Государственное учреждение «Отдел образования города Семей»
Программа курса «Введение в картографию»
(Курс предназначен для учащихся 5 классов и относится к компоненту вариативной части программы)
Автор программы Тусупжанова Алия Амантаевна – учитель георафии второй категории КГУ «СОШ № 30» - стаж работы 14 лет
Г. Семей 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ:
-
Пояснительная записка
-
Цель и задачи курса
-
Авторская программа курса «Введение в картографию»
-
Список литерауры
Пояснительная записка
Прог отвечает на вопросы : «Где?», определяя их место на земной поверхности. Теперь на нашей планете практически не осталось таких мест, где бы не побывал человек и о которых он ничего не знает. Но это не означает, что география уже ответила людям на все интересующие их вопросы. Дело в том, что в сочетании с временем одни географические объекты исчезают, а другие появляются. в современном мире все большее число объектов создает человек. Поэтому облик земной поверхности постоянно меняется. А это значит, что вопросы «»что это?, «Где это находится» будут интересовать людей всегда. Предлагаемая мною, учителем шеорафии методическая разработка научно, всесторонне раскрывает роль, значение и функции курса «Введение в картографию». Считаю, что курсы «Введение в картографию»:
-
Создают положительнуюмотивацию обученияв географии на планируемом курск\е обучения
-
Познакомят учащихся с ведущими видами географической деятельности
-
Активизируют познавательную деятельность у школьников в географической области
-
Повысят информацию и коммуникативную компетентностьучащихся в георафии
-
Курс «Введение в картографию»-его назначение – формировать у учащихся картографические знания и умения работатьс географическими картами и другими картографическими произведениями, в частности, предназначенные для средней школы.
Разработанный мною методический проект, содержит авторскую программу курса по выбору «Введение в картографию». Карты – маленькие модели мира и одновременно – язык всех наук о Земле и многих социально – экономических наук, инструмент пространственного явления и средство передачи информации. Сегодня карты или атласы вошли в повседневный быт, они лежат на столе администратора или в кабинете штурмана, висят на стене в школьном классе и подмигивают яркими знаками с экрана компьютеров. Овладение картографической грамотностью также необходимо современному человеку, как знание грамматики и умение работать с компьютером. Карта – модель действительности, источник информации, инструмент познания отраженной на ней части действительности. Считаю, знание общих законов построения карт, их свойств, языкового устройства помогут учащимся более полно их использовать, читать и получать необходимую информацию, распознавать закономерности размещения природных и общественных объектов и явлений, устанавливать существующие взаимосвязи между ними.
Цели и задачи курса:
Главной целью «Введение в картографию является – подготовить учащихся 5 классов к освоению более сложной программы в следующем учебном году и помочь учащимся адоптироваться в шестом классе к новому предмету «География». Познакомить с историей картографии, различными картами. Расширить знания о масштабах и проекциях карт. Показать роль карт. Воспитывать уважение к людям различных профессий. Расширить знания о картах и об их использовании.
Образовательные цели:
Заложить систему элементарных знаний о карте, и о компонентах природы ифизико – географических особенностях планеты Земля. Сформировать систему топографо – картографических знаний, которая должна обеспечить географичность содержания и создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, их положения в пространстве. Сформировать практические умения и навыки работать с глобусом и картой, планам местности и со специальными приборами и инструментами для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентироваться на местности, полевых исследований, маршрутных съемок, первоначальной систематизации полученных результатов.
Развивающие задачи:
Развить навыки описания отдельных природных объектов, ориентирования и измерения расстояний. Развивать умение находить географические объекты на картах. Развивать первоначальные представления о размещении географических объектов кА природных (гор,рек, равнин), так и социально – экономических (стран, городов, дорог) и тд.
Воспитательные задачи: Привитие картографической культуры, раскрыть пути установления межпредметных связей при формировании картографических знаний при изучении географии, истории и других предметов. Развивать у учащихся самостоятельную деятельность на уроках и прививать практические навыки при работе с картами. Повысить интерес школьников к предмету «География» через картографию. Развить правильное отношение к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать: (понимать задачи и предмет изучения картографии, определение понятия «Картография». Уметь называть различия в изучении Земли картографией по сравнению с другими науками, приводить примеры кртографических объектов, должны уметь работать с картографическим материалом, отличать различие между природными и антропогенными объектами, объяснять для чего изучают картографию.
Литература:
-
Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу – М Просвещение 1972
-
Куприн А.М. Занимательная топография М Просвещение 1977
-
Куприн А.М. Слово о карте м Недра 1987 и др М Просвещение 1994
-
Лобжанидзе А.А. Планета Земля. Алматы Просвещение – Казахстан, 2009 г
-
Физическая география – Справочные материалы А.М. Берлянт
-
Г.Ю Грюнберг Картография с основами топографии М Просвещение 1991 г
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Введение в картографию»
Чодержание программы.
Учебно – тематический план «Введение в картографию – 5 класс»
34 часа в неделю 1 раз
№
Разделы темы
Колво ч
сроки
Д.З.
I Раздел «Введение»
2
1
История создания карты
1
2
Древняя и современная карта
1
II раздел «Изображение земной поверхности и их использование»
7
3
Пространственное изображение Земли
1
4
Отличие карты от рисунка
1
5
Изображение Земли на плоскости
1
6
Крупномасштабное изображение отдельных участков земной поверхности
1
7
Язык карты
1
8
Классификация карт
1
9
Атласы
1
III раздел Легенда карты и масштаб карты
7
10
Чтение карты
1
11
Виды условных знаков
1
12
Одиночные знаки
1
13
Линейные знаки
1
14
Площадные знаки
1
15
Способы измерения расстояний
1
16
Масштаб и его виды
1
IY раздел «Градусная сетка»
4
17
Параллели и меридианы
1
18
Линии, параллельные экватору
1
19
Гринвич меридиан
1
20
Нахождение географических объектов по отдельно взятым точкам
1
Y раздел «ориентирование»
5
21
Общение с природой – один из способов ориентирования
1
22
Построение углов, с расчетом масштаба
1
23
Движение по маршруту
24
Измерение расстояний на местности – работа с рулеткой
1
25
Ориентирование при помощи плана местности
1
YI раздел «Карта – язык географии»
2
26
Методы изучения Земли
1
27
Картографический метод исследования
1
YII раздел «Съемка простейшего плана местности»
3
28
Подготовительные работы
1
29
Способ обхода – Маршрутная съемка
1
30
Итоговые работы – защита чертежей
1
YIII раздел «Атлас»
4
31
Виды атласов
1
32
Картографическая культура
1
33
Профессиональное использование и назначение карт
1
34
Значение карт для школьников в обычной жизни
1
Заключительная форма обучения – защита пректов
Заключительная форма оценивания - зачет