Тема: Географические координаты.
Цель: сформировать обобщенный прием определения положения объекта по географическим координатам.
Задачи:
Обучающие:
1.сформировать умение определять географическую широту и географическую долготу объекта по картам и глобусу.
2. сформировать умение находить объекты по географическим координатам.
3. продолжить формирование умения работать с географическими картами.
Воспитывающие:
1 формирование положительного отношения к предмету.
2. способствовать воспитанию правильного показа географических объектов на карте.
Коррекционные:
1. формирование умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания.
2. развивать умение ориентироваться по географической карте.
Тип урока: урок – практикум.
Форма урока: традиционная.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемного изложения, частично – поисковый.
Формы учебно – познавательной деятельности: самостоятельная работа обучающихся с учебником, картами атласа, глобусом, выполнение индивидуальных заданий, работа у доски.
Оборудование:
1. Компьютерная презентация по теме урока.
2. Глобусы, географические атласы, физическая карта полушарий, учебник « Планета Земля» 6 класс.
3. Папки с раздаточными материалами по теме урока.
Место урока: урок в теме: «Изображения земной поверхности и их использование».
Межпредметные связи: математика, история.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие гостей. Проверка подготовленности обучающихся к уроку.
II. Мотивационный этап.
Учитель. С древних времен у человека существовала потребность передавать информацию о том, где он был и что видел. Сегодня существуют различные виды изображения земной поверхности. Все они – маленькие модели окружающего нас мира. Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по географической карте.
Целью нашего путешествия будет научиться ориентироваться по карте.
III. Актуализация субъективного опыта обучения.
Давайте начнем наше путешествие, вспомнив основные понятия, изученные на предыдуших уроках:
В. Что такое географическая карта?
- обобщенное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью системы условных знаков.
Учитель. Глобус и географические карты «опутаны» своеобразной сеткой, состоящей из пересекающихся линий. Эти линии появились на картах не сразу.
В. Можем ли мы увидеть градусную сеть на поверхности Земли.
- нет. Градусная сеть придумана человеком для определения точного положения объектов на Земле.
Учитель. В древности карты напоминали простейшие планы. Но уже тогда люди задумывались над тем, как определять точное положение объектов на Земле.
Более чем за 100 лет до н. э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами.
Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат.
В настоящее время с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.
В. Что такое параллели?
Параллели - линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.
В. Как называется самая длинная параллель?
Экватор – самая длинная параллель, его длина 40 075 696 м.
В. Каким образом линия экватора делит земной шар?
Линия экватора делит земной шар на северное и южное полушария.
В. Что такое меридианы?
Меридианы - кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности Земли от одного географического полюса к другому.
В. Какой меридиан принят за начало отсчета меридианов?
За начало отсчета меридианов принят Гринвичский (нулевой) меридиан.
В. Каким образом делит земной шар линия Гринвичского (нулевого) меридиана?
Линия нулевого меридиана делит земной шар на западное и восточное полушария.
Учитель. Итак, экватор и Гринвичский меридиан делят нашу планету на четыре полушария: северное, южное, западное, восточное.
Задание №1.
Отметьте буквой, на каком из фрагментов карт показан экватор (А), а на каком – Гринвичский меридиан (Б).
В. Давайте вспомним особенности параллелей и меридианов.
Меридианы
- направлены на север и на юг;
- представляют полуокружности, сходящиеся у полюсов;
- величина дуги измеряется в градусах;
- имеют одинаковую длину;
- длина 1° всегда равна 111 км.
Параллели
- направлены на восток и на запад;
- окружности, параллельные экватору;
- величина окружности измеряется в градусах;
- длина окружности уменьшается от экватора к полюсам;
- длина 1° в километрах указана у рамки карты.
IV. Основная часть урока.
В ходе основной части урока обучающиеся выполняют практические задания, основанные на знании географических понятий темы.
Учитель. Нанесенные на глобус или карту параллели и меридианы образуют градусную сетку.
Географические координаты.
На карте огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект»-
Такое понятие ввел человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы ее отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры – ее долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.
Учитель. Итак, С помощью градусной сетки определяют географические координаты, направления, а еще измеряют расстояния между объектами. Сегодня на уроке мы с вами потренируемся в определении географических координат и направлений на глобусе и географической карте.
Физкультминутка.
Вы вспомнили особенности линий градусной сетки, дали определения меридианам и параллелям и готовы к тому, чтобы работать с картой. Но с одной далекой планеты, координаты которой неизвестны, к нам в гости заглянули маленькие зеленые человечки для того, чтобы провести физкультминутку.
А сейчас мы с вами, дети
Улетаем на ракете.
Руки вверх, руки вниз.
Вот летит ракета ввысь.
Учитель. Одной из географических координат является географическая широта
В. Что такое географическая широта?
Географическая широта – величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места. Определяется по параллелям, бывает северная ( с.ш. ), южная (ю.ш.).
Задание № 2.
Определите географическую широту объектов.
Учитель. Вторая географическая координата – географическая долгота.
В. Что такое географическая долгота?
Географическая долгота – величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места. Определяется по меридианам, бывает западная (з.д.), восточная (в.д.).
Задание №3.
Определите географическую долготу объектов.
Задание №4.
Найдите географические координаты объектов А, В, С, D.
Учитель. На любой карте и глобусе направления на восток и запад определяются только по направлению параллелей, а на север и юг только по направлению меридианов.
Задание №5
Какой буквой на карте мира обозначена стрелка, соответствующая направлению на север?
V. Подведение итогов урока:
Сегодня на уроке мы доказали, что с помощью градусной сетки можно определять географические координаты и направления до объектов.
Каким был наш урок? Выбор за вами… (ребята оценивают свою работу на уроке, отмечают трудности, возникшие при изучении темы).
VI.Домашнее задание.
§ 3, практические задания на определение географических координат и направлений.