Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии "Изображения земной поверхности"»
Методическая разработка урока по географии
Автор Мухаметзянова Марина Сергеевна, учитель географии МОУ «Еловская СОШ»
Тема урока: Изображения земной поверхности
Класс: 5
Используемый УМК: УМК «Сферы» автор А.А. Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
Деятельностная цель: формировать умения анализировать и сравнивать разные виды изображений земной поверхности.
Содержательная цель: изучение понятий и выявление особенностей разных видов изображений земной поверхности.
Основные понятия и термины: план местности, географическая карта, глобус, аэрофотоснимок, условные знаки, легенда карты (плана).
Оборудование:
Мультимедийный проектор
ЦОК Академии Минпросвещения
ЦОР РЭШ и Якласс
Учебник и атлас
Раздаточный материал и ноутбуки.
Планируемые результаты:
Личностные:
овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
проводить по плану несложное географическое исследование, по установлению особенностей изучаемых географических объектов;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов.
систематизировать географическую информацию в разных формах.
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные:
различать понятия «план местности» и «географическая карта»;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.
Сценарий урока.
Организационно-мотивационный этап.
Добрый день, ребята! Садитесь.
Рассмотрите, пожалуйста, рисунок.
Что изображено на рисунке?
Для чего человек изображает поверхность Земли?
Как данный рисунок связан с темой нашего урока?
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Запишем в тетрадь тему урока «Изображения земной поверхности»
Этап актуализация опорных знаний и постановки учебной задачи.
С древних времен люди изображают земную поверхность, используя для этого разные способы. Вспомните, с какими видами изображений земной поверхности мы уже знакомы?
Ответ учащихся: карта, глобус, план.
На сегодняшний день существуют различные виды изображений земной поверхности, в том числе, аэрофотоснимки и космические снимки. Все изображения земной поверхности дают нам представление о поверхности нашей планеты, но в тоже время, каждое изображение имеет свои особенности. У вас на столах лежат листочки с заданием. Что мы должны будем сегодня сделать на уроке?
Обучающиеся формулируют задачи на урок:
1) описать разные виды изображения земной поверхности,
2) сравнить по плану виды изображения земной поверхности,
3) сделать вывод о результатах своей работы.
3. Этап изучения нового материала.
Рассмотрим изображения в галерее ЦОК.
Заполните таблицу, описывая каждое изображение по признакам. Поставьте «+», если признак относиться к изображению, «–», если признак не относиться к изображению.
Признаки
План местности
Аэрофотоснимок
Карта
Глобус
Объекты более похожи на их реальное изображение, на местности
-
+
-
-
Можно узнать названия городов, реки и т.д.
+
-
+
+
Можно определить тип леса, луга, дорог, мостов
+
-
-
-
Вид сверху
+
+
+
+
Изображены все объекты, видимые сверху
-
+
-
-
Изображены только важные объекты
+
-
+
+
Объекты изображены условными знаками
+
-
+
+
Какие виды изображения земной поверхности используют в практической и учебной деятельности?
Попробуйте, используя данные таблицы, сформулировать определение понятий план местности и карта.
Запишем в тетрадь.
План местности – чертеж, на котором изображен небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.
Географическая карта – уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное с помощью условных знаков.
Условные знаки – специальные графические символы, используемые на планах и картах для изображения географических объектов.
Легенда карты (плана) – изображение всех условных знаков, которые были использованы на данном плане или карте, с объяснением их значения.
4. Этап применения учебного материала (систематизация знаний и умений).
Для закрепления нового материала предлагаю в парах решить тренировочные задания на платформе РЭШ.
Ссылка для работы обучающихся с заданиями https://resh.edu.ru/subject/lesson/620/training/#139199 .
Для работы используется компьютерная техника (ноутбуки) школы.
5. Этап проверки приобретенных знаний.
Проверочная работа на платформе Якласс. Ссылка на работу https://www.yaklass.ru/TestWork/Info?jid=GHj6Usi8tkCiaUbMiKMgww .
Для работы используется компьютерная техника (ноутбуки) школы.
6. Этап рефлексии, домашнее задание.
Вернемся к плану местности, который мы видели в начале урока. Составим на доске легенду данного плана, т.е. обозначим условными знаками объекты, нанесенные на него.
Домашнее задание: параграф 10 читать, знать отличия плана местности и географической карты.
Приложение (раздаточный материал)
Признаки
План местности
Аэрофотоснимок
Карта
Глобус
Объекты более похожи на их реальное изображение, на местности