Викторина для 5 классов по природоведению
« Мир вокруг нас».
Цель: Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению природоведения.
Задачи: 1.Пробудить интерес к урокам природоведения.
2.Развивать мыслительную деятельность.
3. Воспитание Бережного отношения к природе.
Ход мероприятия
I. Орг. момент.
Ведущий: – Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня наш с вами урок, будет посвящён природе. Я знаю, что вы любите природу, охраняете её и знаете многие её секреты.
А для того, чтобы постичь её сокровенные тайны и узнать о ней больше, мы проведём викторину.
Проведение мероприятия.
Подготовка к викторине: в классе или из нескольких классов одной параллели формируются 2 команды. Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Сегодня у нас соревнуются команды учащихся, поприветствуем друг друга.
Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла
Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. (каждый правильный ответ – 1 балл).
1 конкурс « Кто быстрее?» (ответы на загадки, 1 балл за ответ)
1. Подмигнет тебе украдкой,
Из травы фонарик сладкий. (Земляника)
2. На верхушке стебелька
Солнышко и облака. (Ромашка)
3. Как зовут меня – скажи,
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок
Синеглазый. (Василек)
4. Не пустили в огород – Оттого она и жжет. (Крапива)
5. Мастер шубу себе сшил.
Иглы вынуть позабыл. (Еж)
6. Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)
7. Рыжий маленький зверек,
С ветки – прыг, на ветку – скок. (Белка)
8. С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. (Одуванчик)
9. Без крыльев летают,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (облака)
10. Не вода, не суша:
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь. (болото)
11. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы быть и выше,
Если б крыши там нашлись. (сосулька)
12. Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда –
И сверкает в лопухах
На опушках и лугах. (роса)
13. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
14. В одежде богатой,
Сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (крот)
15. Я устраиваюсь ловко
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (хомяк)
16. Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (осел)
2 конкурс ЭСТАФЕТА
В конкурсе участвуют по 1 человеку от каждого класса. Шагая вперёд поочерёдно, дети (на каждый шаг) говорят название дерева (кустарника). Повторять названия НЕЛЬЗЯ. Выигрывает тот, кто без задержки и ошибки назовёт больше деревьев.
3 конкурс ВЕСЁЛЫХ ХУДОЖНИКОВ
Вызывается по одному участнику от каждого класса. На двух досках (листах бумаги) каждый рисует с завязанными глазами кошку. Жюри оценивает «мастерство» художников.
4 конкурс ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
В мешочке лежат различные плоды (морковь, яблоко, груша и др.)
Участники команд на ощупь определяют, что это.
5 конкурс ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ (Слайды)
Участники получают конверты с наборами рисунков, три из которых можно объединить в одну группу по какому-либо общему для них признаку. Таким образом, надо отметить среди них 4-ое лишнее, например, ГРИБЫ: подберёзовик, лисички, сыроежка, мухомор;
ДЕРЕВЬЯ: берёза, дуб, клён и ёлка.
ЗВЕРИ: домашние и дикие.
6 конкурс «КТО БЫСТРЕЕ?» (кроссворд)
Представители каждой команды должны решить по одному кроссворду. Вопросы для кроссворда:
1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
2. Сама легковата, а хвост богатый, с ветки на ветку скок-скок, орешек за орешком щёлк-щёлк. (Белка)
3. Думал, кошка. Крикнул: “Брысь!”
Оказалась это … (Рысь)
4. Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
Пока представители команд решают кроссворды, болельщикам обеих команд поочерёдно предлагаются вопросы.
ВОПРОСЫ:
Кто написал сказку «Гадкий утёнок»? (Г.Х.Андерсен)
На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят)
Какая птица самая большая в мире? (Страус)
Какая птица выше всех летает? (Орёл)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, 15 см)
Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)
Листья какого растения можно приложить к ране? (Подорожник)
Какую траву любят кошки? При каких болезнях она применяется? (Валериану. При сердечно-сосудистых заболеваниях, при неврозах)
Ведущий: Природа – это богатство человечества.
Её необходимо беречь, как жизнь человека.
А знаете ли вы ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ? (Слайды)
Дети высказываются. Ведущий показывает запрещающие знаки:
1. Не сбивай грибы, даже несъедобные.
2. Не разоряй птичьи гнёзда.
3. Не шуми в лесу, в парке.
4. Не разводи костёр в лесу.
5. Не оставляй в лесу мусор.
6. Не разоряй муравейник.
7 конкурс Тестовые задания
1. Что такое природа? (подчеркни правильный ответ)
а. Карандаши, тетради, парты, здание школы, город;
б. Человек, растения и животные, солнце в небе, моря и океаны;
в. Солнце, земля, воздух, вода, человек, растения и животные, рыбы и микробы; 2. К неживой природе относятся:
а. Человек, растения, животные, грибы и микробы;
б. Солнце, земля, воздух, облака, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
в. Солнце, земля, небо, облака, камни, вода, дождь, снег;
3. Чем измеряют температуру? Подчеркни правильный ответ:
а. Манометром;
б. Термометром;
в. Барометром;
Какие вещества входят в состав воздуха? Подчеркни правильный ответ:
а. Водород, медь, цинк;
б. Кислород, азот, углекислый газ;
в. Фтор, хлор, йод;
Найдите ошибки в рассказе, который вы сейчас прочитаете. (Ошибки подчеркнуть)
Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи,сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, начинается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву. (Ошибки выделены, за 1 ошибку – 5 баллов)
Записать знаками пять градусов выше нуля +5; десять градусов ниже нуля –10; двадцать градусов мороза –20; тридцать пять градусов жары +35.
Итог:
Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Но мы уверены, что эта встреча не пройдёт даром. Вы станете настоящими защитниками природы, ещё больше полюбите нашу природу, нашу землю!
Вопросы для кроссворда:
1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?
2. Сама легковата, а хвост богатый, с ветки на ветку скок-скок, орешек за орешком щёлк-щёлк.
3. Думал, кошка. Крикнул: “Брысь!”
Оказалась это …
4. Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, в деревне кур крадёт.
Вопросы для кроссворда:
1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?
2. Сама легковата, а хвост богатый, с ветки на ветку скок-скок, орешек за орешком щёлк-щёлк.
3. Думал, кошка. Крикнул: “Брысь!”
Оказалась это …
4. Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, в деревне кур крадёт.
Тестовые задания
1. Что такое природа? (подчеркни правильный ответ)
а. Карандаши, тетради, парты, здание школы, город;
б. Человек, растения и животные, солнце в небе, моря и океаны;
в. Солнце, земля, воздух, вода, человек, растения и животные, рыбы и микробы; 2. К неживой природе относятся:
а. Человек, растения, животные, грибы и микробы;
б. Солнце, земля, воздух, облака, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
в. Солнце, земля, небо, облака, камни, вода, дождь, сне;
3. Чем измеряют температуру? Подчеркни правильный ответ:
а. Манометром;
б. Термометром;
в. Барометром;
Какие вещества входят в состав воздуха? Подчеркни правильный ответ:
а. Водород, медь, цинк;
б. Кислород, азот, углекислый газ;
в. Фтор, хлор, йод;
Найдите ошибки в рассказе. (Ошибки подчеркнуть)
Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи,сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, начинается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву. (Ошибки выделены, за 1 ошибку – 5 баллов)
Записать знаками пять градусов выше нуля ; десять градусов ниже нуля ; двадцать градусов мороза ; тридцать пять градусов жары.
Тестовые задания
1. Что такое природа? (подчеркни правильный ответ)
а. Карандаши, тетради, парты, здание школы, город;
б. Человек, растения и животные, солнце в небе, моря и океаны;
в. Солнце, земля, воздух, вода, человек, растения и животные, рыбы и микробы; 2. К неживой природе относятся:
а. Человек, растения, животные, грибы и микробы;
б. Солнце, земля, воздух, облака, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;
в. Солнце, земля, небо, облака, камни, вода, дождь, сне;
3. Чем измеряют температуру? Подчеркни правильный ответ:
а. Манометром;
б. Термометром;
в. Барометром;
Какие вещества входят в состав воздуха? Подчеркни правильный ответ:
а. Водород, медь, цинк;
б. Кислород, азот, углекислый газ;
в. Фтор, хлор, йод;
Найдите ошибки в рассказе. (Ошибки подчеркнуть)
Наступила осень. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи,сороки, журавли. Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют шубки на более теплые и густые. А на полях в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, начинается сенокос, в садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву. (Ошибки выделены, за 1 ошибку – 5 баллов)
Записать знаками пять градусов выше нуля ; десять градусов ниже нуля ; двадцать градусов мороза ; тридцать пять градусов жары.