kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Географические координаты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит подробный конспект урока-пактикума по определению географических координат, презентацию по теме урока и приложения для выполнения практических заданий, домашнего задания. Урок начального курса физической географии в теме "Изображения земной поверхности и их использование" разработан для УМК "Сферы" " География. Планета Земля. 6 класс".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Географические координаты. Конспект»

Тема: Географические координаты.


Цель: сформировать обобщенный прием определения положения объекта по географическим координатам.


Задачи:

Обучающие:

1.сформировать умение определять географическую широту и географическую долготу объекта по картам и глобусу.

2. сформировать умение находить объекты по географическим координатам.

3. продолжить формирование умения работать с географическими картами.


Воспитывающие:

1 формирование положительного отношения к предмету.

2. способствовать воспитанию правильного показа географических объектов на карте.


Коррекционные:

1. формирование умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания.

2. развивать умение ориентироваться по географической карте.


Тип урока: урок – практикум.


Форма урока: традиционная.


Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемного изложения, частично – поисковый.


Формы учебно – познавательной деятельности: самостоятельная работа обучающихся с учебником, картами атласа, глобусом, выполнение индивидуальных заданий, работа у доски.


Оборудование:

1. Компьютерная презентация по теме урока.

2. Глобусы, географические атласы, физическая карта полушарий, учебник « Планета Земля» 6 класс.

3. Папки с раздаточными материалами по теме урока.


Место урока: урок в теме: «Изображения земной поверхности и их использование».


Межпредметные связи: математика, история.



Ход урока:


I. Организационный момент.

Приветствие гостей. Проверка подготовленности обучающихся к уроку.


II. Мотивационный этап.

Учитель. С древних времен у человека существовала потребность передавать информацию о том, где он был и что видел. Сегодня существуют различные виды изображения земной поверхности. Все они – маленькие модели окружающего нас мира. Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по географической карте.

Целью нашего путешествия будет научиться ориентироваться по карте.

III. Актуализация субъективного опыта обучения.

Давайте начнем наше путешествие, вспомнив основные понятия, изученные на предыдуших уроках:

В. Что такое географическая карта?

- обобщенное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью системы условных знаков.

Учитель. Глобус и географические карты «опутаны» своеобразной сеткой, состоящей из пересекающихся линий. Эти линии появились на картах не сразу.

В. Можем ли мы увидеть градусную сеть на поверхности Земли.

- нет. Градусная сеть придумана человеком для определения точного положения объектов на Земле.

Учитель. В древности карты напоминали простейшие планы. Но уже тогда люди задумывались над тем, как определять точное положение объектов на Земле.


Более чем за 100 лет до н. э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.


Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.

В настоящее время с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.


В. Что такое параллели?


Параллели - линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.


В. Как называется самая длинная параллель?


Экватор – самая длинная параллель, его длина 40 075 696 м.


В. Каким образом линия экватора делит земной шар?


Линия экватора делит земной шар на северное и южное полушария.


В. Что такое меридианы?


Меридианы - кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности Земли от одного географического полюса к другому.


В. Какой меридиан принят за начало отсчета меридианов?


За начало отсчета меридианов принят Гринвичский (нулевой) меридиан.


В. Каким образом делит земной шар линия Гринвичского (нулевого) меридиана?


Линия нулевого меридиана делит земной шар на западное и восточное полушария.

Учитель. Итак, экватор и Гринвичский меридиан делят нашу планету на четыре полушария: северное, южное, западное, восточное.


Задание №1.

Отметьте буквой, на каком из фрагментов карт показан экватор (А), а на каком – Гринвичский меридиан (Б).


В. Давайте вспомним особенности параллелей и меридианов.


Меридианы

- направлены на север и на юг;

- представляют полуокружности, сходящиеся у полюсов;

- величина дуги измеряется в градусах;

- имеют одинаковую длину;

- длина 1° всегда равна 111 км.

Параллели

- направлены на восток и на запад;

- окружности, параллельные экватору;

- величина окружности измеряется в градусах;

- длина окружности уменьшается от экватора к полюсам;

- длина 1° в километрах указана у рамки карты.


IV. Основная часть урока.

В ходе основной части урока обучающиеся выполняют практические задания, основанные на знании географических понятий темы.


Учитель. Нанесенные на глобус или карту параллели и меридианы образуют градусную сетку.


Географические координаты.

На карте огромная планета Земля:

Реки и горы, равнины, моря.

Точка на карте зовется «объект»-

Такое понятие ввел человек.


Сегодня мы с вами узнаем о том,

Что каждая точка имеет свой дом,

Чтобы ее отыскать в целом мире,

Ей указали этаж и квартиру.


Сложно найти этот адрес ребятам,

Если не следовать координатам.

Этаж называется широтой,

Номер квартиры – ее долготой.

Как отыскать в дом заветный ключик?

Карта и глобус нас этому учат.

Нам остается припомнить немного,

Какие ведут к каждой точке дороги.

Как только дороги пересекутся,

Искомые точки сразу найдутся.

Учитель. Итак, С помощью градусной сетки определяют географические координаты, направления, а еще измеряют расстояния между объектами. Сегодня на уроке мы с вами потренируемся в определении географических координат и направлений на глобусе и географической карте.


Физкультминутка.

Вы вспомнили особенности линий градусной сетки, дали определения меридианам и параллелям и готовы к тому, чтобы работать с картой. Но с одной далекой планеты, координаты которой неизвестны, к нам в гости заглянули маленькие зеленые человечки для того, чтобы провести физкультминутку.

А сейчас мы с вами, дети

Улетаем на ракете.

Руки вверх, руки вниз.

Вот летит ракета ввысь.

Учитель. Одной из географических координат является географическая широта

В. Что такое географическая широта?

Географическая широта – величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места. Определяется по параллелям, бывает северная ( с.ш. ), южная (ю.ш.).


Задание № 2.

Определите географическую широту объектов.

Учитель. Вторая географическая координата – географическая долгота.

В. Что такое географическая долгота?

Географическая долгота – величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места. Определяется по меридианам, бывает западная (з.д.), восточная (в.д.).


Задание №3.

Определите географическую долготу объектов.


Задание №4.

Найдите географические координаты объектов А, В, С, D.

Учитель. На любой карте и глобусе направления на восток и запад определяются только по направлению параллелей, а на север и юг только по направлению меридианов.

Задание №5

Какой буквой на карте мира обозначена стрелка, соответствующая направлению на север?

V. Подведение итогов урока:

Сегодня на уроке мы доказали, что с помощью градусной сетки можно определять географические координаты и направления до объектов.


Каким был наш урок? Выбор за вами… (ребята оценивают свою работу на уроке, отмечают трудности, возникшие при изучении темы).


VI.Домашнее задание.


§ 3, практические задания на определение географических координат и направлений.









Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание»

Домашнее задание: § 3, задания № 1, 2, 3.






























3. По карте полушарий определите, где находятся точки, имеющие указанные географические координаты.

Заполните таблицу.

Географические координаты

Объект

20◦ с. ш. и 100◦ з. д.


30◦ с. ш. и 32◦ в. д.


34◦ ю. ш. и 19◦ в. д.


1◦ ю. ш. и 52◦ з. д.


9◦ с. ш. и 80◦ з. д.



Просмотр содержимого документа
«Понятия»

Основные понятия урока:


Географическая карта

– картографическое изображение поверхности земли или его частей на плоскости в уменьшенном виде условными знаками.


Меридианы

- кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности Земли от одного географического полюса к другому.


Параллели

- линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.


Географические координаты

- географическая широта и географическая долгота точки земной поверхности.


Географические координаты

- пересечение географической широты и географической долготы.


Географическая долгота

– величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места. Определяется по меридианам, бывает западная (з.д.), восточная (в.д.).


Географическая широта

– величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места. Определяется по параллелям, бывает северная ( с.ш. ), южная (ю.ш.).


Просмотр содержимого документа
«Правила определения координат»

Правила определения

географической широты:



1.Определить полушарие, в котором расположен объект;


2. Найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определить её широту;


3. Определить количество градусов от этой параллели до объекта;


4. Прибавить получившееся число к широте параллели.







Правила определения

географической долготы:


1. Определить полушарие, в котором расположен объект;


2. Найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу;


3. Определить количество градусов от этого меридиана до объекта;


4. Прибавить получившееся число к долготе меридиана.


Просмотр содержимого презентации
«Географические координаты.»

Географические координаты

Географические координаты

X – XII век. Арабская карта

X XII век. Арабская карта

Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном  Клавдий Птолемей  уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.

Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.

С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.

С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.

Параллели

Параллели

Экватор

Экватор

Меридианы

Меридианы

Гринвичский меридиан Гринвичская обсерватория

Гринвичский меридиан

Гринвичская обсерватория

Отметьте буквой, на каком из фрагментов карт показан экватор (А) , а на каком – Гринвичский меридиан (Б) .

Отметьте буквой, на каком из фрагментов карт показан экватор (А) , а на каком – Гринвичский меридиан (Б) .

Меридианы направлены на север и на юг; - представляют полуокружности, сходящиеся у полюсов;  величина дуги измеряется в градусах;  имеют одинаковую длину;  длина 1 ° всегда равна 111 км.  Особенности Параллели направлены на восток и на запад; окружности, параллельные экватору; - величина окружности измеряется в градусах; - длина окружности уменьшается от экватора к полюсам; - длина 1 ° в километрах различна.

Меридианы

  • направлены на север

и на юг;

- представляют полуокружности, сходящиеся у полюсов;

  • величина дуги

измеряется в градусах;

  • имеют одинаковую

длину;

  • длина 1 ° всегда равна

111 км.

Особенности

Параллели

  • направлены на восток

и на запад;

  • окружности, параллельные

экватору;

- величина окружности измеряется в градусах;

- длина окружности уменьшается от экватора к полюсам;

- длина 1 ° в километрах различна.

Система географических координат широта – параллели, долгота -меридианы

Система географических координат

широта – параллели, долгота -меридианы

Для чего нужна градусная сетка: Определение географических координат Определение  направлений Измерение расстояний между объектами

Для чего нужна

градусная сетка:

Определение

географических

координат

Определение

направлений

Измерение

расстояний

между

объектами

Физминутка. Ребята, зажигай, как мы.

Физминутка.

Ребята, зажигай, как мы.

Географическая широта

Географическая широта

Правила определения географической широты:  Определить полушарие, в котором расположен объект;  2. Найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определить её широту;  3. Определить количество градусов от этой параллели до объекта;  4. Прибавить получившееся число к широте параллели.

Правила определения

географической широты:

  • Определить полушарие, в котором расположен объект;

2. Найти ближайшую к объекту параллель со стороны экватора и определить её широту;

3. Определить количество градусов от этой параллели до объекта;

4. Прибавить получившееся число к широте параллели.

Географическая долгота

Географическая долгота

Правила определения географической долготы:  1. Определить полушарие, в котором расположен объект;  2. Найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу;  3. Определить количество градусов от этого меридиана до объекта;  4. Прибавить получившееся число к долготе меридиана.

Правила определения

географической долготы:

1. Определить полушарие, в котором расположен объект;

2. Найти ближайший к объекту меридиан со стороны начального меридиана и определить его долготу;

3. Определить количество градусов от этого меридиана до объекта;

4. Прибавить получившееся число к долготе меридиана.

Географические координаты

Географические координаты

Найдите географические координаты объектов А, В, С, D .

Найдите географические координаты объектов

А, В, С, D .

Определение направлений с помощью градусной сетки.

Определение направлений с помощью

градусной сетки.

Какой буквой на карте мира обозначена стрелка, соответствующая направлению на север?

Какой буквой на карте мира обозначена стрелка, соответствующая направлению на север?

Мыс Игольный 34 º  ю.ш. 20 º  в.д .

Мыс Игольный

34 º ю.ш. 20 º в.д .

Было скучно Здорово Важная тема Я молодец! Есть вопросы Легкая тема Мне было интересно Урок понравился Ничего особенного Оценка урока - хорошо Оценка урока - отлично Ничего не понятно Узнал(а) много нового

Было скучно

Здорово

Важная тема

Я молодец!

Есть вопросы

Легкая тема

Мне было интересно

Урок понравился

Ничего особенного

Оценка урока

- хорошо

Оценка урока

- отлично

Ничего не понятно

Узнал(а) много нового


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Географические координаты"

Автор: Ивашкина Наталья Павловна

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 212007

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме "Географическое положение Нижегородской области и его влияние на природу и хозяйство". "
    ["seo_title"] => string(172) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-nizhieghorodskoi-oblasti-i-iegho-vliianiie-na-prirodu-i-khoziaistvo"
    ["file_id"] => string(6) "158695"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421774211"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "конспект урока "Части Мирового океана". "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-chasti-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "124956"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414856033"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Мини-пособие курса "География", 8 класс. Раздел 1 (4 часа) "
    ["seo_title"] => string(58) "mini-posobiie-kursa-gieoghrafiia-8-klass-razdiel-1-4-chasa"
    ["file_id"] => string(6) "152244"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420817353"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Учебный проект по математике  "Координаты и координатная плоскость" "
    ["seo_title"] => string(69) "uchiebnyi-proiekt-po-matiematikie-koordinaty-i-koordinatnaia-ploskost"
    ["file_id"] => string(6) "124008"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414609327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства