -приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий. |
VIII | Музыкальные инструменты | |
IX | Натуральный фонд | |