Тема: «Я и мир вокруг нас»
Цели:
- помочь детям увидеть себя в разных житейских ситуациях, в том числе и тех, которые могут быть опасны для них. Учить детей быть внимательными, бдительными. Воспитывать осторожность, наблюдательность.
- учить детей жить по определённым правилам безопасности – дома, на улице, в транспорте, в непредвиденных ситуациях. Формировать навыки безопасного поведения.
- познакомить со службами 01, 02, 03.;
- научить детей принимать решения в опасных ситуациях;
- обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье;
- обучить детей навыкам самообороны;
- закрепить знания детей о предметах, представляющих опасность для жизни и здоровья;
- формировать представление о том, как вести себя, если ты заболел, о том, откуда берутся болезни, как их предотвратить.
Оборудование: аудиозаписи, видеозаписи, иллюстрации, знаки, плакат
Учитель.
Школы бывают разные: музыкальные, художественные, школы, где получают знания. А мы сегодня побываем в необычной школе и назвали мы ее «Школа выживания». Наши уроки будут посвещены теме «Я и мир вокруг нас».
Что для человека самое ценное? (дети отвечают: жизнь, здоровье)
Оказывается, очень важно научиться беречь свою жизнь и свое здоровье. Ведь у здорового человека больше сил и времени для учебы, работы, путешествий, других важных и интересных дел, то есть для всего того, из чего состоит нормальная жизнь.
Как укрепить свое здоровье? Что надо знать и уметь, чтобы избежать болезней и несчастных случаев? Как помочь себе и другим в беде? Всему этому и научимся, посетив несколько уроков в нашей школе – «Школе выживания».
Сегодня вы будете и слушателями, и зрителями, и участниками.
Ну что, вы готовы к занятиям? (дети отвечают: «Готовы!»)
Урок 1. «Правила движения – достойны уважения».
Я по городу иду,
Я в беду не попаду,
Потому что твердо знаю –
Правила я выполняю.
Что за правила такие?
Очень, в общем – то, простые:
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна!
Учитель:
Правила дорожного движения – закон для улиц и дорог. Без них из-за беспорядка находиться на лицах стало бы опасно. Соблюдать правила дорожного движения обязаны и водители, и пешеходы.
Задание 1. Отгадай загадки.
Что за чудо, что за дом,
Народу много едет в нём.
Обувь носит из резины
А питается бензином.
(Автобус)
Ранним утром по дороге
Крутятся два колеса.
А педали крутят ноги
Есть багажник, тормоза.
У загадки есть ответ –
Что это?…
(Велосипед)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
(Трамвай)
Уникальнейший вагон!
Посмотрите сами:
Канаты в воздухе, а он
По ним бежит руками.
(Троллейбус)
Он заботливый и строгий,
Неподвижно на месте стоит.
Он на улице широкой
Движением руководит.
Помогает он тебе
Путь пройти опасный.
Всегда на высоте
Зелёный, жёлтый, красный.
(Светофор)
Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Отличить легко их можно,
Будь то улица, бульвар.
Пешеходные дорожки –
Это только…
(Тротуар)
Короче бывает, длинней,
Всего на свете ниже.
А воспользовавшись ей,
Все дали становятся ближе.
(Дорога)
Слайды. Конкурсы.
Урок 2. «Безопасность в доме».
Адрес свой везде и всюду,
Никогда я не забуду:
Если даже заблужусь,
Вспомню адрес и найдусь.
Учитель:
Вы, конечно, думаете, что дом – самое безопасное место на свете. Но это не совсем так! Человек изобрел различные приборы, научился пользоваться электричеством, газом, приручил огонь и воду. Все эти полезные изобретения не только облегчают и делают удобной жизнь людей, но и требуют от них аккуратности и осторожности, соблюдения определенных правил.
Игра «Почему?»
Я буду читать правила поведения в доме, а вы отвечать – почему так необходимо делать.
- Каждая вещь в доме должна иметь свое место. Почему?
- Не принимай никаких лекарств самостоятельно. Почему?
Лекарства наши спасители в болезнях. Но обращаться с ними надо умело. Ведь даже витаминами можно отравиться, если съесть их очень много.
- Не оставляй включенной незажженную газовую горелку. Почему?
Газ специально сделали таким пахучим, чтобы люди сразу могли чувствовать запах, ведь глазами его не увидишь.
- Не засовывай посторонние предметы в розетку. Почему?
- Уходя из дома, не забывай выключать все электроприборы. Почему?
- Не играй со спичками и зажигалками. Почему?
- Все острые, колющие, режущие предметы надо класть на свои места. Почему?
Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Урок 3. «Не каждый встречный – друг сердечный».
Забывать нельзя никак,
Кто твой друг, а кто твой враг!
Дома ты один остался
Вдруг в двери звонок раздался.
Незнакомцам ты не верь –
Отворять не надо дверь.
Это вовсе не пустяк:
Может быть за дверью враг!
Учитель:
Даже взрослым людям милиция советует быть осторожным и не пускать к себе в дом незнакомых людей. И при разговоре по телефону существуют важные правила. Мы сейчас с вами рассмотрим некоторые ситуации, которые могут случиться, когда ребенок дома один. Ребята, обратите внимание, как будут действовать наши герои.
1.Телефонный разговор.
Обыгрывание ситуации. Ребенок сидит в комнате, играет. Раздается телефонный звонок.
Голос: Алло! Здравствуй!
Ребенок: Здравствуйте!
Голос: Это Николай Васильевич звонит. Я знакомый твоего папы. Мы с ним договорились, но я потерял ваш адрес, ты не мог бы назвать его. У тебя дома есть кто-нибудь из взрослых?
Ребенок: А вы скажите свой телефон или адрес, а когда папа проснется, он просил его сейчас не беспокоить, я ему передам, что вы звонили и он перезвонит.
Кладет трубку. Набирает номер родителям.
Ребенок: Папа, тут звонил мужчина и сказал, что его зовут Николай Васильевич и что вы договорились с ним встретиться, спрашивал наш адрес, но я ему не назвал.
Папа: Хорошо, что не назвал. Дверь никому не открывай. Я уже еду домой.
Урок 4. «Помоги себе сам».
Учитель:
- Все мы помним стихотворение о Мишке Косолапом:
Мишка Косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет…
Что дальше с Мишкой произошло? (Он получил травму).
Конечно, серьезными травмами должен заниматься врач. Но если рядом нет ни врача, ни взрослых, ты сам можешь оказать первую помощь себе и своим друзьям. Главное, не поддаваться панике, действовать четко и спокойно.
У нас в гостях лучший медицинский светило, который расскажет и покажет, как правильно оказывать медицинскую помощь.
Выступление медицинского работника.Первая медицинская помощь.
Учитель:
- Во всех тяжелых случаях, когда пострадавшему грозит смертельная опасность, первое, что надо сделать – вызвать скорую помощь.
- Какой номер необходимо набрать? (03)
Учитель:
Ребята, вот вы и побывали на уроках в нашей «Школе выживания». Надеемся, что вы сможете теперь избежать многих опасностей. Но лучше, чтобы они вам вообще не встречались!
Теперь мы знаем все, друзья,
Что делать можно, что нельзя!
В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. У каждого свое хобби. Между прочим, у слова «хобби» достаточно любопытная история. Многие считают, что оно произошло от английского языка, однако корни у него немецкие. Так в 18 веке крестьяне называли детскую игрушечную лошадку. А вот своим современным значением слово «хобби» обязано английскому писателю Лоренсу Стерну, который в конце 18 века опубликовал свой роман «Жизнь и мнения Тристама Шенди». Именно там слово «хобби» использовалось в значении «увлечение».
В жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег, ни славы. Это занятие для души.
1. Увлечение музыкой и танцами (Захожая К., Задорожная А., Деменский М.).
- Большую роль в жизни людей играет музыка. Музыка завораживает нас, очаровывает, переносит нас в другой мир.
Ребята рассказывают о своем увлечении.
2. Любители домашних животных (Арефьева К.).
- Многие ученики нашего класса отдают свое свободное время общению с домашними любимцами: кошками, собаками, попугаями и другими животными. Давайте послушаем их рассказы и посмотрим на их питомцев.
3. Спортсмены (Похода А.)
Командная игра, в которой игроки клюшкой забивают шайбу в ворота соперника. Как называется? (Хоккей). В нашем классе тоже есть юный спортсмен, который мечтает попасть в сборную команду страны по хоккею. Давайте послушаем его рассказ и пожелаем ему спортивных побед.
Игра «Угадай хобби»
Классный руководитель. Сейчас мы поиграем в игру. В ней будут участвовать те ребята, которые ещё не нашли своего увлечения. Прошу вас к доске. Разбиваем на 2 команды
Итак, названия («Ромашка», «Василек», «Радуга», «Гроза», «Дружба», «Ракета» и т. п.)
Я загадываю слово, которое обозначает какое-нибудь увлечение. Кто быстрее ответит, тот и получает это хобби. За каждый правильный ответ я вручаю команде флажок. Побеждает та команда, которая набрала больше флажков, а значит, и больше разных интересных увлечений.
- Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. (Туризм)
2.Поиски, выслеживание зверей, птиц с ружьём или фотоаппаратом. (Охота)
3.Рыбная ловля. (Рыбалка)
4.Командная игра, в которой игроки ударами ног забивают мяч в ворота соперника. (Футбол)
5.Человек, который коллекционирует марки (филателист)
6.Коллекционирование монет (Нумизматика)
7.Стеклянное помещение для содержания ящериц и змей. (Террариум)
8.Что коллекционируют филокартисты? (Открытки)
9. Певческое искусство. (Вокал)
Заключение.
На этом наш классный час подошёл к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас он не прошёл даром. Как вы считаете, как найти своё увлечение, если его ещё нет?
Для того чтобы найти своё хобби, нужно поглубже заглянуть в себя и не бояться сделать первый шаг:
приобрести первую марку,
сочинить первую строчку,
набросить первую петельку на спицах.
Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе.
Ведь жизнь увлечённого человека гораздо богаче, интереснее, красочнее.
Спасибо всем ребятам, которые рассказали о своих увлечениях, которые проявили свои способности. Я очень рада, что ваши занятия так разнообразны, а самое главное, что вы этим по-настоящему увлечены. Это говорит о вашем богатом духовном мире. Не обо всех увлечениях ребятам сегодня удалось рассказать. У нас еще много талантливых и очень увлеченных детей. Не огорчайтесь те, кто не рассказал о своих любимых занятиях, о том, как вы проводите свое свободное время. Этот разговор мы обязательно продолжим.
Домашнее задание: Создать(нарисовать) маршрут «Дорога домой».
Спасибо тем, кто нас терпеливо, внимательно и с интересом выслушал. Всем до свидания.